Автор: Базеев Евгений Михайлович
Должность: преподаватель основ безопасности жизнедеятельности
Учебное заведение: КГБПОУ "Бийский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Раздел: среднее профессиональное
РОЛЬ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ У
СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Подготовка к военной службе без отрыва от учебного процесса по основной
(гражданской) специальности, определена особенностью военной подготовки как
комплекса
специальных
дисциплин,
ее
роль
в
формировании
у
студентов
грамотности как составляющей социально-профессиональной компетентности.
В
условиях
модернизации
среднего
профессионального
образования
существенно
возрастают требования к качеству подготовки специалистов. Научно обоснованное
решение этой проблемы педагогическими коллективами споу является необходимым
условием
успешного
разрешения
задач
подготовки
выпускника
по
двум
специальностям – гражданской (как квалифицированного специалиста) и военной по
военно-учётной специальности. Актуальность военной подготовки студентов как
средства
для
формирования
грамотности
будущих
специалистов
определяется
следующими
факторами:
во-первых,
военная
подготовка
является
важной
составляющей
отечественного
образования
и
представляет
собой
открытую
систему,
зависящую
от
различных
процессов,
которым
подвержена
система
безопасности
государства;
во-вторых,
изменившийся
характер
современной
вооруженной борьбы обусловливает принципиально новые подходы к подготовке
специалиста;
в-третьих,
модернизация
спо
определяет
поиск
новых
путей
в
повышении качества военной подготовки как составляющей качества спо.
Рассмотрим проблему военной подготовки специалистов на данном этапе.
Обоснование
необходимости
подготовки
военно-обученных
специалистов
запаса
состоит в том, что сложившаяся обстановка в мире этого требует. И выпускник
колледжа должен быть всесторонне развитым и грамотным не только в гражданской
специальности, но и военноподготовленным. Рассмотрим грамотность как ступень
образованности,
компетентности,
культуры,
ментальности
гражданского
специалиста.
Вместе
с
тем,
определение
содержания
и
разработка
методики
формирования грамотности будущих специалистов является одной из актуальных
проблем в теории и практике профессионального образования. Исследование этой
проблемы
требует
изучения
истории
военно-профессиональной
подготовки,
что
позволит на основе преемственности и традиций военного образования повысить
качество военной подготовки специалистов гражданских учебных заведений. Еще в
XVI–XVII
вв.
цели
войны
достигались
исключительно
наличными
военными
силами мирного времени. При этом у противоборствующих сторон не возникала
необходимость наращивать боевой состав в ходе войны. Задачи войны решались
группировками
войск
(в
понимании
того
исторического
периода),
которые
содержались в мирное время в составе, необходимом для ведения вооруженной
борьбы.
Впоследствии
с
расширением
масштабов
военных
действий,
их
продолжительности,
количества
привлекаемых
сил
и
средств
решать
задачи
по
достижению
целей
составом
вооруженных
сил
не
представлялось
возможным.
Вместе с тем содержание многочисленной армии даже экономически развитым
государствам
становится
неосуществимой
задачей.
Даже
экономически
сильные
государства были не в состоянии содержать большие по численности армии. Так
возникло
противоречие,
между
необходимостью
участия
в
войне
большого
количества сил и средств и экономической невозможностью государств содержать их
в мирное время для потребности разрешения военных конфликтов.
Это противоречие во многих государствах мира разрешалось за счёт создания
резерва людей, военного имущества и снаряжения, используемых для последующего
наращивания сил и средств накануне войны, в ходе её, а также для восполнения
потерь.
Военные
реформы
1860–1870
гг.,
проведённые
в
России
при
военном
министре Д.А. Милютине, также определяли создание в запасе обученного резерва и
системы
подготовки
кадров.
К
сожалению,
обеспеченность
российской
армии
офицерами
запаса
к
началу
Первой
мировой
войны
в
сравнении
с
другими
европейскими
государствами
(в
частности
с
Германией)
о ст ава лась
неудовлетворительной.
Подготовке
военно-обученного
резерва
во
все
времена
правительствами разных стран уделялось постоянное внимание. Так, в России в
1895 г. издаётся приказ военного министра об обязательной сдаче экзамена на чин
прапорщика запаса всеми лицами, окончившими не менее 6-и классов учебного
заведения. Прапорщики в течение 12-и летнего пребывания в запасе призывались на
учебные сборы два раза на срок 6-и недель, а с 1912 г. – три раза по 8 недель. Во
время учебных сборов они должны были «твёрдо ознакомиться практическим путём
с теми обязанностями, которые будут возложены на них как на младших офицеров в
военное время, и, вместе с тем, освежить свои теоретические познания в пределах
программ,
установленных
для
производства
их
в
прапорщики
запаса».
Первая
мировая война внесла свои коррективы в процесс подготовки военнообученного
резерва. В связи с огромными потерями на фронтах (два с лишним комплекта
кадрового офицерского состава мирного времени)
для восполнения некомплекта
младших офицеров были созданы 3-х месячные школы прапорщиков. Всего во
время
войны
была
открыта
41
школа.
