Напоминание

РОЛЬ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.


Автор: Базеев Евгений Михайлович
Должность: преподаватель основ безопасности жизнедеятельности
Учебное заведение: КГБПОУ "Бийский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РОЛЬ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ У

СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ.

Подготовка к военной службе без отрыва от учебного процесса по основной

(гражданской) специальности, определена особенностью военной подготовки как

комплекса

специальных

дисциплин,

ее

роль

в

формировании

у

студентов

грамотности как составляющей социально-профессиональной компетентности.

В

условиях

модернизации

среднего

профессионального

образования

существенно

возрастают требования к качеству подготовки специалистов. Научно обоснованное

решение этой проблемы педагогическими коллективами споу является необходимым

условием

успешного

разрешения

задач

подготовки

выпускника

по

двум

специальностям – гражданской (как квалифицированного специалиста) и военной по

военно-учётной специальности. Актуальность военной подготовки студентов как

средства

для

формирования

грамотности

будущих

специалистов

определяется

следующими

факторами:

во-первых,

военная

подготовка

является

важной

составляющей

отечественного

образования

и

представляет

собой

открытую

систему,

зависящую

от

различных

процессов,

которым

подвержена

система

безопасности

государства;

во-вторых,

изменившийся

характер

современной

вооруженной борьбы обусловливает принципиально новые подходы к подготовке

специалиста;

в-третьих,

модернизация

спо

определяет

поиск

новых

путей

в

повышении качества военной подготовки как составляющей качества спо.

Рассмотрим проблему военной подготовки специалистов на данном этапе.

Обоснование

необходимости

подготовки

военно-обученных

специалистов

запаса

состоит в том, что сложившаяся обстановка в мире этого требует. И выпускник

колледжа должен быть всесторонне развитым и грамотным не только в гражданской

специальности, но и военноподготовленным. Рассмотрим грамотность как ступень

образованности,

компетентности,

культуры,

ментальности

гражданского

специалиста.

Вместе

с

тем,

определение

содержания

и

разработка

методики

формирования грамотности будущих специалистов является одной из актуальных

проблем в теории и практике профессионального образования. Исследование этой

проблемы

требует

изучения

истории

военно-профессиональной

подготовки,

что

позволит на основе преемственности и традиций военного образования повысить

качество военной подготовки специалистов гражданских учебных заведений. Еще в

XVI–XVII

вв.

цели

войны

достигались

исключительно

наличными

военными

силами мирного времени. При этом у противоборствующих сторон не возникала

необходимость наращивать боевой состав в ходе войны. Задачи войны решались

группировками

войск

понимании

того

исторического

периода),

которые

содержались в мирное время в составе, необходимом для ведения вооруженной

борьбы.

Впоследствии

с

расширением

масштабов

военных

действий,

их

продолжительности,

количества

привлекаемых

сил

и

средств

решать

задачи

по

достижению

целей

составом

вооруженных

сил

не

представлялось

возможным.

Вместе с тем содержание многочисленной армии даже экономически развитым

государствам

становится

неосуществимой

задачей.

Даже

экономически

сильные

государства были не в состоянии содержать большие по численности армии. Так

возникло

противоречие,

между

необходимостью

участия

в

войне

большого

количества сил и средств и экономической невозможностью государств содержать их

в мирное время для потребности разрешения военных конфликтов.

Это противоречие во многих государствах мира разрешалось за счёт создания

резерва людей, военного имущества и снаряжения, используемых для последующего

наращивания сил и средств накануне войны, в ходе её, а также для восполнения

потерь.

Военные

реформы

1860–1870

гг.,

проведённые

в

России

при

военном

министре Д.А. Милютине, также определяли создание в запасе обученного резерва и

системы

подготовки

кадров.

К

сожалению,

обеспеченность

российской

армии

офицерами

запаса

к

началу

Первой

мировой

войны

в

сравнении

с

другими

европейскими

государствами

частности

с

Германией)

о ст ава лась

неудовлетворительной.

Подготовке

военно-обученного

резерва

во

все

времена

правительствами разных стран уделялось постоянное внимание. Так, в России в

1895 г. издаётся приказ военного министра об обязательной сдаче экзамена на чин

прапорщика запаса всеми лицами, окончившими не менее 6-и классов учебного

заведения. Прапорщики в течение 12-и летнего пребывания в запасе призывались на

учебные сборы два раза на срок 6-и недель, а с 1912 г. – три раза по 8 недель. Во

время учебных сборов они должны были «твёрдо ознакомиться практическим путём

с теми обязанностями, которые будут возложены на них как на младших офицеров в

военное время, и, вместе с тем, освежить свои теоретические познания в пределах

программ,

установленных

для

производства

их

в

прапорщики

запаса».

Первая

мировая война внесла свои коррективы в процесс подготовки военнообученного

резерва. В связи с огромными потерями на фронтах (два с лишним комплекта

кадрового офицерского состава мирного времени)

для восполнения некомплекта

младших офицеров были созданы 3-х месячные школы прапорщиков. Всего во

время

войны

была

открыта

41

школа.

