Напоминание

Формы и методы экологического воспитания


Автор: Сибирская Елена Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №9 "Журавлик"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы экологического воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Методы и формы экологического воспитания»

"Рыбе – вода, птице – воздух,

зверю – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу –

значит охранять Родину".

Михаил Пришвин.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый

план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали

актуальными?

Причина

в

деятельности

человека

в

природе,

часто

безграмотная,

неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к

нарушению экологического равновесия. Природа своеобразно реагирует на

насильственное

вторжение

человека

в

её

территорию:

на

планете

стремительно

исчезают

различные

виды

животных

и

растений,

а

освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в

том числе болезнетворными.

Каждый из тех, кто принёс

и приносит вред природе, когда-то был

ребёнком.

Вот

почему

так

велика

роль

дошкольного

экологического

воспитания детей.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое

воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая

включает элементарные сведения о живой природе : растения, животные,

человек; неживой природе. Особое место в этой системе должны занимать

знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от

которого в значительной степени зависит будущее планеты.

Экологическое

воспитание

это

воспитание

нравственности,

духовности, интеллекта.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и

пользовался

её

дарами,

не

задумываясь

о

последствиях.

И

поэтому

возникает потребность охранять природу от её неоправданно варварского

уничтожения

и

загрязнения,

воспитывать

в

людях

бережное

к

ней

отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном

возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так

как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту,

где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое

значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в

природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы

«вести детей в природу», чтобы

сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного

развития.

В 90-е годы в России было создано значительное количество программ,

направленных

на

экологическое

воспитание

дошкольников.

Рядом

психологов

созданы

авторские

программы,

в

которых

представлены

психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в

детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую

взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического

образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в

центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию

экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них

развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

Программа

«Паутинка»

Ж.

Л.

Васякиной-Новиковой

развивает

в

детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к

жителю Земли. Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде

программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к

природе и окружающему миру.

2

Программа

В.

И.

и

С.

Г.

Ашиковых

«Семицветик»

нацелена

на

культурно-экологическое

образование

детей,

развитие

в

них

начал

духовности,

богатой,

творческой

саморазвивающейся

личности.

В

программе

имеются

две

базовые

темы

«Природа»

и

«Человек».

Тема

природы

включает

не

только

четыре

ее

царства

на

Земле

(минералы,

растения, животные и человек) , но и выходит за пределы планеты - в

ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает

человека-созидателя

народных

и

национальных

героев,

подвижников

мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на

Земле.

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой

«Юный

эколог»,

созданная

на

основе

собственной

Концепции

экологического воспитания дошкольников.

Таким

образом,

обзор

ряда

программ

экологического

образования

дошкольников

демонстрирует

большую

творческую

активность

специалистов

-

понимание

экологических

проблем

планеты,

необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее

проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения

человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для

этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная

с дошкольного детства.

3

Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и

детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и

навыков, а также отношение к окружающему миру.

В

педагогическом

процессе

детского

сада

используются

различные

методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении

детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин,

демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные

методы

-

это

рассказы

воспитателя

и

детей,

чтение

художественных произведений о природе, беседы.

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать

разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.Игра - это

очень

важный

метод

экологического

воспитанияОснову

классификации

детских игр заложил Я. Ф. Лесгафт. Он раскрыл воспитательное значение

игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал

психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

Творческие

игры

различаются

по

содержанию

(отражение

быта,

событий),

по

организации

и

количеству

участников

(индивидуальные,

групповые); по виду (игры-драматизации - разыгрывание сказок, рассказов;

строительные).

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную

последовательность действий. К таким играм можно отнести, например,

«Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Краски» и т.д. Отличие между этими

видами игр заключается в следующем: в творческой игре активность детей

направлена на выполнение замысла, развитие сюжета, в играх с правилами

главное - решение задачи, выполнение правил.

Игры с готовым содержанием и правилами:

Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание.

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют

4

имеющиеся

у

них

представления

о

предметах

и

явлениях

природы,

растениях,

животных.

При

этом

игры

способствуют

развитию

памяти,

внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в

новых

условиях,

активизируют

разнообразные

умственные

процессы,

обогащают

словарь,

способствуют

воспитанию

умения

играть

вместе.

Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы,

сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие

игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и

индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно

идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и

действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и

прогулках.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на

предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов

природы

(листья,

семена,

фрукты).

Например,

при

изучении

темы

«Растения», мы используем разрезной картонный макет: корень, стебель,

лист, цветок, плод. Дети составляют из отдельных деталей целое растение,

объясняют назначение частей. Контролируют друг друга, замечая ошибки

соседа. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются

представления

детей

о

свойствах

и

качествах

тех

или

иных

объектов

природы.

Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и

парные картинки. Дошкольники с удовольствием играют в «Зоологическое

лото», «Ботаническое лото», «Кто где живет?» и т.д.

В

этих

играх

уточняются,

систематизируются

и

классифицируются

знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры

сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки,

либо сочетается с ним, а это требует быстрой реакции и мобилизации

5

знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих, и

используются в повседневной жизни.

Словесные

игры

-

это

игры,

содержанием

которых

являются

разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они

для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных

предметов.

Словесные

игры

развивают

внимание,

сообразительность,

быстроту реакции, связную речь.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием

повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя

звуки,

дети

закрепляют

знания;

получаемая

в

ходе

игры

радость

способствует углублению интереса к природе. Подвижные игры помогают

развивать

у

детей

ловкость,

быстроту,

силу.

На

прогулках,

в

конце

экскурсии можно поиграть с детьми в подвижные игры, используя основы

экологических знаний.

Народные игры можно усложнить, например, «У медведя во бору», дети

должны

собрать

разбросанные

по

площадке

карточки

с

изображением

съедобных грибов и ягод, ядовитые надо оставлять, успевая при этом

убегать от «медведя». Дети любят играть в «Лесные пятнашки», когда

нельзя

«посалить»

пару

игроков,

успевших

взяться

за

руки

вокруг

определенного древа - береза, клен, липа и т.д.

«Без промаха» - собираем до 5 еловых шишек и бросаем в цель-мишень,

кто попал 5 из 5, становится победителем. «Следопыты» - педагог просит

детей найти на определенном участке «несообразности», подготовленные

им заранее: на березе - желудь, под яблоней - шишка, на каштане - гроздь

рябины

и

др.

Кто

быстрее

и

внимательнее,

тот

и

победил.

Играя

в

подвижные игры, дети получают вместе со знаниями заряд бодрости и

здоровья.

Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для

развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них

дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и

повседневной

жизни.

Основная

особенность

творческих

игр:

они

6

организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют

самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в

природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется

положительное отношение к нему.

Одним

из

видов

творческих

игр

являются

строительные

игры

с

природным материалом. Особо ценной можно считать игрушку - материал

(глина, песок, картон, бумага, природный материал), которая дает простор

детской фантазии. Например, наблюдая осенние изменения в природе, в

частности - листопад, дети собрали коллекцию листьев, наклеили их на

лист

бумаги

и

получили

коллективную

работу-панно.

Изучая

тему

«Песок», мы с детьми на прогулке играли в песок и еще раз закрепили его

свойства - сыпучесть, водопроницаемость и т.д.

Возможность использования игрушек-материалов очень велика: поделки

из шишек, желудей, веток; аппликация из бумаги, листьев; по итогам

изучения каждой темы делаем выставки творческих работ детей: рисунки,

оригами и т.д.

В

этих

играх

дети

познают

свойства

и

качества

материалов,

совершенствуют

свой

чувственный

опыт.

Воспитатель,

руководя

такой

игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых

действий.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с

природным материалом во все времена года.

Игры-иллюстрации мы используем, чтобы показать свойства веществ.

Например, при изучении темы «Воздух». Показать детям воздух наглядно

можно используя мыльные пузыри. Для этого требуются трубочки для

коктейля и мыльный раствор. Дети пускают пузыри, наблюдая свойства -

летучие, легкие, наполнены воздухом, который выдыхаем. Играем: у кого

самый большой мыльный пузырь? Чей ярче? Свойства воды, песка, глины

тоже можно показать в процессе игровой деятельности.

В конце почти каждого занятия, для закрепления изученного материала,

используем

игру

«Правильно

-

неправильно».

Когда

педагог

дает

7

правильное утверждение - дети должны хлопнуть в ладоши, неправильное

-

не

хлопают.

Например,

при

изучении

темы

«Летающие

семена»:

одуванчик

-

хлопок,

клен

-

хлопок,

желудь

-

тишина.

Дети

учатся

концентрировать внимание. Ошибки сразу становятся видны. Вариантом

такой игры является игра с мячом. Вместо хлопка ребенок должен поймать

или отбросить брошенный ему мяч. В данном случае для каждого ребенка

произносится конкретное утверждение. Дети развивают ловкость, скорость

реакции.

Для

детей

дошкольного

возраста

хорошим

способом

закрепления

материала

является

инсценирование.

Для

этого

бывает

достаточно

приготовить шапочки-ободки наиболее часто встречающихся персонажей

(Заяц,

Белка,

Медведь,

Волк,

Лиса

и

т.д.).

