Автор: Лебедева Ирина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 21 им. П.А. Столыпина"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Раздел: начальное образование
В развитии образовательной системы России начинается новый этап..
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач
общества и государства является воспитание нравственного, ответственного,
инициативного
и
компетентного
гражданина
России.
В
ФГОС
НОО
патриотическое
воспитание младшего
школьника
определяется
как
целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные
ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. В
формирование
такой
гражданской
личности,
сочетающей
в
себе
развитую
нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна
внести современная школа.
В
российской
науке
проблеме
патриотического
воспитания
посвящено
немало исследований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление
человека к процветанию Родины основой его духовной жизни.
Уважение
к своей стране, к её национальным традициям, истории и
богатой
культуре
является
основой
любого
воспитания.
Согласитесь,
что
невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны без
уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Выделяя
патриотическое
воспитание
в
относительно
самостоятельное
направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую
взаимосвязь
с
другими
направлениями
(нравственным,
трудовым,
эстетическим
и
др.
воспитанием),
что
представляет
собой
гораздо
более
сложное
соотношение,
чем
части
и
целого.
Патриотическое
воспитание,
находясь
в
тесной
взаимосвязи
с
другими
направлениями
воспитательной
работы,
пронизывает,
интегрирует
их,
осуществляется
в
целостном
педагогическом процессе. Сущностью данного процесса является освоение
воспитанниками
прогрессивного
патриотического
опыта,
позволяющего
сформировать ценностное отношение к патриотизму, что отражает сущность
процесса
воспитания
–
переход
внешнего,
объективного
во
внутреннее,
субъективное.
0
Я являюсь одним из разработчиков школьной программы гражданско -
патриотического
воспитания
«Сыны
Отечества». Система
патриотического
воспитания
не
может
оставаться
в
неизменном
виде.
В
соответствии
с
требованиями ФГОС НОО перед нами
возникла необходимость внесения
изменений, поиска оптимальных путей
воспитания младшего школьника,
создания условий, способствующих формированию патриотических качеств
личности.
Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из
структуры
понятия
«патриотизм»
и
включают:
воспитание
патриотических
чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений
патриотического
характера,
расширение
опыта
и
формирование
положительного отношения к патриотической деятельности.
Воспитание
патриотов
своей
страны,
граждан
правового
демократического государства, обладающих чувством национальной гордости,
гражданского
достоинства,
любви
к
Отечеству,
своему
народу
–
основная
задача патриотического воспитания юного гражданина России, охватывающая
всю педагогическую деятельность: интегрируя учебные занятия и внеурочную
жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Какие же качества личности необходимо воспитать у младших школьников,
чтобы вырастить патриота? В.А.Сухомлинский говорил:
« Больше, чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что
вкладываем в душу ребёнка».
На подготовительном этапе реализации данной задачи мной было
проведено анкетирование учащихся начальной школы.
Учащимся была предложена анкета:
1. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово
патриотизм?
а) знаю;
б) слышал;
1
в) слышу сейчас впервые;
г) затрудняюсь ответить.
2. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и
государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может
любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой
зрения вы согласны?
а) с первой;
б) со второй;
в) затрудняюсь ответить.
3. Патриотизм – это…
а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;
б) позитивное чувство к Родине;
в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;
г) готовность к самопожертвованию;
д) затрудняюсь.
Цель анкетирования:
определение
содержательной
стороны
направленности
личности,
основа отношения учащихся к окружающему социуму;
определение
актуальности
вопросов
патриотизма
в
системе
ценностной ориентации школьников;
определение
градации
личностных
качеств,
входящих
в
понятие
«патриот».
Результаты анкетирования учащихся начальной школы
2
Согласны с тем, что
патриот должен любить
Родину, государство
Могут объяснит
значение слова
патриотизм
69,3%
78,5%
80,5
%
Слышал слово
патриотизм
Результаты анкетирования позволили определить основные методы
решения поставленной задачи:
Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических
ценностей,
взглядов
и
убеждений,
уважения
к
культурному
и
историческому прошлому России; к традициям;
Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем
нациям;
Воспитание
гражданской
позиции,
бережного
отношения
к
памятникам истории, культуры, сохранения традиции.
Использование методов решения поставленной задачи в условиях резкой
социальной системы дифференциации и девальвации духовных ценностей -
процесс сложный, многогранный, я бы сказала тонкий, деликатный, так как
затрагивает
сознание,
душу
человека,
а
также
определённые
парадигмы
образования, рассматривающие ученика как субъекта деятельности.
