Автор: Родионова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей 12
Населённый пункт: город Лениногорск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Методика "интегральная диалогика" в практике преподавании литературы в ходе реализации ФГОС
Раздел: полное образование
«Методика «интегральная диалогика» в практике
преподавании литературы в ходе реализации ФГОС
Е.В. Родионова, учитель русского языка и литературы
МБОУ лицея №12 города Лениногорска РТ.
Многолетний
опыт
работы
педагогического
коллектива по
реализации
проблемы развития творчески активной личности
показывает, что
данный
процесс не происходит сам по себе, а предполагает разработку и реализацию
специальной
программы,
взаимосвязь
процессов
развития
творческой
активности
обучаемых
в
сфере
учебно-познавательной
и
воспитательной
деятельности. Традиционные
концепции
развития
творческой
активности
основываются
преимущественно
на
активизации
мышления
и
недостаточно
связаны с мотивационной сферой.
Новое же видение процесса ориентируется
именно на развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию. Это
одно
из
важнейших
условий
перевода
обучаемого
на
позицию
субъекта
активной познавательной деятельности, проявления им ярких эмоциональных
переживаний, волевых усилий.
Движение, динамику процесса развития творческой активности обучаемых (от
ступени к ступени обучения) обусловливают качественные сдвиги в базисных
знаниях, способах действий, в эвристическом потенциале и опыте творческой,
исследовательской
деятельности,
накопленные
на
предшествующих
этапах
обучения. При этом необходима диалектическая взаимосвязь педагогического
управления
с
педагогическим
процессом
развития
творческой
активности
обучаемых
в
определенных
условиях
–
обусловленных
требованиями
государственных стандартов 2 поколения.
Поэтому
в
настоящее
время
можно
констатировать,
что, с
одной
стороны,
существует объективная
необходимость
всемерного развития творческой
активности с учетом новых социально-экономических условий, с другой – имеет
место
недостаточная
разработанность
этой
научной
проблемы
в
рамках
педагогического процесса школы.
Исходя из этого, в рамках реализации проблемы развития творчески активной
личности
обучаемого
в
условиях
реализации
государственных
стандартов
второго
поколения
в
лицее
разработана
Комплексно-целевая
программа
развития творчески активной личности сроком на 5 лет, в которой определены
задачи, разработаны планы
конкретных мероприятий для работы каждого
учителя. Согласно этой программе учителя гуманитарного цикла работают над
внедрением
методики
«интегральная
диалогика»
в
рамках
преподавания
предметов: литература, обществознание, целью чего является стремление:
раскрыть
сущностные
характеристики
творческой
активности
обучаемых в учебной и во внеурочной деятельности;
раскрыть
зависимость
развития
творческой
активности
от
углубления познания обучаемых, умения выстраивать способы действий
для решения необходимых задач и формирования УУД;
установить предметное и надпредметное содержание образования в
школе;
развитие личностных и творческих способностей обучаемых;
становление
их
способностей
быть
полноценной,
социально
активной,
конкурентоспособной
личностью,
обладающей
набором
ключевых компетенций
С целью реализации этих задач учителями литературы и
обществознания
Салаховой
И.В.
и
Клещевниковой
И.В.
разработана
программу
интегрированного элективного курса «Из золотой сотни книг по истории,
культуре и литературе народов Российской Федерации» для учащихся 8-11-х
классов, в которую включены включены произведения :
1.
Е. Трусевич «Перекати –поле»
2.
Л. Улицкая «Зеленый шатер»
3.
В. Пелевин « Синий фонарь»
4.
В.Г. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»
5.
Л. Филатов «Сказ про Федота стрельца - удалого молодца»
6.
В.П.Аксенов «Остров Крым»
7.
Г.Н. Щербакова « Вам и не снилось»
8.
А.и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
9.
В.А. Гиляровский « Москва и москвичи»
10.