После

окончания

гражданской

войны

советская республика перешла к мирному строительству и сократила численность

армии с 5,5 млн. до 560 тыс. человек. Это вызвало необходимость иметь военно-

обученный резерв, в том числе и командные кадры. Большая роль в успешном

решении

задачи

подготовки

командных

кадров

запаса

для

Вооружённых

Сил

принадлежит выдающемуся советскому полководцу и военному теоретику М.В.

Фрунзе. Именно ему принадлежит идея подготовки резерва командного состава из

числа студентов на базе гражданских высших и средних специальных учебных

заведений. «Общая наша цель: поставить дело так, – писал М.В. Фрунзе, – чтобы

каждый окончивший гражданский вуз уже был подготовлен к роли командира по

наиболее

близкой

данному

вузу

специальности

и

нуждался

лишь

в

небольшой

практической подготовке». На основе предложения, подготовленного М.В. Фрунзе в

1926

г.,

в

вузах

и

техникумах

была

введена

высшая

допризывная

подготовка

студентов, которые обучались по программе младшего командного состава. Качество

подготовки характеризует тот факт, что студенты, желающие поступить на учёбу в

военные училища (до 1930 г. включительно), зачислялись в них без экзаменов. В

1930 г. был принят новый Закон об обязательной военной службе, в соответствии с

которым в университетах, институтах и техникумах вводилась высшая вневойсковая

подготовка. Это явилось качественно новым этапом в военной подготовке студентов

учебных заведений, имеющим большое значение для накопления командных кадров

запаса

в

предвоенные

годы.

Большой

вклад

в

дело

победы

внесли

младшие

командиры и офицеры запаса, подготовленные в гражданских вузах и техникумах в

годы Великой Отечественной войны. Так, в период с 22 июня до конца июля 1941 г.

из их числа в действующую армию было призвано более 650 тыс. человек. В

послевоенные

годы,

вплоть

до

1992

г.,

военная

подготовка

специалистов

осуществлялась в 441 вузе, находящемся на территории всех республик бывшего

СССР.

Таким образом, на основе анализа истории военной подготовки специалистов

гражданских учреждений образования можно сделать следующие выводы:

во-первых, вневойсковая военная подготовка прошла сложный исторический

путь своего развития в ряде государств бывшего СССР и имеет несколько периодов:

а) период становления (конец XIX в. – 1920 г.), в течение которого был заложен

юридический

базис

военной

подготовки,

определялись

концептуальные

основы

обучения резерва вне военных вузов, проанализирован опыт подготовки военных

специалистов в гражданских вузах и оценена эффективность применения офицеров,

прапорщиков и сержантов запаса в условиях военного времени; период развития

(1924 г. – 2003 г.), в который военная подготовка специалистов приобрела массовый

характер, что позволило восполнить потери военных специалистов действующей

армии в годы войны и поддерживать на необходимом уровне мобилизационный

резерв государства;

во-вторых, в разных странах подготовка военно-обученного резерва имеет

свои

особенности:

предоставление

государствам

возможности

в

мирное

время

содержать

небольшие

по

численности

вооруженные

силы;

традиционность

и

преемственность

военной

подготовки

специалистов

и

предоставление

обучающимся

возможности

получения

военно-специального

образования

при

относительно небольших финансовых затратах;

в-третьих,

при

модернизации

военной

подготовки

целесообразно

использование зарубежного опыта (в частности опыта вневойсковой подготовки в

США) с учетом национальных особенностей и исторических традиций русской

военной школы.

В военном энциклопедическом словаре даются следующие определения этим

терминам: «Военная подготовка населения – комплекс мероприятий по военному

обучению населения…проводится в ходе подготовки граждан к военной службе и

прохождении ими военной службы». Добровольная подготовка граждан к военной

службе

«обучение

по

программам

подготовки

военно-патриотических

клубов(объединений)».

Задачами

военной

подготовки

являются

формирование

морально-

психологических, военно-профессиональных и физических качеств, необходимых

младшему

командиру.

Для

этого

нужно

использовать

эффективные

технологии

обучения (технология коллективной мыследеятельности, метод анализа конкретных

ситуаций, деловые игры и др.), вовлекать студентов и преподавателей в совместную

проектную

деятельность

по

созданию

обучающих

программных

продуктов,

электронных

учебно-методических

комплексов,

автоматизированных

обучающих

средств, широко использовать учебно-материальную базу (вооружение, приборы,

тренажеры и т.п.), что обеспечит у студентов формирование разнообразного опыта,

необходимого для формирования технологической компетентности; рассматривать

итоговую

военную

практику

как

средство,

позволяющее

определить

уровень

сформированности

грамотности

студентов-выпускников,

что

предполагает

разработку современного учебно-методического обеспечения военной практики.

Базеев Евгений Михайлович,

преподаватель основ безопасности жизнедеятельности

КГБПОУ «Бийский медицинский колледж»,

г. Бийск, Алтайского края

Дата 15.10.2018г.



В раздел образования