Автор: Долгова Альбина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Ядрин Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Дифференцированный подход в обучении младших школьников – основа качественного усвоения знаний."
Раздел: начальное образование
Долгова А. Н.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 г. Ядрина
Дифференцированный подход в обучении младших школьников –
основа качественного усвоения знаний
.
Преобразования в образовании требуют использование дифференцированного подхода
в обучении младших школьников.
Дифференцированное обучение рассматривается как форма организации учебного
процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом
наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств, а также как
часть
общей
дидактической
системы,
которая
обеспечивает
специализацию
учебного
процесса для различных групп обучаемых.
При дифференцированном подходе в обучении необходимы:
1.Создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с
целью учета особенностей их контингента;
2.Комплекс
методических,
психолого-педагогических
и
организационно-
управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный
подход
и
осуществляется
более
или
менее
разветвленная
дифференциация.
Даже
начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении
усвоение знаний и умений происходит индивидуально в соответствии с индивидуальными
особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств. Учет индивидуальных
особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. А если в классе 30 и более
учеников? Учитель вольно или невольно стремится выделить группы детей с более или
менее
одинаковыми
особенностями.
Чем
меньше
таких
групп,
тем
легче
работать,
применять
различные
методы
и
приемы
обучения.
Деление
учащихся
на
сильных,
успевающих
на
4-5,
средних
и
слабых,
успевающих
на
2-3,
практиковалось
долго,
существует оно и до сих пор. Значит, есть в такой дифференциации что-то такое, что
помогает учителю работать? Безусловно, есть. Однако зададимся вопросом: «Что можно
вложить в понятие «сильный» и «слабый» по отношению к шестилетнему ученику?» Дети
различаются
по
уровню
подготовленности
к
школе
и
обучаемостью,
т.е.
своей
способностью к рациональному мышлению, вниманием, свойством памяти и др. Дети с
пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности, это очевидно.
Ребенок, у которого неустойчиво внимание, не развита память, не смоет выполнить
многие из традиционных заданий, в том числе требуется особая форма преподнесения
материала. А дети с высоким уровнем обучаемости? Они тоже нуждаются в особом
внимании
учителя
для
развития
своих
способностей.
Значит,
даже
при
полной
успеваемости всех детей в 1 классе требуется дифференцированный подход.
Если в начале года давать первоклассникам разные задания, то существует
необходимость индивидуально разъяснять инструкцию, что потребует много времени.
Однако
главный
тормоз
в
том,
что
пока
одному,
даже
группе
учеников
объясняешь
задание,
другие
будут
вне
зоны
внимания
учителя.
У
первоклассников
есть
общий
недостаток, долгое время затрудняющий дифференциацию их по признаку обучаемости.
Это почти полное отсутствие умений самостоятельной работы, а также импульсивность,
проявляющаяся в поведении не только вне урока, но и на уроке. поэтому прежде чем
осуществлять дифференцированный подход в 1 классе, важно сформировать у детей
некоторые умения самостоятельной учебной деятельности.
В
практике
преподавания
в
начальной
школе
изучались
условия
применения
дифференцированного подхода в обучении младших школьников, соблюдение которых
дает положительный результат:
1.Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и
групп учащихся.
2.Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с
которыми встретятся разные группы учащихся.
3.Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и
отдельным учащимся.
4.Умение «спрограммировать» обучение различных групп учащихся (а в идеале -
каждого ученика).
5.Осуществление оперативной обратной связи.
6.Соблюдение педагогического такта.
Как применяться дифференцированный подход на этапе изложения новых знаний,
умений?
Рассмотрим
методику
объяснения
нового
материала
с
применением
дифференцированных
заданий
более
подробно.
Прежде
всего,
нужна
система
подготовительных упражнений, которые подбираются на основе теории, изученной на
предыдущих
уроках.
Подобранные
упражнения,
расположенные
в
логической
последовательности, помогают осознанно и быстро усваивать любое новое правило.
К сожалению, ни в учебниках, ни в поурочных разработках, ни даже в существующих
методических
руководствах
системы
подготовительных
упражнений
нет,
и
учитель
вынужден каждый раз эти упражнения подбирать сам. Но это сложная работа. Она требует
методической подготовки и опыта. Нередко учитель дает объяснение нового материала без
выполнения соответствующих подготовительных упражнений. Детям сообщается новое
правило,
они
не
являются
его
открывателями,
так
как
отсутствует
достаточная
мыслительная работа на основе ранее известных математических понятий.
Форма выполнения подготовительных упражнений на данном этапе может быть
разнообразной (разные формы устного счета, математические диктанты, самостоятельные
работы
и
др.).
Важно
при
их
выполнении
и
проверке
повторить
то
правило,
тот
вычислительный прием, который будет необходимым при объяснении новой темы. На
этом нужно особо акцентировать внимание детей. Иногда подготовительные упражнения
можно логически включить в ход объяснения нового материала.
Наиболее трудно усваиваю дети объяснение свойств арифметических действий,
алгоритмы
умножения
и
деления
многозначных
чисел.