На мой взгляд, патриотическое воспитание младших школьников в
современной
школе
должно
стать
объединяющей
силой,
которая
сможет
вырастить
поколение
настоящих
патриотов,
любящих
свою
Родину
не
на
словах, а на деле.
Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-
ценностного,
духовно-нравственного
развития,
гражданского
воспитания,
недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и
усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
В содержании программы гражданско-патриотического воспитания
«
Сыны
Отечества»
мы
выделили
основные
аспекты
гражданского
и
патриотического воспитания младшего школьника:
личностная культура;
социальная культура;
семейная культура .
Личностная культура младшего школьника – это:
3
г о т о в н о с т ь
и
с п о с о б н о с т ь
к
н р а в с т в е н н о м у
самосовершенствованию,
самооценке,
индивидуально-ответственному
поведению
готовность и способность открыто выражать и отстаивать
свою
общественную
позицию,
критически
оценивать
собственные
намерения, мысли и поступки;
способность
к
самостоятельным
поступкам
и
действиям,
совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности
за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении
результата;
Семейная культура – это:
осознание
безусловной
ценности
семьи
как
первоосновы
нашей принадлежности к народу, Отечеству;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи,
как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и
старших, ответственность за другого;
бережное отношение к жизни человека.
Социальная культура – это:
осознание
безусловной
ценности
семьи
как
первоосновы
нашей принадлежности к народу, Отечеству;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи,
как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и
старших, ответственность за другого;
бережное отношение к жизни человека.
и определили этапы реализации программы
I этап: проектный - 2012-2013 учебный год.
Цель:
подготовка
условий
создания
системы
гражданско-
патриотического воспитания.
Задачи:
1.
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
4
2.
Разработать,
обсудить
и
утвердить
программу
по
гражданско-патриотическому воспитанию.
3.
П р о а н а л и зи р о ват ь
м а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с к и е ,
педагогические условия реализации программы.
4.
Подобрать
диагностические
методики
по
основным
направлениям программы.
II этап: практический – 2013-2014 учебные годы.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому
воспитанию.
Задачи:
1.
Отработать
содержание
деятельности,
наиболее
эффективные формы и методы воспитательного воздействия
2.
Обогащать
содержание
гражданско-патриотического
воспитания
3. Разработать методические рекомендации по гражданско-
патриотическому воспитанию
4.
Вовлекать
в
систему
гражданско-патриотического
воспитания
представителей
всех
субъектов
образовательной
деятельности
5. Проводить мониторинг реализации программы
III этап: аналитический – 2015\2016 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период .
В своей педагогической деятельности стремлюсь создать условия к тому,
чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной
семьей ребенка, нравственным воспитателем.
5
Концепция
программы
ФГОС
НОО «Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации»
заключается
в
том,
что
современная
начальная
школа
призвана
создавать
гражданина
и
воспитывать
патриота,
раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире.
И с п ол ь зуя
о с н о в н ы е
н ап р а вл е н и я п р о г р а м м ы
Ф ГО С
НОО
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации»,
реализую
школьную программу « Сыны Отчества» по патриотическому воспитанию
младших
школьников
учитываю
возрастные
психологические
особенности
детей.
Основной
упор
в
воспитательном
процессе
делаю
на
моторную
активность своих учеников, выражающуюся в неспособности долгое время
сидеть
неподвижно
и
в
огромном
желании
участвовать
в
разнообразных
спортивных
соревнованиях,
музыкальных
конкурсах,
викторинах,
тематических мероприятиях.
Участие в таких мероприятиях помещает учащихся в меняющиеся культурные
среды, расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения.
Так,
например,
на
уроках
начального
литературного
образования,
окружающего мира, истории, ОЗОЖ, и др. работаю над
формированием
активной
жизненной
позиции
младшего
школьника,
помогаю
учащемуся
развивать
умения
и
навыки
конструктивно
–
критического
мышления,
самостоятельности, воспитываю уважение к народным традициям и культуре.
Патриотическое
воспитание
младших
школьников
начинаю
с
воспитания
чувства товарищества. Учитель должен учить детей дружить, учить беречь
дружбу. Провожу нравственные классные часы по таким темам, как « Спешите
делать добро», « Что такое хорошо и что такое плохо», « Планета дружбы», «
Толерантность, что это?» и др. Любовь и преданность Родине начинается с
признательности
матери,
ощущения
сердечного
тепла,
которым
окружён
ребёнок в семье, в связи с этим провожу классные часы и мероприятия,
6
посвящённые
Дню
матери,
праздник
«
Моя
семья»,
«
Папа,
мама,
я
-
спортивная семья».
