Автор: Ходина Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР–Детский сад №239
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: Консультация для воспитателей.
Тема: «Сюжетно – ролевые игры в ознакомлении детей с природой»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей.
Тема: «Сюжетно – ролевые игры в ознакомлении детей с природой»
Воспитатель:
Ходина Лариса Владимировна
2018 г.
Сюжетно - ролевые игры в экологическом воспитании.
Использование игры как средства экологического воспитания детей
важно по целому ряду причин:
Она даёт возможность развивать познавательные способности и
речь ребёнка, способствует становлению личности, сохранению
здоровья, а кроме того, соответствует потребностям детей в
общении, познании и движении, поэтому она должна быть также
широко использована в экологическом воспитании, как и в других
его направлениях;
Игра доставляет ребёнку радость, познание природы и общение с
ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра
создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения;
Игра ставит взрослого и ребёнка в партнёрские отношения;
Все игровые действия предусматривают психологическую
защищенность ребёнка, его эмоциональный комфорт;
В игровой комплекс включаются игры на развитие разных
анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
Экологические знания, полученные в игре и вызвавшие
эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их
самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие
которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности
ребёнка.
Таким образом, обучающие экологические игры являются одним из
средств формирования самостоятельной игровой деятельности.
В работе по экологическому воспитанию детей важным является
использование различных видов игр, в которых присутствовала бы активная,
экологически направленная или развивающая в соответствии с
поставленными воспитательными задачами деятельности.
На таких занятиях прежде всего необходимо уделять внимание
следующим вопросам:
Формированию понимания самоценности природы;
Осознание ребёнком себя как части природы;
Воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения
видам животных и растений вне зависимости от личных
симпатий и антипатий;
Формированию эмоционально – положительного отношения к
окружающему миру, умению видеть его красоту и
неповторимость;
Пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение
одной связи влечёт за собой другие изменения;
Пониманию того, что человекнедолжен уничтожать то, чего не
может создать;
Формированию у детей желания сохранить окружающую среду,
осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и
состоянием окружающей среды;
Усвоению основ экологической безопасности;
Усвоению первоначальных сведений о рациональном
использовании воды, энергии в быту;
Формированию навыков экологически грамотного и безопасного
поведения в повседневной жизни.
Виды игровых обучающих ситуаций.
Рассмотрим примеры некоторых сюжетно – ролевых игр.
Характер сюжетно-ролевых игр должен определятся логикой
построения занятия, которое направлено на достижение дидактической цели.
Поэтому ход игры регламентирован с самого начала и до конца, и определяет
его воспитатель, который заранее продумывает, подготавливает, организует и
направляет игру в нужное русло. Оптимальной формой привлечения
сюжетно-ролевой игры в процессе ознакомления детей с природой являются
наблюдения и игровые обучающие ситуации, создаваемые для решения
конкретных дидактических задач, входящих в занятия. При использовании
игровых обучающих ситуаций у детей возникают положительные эмоции как
от самой игры, так и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация
является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний,
усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков.
Проведение таких занятий требует больших моральных усилий воспитателя,
но компенсируется высокой обучаемостью детей.
Построение обучающих ситуаций с игрушками – аналогами.
Это, прежде всего, игровые обучающие ситуации, построенные с
привлечением игрушек – аналогов, изображающих различные объекты
природы – растений и животных. В старшей группе такие игры используются
для формирования у детей представления об отличии живого существа от
предмета (игрушки), о специфике живого и неживого мира и возможных
действий с ним. Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками –
аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным
изображением по самым разным критериям: внешнему облику, условиям
жизни, способу поведения и способу взаимодействия с ним.
В подготовительной группе это различные игровые ситуации,
например, игрушечный заяц (медведь и т.д.) хочет узнать у детей, как звери в
лесу готовятся к зиме. Детям раздают игрушки разных диких животных
(лисы, волка, медведя и т.д.), от лица которых они рассказывают, как те
готовятся к зиме.
На занятии, цель которого – закрепление представления детей о том,
что лес – это сообщество различных растений и животных, о
приспособленности к жизни зверей в лесу, создаётся игровая ситуация, в ходе
которой игрушки решают уйти жить в лес и просят детей рассказать про лес
и условия жизни в нём.
С целью расширить представления детей о лесе, о том, как дикие
животные проводят зиму в лесу ,используется игровая ситуация «Школа
мудрой совы». Для расширения представлений детей о водном мире на
занятии применяются игровые ситуации «Школа морского царя», «Поможем
дельфинёнку вернутся домой» и др.
Использование литературных персонажей в игровых ситуациях.
Интересны игровые обучающие ситуации с использованием
литературных персонажей и вымышленных героев. В данном случае
используются персонажи хорошо известных детям сказок и рассказов
(Буратино, Незнайка, Карлсон, Винни-Пух и др.). При создании игровых
ситуаций нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы
продолжая их жизнь в привычных условиях:
Красная Шапочка идёт через лес к бабушке, по дороге она встречает
разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную её
ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах;
Айболит – доктор, который лечит зверей, но может лечить и растения,
проводит их профилактические осмотры.
