Напоминание

"Методика "интегральная диалогика" в практике преподавании литературы в ходе реализации ФГОС


Автор: Родионова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей 12
Населённый пункт: город Лениногорск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Методика "интегральная диалогика" в практике преподавании литературы в ходе реализации ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




«Методика «интегральная диалогика» в практике

преподавании литературы в ходе реализации ФГОС

Е.В. Родионова, учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея №12 города Лениногорска РТ.

Многолетний

опыт

работы

педагогического

коллектива по

реализации

проблемы развития творчески активной личности

показывает, что

данный

процесс не происходит сам по себе, а предполагает разработку и реализацию

специальной

программы,

взаимосвязь

процессов

развития

творческой

активности

обучаемых

в

сфере

учебно-познавательной

и

воспитательной

деятельности. Традиционные

концепции

развития

творческой

активности

основываются

преимущественно

на

активизации

мышления

и

недостаточно

связаны с мотивационной сферой.

Новое же видение процесса ориентируется

именно на развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию. Это

одно

из

важнейших

условий

перевода

обучаемого

на

позицию

субъекта

активной познавательной деятельности, проявления им ярких эмоциональных

переживаний, волевых усилий.

Движение, динамику процесса развития творческой активности обучаемых (от

ступени к ступени обучения) обусловливают качественные сдвиги в базисных

знаниях, способах действий, в эвристическом потенциале и опыте творческой,

исследовательской

деятельности,

накопленные

на

предшествующих

этапах

обучения. При этом необходима диалектическая взаимосвязь педагогического

управления

с

педагогическим

процессом

развития

творческой

активности

обучаемых

в

определенных

условиях

обусловленных

требованиями

государственных стандартов 2 поколения.

Поэтому

в

настоящее

время

можно

констатировать,

что, с

одной

стороны,

существует объективная

необходимость

всемерного развития творческой

активности с учетом новых социально-экономических условий, с другой – имеет

место

недостаточная

разработанность

этой

научной

проблемы

в

рамках

педагогического процесса школы.

Исходя из этого, в рамках реализации проблемы развития творчески активной

личности

обучаемого

в

условиях

реализации

государственных

стандартов

второго

поколения

в

лицее

разработана

Комплексно-целевая

программа

развития творчески активной личности сроком на 5 лет, в которой определены

задачи, разработаны планы

конкретных мероприятий для работы каждого

учителя. Согласно этой программе учителя гуманитарного цикла работают над

внедрением

методики

«интегральная

диалогика»

в

рамках

преподавания

предметов: литература, обществознание, целью чего является стремление:

раскрыть

сущностные

характеристики

творческой

активности

обучаемых в учебной и во внеурочной деятельности;

раскрыть

зависимость

развития

творческой

активности

от

углубления познания обучаемых, умения выстраивать способы действий

для решения необходимых задач и формирования УУД;

установить предметное и надпредметное содержание образования в

школе;

развитие личностных и творческих способностей обучаемых;

становление

их

способностей

быть

полноценной,

социально

активной,

конкурентоспособной

личностью,

обладающей

набором

ключевых компетенций

С целью реализации этих задач учителями литературы и

обществознания

Салаховой

И.В.

и

Клещевниковой

И.В.

разработана

программу

интегрированного элективного курса «Из золотой сотни книг по истории,

культуре и литературе народов Российской Федерации» для учащихся 8-11-х

классов, в которую включены включены произведения :

1.

Е. Трусевич «Перекати –поле»

2.

Л. Улицкая «Зеленый шатер»

3.

В. Пелевин « Синий фонарь»

4.

В.Г. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»

5.

Л. Филатов «Сказ про Федота стрельца - удалого молодца»

6.

В.П.Аксенов «Остров Крым»

7.

Г.Н. Щербакова « Вам и не снилось»

8.

А.и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

9.

В.А. Гиляровский « Москва и москвичи»

10.

