Автор: Изергина Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП № 2
Населённый пункт: г. Котельнич Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Метод проектов в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Метод проектов в начальной школе
Изергина Ольга Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с УИОП № 2
г. Котельнича Кировской области
Одним
из
приоритетов
современного
начального
образования
является
формирование
универсальных
учебных
действий.
То
есть
в
уже
начальной
школе
закладываются основы умения ребёнка учиться, самостоятельно добывать и усваивать
новые знания. Но на практике оказывается, что многие учащиеся в процессе обучения
занимают пассивную позицию, не имеют навыка самостоятельной работы, не обладают
творческой инициативой, что затрудняет их дальнейшее обучение в среднем и старшем
звене, является одной из причин снижения интереса к учёбе и качества знаний. Поиск
путей
решения
данной
проблемы
приводит
к
пониманию
того,
что
нужны
деятельностные, практико-ориентированные формы и методы обучения, ведущее место
среди которых занимает метод проектов. Метод проектов не является принципиально
новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят сегодня к педагогическим
технологиям XXI века. Он возник в США во второй половине XX века. В российской
педагогике изучением метода проектов занимались С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин, М. В.
Крупенин. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала
проблема возрождения метода проектов в современнойшколе. В России метод проектов
имеет свои особенности, отличные от англо-американской педагогики, в его основе - идея
о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который
получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы.
«Окружающий
мир»
является
универсальным
предметом
для
использования
метода
проектов.
Отличительная
особенность
курса
–
его
интегрированный
и
культурологический
характер,
что
позволяет
учитывать
особенности
восприятия
школьниками
окружающего
мира.
Учебный
материал
интересен
и
близок
детям,
он
предполагает
наблюдения,
опыты,
практические
работы,
экскурсии,
работу
с
дополнительной
литературой.
Как
показывает
опыт,
младшие
школьники
проявляют
наибольший интерес к деятельности практического характера.
Проектная деятельность на
моих уроках окружающего мира осуществляется в следующих формах: мини-проекты,
проектные
уроки,
учебные
проекты,
исследовательские
работы,
выполняемые
под
руководством
учителя
в
рамках
внеурочной
деятельности.
Учитывая
возрастные
особенности
обучающихся,
мы
выделили
этапы
включения
учащихся
в
проектную
деятельность, соответствующие годам обучения.
1 этап – 1 класс. Задачи этапа:
- актуализация жизненного опыта первоклассника и поддержание их исследовательской
инициативы на его основе;
- развитие умений наблюдать, ставить простейшие опыты, делать выводы, задавать;
вопросы;
- усвоение правил работы в паре и группе, развитие умения слушать другого человека.
- формирование умения составлять рассказ по теме проекта и выступать перед классом.
На уроках «Окружающего мира» первоклассники выполняют небольшие учебные
проекты в парах сменного состава – «Модель созвездия Большой Медведицы», рисунок
«Безопасность
на
дороге»,
кормушка
для
птиц
из
картонной
коробки,
поделка
из
бросового материала (по теме «Откуда берётся и куда девается мусор»), плакат «Живи,
ёлочка!». Также вместе с родителями выполняют небольшие проекты – фото-рассказы
«Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Моя малая родина», «Мой домашний питомец».
Перед
выполнением
проектов
договариваемся
с
ребятами
о
видах
деятельности,
составляем план действий:
- что вы хотите сделать?
- что вы умеете делать?
- чему надо научиться?
- что сможете сделать сами, в чём понадобится помощь взрослых?
- что в результате у нас получится?
2 этап – 2 класс. Задачи этапа:
- приобретение новых представлений о деятельности исследователя;
- усвоение плана работы над проектом;
- развитие умения определять тему и цель проекта и исследования;
- развитие умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Ведётся работа по развитию самостоятельной работы учеников и уменьшению
доли помощи родителей в проектной деятельности. Так, например, итоговым продуктом
долгосрочных коллективных проектов стали журналы «Родной город» и «Красная книга».
Коллективные проекты выполняются следующим образом: в ходе изучения очередной
темы возникает проблема, определяется общая цель, пути решения проблемы. Класс
делится на группы, разные по составу и количеству, каждая группа осуществляет сбор
материала по определённому заданию, далее результат работы оформляется в общей
папке или книге. При работе над любым проектом обязательно обращаю внимание детей
на идею проектного замысла, отвечаем на вопросы:
- что?
- зачем?
- для кого?
Очень
важно,
чтобы
дети
всегда
понимали,
кто
и
для
чего
будет
использовать
в
дальнейшем созданный ими продукт.
3 этап – 3 класс.
Задачи этапа:
-
дальнейшее
развитие
исследовательских
умений:
наблюдение,
опыт,
эксперимент,
опрос, сравнение, сопоставление фактов;
- усвоение приёмов работы с информацией;
- формирование умений строить монологические высказывания, отстаивать свою точку
зрения;
- обучение созданию схем- плакатов.
