Автор: Тимашева Снежана Захаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №29 "Журавушка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Выполнила: Тимашева С.З.
Воспитатель МБДОУ №29 «Журавушка»
г. Сургут 2018г.
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Из
года
в
год
повышается
роль
общественного
дошкольного
воспитания.
Сегодня
оно
выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к
моменту
поступления
в
школу
достигают
высокого
уровня
физического,
умственного,
нравственного, трудового, эстетического развития.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той,
которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к
действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте
ведущей деятельностью детей является игра.
Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую
возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать
и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего
развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на
формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает
предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок
коллективного мышления.
Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно
совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный
вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе,
сами
определяют
сюжет
игры,
берут
на
себя
соответствующие
роли,
распределяют
игровой
материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно,
что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые
привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности
она развивает?
Развивающее
значение
игры
многообразно.
В
игре
ребенок
познает
окружающий
мир,
развиваются
его
мышление,
чувства,
воля,
формируются
взаимоотношения
со
сверстниками,
происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами
действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и
содержание игр.
Для
того
чтобы
отобразить
в
игре,
какие-либо
стороны
жизни
взрослых,
дети
должны
предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому
знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть
получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых
ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то,
о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что
игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся
между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть
отношений между людьми.
Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические
средства использовать?
Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные
воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в
зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.
В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с
игрушками и предметамизаместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и
взаимодействий); 3)усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к
определенным возрастам: первый1-2г. ; второй2-4г. ; третий4-7лет.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии,
выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения.
Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет,
воспитатель
постепенно
формирует
у
них
умение
соотносить
название
роли
с
определенным
набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями
(управления, подчинения, равноправия).
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей
умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми
игры,
основным
содержанием
которой
является
процесс
придумывания
различных
сюжетных
ситуаций.
На
всех
этапах
становления
игры
перед
воспитателем
стоит
задача
использовать
самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.
Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются
игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного
детства,
где
предметно-игровая
обстановка
выступает
в
качестве
пускового
момента
самостоятельной игры детей.
Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного
возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то
старшие
дошкольники
сами
конструируют
предметно-игровую
ситуацию
в
зависимости
от
выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.
Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы,
их заменяющие. Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых
действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы такая
игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами. Так, кукла может быть сделана из
полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить
кружок картона и т. п. При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не только с
увлечением
используют
предложенные
взрослым
предметы-заместители,
но
и
сами
заранее
выбирают и договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка»). Иногда
наделяют
игрушку-заместитель
ролью
(«Давай
это
будет
папа,
а
это
дочка»).
Дети
4-5
лет
осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают
пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом
возрасте
особое
значение
приобретают
предметы-атрибуты:
всевозможные
шапочки,
фартуки,
халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий
в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая
градусник
или
шприц,
и
непременно
нужны
пациенты,
терпеливо
сносящие
заботу
врача
и
медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы
с легко снимающейся одеждой или
голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.
Для ребенка 4-5лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и
предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом
сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос,
какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это
уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство
газопровода и т. д.
Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться
и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с
помощью специальных предметов труда. Для него это, например, полотенце, тряпочка, веревка,
ножницы, лопатка, веник и т. д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском
саду), на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок начинает
практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает
ее
содержательной,
подлинно
ведущей
деятельностью
в
дошкольном
возрасте,
существенно,
влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.
Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни
игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении
выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной
действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят
ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического
развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности
на все более высоком уровне. Игра развивает и радует ребенка, делает его Из года в год повышается
роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций,
имеющих
государственное
значение.
Наши
воспитанники
к
моменту
поступления
в
школу
достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического
развития.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той,
которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к
действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте
ведущей деятельностью детей является игра.
Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую
возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать
и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего
развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на
формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает
предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок
коллективного мышления.
Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно
совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный
вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе,
сами
определяют
сюжет
игры,
берут
на
себя
соответствующие
роли,
распределяют
игровой
материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно,
что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые
привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности
она развивает?
Развивающее
значение
игры
многообразно.
В
игре
ребенок
познает
окружающий
мир,
развиваются
его
мышление,
чувства,
воля,
формируются
взаимоотношения
со
сверстниками,
происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами
действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и
содержание игр.
Для
того
чтобы
отобразить
в
игре,
какиелибо
стороны
жизни
взрослых,
дети
должны
предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому
знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть
получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых
ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то,
о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что
игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся
между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть
отношений между людьми.
Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические
средства использовать?
Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные
воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в
зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.
В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с
игрушками и предметамизаместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и
взаимодействий); 3)усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к
определенным возрастам: первый1-2г. ; второй2-4г. ; третий4-7лет.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии,
выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения.
Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет,
воспитатель
постепенно
формирует
у
них
умение
соотносить
название
роли
с
определенным
набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями
(управления, подчинения, равноправия).
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей
умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми
игры,
основным
содержанием
которой
является
процесс
придумывания
различных
сюжетных
ситуаций.
На
всех
этапах
становления
игры
перед
воспитателем
стоит
задача
использовать
самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.
Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются
игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного
детства,
где
предметно-игровая
обстановка
выступает
в
качестве
пускового
момента
самостоятельной игры детей.
Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного
возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то
старшие
дошкольники
сами
конструируют
предметно-игровую
ситуацию
в
зависимости
от
выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.
Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы,
их заменяющие. Основное требование к игрушке-заместителю-удобство в выполнении игровых
действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы такая
игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами. Так, кукла может быть сделана из
полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить
кружок картона и т. п. При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не только с
увлечением
используют
предложенные
взрослым
предметы-заместители,
но
и
сами
заранее
выбирают и договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка»). Иногда
наделяют
игрушку-заместитель
ролью
(«Давай
это
будет
папа,
а
это
дочка»).
Дети
4-5
лет
осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают
пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом
возрасте
особое
значение
приобретают
предметы-атрибуты:
всевозможные
шапочки,
фартуки,
халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий
в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая
градусник
или
шприц,
и
непременно
нужны
пациенты,
терпеливо
сносящие
заботу
врача
и
медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или
голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.
Для ребенка 4-5лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и
предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом
сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос,
какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это
уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство
газопровода и т. д.
Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться
и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с
помощью специальных предметов труда. Для него это, например, полотенце, тряпочка, веревка,
ножницы, лопатка, веник и т. д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском
саду), на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок начинает
практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает
ее
содержательной,
подлинно
ведущей
деятельностью
в
дошкольном
возрасте,
существенно,
влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.
Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни
игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении
выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной
действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят
ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического
развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности
на все более высоком уровне. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш
совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение,
фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности.
Игра для ребенка - верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения.
Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной,
но и педагогически целесообразной и интересной детям.