Автор: Нургалиева Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19 им.Л.А. Попугаевой"
Населённый пункт: город Удачный
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Программа инклюзивного образования по русскому языку в соответствие с требованиями ФГОС ООО 9 класс 2017–2018 уч год"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
«Рассмотрено»
на заседании МО
гуманитарного цикла
Руководитель МО
_________А.М. Буханова
(подпись)
Протокол №1
от «26» августа 2017 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
__________ Е.Г. Карасева
(подпись)
«27» августа 2017 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«СОШ №19»
__________ О.П. Багдасаева
(подпись)
Приказ №71
от «28» августа 2017 г.
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
в 9 а, в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья
на 2017-2018 учебный год
Автор-составитель: Нургалиева С.В.,
учитель русского языка и литературы
Удачный 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым
положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников
с
отклонениями
в
развитии,
на
основе базовой программы по
русскому
(родному) языку для 9 класса В.В. Воронковой («Программы для 5-9 классов специальных
(коррекционных) учреждений 8 вида. Под редакцией В.В.
Воронковой: сборник 1 – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010»).
Главная
цель
обучения
русскому
языку
специальном
(коррекционном)
учреждении
состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой
деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения,
полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно говорить и писать на
родном языке, пользоваться им в жизни, как основным средством общения.
В школе для умственно отсталых детей в старших (5 – 9) классах осуществляются задачи,
решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Учащиеся должны:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения
элементарного курса грамматики;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности
нравственных качеств.
Специальная
задача
коррекции
речи
и
мышления
умственно
отсталых
школьников
является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний,
умений и навыков, воспитания личности.
Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:
Вырабатывать
достаточно
прочные
навыки
грамотного
письма
на
основе
усвоения
звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
Повышать уровень общего развития учащихся;
Учить
школьников
последовательно
и
правильно
излагать
свои
мысли
в
устной
и
письменной форме;
Развивать нравственные качества школьников.
Используемый УМК: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык 9 класс: Учеб.
для
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII
в и д а .
–
М . :
«Просвещение», 2012г.
В соответствии с учебным планом Программа рассчитана на 140 часов в год (4 часа в
неделю). Рабочей программой предусмотрено проведение: контрольных работ – 11 ч. в год,
уроков развития речи – 21 ч.
На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям
закрепления изученного материала.
Учебный материал делится на следующие разделы:
Грамматика и правописание.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Связная речь.
Грамматика
и
правописание. В
процессе
изучения
грамматики
и
правописания
у
школьников
развивается
устная
и
письменная
речь,
формируются
практически
значимые
орфографические
и
пунктуационные
навыки,
воспитывается
интерес
к
родному
языку.
Элементарный
курс
грамматики
направлен
на
коррекцию
высших
психических
функций
учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы. В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся
овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание
при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово.
Продолжается
изучение
элементарного
курса
грамматики
и
правописания.
Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава
слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию
словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное
написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения
правописания
имеет
морфемный
разбор,
сравнительный
анализ
слов,
различных
по
произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части
речи
изучаются
в
том
объеме,
который
необходим
учащимся
для
выработки
практических
навыков
устной
и
письменной
речи
–
обогащения
и
активизации
словаря,
формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно
отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу
всех
лет
обучения.
Необходимо
организовать
работу
так,
чтобы
в
процессе
упражнений
формировать
у
школьников
навыки
построения
простого
предложения
разной
степени
распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и
пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной
речи, т. к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной
форме
весьма
ограничены.
В
связи
с
этим
ведется
постоянная
работа
над
развитием
их
фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря,
обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2 – 4
классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы,
подписи
под
серией
рисунков,
работа
с
деформированным
текстом
создают
основу,
позволяющую обучающимся 5 – 9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и
сочинение.
В
этих
же
классах
школьникам
прививаются
навыки делового
письма.
Обучение
осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в
оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается
формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения
своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и
др.).
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя
внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и
навыков,
комбинированный
урок,
урок-беседа,
повторительно-обобщающий
урок,
урок
-
лекция, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Раздел
Количество
часов
1
Повторение
8
2
Звуки и буквы
9
3
Слово
92
4
Предложение
24
5
Повторение
7
Итого:
140 часов
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№
п/п
Тема
Сроки
проведения
1
Контрольный диктант №1 по теме «Повторение»
10.09
2
Контрольная работа №2 по теме «Состав слова»
19.10
3
Контрольный диктант №3 по теме «Имя существительное»
19.11
4
Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное»
9.12
5
Контрольная работа №5 по теме «Личные местоимения»
11.01
6
Контрольный диктант №6 по теме «Глагол»
11.02
7
Контрольная работа №7 по теме «Наречие»
26.02
8
Контрольная работа №8 по теме «Имя числительное»
11.03
9
Контрольная работа №9 по теме «Части речи»
1.04
10
Контрольный диктант №10 по теме «Предложение»
16.05
11
Итоговая контрольная работа за год
30.05
ИТОГО: 11
ПЕРЕЧЕНЬ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ
№
п/п
Тема
Сроки
проведения
1
Р/р. Написание изложения с опорой (упр. 20)
14.09
2
Р/р. Написание изложения с опорой «Сказочник» (упр. 32)
25.09
3
Р/р. Деловое письмо. Объявление
30.09
4
Р/р. Написание письма сверстникам по данному началу (упр.
