Автор: Самарина Татьяна Викторовна
Должность: тренер–преподаватель
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Республиканская детско–юношеская спортивно–адаптивная школа"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Оптимизация подготовки спортсменов с нарушением зрения
Раздел: дополнительное образование
Оптимизация подготовки спортсменов с нарушением зрения
Одной из основных задач современного общества по отношению к
инвалидам является максимальная их адаптация к самостоятельной жизни,
трудовой
деятельности,
овладению
профессией.
Проблема
нормального
функционирования и взаимодействия в обществе человека с ограниченными
возможностями
предполагает
процесс
расширения
и
приумножения
социальных
связей,
создание
полноценных
условий
для
достижения
максимально возможной совместимости инвалида с естественной социальной
средой. Интеграция инвалидов в обществе может осуществляться только
путем
их
развития
и
включения
в
разнообразную
социально
значимую
деятельность.
Активизация
работы
с
инвалидами
средствами
адаптивной
физической
культуры
и
спорта
имеет
большое
социальное
значение
и
способствует гуманизации самого общества и, в первую очередь, изменению
отношения к этой группе населения. Исследованиями было установлено, что
адаптивный
спорт
позволяет
удовлетворить
потребности
личности,
в
максимально
возможной
самореализации
своих
возможно стей,
сопоставлении их со способностями других людей, имеющих аналогичные
проблемы со здоровьем. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями
становятся
равноправными
участниками
международного
спортивного
движения. Происходит социализация личности через важнейший социальный
феномен
современности,
причем
как
в
мировом,
так
и
в
национальном
масштабе, каковым является спорт. Расширение круга лиц, участвующих в
главном
спортивном
форуме
четырехлетия,
отражает
изменения,
произошедшие в обществе за 30 лет по отношению к инвалидам и лицам с
ограниченными возможностями здоровья: от отторжения и отстранения от
соревнований до обеспечения равных возможностей и принятия личностно-
ориентированной аксиологической концепции, в соответствии с которой они
являются полноценными равноправными гражданами во всех сферах жизни,
включая спорт.
Для незрячих спорт представляет собой прекрасное реабилитационное
средство
и
служит
основой
для
развития
и
совершенствования
таких
важнейших
показателей
жизнедеятельности
человека
как
способность
к
передвижению
ориентировке,
развитию
компенсаторных
и
сенсорных
систем, преодолению страха. Занятия спортом, физическими упражнениями
улучшают
координацию
движений,
помогают
быстрому обучению
ориентации и владению телом.
История российского спорта инвалидов по зрению берет начало с 1896
года,
когда
в
крупных
российских
городах
стали
создаваться
первые
шахматные кружки слепых. Изобретение 120 лет назад Петром Францевичем
Лесгафтом, родоначальником российской физической культуры для незрячих,
звукового
мяча
положило
начало
развитию
специальных
игровых
видов
спорта. Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых
(ВОС)
с
1930-х
годов
активно
развивает
физическую
культуру
и
спорт.
Первые спортивные соревнования по шахматам среди инвалидов по зрению
прошли в 1935 году, а первый официальный чемпионат ВОС состоялся в 1938
году.
Во
второй
половине
1950-х
годов
начался
новый
этап
развития
физической культуры и спорта инвалидов по зрению. Спортсмены ВОС стали
принимать активное участие в международных соревнованиях по различным
видам спорта (шахматы, легкая атлетика, борьба, плавание). В 1957 году
состоялся первый командный чемпионат СССР по шахматам среди слепых,
через год в Ленинграде прошли V Международные легкоатлетические игры, в
которых приняли участие советские слепые спортсмены. 1961 год стал годом
проведения 1-й спартакиады ВОС, а в 1968 году на III Международной
шахматной
олимпиаде
среди
слепых
шахматисты
ВОС
одержали
свою
первую победу. В 1975 году первое чемпионское звание было присвоено
советскому слепому шахматисту Николаю Руденскому. С 1973 года стали
проводиться
чемпионаты
СССР
по
плаванию
и
легкой
атлетике
среди
незрячих. На VIII летних Паралимпийских играх в Сеуле в 1988 году, где
впервые выступали советские спортсмены, сборная СССР целиком состояла
из
спортсменов
ВОС,
которые
принесли
нашей
стране
первые
паралимпийские медали. На последующих летних и зимних Паралимпийских
играх спортсмены ВОС выступали все более и более успешно, занимая самые
высокие
места
в
общекомандном
зачете,
устанавливая
мировые
и
олимпийские рекорды.
Спортивная
работа
с
детьми-инвалидами
–
очень
непростое
дело.
Потенциальные
возможности
(резервы)
растущего
и
развивающегося
организма
ребенка
даже
с
такой
тяжелой
патологией,
как
заболевания
зрительного анализатора, достаточно высоки, для того, чтобы при грамотном
использовании форм, средств и методов физического воспитания и спорта
способствовать успешной физической реабилитации слепых и слабовидящих.
Рекомендации
при
планировании
спортивной
нагрузки
у
слабовидящих
спортсменов
должны
определяться
в
тесном
взаимодействии
педагога,
тренера
и
офтальмолога.
Спортивный
педагог
и
тренер
анализируют
интенсивность нагрузки, продолжительность интервалов и характер отдыха,
число
повторений
упражнений.
Офтальмолог
должен
оценить
офтальмологический диагноз, клинические особенности. От этого зависят
направленность,
продолжительность
патологического
процесса,
состояние
зрительных функций.
