Напоминание

"Из истории декоративного искусства. Древний Египет. Орнамент в Египте"


Автор: Башкирцева Елена Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДО "ДДТ п. Ульяновка"
Населённый пункт: Ленинградская область, гп Ульяновка
Наименование материала: статья
Тема: "Из истории декоративного искусства. Древний Египет. Орнамент в Египте"
Раздел: дополнительное образование





Назад




БЕСЕДА: Из истории декоративного искусства. Древний Египет.

Орнамент в Египте.

Наш путь лежит в Древний Египет – удивительную, полную загадок и

чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими

тысячелетиями.

Фараон – полновластный правитель Египта – почитался как сын Бога

на Земле. Нарядные, красочные одежды выделяли его среди других людей,

подчеркивая особое положение в обществе. Фараон и его сановники носили

великолепный полосатый платок – клафт, ниспадающий по бокам строгими

полосами и сплетенный на спине наподобие косы. Царственное величие

Фараона

подчеркивали

священные

символы

изображение

урея

(кобры

защитницы) и грифона. Знаком власти фараона была и высокая тиара –

двойная корона, украшенная теми же символами.

Два

скипетра

изогнутый

жезл

и

треххвостый

бич,

а

также

искусственная борода были знаками царского достоинства, могущества.

Основной частью мужского костюма был набедренник или передник,

крепившийся

на

поясе,

по

верх

которого

надевали

прозрачные

тонкие

одеяния. Облачение правителя дополнял широкий, богато украшенный пояс.

Фараоны

и

знатные

египтяне

носили

пышные

парики,

размеры

и

формы которых свидетельствовали о социальном положении их владельца,

богато орнаментированные воротники – ожерелья в виде солнца, а на ногах

сандалии

из

листьев

папируса

и

кожи

с

золотыми

и

позолоченными

украшениями.

И царица, и рабыня носили узкое платье на лямках – калазирис. Однако

их платья различались не только качеством материала, но также отделкой и

украшениями. Посмотрите, как прозрачна одежда из плиссированной ткани

плотно

облегает

фигуру,

струясь

потоками

нежнейших

складок.

А

как

нарядны и торжественны головные уборы египетских цариц !

Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным

количеством

косичек,

которые

украшали

нарядная

повязка

или

металлический

обруч.

А

на

запястьях,

чуть

выше

локтя

и

на

ногах

великолепные браслеты.

Посмотрите,

как

величественна

египетская

царица

в

ритуальной

одежде

«жены

бога».

На

царице

нарядная

полосатая

одежда.

Голову

украшают сооружение из пышных перьев, солнечный диск и повязка с уреем.

В руках у царицы знак жизни и скипетр в форме лотоса.

Как видишь, костюм человека включающий в себя не только одежду, но

также прическу или парик, головной убор, обувь, различные дополнения

( пояс, воротник, ювелирные украшения), четко определяло его место и роль

в данном обществе.

В городах Древнего Египта процветали ремесла. Искусные мастера –

гончары,

камнетесы,

резчики,

литейщики,

ткачи

и

ювелиры

создавали

произведения

декоративного

искусства,

поражающее

непревзойденной

тонкостью работы, высоким художественным мастерством.

У египтян сложилась своя четкая система декоративной символики.

одним

из

самых

значимых

символов

был

лотос.

Он

олицетворял

собой

красоту, бессмертие, вечную жизнь.

Древние

египтяне

обожествляли

силы

природы,

птиц,

животных,

Поклонялись

множеству

богов.

Египтянин

земледелец

наблюдал,

как

солнце рождается

на восточном берегу и умирает на западном, как Нил,

разливается, рождает жизнь, а с уходом воды наступает засуха. Но с новым

разливом реки природа вновь воскресает – так повторяется из года в год.

Сокровенная

мечта

египтянина

продолжение

жизни

после

смерти

нашла воплощение в культе мертвых. Древние египтяне строили пирамиды

(гробницы), величина и пышность убранства которых зависели от знатности

умершего человека. В них, кроме мумии, находились изображения умершего

и множество разнообразных предметов.

В царскую гробницу помещали инкрустированную золотом мебель,

богатые одежды, символы власти, роскошные сосуды, золотые украшения,

оружие, напитки и еду. Согласно верованию древних, нужно было обеспечить

умершему все блага, которые окружали его при жизни.

А

теперь

давайте

познакомимся

с

искусством

древних

ювелиров,

работавших

при

царском

дворе.

Это

нагрудное

украшение,

подвески,

ожерелья,

браслеты,

серьги.

Многие

украшения

предназначались

для

торжественных шествий, церемоний. Материалом для них служили золото

драгоценные

и

полудрагоценные

камни,

цветная

смальта

непрозрачное

стекло. На них можно увидеть знаки – обереги, знаки – пожелания, древние

символы богов и царей, выстроенные в узоры – тексты с символическим

значением. Скарабей был символом бога утреннего солнца, катящего диск по

небу так же, как жук катит навозный шарик по песку.

Часто на украшениях встречаются изображения священной змеи, ладьи

вечности (этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании

солнца – РА по небесному и подземному Нилу), ока-уаджет, защищающего

от любой беды и символизирующего воскресение после смерти. «Правый

глаз обозначал Солнце, а левый Луну» и т.д.

А вот это ребята массивная подвеска, она называется – пектораль, с

изображением крылатого скарабея, поддерживающего ладью Луны. Обратите

внимание на сложный многоярусный узор, который включил в себя эти

символы. В самом верху возвышается лунный диск с изображением фараона

среди богов. Завершают сложный узор орнамент из крупных цветов лотоса и

изображения кобр-защитниц по его сторонам.

Цвет

имел

символическое

значение:

золотисто-желтый

обозначал

Солнце, белый – Луну, зеленый – воскресенье природы и ее плодородие,

синий – небо и воду.

Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось во

славу царей.

Вопросы к детям:

Что вам больше всего понравилось, запомнилось?

Что вас удивило в искусстве Древнего Египта ?

Задание:

Выполните эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского

искусства: солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-

пекторали,

браслета

(продумайте

форму,

украсьте

предмет,

передайте характерное для искусства Египта сочетание цветов)

Литература, использованная педагогом для подготовки занятия:

Лоран де Анри «История декоративно-прикладного искусства»

М.,1974 г.

Л.М.Буткевич «История орнамента» М.,ВЛАДОС 2004 г.

Н.А.Горяева,О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство

В жизни человека» Учебник 5 класса М., «Просвещение» 2003 г

Журнал «Тайны богов Египта» выпуск № 19 М., 2013 г.

«История искусств зарубежных стран» раздел 2.Искусство

Древнего Востока М., изобразительное искусство 1980 год.

Рисунок.Живопись.Композиция: хрестоматия сост. Н.И.Ростовцев.

М., «Просвещение» 1989 г.

Орнамент всех времен и народов.Альбомы 1,2,3,4 – М:

« Арт – Родник» 1997 г.

Школа Рисования: Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные

Мотивы – М.,АСТ, Астрель, Харвест,2006 г.

Литература, рекомендованная обучающимся:

Т.И.Лагунова Детская иллюстрированная энциклопедия «Культура

Мира» ( Я познаю мир) Харьков: Веста: изд-во «Ранок» 2006 г.

Ганс Райхард «Пирамиды» Изд-во Слово,1978 г.

Н.А.Дмитриева «Краткая история искусств» выпуск №2 – М:

Искусство 1991 г.

Рубинштейн Р. «Как рисовали древние египтяне» Журнал «Юный

художник» № 11, 1984 г.

Каменева Е. «Какого цвета радуга?» М., «Детская литература»,

1984 г.



В раздел образования