64)
9.10
5
Р/р. Деловое письмо. Расписка
16.10
6
Р/р. Написание подробного изложения по плану и опорным
словам (упр. 90)
9.11
7
Р/р. Деловое письмо. Заметка в стенгазету
23.11
8
Р/р. Подготовка и написание изложения по данным вопросам
(упр. 117)
3.12
9
Р/р. Деловое письмо. Объяснительная записка
11.12
10
Р/р. Написание сочинения по картине Н. Ге «И.И. Пущин в
гостях у А.С. Пушкина» (упр. 146)
24.12
11
Р/р. Письмо
14.01
12
Р/р. Написание сжатого изложения по вопросам (упр. 195)
1.02
13
Р/р. Деловое письмо. Анкета
8.02
14
Р/р. Подготовка и написание сочинения с привлечением
сведений из практической деятельности
24.02
15
Р/р. Деловое письмо. Доверенность
16.03
16
Р/р. Написание сжатого изложения по эпизоду из « Песни о
вещем Олеге»
6.04
17
Р/р. Написание сочинения по картине А. Саврасова «Грачи
прилетели» (упр. 278)
14.04
18
Р/р. Написание письма любимому литературному герою
(упр. 296)
21.04
19
Р/р. Написание рассказа по картинке (упр. 304)
5.05
20
Р/р. Написание подробного изложения «Бегство в Египет»
(упр. 346)
19.05
21
Р/р. Подготовка и написание сочинения по картине
И.Самокиша «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. 181
2г.»
27.05
ИТОГО: 21
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ С ПРИМЕРНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО
ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ
ПОВТОРЕНИЕ (8 ч)
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное
предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
ЗВУКИ И БУКВЫ (9 ч)
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные
и
безударные.
Обозначение
мягкости
согласных
буквой
ь.
Обозначение
звонких
и
глухих
согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество
звуков и букв в слове.
СЛОВО (92 ч)
Состав слова
Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и
глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на соглас ную вне
зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения:
без- (бес-), воз- (вое-), из- (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без
соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное
Роль
существительного
в
речи.
Основные
грамматические
категории
имени
существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые
имена существительные.
Имя прилагательное
Роль
прилагательного
в
речи.
Согласование
имени
прилагательного
с
именем
существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения
Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол
Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание
личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного
и множественного числа.
Частица не с глаголами.
Имя числительное
Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 200,300,400,90.
Наречие
Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи
Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в
речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (24 ч)
Простое
предложение.
Главные
и
второстепенные
члены
предложения,
предложения
распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами
который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление
простых
и
сложных
предложений.
Постановка
знаков
препинания
в
предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая
буква в прямой речи.
ПОВТОРЕНИЕ (7 ч)
Звуки и буквы.
Слово. Состав слова.
Именные части речи.
Глагол. Наречие.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
(упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного
материала по русскому языку)
Изложение.