Считаю,
что
необходимо
проводить
классные
часы
и
внеурочные
мероприятия, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят детей
с
фольклором,
т.к
фольклор
как
исторически-конкретная
форма
культуры
развивается вместе с народом, вбирая в себя всё ценное, что существовало
ранее, и отображая новые социальные изменения. В связи с этим на уроках
активно использую пословицы, загадки сказки, разучиваю с детьми русские
народные игры. А также провожу различные мероприятия, на которых дети
получают теоретические знания о прошлом своей Родины и эмоциональное
удовольствие от подвижной деятельности. К таким мероприятиям могу отнести
экскурсии в этнографический музей нашего города, праздники « Масленица»,
«Пасха» которые помогают создать особую атмосферу восприятия народных
обычаев и традиций.
Подобрать
интересные
вопросы
и
провести
классные
часы,
посвящённые
малой
Родине;
организовать
выставки
детских
рисунков,
подготовить
мультимедийную
презентацию,
использовать
цифровые
образовательные
ресурсы,
привлекая
учащихся
и
их
родителей
–
вот
те
средства,
которые
позволяют донести до каждого ученика красоту малой Родины, родной земли.
Ребята совместно с родителями принимают активное участие в различных
социальных акциях, таких как « Помощь приюту бездомных животных», «
День Земли», « Ветеран живет рядом».
Очень важно не допустить стирание в сознании юного поколения имен
героев, которые защищали и отстояли нашу страну. Пригласите на классный
час ветеранов войны, ведь их так мало осталось- защитников, настоящих
воинов,
которые
грудью
защитили
страну
в
страшные
годы
Великой
Отечественной войны. И Вы увидите горящие детские глаза и неподдельный
интерес. А с каким энтузиазмом ребята принимают участие в праздничных
концертах ко Дню Победы, в военно-спортивной игре « Вперед, мальчишки», в
7
конкурсе рисунков «Война глазами детей». Дети с удовольствием посещают
школьный музей боевой славы , музей военной техники на Соколовой горе и
музей боевой славы.
В современном динамично развивающемся информационном обществе
нужны, действительно, не только знания, сколько умения добывать их и умение
самостоятельно
добытые
знания
применять
во
всевозможных
ситуациях.
Осуществление проектно- исследовательской деятельности провожу с целью
воспитания
детей,
их
гражданской
позиции,
их
социальной
ориентации
и
адаптации в социуме, самоутверждения.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные
эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого,
к своим историческим корням. Например, в процессе работы над проектом
« След войны в моей семье» на конкретных фактах из жизни прадедушек,
прабабушек, дедушек, бабушек, дети открыли для себя смысл таких важных
понятий, как « долг перед Родиной», « любовь к Родине», « любовь к близким».
Большую
помощь
в
поиске
информации
оказали
родители.
Завершением
многомесячной совместной работы стала сформированная учащимися « Книга
памяти» и как результат: получение собственного социального опыта. Ведь
социальный опыт ребёнка- это не то, что он знает и помнит, потому что
прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять
его действия и поступки. Дети принимали участие в районном семинаре, на
котором учащиеся выступили с защитой проекта « След войны в моей семье».
Решить эту задачу помогли широчайшие возможности ИКТ, осваиваемые и
используемые детьми осмысленно.
Я
работаю
в
тесном
сотрудничестве
со
школьной
библиотекой.
Патриотизму
нельзя
научить,
его
надо
воспитывать,
ведь
образное
слово,
эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом
воспитательном процессе крайне важна, причём именно школьной библиотеки,
учитывающей
психологические
и
индивидуальные
различия
детей
разных
возрастных
групп.
В
работе
библиотеки
по
патриотическому
воспитанию
8
используется
спектр художественной, научно - познавательной литературы,
аудио- и видеоматериалы, презентации и готовые электронные программы.
Успешность и результативность патриотического воспитания учащихся во
многом зависит от единства целей и задач начального, среднего и старшего
образования
и
напрямую
зависит
от
профессиональной
педагогической
компетентностью педагога в области гражданско-патриотического воспитания.
На
мой
взгляд,
в
воспитании
юного
россиянина
—
гражданина
и
патриота— особо важная роль принадлежит современному
учителю.
Если
учитель
не
выполняет
своей
задачи
формирования
ценностей
и
основ
патриотического
воспитания,
то
у
обучающегося
в
условиях
открытого
информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала
семьи может формироваться «путаная» гражданская позиция.
Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание
гражданина
своей
страны
-
одна
из
трудных,
но
приоритетных
задач
современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия
для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими
и
духовно богатыми людьми.
9