Напоминание

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Автор: Лебедева Ирина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 21 им. П.А. Столыпина"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Раздел: начальное образование





Назад




В развитии образовательной системы России начинается новый этап..

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач

общества и государства является воспитание нравственного, ответственного,

инициативного

и

компетентного

гражданина

России.

В

ФГОС

НОО

патриотическое

воспитание младшего

школьника

определяется

как

целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные

ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. В

формирование

такой

гражданской

личности,

сочетающей

в

себе

развитую

нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна

внести современная школа.

В

российской

науке

проблеме

патриотического

воспитания

посвящено

немало исследований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление

человека к процветанию Родины основой его духовной жизни.

Уважение

к своей стране, к её национальным традициям, истории и

богатой

культуре

является

основой

любого

воспитания.

Согласитесь,

что

невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны без

уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Выделяя

патриотическое

воспитание

в

относительно

самостоятельное

направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую

взаимосвязь

с

другими

направлениями

(нравственным,

трудовым,

эстетическим

и

др.

воспитанием),

что

представляет

собой

гораздо

более

сложное

соотношение,

чем

части

и

целого.

Патриотическое

воспитание,

находясь

в

тесной

взаимосвязи

с

другими

направлениями

воспитательной

работы,

пронизывает,

интегрирует

их,

осуществляется

в

целостном

педагогическом процессе. Сущностью данного процесса является освоение

воспитанниками

прогрессивного

патриотического

опыта,

позволяющего

сформировать ценностное отношение к патриотизму, что отражает сущность

процесса

воспитания

переход

внешнего,

объективного

во

внутреннее,

субъективное.

0

Я являюсь одним из разработчиков школьной программы гражданско -

патриотического

воспитания

«Сыны

Отечества». Система

патриотического

воспитания

не

может

оставаться

в

неизменном

виде.

В

соответствии

с

требованиями ФГОС НОО перед нами

возникла необходимость внесения

изменений, поиска оптимальных путей

воспитания младшего школьника,

создания условий, способствующих формированию патриотических качеств

личности.

Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из

структуры

понятия

«патриотизм»

и

включают:

воспитание

патриотических

чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений

патриотического

характера,

расширение

опыта

и

формирование

положительного отношения к патриотической деятельности.

Воспитание

патриотов

своей

страны,

граждан

правового

демократического государства, обладающих чувством национальной гордости,

гражданского

достоинства,

любви

к

Отечеству,

своему

народу

основная

задача патриотического воспитания юного гражданина России, охватывающая

всю педагогическую деятельность: интегрируя учебные занятия и внеурочную

жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Какие же качества личности необходимо воспитать у младших школьников,

чтобы вырастить патриота? В.А.Сухомлинский говорил:

« Больше, чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что

вкладываем в душу ребёнка».

На подготовительном этапе реализации данной задачи мной было

проведено анкетирование учащихся начальной школы.

Учащимся была предложена анкета:

1. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово

патриотизм?

а) знаю;

б) слышал;

1

в) слышу сейчас впервые;

г) затрудняюсь ответить.

2. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и

государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может

любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой

зрения вы согласны?

а) с первой;

б) со второй;

в) затрудняюсь ответить.

3. Патриотизм – это…

а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;

б) позитивное чувство к Родине;

в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;

г) готовность к самопожертвованию;

д) затрудняюсь.

Цель анкетирования:

определение

содержательной

стороны

направленности

личности,

основа отношения учащихся к окружающему социуму;

определение

актуальности

вопросов

патриотизма

в

системе

ценностной ориентации школьников;

определение

градации

личностных

качеств,

входящих

в

понятие

«патриот».

Результаты анкетирования учащихся начальной школы

2

Согласны с тем, что

патриот должен любить

Родину, государство

Могут объяснит

значение слова

патриотизм

69,3%

78,5%

80,5

%

Слышал слово

патриотизм

Результаты анкетирования позволили определить основные методы

решения поставленной задачи:

Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических

ценностей,

взглядов

и

убеждений,

уважения

к

культурному

и

историческому прошлому России; к традициям;

Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем

нациям;

Воспитание

гражданской

позиции,

бережного

отношения

к

памятникам истории, культуры, сохранения традиции.

Использование методов решения поставленной задачи в условиях резкой

социальной системы дифференциации и девальвации духовных ценностей -

процесс сложный, многогранный, я бы сказала тонкий, деликатный, так как

затрагивает

сознание,

душу

человека,

а

также

определённые

парадигмы

образования, рассматривающие ученика как субъекта деятельности.

