Напоминание

"Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста"


Автор: Тимашева Снежана Захаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №29 "Журавушка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выполнила: Тимашева С.З.

Воспитатель МБДОУ №29 «Журавушка»

г. Сургут 2018г.

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста

Из

года

в

год

повышается

роль

общественного

дошкольного

воспитания.

Сегодня

оно

выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к

моменту

поступления

в

школу

достигают

высокого

уровня

физического,

умственного,

нравственного, трудового, эстетического развития.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той,

которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к

действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте

ведущей деятельностью детей является игра.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую

возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать

и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего

развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на

формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает

предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок

коллективного мышления.

Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно

совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный

вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе,

сами

определяют

сюжет

игры,

берут

на

себя

соответствующие

роли,

распределяют

игровой

материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно,

что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые

привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности

она развивает?

Развивающее

значение

игры

многообразно.

В

игре

ребенок

познает

окружающий

мир,

развиваются

его

мышление,

чувства,

воля,

формируются

взаимоотношения

со

сверстниками,

происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами

действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и

содержание игр.

Для

того

чтобы

отобразить

в

игре,

какие-либо

стороны

жизни

взрослых,

дети

должны

предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому

знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть

получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых

ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то,

о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что

игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.

В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся

между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть

отношений между людьми.

Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические

средства использовать?

Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные

воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в

зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.

В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с

игрушками и предметамизаместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и

взаимодействий); 3)усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к

определенным возрастам: первый1-2г. ; второй2-4г. ; третий4-7лет.

На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии,

выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.

На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения.

Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет,

воспитатель

постепенно

формирует

у

них

умение

соотносить

название

роли

с

определенным

набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями

(управления, подчинения, равноправия).

На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей

умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми

игры,

основным

содержанием

которой

является

процесс

придумывания

различных

сюжетных

ситуаций.

На

всех

этапах

становления

игры

перед

воспитателем

стоит

задача

использовать

самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются

игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного

детства,

где

предметно-игровая

обстановка

выступает

в

качестве

пускового

момента

самостоятельной игры детей.

Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного

возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то

старшие

дошкольники

сами

конструируют

предметно-игровую

ситуацию

в

зависимости

от

выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.

Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы,

их заменяющие. Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых

действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы такая

игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами. Так, кукла может быть сделана из

полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить

кружок картона и т. п. При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не только с

увлечением

используют

предложенные

взрослым

предметы-заместители,

но

и

сами

заранее

выбирают и договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка»). Иногда

наделяют

игрушку-заместитель

ролью

(«Давай

это

будет

папа,

а

это

дочка»).

Дети

4-5

лет

осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают

пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом

возрасте

особое

значение

приобретают

предметы-атрибуты:

всевозможные

шапочки,

фартуки,

халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий

в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая

градусник

или

шприц,

и

непременно

нужны

пациенты,

терпеливо

сносящие

заботу

врача

и

медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы

с легко снимающейся одеждой или

голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.

Для ребенка 4-5лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и

предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом

сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос,

какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это

уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство

газопровода и т. д.

Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться

и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с

помощью специальных предметов труда. Для него это, например, полотенце, тряпочка, веревка,

ножницы, лопатка, веник и т. д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском

саду), на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок начинает

практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает

ее

содержательной,

подлинно

ведущей

деятельностью

в

дошкольном

возрасте,

существенно,

влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.

Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни

игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении

выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной

действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят

ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического

развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности

на все более высоком уровне. Игра развивает и радует ребенка, делает его Из года в год повышается

роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций,

имеющих

государственное

значение.

Наши

воспитанники

к

моменту

поступления

в

школу

достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического

развития.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той,

которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к

действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте

ведущей деятельностью детей является игра.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую

возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать

и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего

развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на

формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает

предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок

коллективного мышления.

Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно

совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный

вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе,

сами

определяют

сюжет

игры,

берут

на

себя

соответствующие

роли,

распределяют

игровой

материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно,

что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые

привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности

она развивает?

Развивающее

значение

игры

многообразно.

В

игре

ребенок

познает

окружающий

мир,

развиваются

его

мышление,

чувства,

воля,

формируются

взаимоотношения

со

сверстниками,

происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами

действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и

содержание игр.

Для

того

чтобы

отобразить

в

игре,

какиелибо

стороны

жизни

взрослых,

дети

должны

предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому

знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть

получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых

ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то,

о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что

игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.

В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся

между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть

отношений между людьми.

Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические

средства использовать?

Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные

воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в

зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.

В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с

игрушками и предметамизаместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и

взаимодействий); 3)усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к

определенным возрастам: первый1-2г. ; второй2-4г. ; третий4-7лет.

На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии,

выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.

На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения.

Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет,

воспитатель

постепенно

формирует

у

них

умение

соотносить

название

роли

с

определенным

набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями

(управления, подчинения, равноправия).

На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей

умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми

игры,

основным

содержанием

которой

является

процесс

придумывания

различных

сюжетных

ситуаций.

На

всех

этапах

становления

игры

перед

воспитателем

стоит

задача

использовать

самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются

игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного

детства,

где

предметно-игровая

обстановка

выступает

в

качестве

пускового

момента

самостоятельной игры детей.

Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного

возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то

старшие

дошкольники

сами

конструируют

предметно-игровую

ситуацию

в

зависимости

от

выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.

Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы,

их заменяющие. Основное требование к игрушке-заместителю-удобство в выполнении игровых

действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы такая

игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами. Так, кукла может быть сделана из

полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить

кружок картона и т. п. При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не только с

увлечением

используют

предложенные

взрослым

предметы-заместители,

но

и

сами

заранее

выбирают и договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка»). Иногда

наделяют

игрушку-заместитель

ролью

(«Давай

это

будет

папа,

а

это

дочка»).

Дети

4-5

лет

осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают

пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом

возрасте

особое

значение

приобретают

предметы-атрибуты:

всевозможные

шапочки,

фартуки,

халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий

в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая

градусник

или

шприц,

и

непременно

нужны

пациенты,

терпеливо

сносящие

заботу

врача

и

медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или

голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.

Для ребенка 4-5лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и

предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом

сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос,

какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это

уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство

газопровода и т. д.

Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться

и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с

помощью специальных предметов труда. Для него это, например, полотенце, тряпочка, веревка,

ножницы, лопатка, веник и т. д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском

саду), на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок начинает

практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает

ее

содержательной,

подлинно

ведущей

деятельностью

в

дошкольном

возрасте,

существенно,

влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.

Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни

игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении

выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной

действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят

ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического

развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности

на все более высоком уровне. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш

совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение,

фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности.

Игра для ребенка - верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения.

Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной,

но и педагогически целесообразной и интересной детям.



В раздел образования