Дети

с

удовольствием

разыгрывают

прочитанные

сюжеты.

Например,

изучая

поведение

животных весной, мы читали сказку В.Бианки «Заяц, Медведь, Косач и

Весна».

Сначала дети обсуждают услышанное, выясняют значение незнакомых

слов

(Косач

-

это

тетерев),

отмечают

особенности

поведения

этих

животных весной. Потом мы распределяем роли и проигрываем сказку, не

заучивая дословно текст, а говоря «своими словами». Важно обратить

внимание на то, что активность обычно проявляют одни и те же дети с

артистическими

способностями,

поэтому

нужно

давать

роли

разным

ребятам.

Игровой

момент

в

занятия

вносит

широкое

использование

загадок.

Загадки можно использовать на занятиях, экскурсиях, в играх. Сама форма

загадки

привлекает

внимание

детей

и

делает

учение

интересным,

ненавязчивым. Загадка - это не только игра, но и упражнение в умении

доказывать. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют

развивать

логическое

мышление

детей.

Формировать

у

них

навыки

восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания. Загадка

является как средством воспитания, так и средством обучения и развития.

8

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников

важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в

чувственном

познании

природных

объектов,

в

познании

их

через

различные

формы

восприятия

-

зрительное,

слуховое,

тактильное,

вкусовое, обонятельное.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь

растений.

Различное

состояние

деревьев

и

кустарников,

появление

и

исчезновение травянистой растительности в тёплое и холодное время года

позволяют детям в процессе наблюдений сформировать представления о

зависимости жизни растений от внешних условий.

Экскурсия

-

еще

одна

очень

интересная

форма

проведения

экологических занятий. В процессе экскурсии решаются разные задачи:

оздоровительные,

познавательные,

нравственные

и

эстетические.

Экскурсия

-

это

комплексное

мероприятие,

ее

заранее

планируют,

обдумывают, готовят.

Во время экскурсии на умственное развитие детей оказывают влияние

различные

мероприятия

познавательного

характера:

наблюдения

за

явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание

загадок.

На

нравственное

развитие

детей

большое

влияние

оказывает

практическая

природоохранная

деятельность:

развешивание

кормушек,

домиков для птиц, ограждение муравейников и т.д. Хорошо организовать

уборку и очистку от мусора небольшого участка территории, где проходит

экскурсия. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение, но

оно

должно

быть

правильно

организовано:

собирать

мусор

нужно

в

перчатках, складывать его в специальные мешки, которые потом относят в

контейнеры.Экологические

занятия,

как

одна

из

традиционных

форм

организации экологического обучения и воспитания детей, имеют важную

функцию

-

они

позволяют

накопить

представления

о

природе

и

качественно их преобразовать - расширить, углубить, систематизировать.

Занятия имеют четкую структуру:

9

Название отражает тему и область природоведческих знаний.

Программное

содержание

-

это

конкретно

сформулированные

воспитательно-образовательные и развивающие задачи.

Материал

занятия

и

форма

его

организации

позволяют

продумать

заранее где его провести, как преобразовать пространство, как подготовить

атрибутику, оборудование и т.д.

Ход занятия - последовательное описание всех его частей, разных видов

деятельности, диалогов, вопросов, физкультминуток и т.д.

Можно выделить несколько типов занятий:

Первично-ознакомительный тип. Чаще всего эти занятия посвящаются

ознакомлению

детей

с

видами

животных,

растений,

которых

нет

в

ближайшем окружении, которые нельзя наблюдать в реальности. Главным

компонентом таких занятий становится наглядность - демонстрационные

пособия, литература, иллюстрации, позволяющие формировать у детей

отчетливые и правильные представления.

Обучение

на

таких

занятиях

осуществляется

через

рассматривание

картин и беседу, то есть первостепенное значение приобретает словесный

метод экологического воспитания.

Обобщающий тип занятий позволяет интенсивно развивать интеллект

детей - умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы,

заключения. Развивает речь и абстрактное мышление дошкольников.

Комплексные

занятия

-

это

занятия,

которые

в

рамках

одной

темы

решают

разные

задачи

и

строятся

на

различных

видах

деятельности.

Например,

в

конце

осени

обычно

подводится

итог,

формируется

представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может

состоять из нескольких частей.

Первая

часть

решает

познавательные

задачи

и

развивает

интеллектуальные способности дошкольников: уточняются и обобщаются

представления детей об осени, выделяются характерные особенности этого

сезона. Активно используется календарь природы.

10

Вторая часть занятия предполагает иной род деятельности. К занятию

организуется небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций

картин

знаменитых

художников,

художественные

фотографии.

