Напоминание

Формирование предпринимательского мышления обучающихся через анализ экономических вопросов курса истории


Автор: Кравец Нина Александровна
Должность: преподаватель истории, английского
Учебное заведение: КГБ ПОУ ХКОТСО
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: доклад
Тема: Формирование предпринимательского мышления обучающихся через анализ экономических вопросов курса истории
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Формирование предпринимательского мышления обучающихся через

анализ экономических вопросов курса истории

Кравец, преподаватель истории

КГБПОУ ХКОТСО

Заседание педагогического совета.

24.04.2017.

Совсем

недавно

наша

страна

жила

в

эпоху

коммунизма,

где

предпринимательство

отвергалось. Тот, кто был предпринимателем, рисковал своей жизнью и свободой.

Сейчас дела обстоят совсем иначе, и предпринимательство государством поддерживается (по

крайней мере, на словах), но многие помнят то время, а в некоторых семьях до сих пор звучат

такие убеждения, как

«деньги опасны для жизни, могут посадить/убить»,

«деньги - это зло»,

«тот, кто зарабатывает на своем деле - вор и спекулянт»,

«работай по найму - это безопасно» и т.д.

К

сожалению,

это

не

способствовало

развитию

предпринимательского

мышления

у

последующих поколений и во многом негативно отражается на отношении многих наших

студентов к предпринимательской деятельности. Для многих из них «потолком» в их карьере

является как раз работа по найму.

Студенты слабо представляют специфику предпринимательской деятельности, основой

которой является умение

из ничего создать нечто, приносящее прибыль. Это может быть

уникальная стратегия продвижения товара, дизайн или это может быть сам товар и т.д.

Предприниматель

обладает

такими

качествами

как

способность

генерировать

идеи

и

реализовывать их в жизнь, конечно же, такой человек нацелен на увеличении прибыли.

Предпринимательское мышление, помимо привычных вышеперечисленных признаков, в

нашем случае предполагает ответственность за свою жизнь, уверенность в себе, самоценность,

а так же способность проявляться в этом мире со своими идеями, без страха совершить ошибку

или наткнуться на критику.

Только обладая всем вышесказанным, можно стать успешным предпринимателем и в

расцвете сил не провалиться в духовный кризис с вопросом: «А зачем мне все это нужно?!»

Способность к предпринимательству формируется или не формируется в детстве и во

многом этому способствует родительское воспитание.

Во

взрослом

возрасте,

конечно,

можно поменять

мышление

наёмника

на

мышление

предпринимателя, только дается это сложнее и большинство начинающих предпринимателей, к

сожалению, сливаются из-за полученных в детве установок, страхов, неуверенности в себе и т.д.

Возможно,

вы

слышали

о

ныне

успешных

предпринимателях,

как

они,

будучи

подростками, приторговывали и\или придумывали, как можно подзаработать денег. У всех

истории разные, кому-то просто пришлось начать зарабатывать (например, родители болели), у

кого-то возникло желание иметь карманные деньги и идея, как их можно заработать (родители

не мешали), а кого-то родители намеренно подталкивали на этот путь…

Им повезло больше чем большинству.

Ну,

а,

если,

нашим

воспитанникам

не

повезло,

и

у

них

не

сформировано

предпринимательское мышление? Здесь на помощь может прийти образованный специалист –

мастер производственного обучения, преподаватель.

Каждый

из

нас

на

своём

рабочем

месте,

безусловно,

стремится

содействовать

формированию у студентов предпринимательских задатков, предпринимательского мышления.

Я

расскажу,

как

я

через

занятия

курса

истории

стараюсь

формировать

предпринимательское мышление.

2

Все присутствующие хорошо

знают, какими знаниями, предметными умениями и

навыками владеют студенты отделения ПКРС. Не секрет, что у некоторых из них очень низкая

мотивация к получению общеобразовательных знаний и умений. Иногда слышу открытые

высказывания, что история им абсолютно не нужна. И, если, студенты достаточно охотно

воспринимают

темы

курса

истории,

связанные

с

жизнью

и

деятельностью

исторических

деятелей, баталий, культурных и бытовых событий и явлений, то экономические вопросы ими

воспринимаются достаточно сложно. Вероятная причина – недостаточно развитое логическое,

абстрактное мышление.

Для

активизации

познавательной

деятельности

студентов,

формирования

у

них

предпринимательского мышления я стараюсь применять элементы игровых технологий. О

некоторых приёмах формирования у студентов

предпринимательского мышления я сегодня

расскажу.

Приём 1: «Фишбоун – рыбий скелет»:

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная

диаграмма

широко

известна

под

именем

Ишикавы

(Исикавы)

японского

профессора,

который

и

изобрел

метод

структурного

анализа

причинно-следственных

связей.

Схема

Фишбоун

представляет

собой

графическое

изображение,

позволяющее

наглядно

продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений,

проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Голова — проблема, вопрос, который подлежит анализу.