После
окончания
гражданской
войны
советская республика перешла к мирному строительству и сократила численность
армии с 5,5 млн. до 560 тыс. человек. Это вызвало необходимость иметь военно-
обученный резерв, в том числе и командные кадры. Большая роль в успешном
решении
задачи
подготовки
командных
кадров
запаса
для
Вооружённых
Сил
принадлежит выдающемуся советскому полководцу и военному теоретику М.В.
Фрунзе. Именно ему принадлежит идея подготовки резерва командного состава из
числа студентов на базе гражданских высших и средних специальных учебных
заведений. «Общая наша цель: поставить дело так, – писал М.В. Фрунзе, – чтобы
каждый окончивший гражданский вуз уже был подготовлен к роли командира по
наиболее
близкой
данному
вузу
специальности
и
нуждался
лишь
в
небольшой
практической подготовке». На основе предложения, подготовленного М.В. Фрунзе в
1926
г.,
в
вузах
и
техникумах
была
введена
высшая
допризывная
подготовка
студентов, которые обучались по программе младшего командного состава. Качество
подготовки характеризует тот факт, что студенты, желающие поступить на учёбу в
военные училища (до 1930 г. включительно), зачислялись в них без экзаменов. В
1930 г. был принят новый Закон об обязательной военной службе, в соответствии с
которым в университетах, институтах и техникумах вводилась высшая вневойсковая
подготовка. Это явилось качественно новым этапом в военной подготовке студентов
учебных заведений, имеющим большое значение для накопления командных кадров
запаса
в
предвоенные
годы.
Большой
вклад
в
дело
победы
внесли
младшие
командиры и офицеры запаса, подготовленные в гражданских вузах и техникумах в
годы Великой Отечественной войны. Так, в период с 22 июня до конца июля 1941 г.
из их числа в действующую армию было призвано более 650 тыс. человек. В
послевоенные
годы,
вплоть
до
1992
г.,
военная
подготовка
специалистов
осуществлялась в 441 вузе, находящемся на территории всех республик бывшего
СССР.
Таким образом, на основе анализа истории военной подготовки специалистов
гражданских учреждений образования можно сделать следующие выводы:
во-первых, вневойсковая военная подготовка прошла сложный исторический
путь своего развития в ряде государств бывшего СССР и имеет несколько периодов:
а) период становления (конец XIX в. – 1920 г.), в течение которого был заложен
юридический
базис
военной
подготовки,
определялись
концептуальные
основы
обучения резерва вне военных вузов, проанализирован опыт подготовки военных
специалистов в гражданских вузах и оценена эффективность применения офицеров,
прапорщиков и сержантов запаса в условиях военного времени; период развития
(1924 г. – 2003 г.), в который военная подготовка специалистов приобрела массовый
характер, что позволило восполнить потери военных специалистов действующей
армии в годы войны и поддерживать на необходимом уровне мобилизационный
резерв государства;
во-вторых, в разных странах подготовка военно-обученного резерва имеет
свои
особенности:
предоставление
государствам
возможности
в
мирное
время
содержать
небольшие
по
численности
вооруженные
силы;
традиционность
и
преемственность
военной
подготовки
специалистов
и
предоставление
обучающимся
возможности
получения
военно-специального
образования
при
относительно небольших финансовых затратах;
в-третьих,
при
модернизации
военной
подготовки
целесообразно
использование зарубежного опыта (в частности опыта вневойсковой подготовки в
США) с учетом национальных особенностей и исторических традиций русской
военной школы.
В военном энциклопедическом словаре даются следующие определения этим
терминам: «Военная подготовка населения – комплекс мероприятий по военному
обучению населения…проводится в ходе подготовки граждан к военной службе и
прохождении ими военной службы». Добровольная подготовка граждан к военной
службе
–
«обучение
по
программам
подготовки
военно-патриотических
клубов(объединений)».
Задачами
военной
подготовки
являются
формирование
морально-
психологических, военно-профессиональных и физических качеств, необходимых
младшему
командиру.
Для
этого
нужно
использовать
эффективные
технологии
обучения (технология коллективной мыследеятельности, метод анализа конкретных
ситуаций, деловые игры и др.), вовлекать студентов и преподавателей в совместную
проектную
деятельность
по
созданию
обучающих
программных
продуктов,
электронных
учебно-методических
комплексов,
автоматизированных
обучающих
средств, широко использовать учебно-материальную базу (вооружение, приборы,
тренажеры и т.п.), что обеспечит у студентов формирование разнообразного опыта,
необходимого для формирования технологической компетентности; рассматривать
итоговую
военную
практику
как
средство,
позволяющее
определить
уровень
сформированности
грамотности
студентов-выпускников,
что
предполагает
разработку современного учебно-методического обеспечения военной практики.
Базеев Евгений Михайлович,
преподаватель основ безопасности жизнедеятельности
КГБПОУ «Бийский медицинский колледж»,
г. Бийск, Алтайского края
Дата 15.10.2018г.