Напоминание

"Метод проектов в начальной школе"


Автор: Изергина Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП № 2
Населённый пункт: г. Котельнич Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Метод проектов в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Метод проектов в начальной школе

Изергина Ольга Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с УИОП № 2

г. Котельнича Кировской области

Одним

из

приоритетов

современного

начального

образования

является

формирование

универсальных

учебных

действий.

То

есть

в

уже

начальной

школе

закладываются основы умения ребёнка учиться, самостоятельно добывать и усваивать

новые знания. Но на практике оказывается, что многие учащиеся в процессе обучения

занимают пассивную позицию, не имеют навыка самостоятельной работы, не обладают

творческой инициативой, что затрудняет их дальнейшее обучение в среднем и старшем

звене, является одной из причин снижения интереса к учёбе и качества знаний. Поиск

путей

решения

данной

проблемы

приводит

к

пониманию

того,

что

нужны

деятельностные, практико-ориентированные формы и методы обучения, ведущее место

среди которых занимает метод проектов. Метод проектов не является принципиально

новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят сегодня к педагогическим

технологиям XXI века. Он возник в США во второй половине XX века. В российской

педагогике изучением метода проектов занимались С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин, М. В.

Крупенин. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала

проблема возрождения метода проектов в современнойшколе. В России метод проектов

имеет свои особенности, отличные от англо-американской педагогики, в его основе - идея

о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который

получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы.

«Окружающий

мир»

является

универсальным

предметом

для

использования

метода

проектов.

Отличительная

особенность

курса

его

интегрированный

и

культурологический

характер,

что

позволяет

учитывать

особенности

восприятия

школьниками

окружающего

мира.

Учебный

материал

интересен

и

близок

детям,

он

предполагает

наблюдения,

опыты,

практические

работы,

экскурсии,

работу

с

дополнительной

литературой.

Как

показывает

опыт,

младшие

школьники

проявляют

наибольший интерес к деятельности практического характера.

Проектная деятельность на

моих уроках окружающего мира осуществляется в следующих формах: мини-проекты,

проектные

уроки,

учебные

проекты,

исследовательские

работы,

выполняемые

под

руководством

учителя

в

рамках

внеурочной

деятельности.

Учитывая

возрастные

особенности

обучающихся,

мы

выделили

этапы

включения

учащихся

в

проектную

деятельность, соответствующие годам обучения.

1 этап – 1 класс. Задачи этапа:

- актуализация жизненного опыта первоклассника и поддержание их исследовательской

инициативы на его основе;

- развитие умений наблюдать, ставить простейшие опыты, делать выводы, задавать;

вопросы;

- усвоение правил работы в паре и группе, развитие умения слушать другого человека.

- формирование умения составлять рассказ по теме проекта и выступать перед классом.

На уроках «Окружающего мира» первоклассники выполняют небольшие учебные

проекты в парах сменного состава – «Модель созвездия Большой Медведицы», рисунок

«Безопасность

на

дороге»,

кормушка

для

птиц

из

картонной

коробки,

поделка

из

бросового материала (по теме «Откуда берётся и куда девается мусор»), плакат «Живи,

ёлочка!». Также вместе с родителями выполняют небольшие проекты – фото-рассказы

«Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Моя малая родина», «Мой домашний питомец».

Перед

выполнением

проектов

договариваемся

с

ребятами

о

видах

деятельности,

составляем план действий:

- что вы хотите сделать?

- что вы умеете делать?

- чему надо научиться?

- что сможете сделать сами, в чём понадобится помощь взрослых?

- что в результате у нас получится?

2 этап – 2 класс. Задачи этапа:

- приобретение новых представлений о деятельности исследователя;

- усвоение плана работы над проектом;

- развитие умения определять тему и цель проекта и исследования;

- развитие умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Ведётся работа по развитию самостоятельной работы учеников и уменьшению

доли помощи родителей в проектной деятельности. Так, например, итоговым продуктом

долгосрочных коллективных проектов стали журналы «Родной город» и «Красная книга».

Коллективные проекты выполняются следующим образом: в ходе изучения очередной

темы возникает проблема, определяется общая цель, пути решения проблемы. Класс

делится на группы, разные по составу и количеству, каждая группа осуществляет сбор

материала по определённому заданию, далее результат работы оформляется в общей

папке или книге. При работе над любым проектом обязательно обращаю внимание детей

на идею проектного замысла, отвечаем на вопросы:

- что?

- зачем?

- для кого?

Очень

важно,

чтобы

дети

всегда

понимали,

кто

и

для

чего

будет

использовать

в

дальнейшем созданный ими продукт.

3 этап – 3 класс.