Верхние косточки (расположенные вверху схемы) — на них фиксируются основные

понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние

косточки

(изображаются

напротив)

факты,

подтверждающие

наличие

сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Я готовлю их заранее до урока, прямо на доске составляю Фишбоун. Можно сделать схему в

цвете, чтобы акцентировать внимание обучающихся.

В зависимости от желания и фантазии

педагога схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун

форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения.

Тема: «Правление Бориса Годунова»:

Проблема: Хозяйственный кризис;

Верхние косточки: хозяйственная деятельность Бориса Годунова:

- Указ 1592г., запрещающий выход крестьян (отмена «Юрьева дня»)

- Указ ноябрь 1597г., по которому беглые крестьяне подлежали розыску и возврату владельцу в

течение 5 лет («урочные лета»)

- Специальное Уложение (апрель 1597г.) о кабальных холопах.

- Проведение в городах так называемых «посадских строений», распространивших

крепостнические порядки. Члены посадской общины были прикреплены к тяглу. Городская

реформа Бориса Годунова обострила социальные противоречия.

Нижние косточки: факты, говорящие о результатах хозяйственной деятельности Годунова:

3

- народные бунты;

- обнищание народа;

- 1601-1603 годы - неурожаи, приведшие к страшному голоду и эпидемиям. Вымирали целые

деревни, города, посады;

- спекуляция хлебом

.

Хвост: Итоги хозяйственных реформ:

- восстание Хлопка в 1603 году:

- По Москве поползли слухи о преступлениях Бориса: дескать, и Иван Грозного он отравил, и

царевича Дмитрия убил, и к смерти Федора Иоанновича руку приложил. Развиться слухам о

пришествии антихриста.

- Начало Смутного времени.

Вопрос к студентам: Какие решения в хозяйственной деятельности предложили бы вы?

Даю 5-7 минут на выработку собственного решения.

Предлагаемые меры:

- использовать передовые технологии в сельском хозяйстве;

- пригласить опытных иностранцев для разработки хозяйственной реформы;

-закупить необходимое зерно за границей, для чего, как выразились студенты «немножко

пограбить церковь».

Некоторые предлагали и такие меры: напасть на Польшу и отнять у неё её богатства.

В этом случае развёртывается дискуссия о международном праве, о порядочности и т.д.

То же самое по теме «Февральская и Октябрьская революции»

Проблема: 1. решения в области экономики Временным правительством и вторая проблема –

решения в области экономики большевиками. Хвост – гражданская война – до 12 млн. – потери

страны: цвет нации.

Вопрос к студентам: Как можно было избежать такой трагедии? Какие экономические решения

должно было принять Временное правительство?

«Причины феодальной раздробленности Руси».

Голова — причины феодальной раздробленности.

Верхние косточки — стремление феодалов к независимости; усложнение социальной

структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка.

Нижние косточки — перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие;

отсутствие внешней угрозы.

Хвост — феодальная раздробленность была неизбежной.

Вопрос

к

студентам:

Что

можно

было

бы

сделать

для

преодоления

феодальной

раздробленности, используя экономические факторы?

Приём «Ложная альтернатива»

Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью приводимых примеров, ответ на

которые не является верным.

Например, при изучении темы «Различные модели перехода от

традиционного общества к

индустриальному»

в

качестве

актуализации

изученного

материала

предлагаю

студентам

следующие примеры:

4

- одним из признаков традиционного общества является наличие фабрик, а индустриального –

мануфактур:

- кустарное производство является стимулом для роста производительности труда;

-

промышленный

переворот

-

это

замена

лёгкой

и

пищевой

промышленности

машиностроительными, нефтеперерабатывающими предприятиями и т.д.

Задача студентов – найти ошибку, то есть избежать ложной интернативы.

Ребята

любят

такие

примеры

и

с

удовольствием

находят

правильные

ответы,

используя

информационные карточки или текст учебного пособия.

Прием

«

Смысловой ряд

»

Студентам (возможна работа в группах) необходимо предложить

общее понятие к определённому ряду терминов.

- Прибыль, конкуренция, наёмные рабочие, рынки сбыта, фабрики, заводы – это? (капитализм);

- землевладельцы, зависимые крестьяне, натуральное хозяйство, ремесленники – это?

(феодализм);

- капитал, синдикат, картель, трест – это? (монополизм).

Прием «Логические цепи»: при работе с текстом составляются логические цепочки, тезисы.

Эти виды записей помогают быстрее запомнить экономические термины.

Например, при изучении темы «Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX –

ХХ веков», предлагаю студентам следующее задание: определить предпосылки модернизации в

России в начале ХХ века, давшие мощный импульс развитию капитализма в стране.

Получается следующая логическая цепочка:

промышленный подъём 1890х гг.; - развитие железнодорожного транспорта; - стремительные

темпы экономического роста; - активная интеграция в мировую экономику; - необходимость

быстрого наращивания военного потенциала в условиях борьбы за передел мира; - пример

Западной Европы, США и Японии.

Приём: «Преобразование текста в таблицу».