И.Ильф и Е. Петров «Золотой теленок»
Программа реализуется в лицее через новую методику
"Интегральная
диалогика». Используя данную методику на протяжении уже более чем 5-и лет,
мы
приходим
к
выводам,
что
это
ведет
за
собой
к
повышению
информационной
емкости
содержания
урока,
выводит
учеников
на
более
высокий
уровень
обобщения,
развивает
свободу
мышления,
способствует
формированию креативности обучаемых.
Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно
целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного
материала двух дисциплин.
Интегрированный урок дает возможность ученику более полно увидеть картину
явления. Задача проекта:
Обогащение содержания учебного предмета за счет связи с другими
предметами;
Подготовка
школьников
к
написанию
итогового
сочинения,
«имеющего
прочную
опору
на
произведения
русской
и
мировой
литературы».
Стержнем
этого
уровня
интеграции
является
изучаемая
на
уроке
тема,
межпредметный диалог.
Интеграция- это чрезвычайно привлекательная форма урока. Непривычный
ход
урока
побуждает
интерес
и
стимулирует
активность
обучаемых.
Интегрированный урок
сопровождается открытиями и находками. Это –
научная
деятельность,
где
роль
исследователя
выполняет
ученик.
Такие
уроки
продуктивны:
они
не
только
дают
знания,
но
и
вдохновляют
на
творчество, тем более что данную методику мы апробируем на «знаковых
произведениях национальной литературы», которые должны, на наш взгляд,
послужить возрождению читательского интереса и лучше познакомить юное
поколение с литературным наследием нашей страны. Тем более это важно
сейчас,
когда
для
выпускников
введено
дополнительное
испытание
–
написание сочинения.
В
лицее
сложилась
практика
проведения
открытых
интегрированных
уроков
литературы,
обществознания
по
изучению
произведений
из
данного списка, с использованием методики «интегральная диалогика»:
«Идеалы добра, справедливости в литературных и исторических
источниках»
(по
произведениям
А.Платонова,
по
произведениям
о
Великой Отечественной войне), учителя Клещевникова И.В., Родионова
Е.В.;
«Глоток свободы» (по произведению Л. Улицкой «Зеленый шатер»,
учителя Салахова И.В., Клещевникова И.В.);
«У человека можно отнять все права, нельзя отнять лишь смерть»
(по произведению Е. Трусевич «Перекати поле», учителя Салахова И.В.,
Клещевникова И.В.;
«Тайны
Мастера
и
Маргариты»,
учителя
Долотова
Е.А.,
Клещевникова И.В. и др.
Актуальность
и новизна таких уроков в том, что их
разработчики делают
попытку
путем
диалога
восстановить
на
уроке
связь
времен,
поколений,
культур; рассмотреть
нравственные проблемы
современной молодежи, а
именно людей, не нашедших себя в этой жизни.
Таким образом, реализация данного проекта обеспечивает
включение
каждого
обучающегося
на
каждом
учебном
и
внеурочном
занятии
в
деятельность с учетом его возможностей и способностей. Основная идея
–
поиск,
апробация
условий
и
механизмов,
обеспечивающих
перевод
обучающегося
с
первого
(наиболее
низкого)
воспроизводящего
уровня
деятельности, до второго (это ситуативно-неустойчивая активность), поднимая
до уровня потенциально творческого (3 уровень) и творчески преобразующего
уровня активности (4 уровень). Поиск механизмов перевода - в данном случае
реализация
идеи
президента
России
В.В.
Путина,
о
формировании
национального списка книг, которые «должен прочитать и осмыслить каждый
выпускник современной школы», - создание такого списка, программы изучения
этих произведений на основе новой методики – «интегральная диалогика» - все
это
позволяет
создать
атмосферу
сотворчества
в
процессе
преподавания,
активизации
мышления
и
мотивационно-потребностной
сферы
с
целью
перевода обучаемого
в позицию субъекта активной познавательной
деятельности.