Можно

включить музыку, иллюстрирующую данный сезон. На выставке педагог

побуждает

детей

всматриваться

и

замечать

красоту

осенней

природы,

отраженной в произведениях искусства, дети делятся впечатлениями.

Третья

часть

занятия

-

художественное

творчество

детей,

ручная

деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют

работу по своему усмотрению и желанию (рисование, аппликация, поделка

из природного материала, составление букета из осенних листьев и т. д.)

Еще одним видом итогового занятия по теме может стать «литературное

путешествие». Целями и задачами литературного путешествия является

знакомство детей с художественными произведениями; привитие любви к

чтению; воспитанием нравственных качеств, развитие речи.

Подготовка

занятия,

как

правило,

начинается

с

оформления

тематической

выставки

книг.

Детские

рисунки,

которые

они

рисовали,

изучая данную тему, обязательно выставляются на специальном стенде.

Если

это

занятие

по

блоку

«Воздух»,

то

в

оформлении

кабинета

присутствует нарисованный воздушный шар, как средство передвижения.

После изучения воды проводим морское путешествие: из голубых лент

выкладываем

«волны»,

по

которым

плывут

многочисленные

бумажные

кораблики, которые были сделаны детьми ранее.

В «литературное путешествие» на тему «Животные» мы отправляемся

на

машине-джипе,

как

на

сафари.

В

течение

нескольких

предыдущих

недель

мы

говорили

о

животных,

знакомились

с

их

внешним

видом,

особенностями поведения, читали о них стихи, сказки, басни, рассказы.

Это

позволяет

детям

ярко

и

образно

представлять

тему

занятия.

Для

разминки

дети

разгадывают

загадки,

ребусы

о

животных.

Потом

знакомятся с книгами на выставке. Вспоминаем, что мы уже читали, о чем

эти книги, какие в них главные герои. На выставке есть несколько новых

произведений. Хорошо, если они ярко иллюстрированы.

11

Очередная остановка в нашем путешествии, например, книга рассказов

Льва Толстого. Рассказ «Лев и Собачка» всегда находит живой и искренний

отклик у детей. Они очень внимательно слушают рассказ. История дружбы

двух

животных

вызывает

неподдельный

эмоциональный

всплеск.

Дети

начинают делиться впечатлениями, предлагать свои варианты событий.

Они

искренне

сочувствуют

и

сопереживают

героям

рассказа.

Задача

педагога

-

направлять

разговор

в

нужное

русло,

задавать

наводящие

вопросы, подводить детей к главной мысли произведения. Важно следить,

чтобы возможность высказаться была у всех детей.

За

одно

занятие,

как

правило,

мы

успеваем

познакомиться

с

2

литературными

произведениями.

Таким

образом,

«литературные

путешествия»

помогают

расширять

кругозор

детей,

стимулируют

читательский интерес, способствуют развитию речи.

Еще одна форма проведения экологической работы в детском саду - это

экологические праздники и досуги.

Экологические

праздники

могут

быть

посвящены

временам

года,

урожаю, птицам и т.д. Одним из наиболее значимых является праздник,

посвященный

осени.

Интересны

праздники,

посвященные

писателям

и

поэтам, произведения которых хорошо знают: С. Маршака, К. Чуковского,

А. Барто, и т.д.

Несложные опыты и экспериментирование

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с

различными

объектами

живой

и

неживой

природы.

Специально

организованные

опытнические

ситуации,

в

отличие

от

простых

наблюдений,

позволяют

более

отчетливо

увидеть

отдельные

свойства,

стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность.

Опыты

побуждают

детей

сравнивать,

сопоставлять,

развивают

наблюдательность,

восприятие,

мышление.

Интересные

опыты

можно

12

проводить с водой, воздухом, песком и глиной, при выращивании зелени,

например, репчатого лука.

Для проведении опытов не всегда требуется специально оборудованная

лаборатории. Многие опыты можно проводить на прогулке. Вот так мы

определяем

чистоту

воздуха:

подготовить

три

одинаковых

картонных

квадратика 15x15 см, с одной стороны густо намазать их вазелином. И во

время прогулки разложить на территории детского сада: первый - недалеко

от проезжей части, второй - возле прогулочной зоны, третий - в глубине

территории,

в

зеленой

зоне.

Оставить

картонки

на

2-3

дня

и

потом

сравнить, на какой из них осело больше пыли. Дети делают вывод о том,

что воздух не везде одинаково чистый.

13

Список используемой литературы

1.

Программа экологического образования детей «Мы».

2.

С.Н. Николаева «Юный эколог»

3.

В.И. Ашиков, С,Г. Ашикова «Семицветик».

4.

Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников»

5.

А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в д./е.»

6.

Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми».

7.

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по экологии».

14



В раздел образования