У
слепых
и
слабовидящих
детей
основные
формы
восприятия
—
осязательно - двигательная и зрительно – двигательно – слуховая. Ведущее
значение приобретают следующие методы обучения:
словесные методы обучения: объяснение, рассказ, распоряжение,
команда, беседа.
метод наглядности (используется наглядность зрительная, а при
отсутствии
зрения
–
осязательная).
Наглядность
обязательно
должна
сопровождаться словесным описанием.
Метод
показа
(контактный
метод
используют,
когда
спортсмен не понимает движения или составил о нем неправильное
представление).
метод дистанционного управления (учитель управляет дейс
твиями ученика с расстояния, посредством определенных команд);
практические методы обучения: многократное выполнение
спортсменами
упражнений.
Обучение
новому
упражнению
обычно
начинают с ознакомления с ним. Затем разучивают основу техники
выполнения и совершенствуют изучаемое упражнение в целом и в
различных условиях.
Выполнение
упражнений
в
усложненных
условиях:
с
дополнительными
отягощениями,
уменьшение
площади
опоры
при
передвижении.
Использование ориентиров при передвижении.
Использование имитационных упражнений: выполнение техники
метания без мяча, упражнение «велосипед».
Использование
веревочки
или
палки
для
бега
с
лидером,
использование колокольчика, хлопков для ориентировки на звук.
Изменение
темпа,
ритма,
скорости,
ускорения,
направления
движения при выполнении упражнения.
Использование
спортивного
инвентаря
при
выполнении
упражнений.
Использование упражнений, которые требуют согласованных и
синхронных действий партнеров.
Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную
жизнь
детей
с
патологией
зрения,
снижает
их
познавательную
и
двигательную активность, поэтому возникает необходимость стимулирования
двигательной активности (поощрять детей, помогать избавляться от чувства
страха пространства, неуверенности в своих силах).
Основной
целью
спортивной
тренировки-достижение
максимально
возможного для человека с ограниченными возможностями здоровья уровня
подготовленности
и
демонстрации
запланированных
результатов
в
соревнованиях. Для достижения этой цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины.
2.
Развитие
физических
способностей
и
повышение
возможностей
функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение.
3.
Совершенствование
психических
процессов,
морально-этических,
эмоционально-волевых,
эстетических,
интеллектуальных
и
других
психических качеств личности спортсменов. Приобретение теоретических и
практических
знаний,
позволяющих
наиболее
рационально
строить
тренировку.
4.
Комплексное
совершенствование
способности
к
реализации
достигнутого
уровня
подготовленности
в
ответственных
стартах
и
соревнованиях сезона.
Совокупность
вышеперечисленных
задач
определяет
содержание
спортивной тренировки. Каждая группа задач тесно связана с основными
видами подготовки спортсмена с нарушением зрения в процессе тренировки.
Подбор физических упражнений и режимов их выполнения в соответствии с
учетом зрительного дефекта имеет существенное значение в тренировочном
процессе.
Это
объясняется
тем,
что
наличие
той
или
иной
патологии,
ограничивающей функционирование организма человека, осложняет процесс
адаптации к физическим нагрузкам. Применение тренировочной нагрузки, не
свойственной
слабовидящему
спортсмену,
ставит
перед
ним
целый
ряд
дополнительных трудностей, обрекает его на постоянные перенапряжения
тех или иных функциональных систем.
Для
оптимизации
подготовки
спортсменов
с
нарушением
зрения
рекомендуется
применять
аэробную
нагрузку,
так
как,
она
наиболее
благоприятна при заболеваниях глаз. Ограничения при этом виде нагрузки
возникают
в
комбинации
с
другими
типами
нагрузок
(например,
при
нагрузках с сотрясениями тела). Тренировочная нагрузка, осуществляемая в
аэробном
режиме
энергообеспечения,
характеризуется
умеренной
интенсивностью.
Умеренная
аэробная
нагрузка
адаптирует
сердечно-
сосудистую и дыхательную системы организма к регулярно совершаемой
физической нагрузке.
Скоростные качества повышаются за счет улучшения координации и
точности движений. Поэтому можно использовать упражнения с барьерами,
как сложно координационные легкоатлетические упражнения.
Спортсмены с нарушением зрения чувствительны даже к небольшим
отклонениям кровообращения мозга, а силовые упражнения сопровождаются
большими
перепадами
артериального
давления,
связанными
с
задержкой
дыхания и натужи-ванием. Для нейтрализации этих негативных явлений в
тренировочных занятиях у спортсменов с нарушением зрения применялись
силовые нагрузки с отягощениями не более 50% от максимального веса и
подъем
снарядов
(гантели,
гриф
штанги
и
т.п.)
на
фазе
вдоха,
что
автоматически исключает задержку дыхания и натуживания.
Динамические нагрузки могут быть рекомендованы для использования
в тренировочном процессе легкоатлетов с нарушением зрения, так как при
такой работе падает периферическое сопротивление и возрастает легочная
вентиляция,
что
способствует
удовлетворению
потребности
тканей
в
кислороде. Статический характер упражнений представляет определенную
опасность для лиц с гемодинамическими нарушениями зрительно-нервного
аппарата.
Рекомендуется
исключить
из
тренировочного
процесса
такие
упражнения,
как
прыжки
в
глубину,
прыжки
из
глубокого
приседа,
гимнастические
упражнения,
которые
выполняются
вниз
головой
(упражнение на пресс).