В 3 классе по некоторым темам проводятся специальные – проектные уроки.
Главная цель урока-проекта – помочь детям проделать самостоятельный осознанный путь
от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения
этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта. При выборе темы для урока-
проекта руководствуюсь навигацией в учебниках, где указывается материал для парной и
групповой работы, учитываю возможность разделить текст из учебника на части или
подбираю
задания
разного
уровня
для
каждой
группы,
в
зависимости
от
степени
сложности. Проектный урок – это урок, на котором осуществляется учебный проект.
Проектный урок может быть также одним из этапов проектной деятельности, например,
проектный урок – презентация. При организации проектных уроков в каждой группе
распределяются роли и соответствующие им задачи. Например, таким образом:
командир (распределяет роли, обязанности. корректирует работу всех участников
группы, является связным между учителем и группой),
исследователи (находят ответы на вопросы, осуществляют поиск информации в
различных источниках),
эксперты
(продумывают
план
выступления
группы,
обобщают
полученную
информацию),
оформители
(выполняют
оформление
наглядного
представления
материала
–
плакат, фотогазета, рисунок, блок-схема, книжка – малышка и т.д.),
докладчики (осуществляют презентацию проекта). Чаще всего роль докладчиков
выполняют все участники группы. Выступление перед классом – обязательный
компонент урока-проекта.
4 этап – 4 класс. Задачи этапа:
- дальнейшее накопление представлений учащихся о проектной и исследовательской
деятельности;
- обучение постановке гипотезы, поиску подтверждающих и опровергающих аргументов;
- обучение созданию продукта в виде компьютерных презентаций;
-
дальнейшее
развитие
исследовательских
умений
через
использование
методов
анкетирования, опроса, интервью, наблюдений, опытов и экспериментов.
- дальнейшее обучение работе с информацией: поиск в различных источниках, отбор
важного и второстепенного, составление плана – конспекта, цитирование.
Ведущее место занимают проектные уроки, на которых учащиеся работают в
группах,
выполняя
проектно-исследовательское
задание.
Отчёт
групп
о
проделанной
работе на уроке-проекте выполняется по определённому плану:
1.
Расскажите, какое задание выполняла группа.
2.
Что вы предприняли для выполнения задания, какими источниками пользовались?
3.
Представьте результат своей работы.
4.
Оцените работу своей группы.
Наблюдения за учащимися в течение 4 лет показали, что в результате их активного
участия в проектной деятельности формируются следующие универсальные учебные
действия:
1.
Регулятивные
действия:
умение
определять
цель
деятельности,
планирование
совместной деятельности, прогнозирование будущих результатов, контроль, коррекция,
оценка деятельности.
2.
Познавательные
действия:
умение
самостоятельно
изобретать
способ
действия,
привлекая
знания
из
различных
областей,
умение
самостоятельно
найти
недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую
информацию
у
учителя,
специалиста,
родителей;
умение
находить
несколько
вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы. устанавливать причинно –
следственные связи, навыки интервьюирования, социологического опроса и других
методов исследования.
3.
Коммуникативные действия: умение работать в паре, группе (в сотрудничестве):
умение коллективного планирования, умение взаимодействовать с любым партнёром,
навыки делового партнёрского общения, умение находить и исправлять ошибки в
работе других участников группы, умение инициировать учебное взаимодействие со
взрослыми
–
вступать
в
диалог,
задавать
вопросы,
умение
вести
дискуссию,
отстаивать свою точку зрения.
4.
Личностные действия:
1) смыслообразование, т. е. установление учащимися связи
между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, понимание того,
для чего они учатся; 2) нравственно-этическая ориентация. (одна из целей предмета
«Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Отказ от
репродуктивных
методов
обучения
в
пользу
самостоятельного
поиска
учащимися
ответов на вопросы позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к
окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки
и
ценности); 3)
жизненное самоопределение – дети осознают личностный смысл
любого поступка и любой своей деятельности на примерах поведения в природе и
обществе, также они осознают свою принадлежность к родной стране.
Таким образом, метод проектов чётко ориентирован на реальный практический
результат. Во время проектного урока строятся новые отношения между учениками, а
также между учителем и учащимися. Образовательный кругозор детей расширяется.
Работа над проектом позволяет детям проявить себя с самой неожиданной стороны:
показать свои организаторские способности, талант оратора или оформителя, умение
самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Проектная деятельность на
уроках «Окружающего мира» оказывает положительное влияние на развитие личности
младших
школьников,
является
одной
из
составляющих
деятельностного
подхода,
способствует становлению и развитию универсальных учебных действий учеников.