Задачи этапа:

-

дальнейшее

развитие

исследовательских

умений:

наблюдение,

опыт,

эксперимент,

опрос, сравнение, сопоставление фактов;

- усвоение приёмов работы с информацией;

- формирование умений строить монологические высказывания, отстаивать свою точку

зрения;

- обучение созданию схем- плакатов.

В 3 классе по некоторым темам проводятся специальные – проектные уроки.

Главная цель урока-проекта – помочь детям проделать самостоятельный осознанный путь

от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения

этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта. При выборе темы для урока-

проекта руководствуюсь навигацией в учебниках, где указывается материал для парной и

групповой работы, учитываю возможность разделить текст из учебника на части или

подбираю

задания

разного

уровня

для

каждой

группы,

в

зависимости

от

степени

сложности. Проектный урок – это урок, на котором осуществляется учебный проект.

Проектный урок может быть также одним из этапов проектной деятельности, например,

проектный урок – презентация. При организации проектных уроков в каждой группе

распределяются роли и соответствующие им задачи. Например, таким образом:

командир (распределяет роли, обязанности. корректирует работу всех участников

группы, является связным между учителем и группой),

исследователи (находят ответы на вопросы, осуществляют поиск информации в

различных источниках),

эксперты

(продумывают

план

выступления

группы,

обобщают

полученную

информацию),

оформители

(выполняют

оформление

наглядного

представления

материала

плакат, фотогазета, рисунок, блок-схема, книжка – малышка и т.д.),

докладчики (осуществляют презентацию проекта). Чаще всего роль докладчиков

выполняют все участники группы. Выступление перед классом – обязательный

компонент урока-проекта.

4 этап – 4 класс. Задачи этапа:

- дальнейшее накопление представлений учащихся о проектной и исследовательской

деятельности;

- обучение постановке гипотезы, поиску подтверждающих и опровергающих аргументов;

- обучение созданию продукта в виде компьютерных презентаций;

-

дальнейшее

развитие

исследовательских

умений

через

использование

методов

анкетирования, опроса, интервью, наблюдений, опытов и экспериментов.

- дальнейшее обучение работе с информацией: поиск в различных источниках, отбор

важного и второстепенного, составление плана – конспекта, цитирование.

Ведущее место занимают проектные уроки, на которых учащиеся работают в

группах,

выполняя

проектно-исследовательское

задание.

Отчёт

групп

о

проделанной

работе на уроке-проекте выполняется по определённому плану:

1.

Расскажите, какое задание выполняла группа.

2.

Что вы предприняли для выполнения задания, какими источниками пользовались?

3.

Представьте результат своей работы.

4.

Оцените работу своей группы.

Наблюдения за учащимися в течение 4 лет показали, что в результате их активного

участия в проектной деятельности формируются следующие универсальные учебные

действия:

1.

Регулятивные

действия:

умение

определять

цель

деятельности,

планирование

совместной деятельности, прогнозирование будущих результатов, контроль, коррекция,

оценка деятельности.

2.

Познавательные

действия:

умение

самостоятельно

изобретать

способ

действия,

привлекая

знания

из

различных

областей,

умение

самостоятельно

найти

недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую

информацию

у

учителя,

специалиста,

родителей;

умение

находить

несколько

вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы. устанавливать причинно –

следственные связи, навыки интервьюирования, социологического опроса и других

методов исследования.

3.

Коммуникативные действия: умение работать в паре, группе (в сотрудничестве):

умение коллективного планирования, умение взаимодействовать с любым партнёром,

навыки делового партнёрского общения, умение находить и исправлять ошибки в

работе других участников группы, умение инициировать учебное взаимодействие со

взрослыми

вступать

в

диалог,

задавать

вопросы,

умение

вести

дискуссию,

отстаивать свою точку зрения.

4.

Личностные действия:

1) смыслообразование, т. е. установление учащимися связи

между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, понимание того,

для чего они учатся; 2) нравственно-этическая ориентация. (одна из целей предмета

«Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Отказ от

репродуктивных

методов

обучения

в

пользу

самостоятельного

поиска

учащимися

ответов на вопросы позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к

окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки

и

ценности); 3)

жизненное самоопределение – дети осознают личностный смысл

любого поступка и любой своей деятельности на примерах поведения в природе и

обществе, также они осознают свою принадлежность к родной стране.

Таким образом, метод проектов чётко ориентирован на реальный практический

результат. Во время проектного урока строятся новые отношения между учениками, а

также между учителем и учащимися. Образовательный кругозор детей расширяется.

Работа над проектом позволяет детям проявить себя с самой неожиданной стороны:

показать свои организаторские способности, талант оратора или оформителя, умение

самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Проектная деятельность на

уроках «Окружающего мира» оказывает положительное влияние на развитие личности

младших

школьников,

является

одной

из

составляющих

деятельностного

подхода,

способствует становлению и развитию универсальных учебных действий учеников.



В раздел образования