Напоминание

«Сюжетно – ролевые игры в ознакомлении детей с природой»


Автор: Ходина Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР–Детский сад №239
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: Консультация для воспитателей.
Тема: «Сюжетно – ролевые игры в ознакомлении детей с природой»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей.

Тема: «Сюжетно – ролевые игры в ознакомлении детей с природой»

Воспитатель:

Ходина Лариса Владимировна

2018 г.

Сюжетно - ролевые игры в экологическом воспитании.

Использование игры как средства экологического воспитания детей

важно по целому ряду причин:

Она даёт возможность развивать познавательные способности и

речь ребёнка, способствует становлению личности, сохранению

здоровья, а кроме того, соответствует потребностям детей в

общении, познании и движении, поэтому она должна быть также

широко использована в экологическом воспитании, как и в других

его направлениях;

Игра доставляет ребёнку радость, познание природы и общение с

ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра

создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения;

Игра ставит взрослого и ребёнка в партнёрские отношения;

Все игровые действия предусматривают психологическую

защищенность ребёнка, его эмоциональный комфорт;

В игровой комплекс включаются игры на развитие разных

анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

Экологические знания, полученные в игре и вызвавшие

эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их

самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие

которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности

ребёнка.

Таким образом, обучающие экологические игры являются одним из

средств формирования самостоятельной игровой деятельности.

В работе по экологическому воспитанию детей важным является

использование различных видов игр, в которых присутствовала бы активная,

экологически направленная или развивающая в соответствии с

поставленными воспитательными задачами деятельности.

На таких занятиях прежде всего необходимо уделять внимание

следующим вопросам:

Формированию понимания самоценности природы;

Осознание ребёнком себя как части природы;

Воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения

видам животных и растений вне зависимости от личных

симпатий и антипатий;

Формированию эмоционально – положительного отношения к

окружающему миру, умению видеть его красоту и

неповторимость;

Пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение

одной связи влечёт за собой другие изменения;

Пониманию того, что человекнедолжен уничтожать то, чего не

может создать;

Формированию у детей желания сохранить окружающую среду,

осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и

состоянием окружающей среды;

Усвоению основ экологической безопасности;

Усвоению первоначальных сведений о рациональном

использовании воды, энергии в быту;

Формированию навыков экологически грамотного и безопасного

поведения в повседневной жизни.

Виды игровых обучающих ситуаций.

Рассмотрим примеры некоторых сюжетно – ролевых игр.

Характер сюжетно-ролевых игр должен определятся логикой

построения занятия, которое направлено на достижение дидактической цели.

Поэтому ход игры регламентирован с самого начала и до конца, и определяет

его воспитатель, который заранее продумывает, подготавливает, организует и

направляет игру в нужное русло. Оптимальной формой привлечения

сюжетно-ролевой игры в процессе ознакомления детей с природой являются

наблюдения и игровые обучающие ситуации, создаваемые для решения

конкретных дидактических задач, входящих в занятия. При использовании

игровых обучающих ситуаций у детей возникают положительные эмоции как

от самой игры, так и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация

является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний,

усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков.

Проведение таких занятий требует больших моральных усилий воспитателя,

но компенсируется высокой обучаемостью детей.

Построение обучающих ситуаций с игрушками – аналогами.

Это, прежде всего, игровые обучающие ситуации, построенные с

привлечением игрушек – аналогов, изображающих различные объекты

природы – растений и животных. В старшей группе такие игры используются

для формирования у детей представления об отличии живого существа от

предмета (игрушки), о специфике живого и неживого мира и возможных

действий с ним. Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками –

аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным

изображением по самым разным критериям: внешнему облику, условиям

жизни, способу поведения и способу взаимодействия с ним.

В подготовительной группе это различные игровые ситуации,

например, игрушечный заяц (медведь и т.д.) хочет узнать у детей, как звери в

лесу готовятся к зиме. Детям раздают игрушки разных диких животных

(лисы, волка, медведя и т.д.), от лица которых они рассказывают, как те

готовятся к зиме.

На занятии, цель которого – закрепление представления детей о том,

что лес – это сообщество различных растений и животных, о

приспособленности к жизни зверей в лесу, создаётся игровая ситуация, в ходе

которой игрушки решают уйти жить в лес и просят детей рассказать про лес

и условия жизни в нём.

С целью расширить представления детей о лесе, о том, как дикие

животные проводят зиму в лесу ,используется игровая ситуация «Школа

мудрой совы». Для расширения представлений детей о водном мире на

занятии применяются игровые ситуации «Школа морского царя», «Поможем

дельфинёнку вернутся домой» и др.

Использование литературных персонажей в игровых ситуациях.

Интересны игровые обучающие ситуации с использованием

литературных персонажей и вымышленных героев. В данном случае

используются персонажи хорошо известных детям сказок и рассказов

(Буратино, Незнайка, Карлсон, Винни-Пух и др.). При создании игровых

ситуаций нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы

продолжая их жизнь в привычных условиях:

Красная Шапочка идёт через лес к бабушке, по дороге она встречает

разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную её

ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах;

Айболит – доктор, который лечит зверей, но может лечить и растения,

проводит их профилактические осмотры.