Лучше, если в роли доктора выступает взрослый. Тогда дети охотнее
вступают в диалог с доктором Айболитом, приехавшим, чтобы сделать
профилактический осмотр обитателей уголка природы. Айболит учит детей
внимательно осматривать растения, находить признаки их нездорового
состояния, делать выводы о недостатке каких – либо условий, находить
способ оздоровления; воспитывать бережное отношение к растениям,
понимать что они – живые организмы, которым необходимы хорошие
условия жизни. Доктор осматривает каждое растение по очереди, оценивает
почву, степень освещенности, указывает на признаки нездоровья. Выясняет,
как часто и какой водой цветы поливают, делается ли опрыскивание,
рыхление. Доктор выписывает рецепты для ослабленных растений, угощает
детей витаминным напитком, осматривает грядку лука в ящике на окне и
хвалит ребят за то, что они его выращивают и едят.
Таким образом в рамках игровых действий «врача – специалиста»
Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию
– даёт образец правильного осмотра своих пациентов (обитателей
природного уголка), постановки диагноза (то есть, определение состояния
живых существ на основе различных внешних признаков) и способов
лечения, выписывая рецепты и разного рода рекомендации. Важную роль а
развёртывании игры с Айболитом выполняет атрибутика: костюм доктора;
чемоданчик Айболита, который кроме традиционного набора содержит
рецепты, ручку, палочки для рыхления почвы и т.п.
Карлсон – шалун и любит поесть сладкое. Целью занятия, на котором
используется этот персонаж, является уточнение и расширение
представлений о луге как сообществе светолюбивых травянистых растений,
цветки которых дают пищу для многочисленных насекомых, в т.ч. пчёл,
собирающих нектар – цветочный сок – и перерабатывающих его в мёд.
В данном случае используется игровая ситуация «Карлсон идёт на луг
за мёдом». При изучении комнатных растений, воспитания бережного
отношения к ним используется игровая обучающая ситуация «Карлсон
устраивает беспорядок среди комнатных растений».
Данные герои являются средством, обеспечивающим решение
дидактических задач, способствуют активизации познавательной
деятельности детей. Например, герои попадают в ходе занятия в такие
ситуации, когда им необходимы знания и помощь детей. Они строят нелепые
предположения, задают глупые вопросы, проявляя полную
неосведомлённость в событиях. Такие приёмы особенно хороши тем, что
дети меняют свою позицию в обучении и превращаются из обучаемых в
обучающих, становясь « над» этими героями. Такое соотношение заметно
придаёт детям уверенности в ответах. Они приобретают авторитет в своих
собственных глазах.
Вымышленные герои в обучающих ситуациях.
Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят
встречи с Лесовичком (переодетый воспитатель), хорошо знающим лес, всех
его обитателей.Встречи с Лесовичком могут проходить в разное время года и
способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях
разных видов деревьев, о первых весенних цветах (садовых и полевых),
взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце),
зависимости их жизни от окружающей среды; расширению знаний о
многообразии насекомых, роли окраски в их жизни; формированию
эмоционально-положительного, бережного отношения к растениям,
насекомым, животным, умению видеть их красоту и неповторимость; знать
их роль в природе и в жизни человека.
Проведение вышеназванных игровых обучающих ситуаций показывает,
что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок,
вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные
проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести
диалог, сочувствовать и сопереживать.
Игры в путешествия.
Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким
образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и
объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и
т.д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения,
«фотографируют», рассуждают. Важным является то, что игры–путешествия
– это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое
обучение детей, передачу им новых знаний.
С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и
растений, особенностям их приспособленности к лесному образу обитания,
воспитать у детей умение правильно вести себя в лесу и бережно относится к
природе можно провести игру-путешествие «Прогулка в лес». В ходе игры
дети встречают разных животных, насекомых, рассматривают растения,
помогают убрать мусор на лесной полянке. В течение всего занятия
обращают особое внимание на необходимость быть осторожными, чтобы не
наступить на муравьёв и не помять цветы, быть внимательными, чтобы
услышать голоса обитателей леса (пение птиц, жужжание пчелы).
Аналогично этому путешествию можно провести игру-путешествие
«посещение музея», в процессе которого дети учатся воспринимать
произведения искусства, видеть красоту отражения природы, понимать, что
это впечатления художника о природе, полученные через наблюдения и
общение с ней.
Самое активное участие дети принимают в подготовке игры-
путешествия «Посещение зоопарка». В данном случае дети могут принести в
группу игрушки, изображающие различных животных, построить из
конструктора и пластилина клетки и загоны для них, соорудить пруд с
оградой для водоплавающих птиц. Вместе с родителями дома дети могут
подготовить небольшие рассказы – каждый о своём животном (что животные
едят, какие у них повадки, характер). В ходе игры дети узнают о животных,
которые помещены в Красную книгу и охраняются государством: о белом
медведе, уссурийском тигре, снежном барсе и др.; о том, где в природе живут
эти животные, почему их стало мало и как их охраняют.
Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми
мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит
формирование осознанно-положительного отношения к ней.