Сочинение
творческого
характера
с
привлечением
сведений
из
личных
наблюдений,
практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на
конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков русского языка в 9
б
классе
№
п/п
№
урока
Наименование раздела и тем
Кол-во
часов
Дата
План
Факт
Повторение
(7 ч +1 ч)
1
1
Простое предложение
1
2.09
2
2
Предложения с однородными членами
1
3.09
3
3
Предложения с обращениями
1
4.09
4
4
Сложное предложение
1
7.09
5
5
Обобщающий урок по теме «Повторение»
1
9.09
6
6
Контрольный диктант №1 по теме
«Повторение»
1
10.09
7
7
Анализ контрольного диктанта
1
11.09
8
8
Р/р. Написание изложения с опорой (упр. 20)
1
14.09
Звуки и буквы
(7 ч + 2 ч)
9
1
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные
1
16.09
10
2
Алфавит
1
17.09
11
3
Разделительные Ъ и Ь
1
18.09
12
4
Правописание безударной гласной в корне слова
1
21.09
13
5
Правописание проверяемой согласной в корне
слова
1
23.09
14
6
Правописание непроизносимой согласной
1
24.09
15
7
Р/р. Написание изложения с опорой
«Сказочник» (упр. 32)
1
25.09
16
8
Обобщающий урок по теме «Звуки и буквы»
1
28.09
17
9
Р/р. Деловое письмо. Объявление
1
30.09
Состав слова
(10 ч + 2 ч)
18
1
Состав слова. Разбор слова по составу
1
1.10
19
2
Написание гласных и согласных в корнях слов
2.10
20
3
Правописание неизменяемых приставок
1
5.10
21
4
Правописание приставок, меняющих конечную
согласную
1
7.10
22
5
Правописание приставок на -з/-с
1
8.10
23
6
Р/р. Написание письма сверстникам по
данному началу (упр. 64)
1
9.10
24
7
Сложные слова
1
12.10
25
8
Сложносокращённые слова
14.10
26
9
Обобщающий урок по теме «Состав слова»
1
15.10
27
10
Р/р. Деловое письмо. Расписка
1
16.10
28
11
Контрольная работа №2 по теме «Состав
слова»
1
19.10
29
12
Анализ контрольной работы
1
21.10
Имя существительное
(13 ч + 2 ч)
30
1
Имя существительное как часть речи
1
22.10
31
2
Роль имени существительного в речи
1
23.10
32
3
Грамматические признаки имени
существительного
1
26.10
33
4
Имена собственные и нарицательные
1
28.10
34
5
Склонение имён существительных
1
29.10
35
6
Мягкий знак после шипящих на конце
существительных
1
30.10
36
7
Р/р. Написание подробного изложения по
плану и опорным словам (упр. 90)
1
9.11
37
8
Безударные окончания имён существительных
1
11.11
38
9
Правописание безударных окончаний имён
существительных
1
12.11
39
10
Существительные с шипящей на конце
1
13.11
40
11
Несклоняемые имена существительные
1
16.11
41
12
Обобщающий урок по теме «Имя
существительное»
1
18.11
42
13
Контрольный диктант №3 по теме «Имя
существительное»
1
19.11
43
14
Анализ контрольного диктанта
1
20.11
44
15
Р/р. Деловое письмо. Заметка в стенгазету
1
23.11
Имя прилагательное
(9 ч + 2 ч)
45
1
Имя прилагательное как часть речи
1
25.11
46
2
Род, число, падеж имён прилагательных
1
26.11
47
3
Согласование имени прилагательного с именем
существительным
1
27.11
48
4
Безударные окончания имён прилагательных
1
30.11
49
5
Правописание безударных окончаний имён
прилагательных
1
2.12
50
6
Р/р. Подготовка и написание изложения по
данным вопросам (упр. 117)
1
3.12
51
7
Правописание притяжательных имён
прилагательных
1
4.12
52
8
Обобщающий урок по теме «Имя
прилагательное»
1
7.12
53
9
Контрольный диктант №4 по теме «Имя
прилагательное»
1
9.12
54
10
Анализ контрольного диктанта
1
10.12
55
11
Р/р. Деловое письмо. Объяснительная записка
1
11.12
Личные местоимения
(9 ч + 2 ч)
56
1
Местоимение как часть речи
1
14.12
57
2
Личные местоимения
1
16.12
58
3
Лицо и число местоимений
1
17.12
59
4
Склонение личных местоимений
1
18.12
60
5
Личные местоимения с предлогами
1
21.12
61
6
Правописание личных местоимений 3-го лица
1
23.12
62
7
Р/р. Написание сочинения по картине Н. Ге
«И.И. Пущин в гостях у А.С. Пушкина» (упр.