На мой взгляд, патриотическое воспитание младших школьников в

современной

школе

должно

стать

объединяющей

силой,

которая

сможет

вырастить

поколение

настоящих

патриотов,

любящих

свою

Родину

не

на

словах, а на деле.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-

ценностного,

духовно-нравственного

развития,

гражданского

воспитания,

недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и

усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

В содержании программы гражданско-патриотического воспитания

«

Сыны

Отечества»

мы

выделили

основные

аспекты

гражданского

и

патриотического воспитания младшего школьника:

личностная культура;

социальная культура;

семейная культура .

Личностная культура младшего школьника – это:

3

г о т о в н о с т ь

и

с п о с о б н о с т ь

к

н р а в с т в е н н о м у

самосовершенствованию,

самооценке,

индивидуально-ответственному

поведению

готовность и способность открыто выражать и отстаивать

свою

общественную

позицию,

критически

оценивать

собственные

намерения, мысли и поступки;

способность

к

самостоятельным

поступкам

и

действиям,

совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности

за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении

результата;

Семейная культура – это:

осознание

безусловной

ценности

семьи

как

первоосновы

нашей принадлежности к народу, Отечеству;

понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи,

как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и

старших, ответственность за другого;

бережное отношение к жизни человека.

Социальная культура – это:

осознание

безусловной

ценности

семьи

как

первоосновы

нашей принадлежности к народу, Отечеству;

понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи,

как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и

старших, ответственность за другого;

бережное отношение к жизни человека.

и определили этапы реализации программы

I этап: проектный - 2012-2013 учебный год.

Цель:

подготовка

условий

создания

системы

гражданско-

патриотического воспитания.

Задачи:

1.

Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

4

2.

Разработать,

обсудить

и

утвердить

программу

по

гражданско-патриотическому воспитанию.

3.

П р о а н а л и зи р о ват ь

м а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с к и е ,

педагогические условия реализации программы.

4.

Подобрать

диагностические

методики

по

основным

направлениям программы.

II этап: практический – 2013-2014 учебные годы.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому

воспитанию.

Задачи:

1.

Отработать

содержание

деятельности,

наиболее

эффективные формы и методы воспитательного воздействия

2.

Обогащать

содержание

гражданско-патриотического

воспитания

3. Разработать методические рекомендации по гражданско-

патриотическому воспитанию

4.

Вовлекать

в

систему

гражданско-патриотического

воспитания

представителей

всех

субъектов

образовательной

деятельности

5. Проводить мониторинг реализации программы

III этап: аналитический – 2015\2016 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период .

В своей педагогической деятельности стремлюсь создать условия к тому,

чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной

семьей ребенка, нравственным воспитателем.

5

Концепция

программы

ФГОС

НОО «Патриотическое

воспитание

граждан

Российской

Федерации»

заключается

в

том,

что

современная

начальная

школа

призвана

создавать

гражданина

и

воспитывать

патриота,

раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в

высокотехнологичном конкурентном мире.

И с п ол ь зуя

о с н о в н ы е

н ап р а вл е н и я п р о г р а м м ы

Ф ГО С

НОО

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской

Федерации»,

реализую

школьную программу « Сыны Отчества» по патриотическому воспитанию

младших

школьников

учитываю

возрастные

психологические

особенности

детей.

Основной

упор

в

воспитательном

процессе

делаю

на

моторную

активность своих учеников, выражающуюся в неспособности долгое время

сидеть

неподвижно

и

в

огромном

желании

участвовать

в

разнообразных

спортивных

соревнованиях,

музыкальных

конкурсах,

викторинах,

тематических мероприятиях.

Участие в таких мероприятиях помещает учащихся в меняющиеся культурные

среды, расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения.

Так,

например,

на

уроках

начального

литературного

образования,

окружающего мира, истории, ОЗОЖ, и др. работаю над

формированием

активной

жизненной

позиции

младшего

школьника,

помогаю

учащемуся

развивать

умения

и

навыки

конструктивно

критического

мышления,

самостоятельности, воспитываю уважение к народным традициям и культуре.

Патриотическое

воспитание

младших

школьников

начинаю

с

воспитания

чувства товарищества. Учитель должен учить детей дружить, учить беречь

дружбу. Провожу нравственные классные часы по таким темам, как « Спешите

делать добро», « Что такое хорошо и что такое плохо», « Планета дружбы», «

Толерантность, что это?» и др. Любовь и преданность Родине начинается с

признательности

матери,

ощущения

сердечного

тепла,

которым

окружён

ребёнок в семье, в связи с этим провожу классные часы и мероприятия,

6

посвящённые

Дню

матери,

праздник

«

Моя

семья»,

«

Папа,

мама,

я

-

спортивная семья».