Лучше, если в роли доктора выступает взрослый. Тогда дети охотнее

вступают в диалог с доктором Айболитом, приехавшим, чтобы сделать

профилактический осмотр обитателей уголка природы. Айболит учит детей

внимательно осматривать растения, находить признаки их нездорового

состояния, делать выводы о недостатке каких – либо условий, находить

способ оздоровления; воспитывать бережное отношение к растениям,

понимать что они – живые организмы, которым необходимы хорошие

условия жизни. Доктор осматривает каждое растение по очереди, оценивает

почву, степень освещенности, указывает на признаки нездоровья. Выясняет,

как часто и какой водой цветы поливают, делается ли опрыскивание,

рыхление. Доктор выписывает рецепты для ослабленных растений, угощает

детей витаминным напитком, осматривает грядку лука в ящике на окне и

хвалит ребят за то, что они его выращивают и едят.

Таким образом в рамках игровых действий «врача – специалиста»

Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию

– даёт образец правильного осмотра своих пациентов (обитателей

природного уголка), постановки диагноза (то есть, определение состояния

живых существ на основе различных внешних признаков) и способов

лечения, выписывая рецепты и разного рода рекомендации. Важную роль а

развёртывании игры с Айболитом выполняет атрибутика: костюм доктора;

чемоданчик Айболита, который кроме традиционного набора содержит

рецепты, ручку, палочки для рыхления почвы и т.п.

Карлсон – шалун и любит поесть сладкое. Целью занятия, на котором

используется этот персонаж, является уточнение и расширение

представлений о луге как сообществе светолюбивых травянистых растений,

цветки которых дают пищу для многочисленных насекомых, в т.ч. пчёл,

собирающих нектар – цветочный сок – и перерабатывающих его в мёд.

В данном случае используется игровая ситуация «Карлсон идёт на луг

за мёдом». При изучении комнатных растений, воспитания бережного

отношения к ним используется игровая обучающая ситуация «Карлсон

устраивает беспорядок среди комнатных растений».

Данные герои являются средством, обеспечивающим решение

дидактических задач, способствуют активизации познавательной

деятельности детей. Например, герои попадают в ходе занятия в такие

ситуации, когда им необходимы знания и помощь детей. Они строят нелепые

предположения, задают глупые вопросы, проявляя полную

неосведомлённость в событиях. Такие приёмы особенно хороши тем, что

дети меняют свою позицию в обучении и превращаются из обучаемых в

обучающих, становясь « над» этими героями. Такое соотношение заметно

придаёт детям уверенности в ответах. Они приобретают авторитет в своих

собственных глазах.

Вымышленные герои в обучающих ситуациях.

Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят

встречи с Лесовичком (переодетый воспитатель), хорошо знающим лес, всех

его обитателей.Встречи с Лесовичком могут проходить в разное время года и

способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях

разных видов деревьев, о первых весенних цветах (садовых и полевых),

взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце),

зависимости их жизни от окружающей среды; расширению знаний о

многообразии насекомых, роли окраски в их жизни; формированию

эмоционально-положительного, бережного отношения к растениям,

насекомым, животным, умению видеть их красоту и неповторимость; знать

их роль в природе и в жизни человека.

Проведение вышеназванных игровых обучающих ситуаций показывает,

что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок,

вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные

проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести

диалог, сочувствовать и сопереживать.

Игры в путешествия.

Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким

образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и

объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и

т.д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения,

«фотографируют», рассуждают. Важным является то, что игры–путешествия

– это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое

обучение детей, передачу им новых знаний.

С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и

растений, особенностям их приспособленности к лесному образу обитания,

воспитать у детей умение правильно вести себя в лесу и бережно относится к

природе можно провести игру-путешествие «Прогулка в лес». В ходе игры

дети встречают разных животных, насекомых, рассматривают растения,

помогают убрать мусор на лесной полянке. В течение всего занятия

обращают особое внимание на необходимость быть осторожными, чтобы не

наступить на муравьёв и не помять цветы, быть внимательными, чтобы

услышать голоса обитателей леса (пение птиц, жужжание пчелы).

Аналогично этому путешествию можно провести игру-путешествие

«посещение музея», в процессе которого дети учатся воспринимать

произведения искусства, видеть красоту отражения природы, понимать, что

это впечатления художника о природе, полученные через наблюдения и

общение с ней.

Самое активное участие дети принимают в подготовке игры-

путешествия «Посещение зоопарка». В данном случае дети могут принести в

группу игрушки, изображающие различных животных, построить из

конструктора и пластилина клетки и загоны для них, соорудить пруд с

оградой для водоплавающих птиц. Вместе с родителями дома дети могут

подготовить небольшие рассказы – каждый о своём животном (что животные

едят, какие у них повадки, характер). В ходе игры дети узнают о животных,

которые помещены в Красную книгу и охраняются государством: о белом

медведе, уссурийском тигре, снежном барсе и др.; о том, где в природе живут

эти животные, почему их стало мало и как их охраняют.

Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми

мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит

формирование осознанно-положительного отношения к ней.



В раздел образования