146)
1
24.12
63
8
Обобщающий урок по теме «Личные
местоимения»
1
25.12
64
9
Контрольная работа №5 по теме «Личные
местоимения»
1
11.01
65
10
Анализ контрольной работы
1
13.01
66
11
Р/р. Письмо
1
14.01
Глагол
(15 ч + 2 ч)
67
1
Глагол как часть речи
1
15.01
68
2
Грамматические признаки глагола
1
18.01
69
3
Неопределённая форма глагола
1
20.01
70
4
Не с глаголами
1
21.01
71
5
Изменение глагола по лицам и числам
1
22.01
72
6
Спряжение глагола
1
25.01
73
7
Личные окончания глаголов
1
27.01
74
8
Правописание безударных личных окончаний
глаголов
1
28.01
75
9
I и II спряжение глаголов
1
29.01
76
10
Р/р. Написание сжатого изложения по
вопросам (упр. 195)
1
1.02
77
11
Повелительная форма глаголов
1
3.02
78
12
Правописание глаголов в повелительной форме
1
4.02
79
13
Мягкий знак в глаголах
1
5.02
80
14
Р/р. Деловое письмо. Анкета
1
8.02
81
15
Обобщающий урок по теме «Глагол»
1
10.02
82
16
Контрольный диктант №6 по теме «Глагол»
1
11.02
83
17
Анализ контрольного диктанта
1
12.02
Наречие
(8 ч + 1 ч)
84
1
Наречие как часть речи
1
15.02
85
2
Роль наречий в речи
1
17.02
86
3
Наречия, которые обозначают время и место
1
18.02
87
4
Наречия, которые обозначают способ действия
1
19.02
88
5
Правописание наречий с а и о на конце
1
22.02
89
6
Р/р. Подготовка и написание сочинения с
привлечением сведений из практической
деятельности
1
24.02
90
7
Обобщающий урок по теме «Наречие»
1
25.02
91
8
Контрольная работа №7 по теме «Наречие»
1
26.02
92
9
Анализ контрольной работы
1
29.02
Имя числительное
(8 ч + 1 ч)
93
1
Имя числительное как часть речи
1
2.03
94
2
Количественные и порядковые имена
числительные
1
3.03
95
3
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от
50 до 80; от500 до 900
1
4.03
96
4
Числительные с мягким знаком на конце и в
середине
1
7.03
97
5
Правописание числительных 4; 200,300, 400
1
9.03
98
6
Обобщающий урок по теме «Имя числительное»
1
10.03
99
7
Контрольная работа №8 по теме «Имя
числительное»
1
11.03
100
8
Анализ контрольной работы
1
14.03
101
9
Р/р. Деловое письмо. Доверенность
1
16.03
Части речи
(7 ч + 1 ч)
102
1
Части речи и их грамматические признаки
1
17.03
103
2
Различие имён прилагательных и порядковых
числительных
1
18.03
104
3
Различие имён прилагательных и наречий
1
28.03
105
4
Различие имён существительных и местоимений
1
30.03
106
5
Обобщающий урок по теме «Части речи»
1
31.03
107
6
Контрольная работа №9 по теме «Части
речи»
1
1.04
108
7
Анализ контрольной работы
1
4.04
109
8
Р/р. Написание сжатого изложения по
эпизоду из « Песни о вещем Олеге»
1
6.04
Предложение
(20 ч + 4 ч)
110
1
Простое предложение
1
7.04
111
2
Главные члены предложения
1
8.04
112
3
Второстепенные члены предложения
1
11.04
113
4
Предложения нераспространённые и
распространённые
1
13.04
114
5
Р/р. Написание сочинения по картине А.
Саврасова «Грачи прилетели» (упр. 278)
1
14.04
115
6
Предложения с однородными членами
предложения
1
15.04
116
7
Знаки препинания при однородных членах
1
18.04
117
8
Однородные члены нераспространенные и
распространённые
1
20.04
118
9
Р/р. Написание письма любимому
литературному герою (упр. 296)
1
21.04
119
10
Обращение
1
22.04
120
11
Знаки препинания при обращении
1
25.04
121
12
Сложное предложение
1
27.04
122
13
Сложное предложение с союзами и, а, но
1
28.04
123
14
Различие сложного предложения с союзом и и
однородных членов предложения, связанных
союзом и
1
29.04
124
15
Сложное предложение с союзными словами
1
2.05
125
16
Знаки препинания в сложных предложениях с
союзными словами
1
4.05
126
17
Р/р. Написание рассказа по картинке (упр.
304)
1
5.05
127
18
Прямая речь
1
6.05
128
19
Две части в составе прямой речи
1
11.05
129
20
Знаки препинания при прямой речи
1
12.05
130
21
Обобщающий урок по теме «Предложение»
1
13.05
131
22
Контрольный диктант №10 по теме
«Предложение»
1
16.05
132
23
Анализ контрольного диктанта
1
18.05
133
24
Р/р. Написание подробного изложения
«Бегство в Египет» (упр. 346)
1
19.05
Повторение
(6 ч + 1 ч)
134
1
Звуки и буквы
1
20.05
135
2
Слово. Состав слова
1
23.05
136
3
Именные части речи
1
25.05
137
4
Глагол. Наречие
1
26.05
138
5
Р/р. Подготовка и написание сочинения по
картине И.Самокиша «Подвиг солдат
Раевского под Салтановкой. 181 2г.»
1
27.05
139
6
Итоговая контрольная работа за год
1
30.05
140
7
Анализ контрольной работы
1
1.06
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
Учащиеся должны уметь:
писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
оформлять все виды деловых бумаг;
пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
части речи, использование их в речи;
наиболее распространенные правила правописания слов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Программа.
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. /Под
ред. В.В. Воронковой: Сб. 1. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.
Учебник
1.
Н.Г. Галунчикова,Э.В. Якубовская.Русский язык 9 класс: Учеб.для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012г.
Методическая литература:
2.
Городилова
В.И.,
Кудрявцева
М.З.
Сборник
упражнений
по
исправлению
недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.