И.Ильф и Е. Петров «Золотой теленок»

Программа реализуется в лицее через новую методику

"Интегральная

диалогика». Используя данную методику на протяжении уже более чем 5-и лет,

мы

приходим

к

выводам,

что

это

ведет

за

собой

к

повышению

информационной

емкости

содержания

урока,

выводит

учеников

на

более

высокий

уровень

обобщения,

развивает

свободу

мышления,

способствует

формированию креативности обучаемых.

Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно

целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного

материала двух дисциплин.

Интегрированный урок дает возможность ученику более полно увидеть картину

явления. Задача проекта:

Обогащение содержания учебного предмета за счет связи с другими

предметами;

Подготовка

школьников

к

написанию

итогового

сочинения,

«имеющего

прочную

опору

на

произведения

русской

и

мировой

литературы».

Стержнем

этого

уровня

интеграции

является

изучаемая

на

уроке

тема,

межпредметный диалог.

Интеграция- это чрезвычайно привлекательная форма урока. Непривычный

ход

урока

побуждает

интерес

и

стимулирует

активность

обучаемых.

Интегрированный урок

сопровождается открытиями и находками. Это –

научная

деятельность,

где

роль

исследователя

выполняет

ученик.

Такие

уроки

продуктивны:

они

не

только

дают

знания,

но

и

вдохновляют

на

творчество, тем более что данную методику мы апробируем на «знаковых

произведениях национальной литературы», которые должны, на наш взгляд,

послужить возрождению читательского интереса и лучше познакомить юное

поколение с литературным наследием нашей страны. Тем более это важно

сейчас,

когда

для

выпускников

введено

дополнительное

испытание

написание сочинения.

В

лицее

сложилась

практика

проведения

открытых

интегрированных

уроков

литературы,

обществознания

по

изучению

произведений

из

данного списка, с использованием методики «интегральная диалогика»:

«Идеалы добра, справедливости в литературных и исторических

источниках»

(по

произведениям

А.Платонова,

по

произведениям

о

Великой Отечественной войне), учителя Клещевникова И.В., Родионова

Е.В.;

«Глоток свободы» (по произведению Л. Улицкой «Зеленый шатер»,

учителя Салахова И.В., Клещевникова И.В.);

«У человека можно отнять все права, нельзя отнять лишь смерть»

(по произведению Е. Трусевич «Перекати поле», учителя Салахова И.В.,

Клещевникова И.В.;

«Тайны

Мастера

и

Маргариты»,

учителя

Долотова

Е.А.,

Клещевникова И.В. и др.

Актуальность

и новизна таких уроков в том, что их

разработчики делают

попытку

путем

диалога

восстановить

на

уроке

связь

времен,

поколений,

культур; рассмотреть

нравственные проблемы

современной молодежи, а

именно людей, не нашедших себя в этой жизни.

Таким образом, реализация данного проекта обеспечивает

включение

каждого

обучающегося

на

каждом

учебном

и

внеурочном

занятии

в

деятельность с учетом его возможностей и способностей. Основная идея

поиск,

апробация

условий

и

механизмов,

обеспечивающих

перевод

обучающегося

с

первого

(наиболее

низкого)

воспроизводящего

уровня

деятельности, до второго (это ситуативно-неустойчивая активность), поднимая

до уровня потенциально творческого (3 уровень) и творчески преобразующего

уровня активности (4 уровень). Поиск механизмов перевода - в данном случае

реализация

идеи

президента

России

В.В.

Путина,

о

формировании

национального списка книг, которые «должен прочитать и осмыслить каждый

выпускник современной школы», - создание такого списка, программы изучения

этих произведений на основе новой методики – «интегральная диалогика» - все

это

позволяет

создать

атмосферу

сотворчества

в

процессе

преподавания,

активизации

мышления

и

мотивационно-потребностной

сферы

с

целью

перевода обучаемого

в позицию субъекта активной познавательной

деятельности.



В раздел образования