Тема: «Социально-экономическое развитие России в начале XXвека». Предлагаю студентам в

виде таблицы изобразить многоукладный характер экономики России. Выполняя эту работу, во-

первых, студенты начинают лучше понимать, что такое уклад; во-вторых, выявляют наиболее

прогрессивный уклад для развития экономики России и высказывают собственное мнение,

почему частнокапиталистический уклад явился самым прогрессивным.

Прием «Займи позицию» (шкала мнений).

Смысл этого приёма заключается в том, что я формулирую определённый проблемный

вопрос.

Далее

прошу

студентов

занять

позицию:

за_______

скорее

за_____;

скорее

против_____; против______ Они индивидуально или в группах по сходным мнениям должны

аргументировать свое мнение, используя материалы учебника или исторических документов.

Например, при изучении темы «Социально-экономическое развитие России в начале

XVII века» разбираем реформы первого государя династии Романовых Михаила Фёдоровича

(по

информационной

карточке):

К

рупные

угодья

передавались

во

владения

светским

и

церковным землевладельцам, дворянство за службу получало в награду земли и привилегии,

шел процесс закрепления крестьян за их владельцами, путем увеличения срока их сыска, т.е.

усиление крепостного права, рос внутренний рынок, начинали действовать ярмарки.

Ставлю вопрос:

-Как вы считаете, данные меры были достаточны для развития рыночных отношений в стране

или нет?

5

Студенты занимают определённую позицию и приводят аргументы, подтверждающие их точку

зрения.

Прием «Что впереди?»

При объявлении темы студентам предлагается сделать прогноз по какому-то вопросу.

Например,

при

изучении

темы

«Первые

декреты

советской

власти»

предлагаю

студентам

сделать прогноз в отношении «Декрета о земле».

Как известно, лидеры партии большевиков для привлечения солдат на свою сторону (а

это

люди

из

деревни,

т.е.

крестьяне)

предложили

немедленно

ликвидировать

помещичье

землевладение и всю землю передать в пользование крестьянам бесплатно. Ставлю вопрос: «А

что может произойти в будущем, если земля передана крестьянам не в собственность? Студенты

учатся прогнозировать

политику монопольно правящей партии большевиков, определяют

преимущества частной собственности для конкретного индивида над государственной формой

собственности.

Приём «Составление кроссвордов».

При изучении любой темы, в которой рассматриваются вопросы экономического развития,

студенты получают задание: составить кроссворд, взяв за основу какое-либо экономическое

понятие. Зачем нужен такой приём?

1.

При самостоятельной работе с учебным пособием студенты более осмысленно изучают

материал;

2.

Учатся оперировать экономическими терминами, более чётко понимать их значение.

Приём «Курьёзные случаи из истории».

Рассматривая

экономические

реформы

Петра

Первого,

акцентирую

внимание

на

том,

что

именно Пётр был родоначальником профессионального образования, стремился к развитию

рыночных отношений. В качестве примера, подтверждающего реформистскую деятельность

Петра в области экономики, рассказываю следующую историю: На правом берегу Яузы Петр I

построил парусную фабрику. Работал на фабрике не простой рабочий люд, а матросы. Царь

берег ценные кадры. Для того и поставил в тихом-претихом месте для них специальный лазарет.

Народ назвал его «Матросская тишина». Потом так стали называть и улицу. Позже здесь

появилась и известная тюрьма, вернее следственный изолятор.

Разбирая тему «Правление Екатерины Второй», привожу пример:

В обеденном зале дворца Екатерины II в Царском Селе была устроена автоматизированная

подача блюд. Каждый обедающий мог потребовать любое блюдо, написав название на дощечке

и

отправив

её

на

нижний

этаж.

Там

располагалась

кухня.

А

оттуда

заказанное

кушанье

поднимали на специально заказанном лифте. Список блюд на кухне был настолько велик, что

мог удовлетворить самого взыскательного гостя. И только однажды повара не смогли подать

требуемого блюда - по заказу обедавшего у императрицы Александра Васильевича Суворова.

Скромный генералиссимус заказал солдатские щи и кашу.

Задаю

студентам

вопрос:

«Можно

ли

увеличить

приток

посетителей

в

ваше

кафе/ресторан,

используя

размещение

в

зале

таких

курьёзных

историй?

Где

их

можно

разместить?»

Ответы: «Да. Можно. Интересная идея. Надо применить в будущем».

Разместить можно

- на обложке меню,

- на салфетках,

- расписать стены, используя смешные истории и т.д.

6

Особенности формирования предпринимательских компетенций молодёжи в условиях

социального партнерства - один из самых актуальных вопросов образования в России. Среди

молодежи

становятся

все

наиболее

востребованными

навыки

ведения

собственной

предпринимательской

деятельности.

Современное

молодое

поколение

стремится

стать

деловыми людьми, достичь успеха, хочет не зависеть от государства в экономическом плане.

Изменившееся представление об обществе и культуре, противоречивые тенденции, искания и

эксперименты, во многом обусловленные усложнением самого мира, привели к необходимости

нового концептуального обоснования творческого развития молодежного предпринимательства.

Я тоже стараюсь внести свой скромный вклад в развитие предпринимательского мышления

через занятия по истории, о чём и постаралась рассказать.



В раздел образования