При
изучении
свойств
арифметических действий необходима другая наглядность, кроме той, которая дана в
учебниках математики. Нежелательно объяснять свойства арифметических действий сразу
по учебнику, используя рекомендуемые рисунки. Детям трудно перевести языку рисунков
на язык математики. Они за птичками, рыбками часто не видят тех правил, тех выводов,
которые нужно увидеть. Поэтому для первого объяснения лучше использовать другую
наглядность не связанную с учебником. При изучении темы «Прибавление числа к сумме»
хороший результат дают динамические пособия: корзинки с грибами или же гаражи с
машинами.
Лишь
повторное
объяснение
следует
провести
с
использование
рисунков
учебника.
Замечено, что при объяснении темы по учебнику дети не всегда работают вместе с
учителем, они часто сразу читают вывод, не участвуя в мыслительной деятельности при
формулировке этого правила. Поэтому при изучении в последующем других свойств и
правил следует использовать демонстрацию на классной доске, а не учебник.
Как
же
учитель
определяет
детей
для
самостоятельной
работы
с
дифференцированными заданиями? Подготовительные упражнения выполняются со всеми
детьми класса. При первом объяснении свойства или правила участвует также весь класс.
В ходе объяснения нового материала, в ходе беседы при формулировании выводов учитель
замечает, что дети по-разному усваивают правила. Одним детям выводы ясны после
первого объяснения, другим необходимо еще раз все объяснит. Была выявлена группа
детей, которые самостоятельно могут выполнить сначала обязательные упражнения, а
затем дополнительные. Как показал опыт работы, обязательные задания способствуют
умению правильно применять изученное правило для выработки вычислительного навыка.
Их применение должно быть ограниченное количество, и они должны быть посильны для
выполнения каждому ученику.
А дополнительные задания рассчитаны на тех детей, которые справились с
обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Это задания
повышенной
трудности
на
применение
изученного
правила,
требующие
сравнения,
анализа, определенных выводов.
Количество упражнений может быть разным, но достаточным для усвоения правила и
полной занятости детей на данном этапе урока.
С остальными детьми учитель проводит второе объяснение по учебнику, используя
имеющиеся иллюстрации и делая необходимые записи на доске или пользуясь записями
учебника. Это, как правило, дети с более слабой математической подготовкой. При этом
объяснении учитель затрачивает меньше времени, так как обращает внимание детей
только на главные выводы. После этого учитель еще какой-то части учащихся предлагает
самостоятельную
работу.
Возможно,
останутся
дети,
которым
потребуется
еще
раз
выделение правил, выделение главного. Затем все дети должны выполнить обязательные
задания самостоятельно. Отдельным, конечно, возможна помощь учителя.
При подборе дифференцированных заданий учитывались возможные затруднения детей
в
процессе
восприятия
материала.
С
учетом
индивидуальных
особенностей
детей
подбирались
задания,
позволяющие
повысить
их
активность
в
процессе
восприятия,
осмысления
нового
материала
и
практической
ценности
изучаемого
правила,
закона,
свойства, выработки нужных вычислительных навыков.
В зависимости от подготовленности детей, их вычислительных навыков и наличия
времени на уроке объем заданий можно увеличить или уменьшить. Дифференцированный
подход требует повторного объяснения нового материала детям, еще не усвоившим его.
При этом необходимо работать с меньшим числом детей, так как они требуют большего
внимания, более четкого выделения правил, выводов. Методика повторного объяснения
аналогичная,
но
более
короткая.
После
повторного
объяснения
дети
самостоятельно
выполняют задания. Если в классе есть слабые дети, то, возможно, потребуется объяснить
материал и в третий раз. Затем эти дети сами или под руководством учителя выполняют
обязательные задания.
При такой организации объяснения нового материала в процессе дифференциации
каждый
ученик
усваивает
новый
материал.
У
каждого
вырабатывается
навык
самостоятельной
работы,
навык
делать
определенные
выводы.
При
выполнении
самостоятельной работы в процессе объяснения нового материала, проверке выполнения
заданий уделяется особое внимание. Она должна показать учителю, насколько правильно
и доступно была объяснена тема и насколько правильно понял и усвоил ее каждый ученик.
Поэтому
важно
проверить
процесс
усвоения
правила,
алгоритма
и
умение
ученика
правильно применить
это правило, алгоритм при выполнении заданий. В процессе
проверки важно заметить не только качество усвоения правила, закона свойства, но и факт
правильной выработки навыка, вычислительного приема. Форма проверки может быть
разнообразной: решение у доски с подробным объяснением, чтение решенного примера с
кратким
пояснением;
выборочная
проверка
главного.
Допустим,
проверка
отдельных
заданий у части детей в перерыв, после уроков. Если в классе организованно шефство
сильных детей над слабыми, то к проверке отдельных заданий можно привлекать тех, кто
раньше других справился со своими заданиями. Важно проверить качество выполненных
заданий и оценить труд каждого ученика.
Таким образом, дифференцированный подход необходим на этапе изучения нового
материала
и
является
существенным
положением
методики
дифференцированного
обучения в начальной школе.