Считаю,

что

необходимо

проводить

классные

часы

и

внеурочные

мероприятия, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят детей

с

фольклором,

т.к

фольклор

как

исторически-конкретная

форма

культуры

развивается вместе с народом, вбирая в себя всё ценное, что существовало

ранее, и отображая новые социальные изменения. В связи с этим на уроках

активно использую пословицы, загадки сказки, разучиваю с детьми русские

народные игры. А также провожу различные мероприятия, на которых дети

получают теоретические знания о прошлом своей Родины и эмоциональное

удовольствие от подвижной деятельности. К таким мероприятиям могу отнести

экскурсии в этнографический музей нашего города, праздники « Масленица»,

«Пасха» которые помогают создать особую атмосферу восприятия народных

обычаев и традиций.

Подобрать

интересные

вопросы

и

провести

классные

часы,

посвящённые

малой

Родине;

организовать

выставки

детских

рисунков,

подготовить

мультимедийную

презентацию,

использовать

цифровые

образовательные

ресурсы,

привлекая

учащихся

и

их

родителей

вот

те

средства,

которые

позволяют донести до каждого ученика красоту малой Родины, родной земли.

Ребята совместно с родителями принимают активное участие в различных

социальных акциях, таких как « Помощь приюту бездомных животных», «

День Земли», « Ветеран живет рядом».

Очень важно не допустить стирание в сознании юного поколения имен

героев, которые защищали и отстояли нашу страну. Пригласите на классный

час ветеранов войны, ведь их так мало осталось- защитников, настоящих

воинов,

которые

грудью

защитили

страну

в

страшные

годы

Великой

Отечественной войны. И Вы увидите горящие детские глаза и неподдельный

интерес. А с каким энтузиазмом ребята принимают участие в праздничных

концертах ко Дню Победы, в военно-спортивной игре « Вперед, мальчишки», в

7

конкурсе рисунков «Война глазами детей». Дети с удовольствием посещают

школьный музей боевой славы , музей военной техники на Соколовой горе и

музей боевой славы.

В современном динамично развивающемся информационном обществе

нужны, действительно, не только знания, сколько умения добывать их и умение

самостоятельно

добытые

знания

применять

во

всевозможных

ситуациях.

Осуществление проектно- исследовательской деятельности провожу с целью

воспитания

детей,

их

гражданской

позиции,

их

социальной

ориентации

и

адаптации в социуме, самоутверждения.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные

эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого,

к своим историческим корням. Например, в процессе работы над проектом

« След войны в моей семье» на конкретных фактах из жизни прадедушек,

прабабушек, дедушек, бабушек, дети открыли для себя смысл таких важных

понятий, как « долг перед Родиной», « любовь к Родине», « любовь к близким».

Большую

помощь

в

поиске

информации

оказали

родители.

Завершением

многомесячной совместной работы стала сформированная учащимися « Книга

памяти» и как результат: получение собственного социального опыта. Ведь

социальный опыт ребёнка- это не то, что он знает и помнит, потому что

прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять

его действия и поступки. Дети принимали участие в районном семинаре, на

котором учащиеся выступили с защитой проекта « След войны в моей семье».

Решить эту задачу помогли широчайшие возможности ИКТ, осваиваемые и

используемые детьми осмысленно.

Я

работаю

в

тесном

сотрудничестве

со

школьной

библиотекой.

Патриотизму

нельзя

научить,

его

надо

воспитывать,

ведь

образное

слово,

эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом

воспитательном процессе крайне важна, причём именно школьной библиотеки,

учитывающей

психологические

и

индивидуальные

различия

детей

разных

возрастных

групп.

В

работе

библиотеки

по

патриотическому

воспитанию

8

используется

спектр художественной, научно - познавательной литературы,

аудио- и видеоматериалы, презентации и готовые электронные программы.

Успешность и результативность патриотического воспитания учащихся во

многом зависит от единства целей и задач начального, среднего и старшего

образования

и

напрямую

зависит

от

профессиональной

педагогической

компетентностью педагога в области гражданско-патриотического воспитания.

На

мой

взгляд,

в

воспитании

юного

россиянина

гражданина

и

патриота— особо важная роль принадлежит современному

учителю.

Если

учитель

не

выполняет

своей

задачи

формирования

ценностей

и

основ

патриотического

воспитания,

то

у

обучающегося

в

условиях

открытого

информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала

семьи может формироваться «путаная» гражданская позиция.

Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание

гражданина

своей

страны

-

одна

из

трудных,

но

приоритетных

задач

современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия

для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими

и

духовно богатыми людьми.

9



В раздел образования