Напоминание

Проект по нравственно патриотическому воспитанию: "Родной свой край люби и знай"


Автор: Зубова Эльвира Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ города Мценска "Детский сад №4"
Населённый пункт: город Мценск, Орловская область
Наименование материала: проект
Тема: Проект по нравственно патриотическому воспитанию: "Родной свой край люби и знай"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Титульный лист

фамилия, имя, отчество автора:
Зубова Эльвира Николаевна  квалификационная категория : первая  место проживания: город Мценск Орловской области  название учебного заведения:
Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение города Мценска

« Детский сад №4»
 программа : «От рождения до школы», разработаная коллективом авторов под редакцией: В.Е.Веракса; Т.С.Комаровой; М.А. Васильевой  тема "Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников"
Участники проекта: 17 детей и их родителей

Старшая группа (коррекционная по зрению)


Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию старших

дошкольников:

«Родной свой край люби и знай»

Вводная часть.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Подмена ценностей в современном обществе вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу. Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, эмоциональная холодность, неуступчивость и т.п. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром. Это период, когда формируется чувство патриотизма: любовь и привязанность к родному краю,Родине и преданность её гражданам, желание беречь и умножать её богатство. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом и позволит ребенку адаптироваться в условиях современного мира. Изучив современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной и культурной жизни родного края, города (а через него Отечества) я пришла к выводу, что: проектная деятельность является наиболее эффективной в работе по социализации дошкольников. Проектная деятельность - это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым. Проект на тему «Родной свой край люби и знай» мы начали реализовывать с начала учебного года. Началом нашего проекта послужила годовая задача нашего детского сада и последующее анкетирование родителей. Работа над проектом «Родной свой край люби и знай» носит интегрированный характер. В течение года в рамках проекта спланированно: проведение игр, исследований в детском саду и дома, экспериментирование, чтение книг, сочинение собственных рассказов детей, организацию выставок.
Реализация проекта направлена на решение задач ФГОС ДО:
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей малой и большой Родине. - формирование духовно-нравственных отношений; - формирование любви к культурному наследию своего народа; - воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
Аннотация к проекту:
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера,
которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Проведенные среди детей и родителей нашей группы исследования показывают:
к 5-6 годам у 47% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию родного города, края; у 42% детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края; 54 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости; 35% родителей затрудняются в знании истории города, края; 6 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта: «Родной свой край люби и знай!»
Паспорт проекта

Тип проекта: информационно –творческий.

По характеру координации: открытый

По количеству участников: групповой

Срок реализации: 7 месяцев

Участники

-дети старшего дошкольного возраста

- педагоги ДОУ (воспитатели групп, Музыкальный руководитель, психолог,

тифлопедагог)



-родители воспитанников

Основной раздел программы:
познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект:
развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Материал разбит на 5 блоков

1блок:
Прошлое,настоящее и будущее родного края. (История родного города, памятные и исторические места, мемориалы памяти, государственная символика России, Орла, города Мценск.
2 блок: «
Никто не забыт! Ничто не забыто!» ( ВОВ и подвиг русского солдата на Орловской земле)
3 блок:
Народные промыслы Орловского края.
4 блок:
Флора и фауна родного края.
5блок:
Животный мирОрловского края (Знакомим с «Орловским Полесьем»)
Актуальность проекта

В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее

традиции

и

национальную

культуру,

уважающего

историю

своего

города

и

Родного края, относится к числу приоритетных направлений работы. Понимание

того, что Родина человека начинается с

места, где родился, придет к ребенку

только тогда, когда он поймет,

что его край родной – это частица большой

Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать

накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному

городу и краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об

истории края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто

основал

и

прославил

родной

край,

начнут

проявлять

интерес

к

событиям

городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то

можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.



Цели проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе

патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и

края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к

родному краю.

Задачи проекта:

Дидактические задачи:
o
Дать знания детям о родном городе: истории и культуре, символике,

достопримечательностях, промышленных объектах.
o
Дать знания о подвиге советского солдата в годы ВОВ на Орловщине.
o
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
o o
Расширить знания детей о флоре и фауне, животном мире Орловского

края.
o
Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное,

гордиться им.
o
Познакомить с народными промыслами Родного края.
o
Познакомить с культурой и традициями Орловского края.
o
Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням,

танцам


Для педагога методического содержания:

Вести поиск эффективных форм и методов нравственно- патриотического

воспитания дошкольников через ознакомление с историей, культурой и

природой родного края.

Пополнить

предметно-пространственную

развивающую

среду,

направленную на обогащение представлений детей о родном городе и

крае.

Обеспечение

единства

работы

ДОУ

и

семьи

по

нравственно-

патриотическому воспитанию дошкольников.

Разработать перспективные планы по ознакомлению с родным городом и

краем.

Организовать

мониторинг

педагогического

процесса

по

ознакомлению

детей с родным городом и краем.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
• Рассказать о прошлом и настоящем своего города и области. • Познакомить с достопримечательностями, обычаями и традициями родного края и города. • Познакомить с народными промыслами Родного края. ● Приобщать к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам. • Вовлекать родителей в активную жизнь сада и группы
Прогнозируемый результат.

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и

родного края его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес

к изучению данной проблемы.

Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Разработанное

методическое

и

дидактическое

сопровождение

по

всем

разделам предложенных тем.

Реализация

проекта

позволит

повысить

детскую,

родительскую

и

педагогическую

компетентность

в

вопросах

истории,

культуры

города

Мценска

и

орловской

Области,

поможет

сформировать

заботливое

отношение к родному краю.

Следовательно,

данный

проект

способствует

формированию

не

только

познавательного интереса, но и имеет социальное значение
.
Этапы проведения и реализации проекта:
o
Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.
o
Сбор и анализ этнографической литературы для взрослых и детей.
o
Обращение к специалистам и педагогам ДОУ.
o
Составление тематическое планирования по блокам

II. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Мценск –

прошлое и настоящее», «Моя Родина – Орловский край!»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Народные

промыслы Орловского края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы и животные

Орловского края», «Орловское Полесье».


Разучивание стихов песен о городе и родном крае.

Разучивание народных танцев Орловщины.

Оформление

мини



музеев

«Народные

промыслы»

и

«

Тряпичных

обрядовых кукол»

Проведение мастер классов «Мценское кружево» и « Обрядовая кукла в

жизни людей»

О ф о р м л е н и е

д и д а к т и ч е с к и х

и г р

п о

к р а е в е д е н и ю :

“Узнай,

где

я

нахожусь?»,

«Собери

картинку»,

«Бабушкин

сундучок»,

«Карта

моего

города»,

Город

будущего»,

«Мой

край

родной»,

«Я

-

фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Изготовление макета «Улицы родного города».

Оформление стенда «Любим! Помним! Не забудем!»

С родителями проведен конкурс «Лучшая частушка о родном крае, городе»

Лепка «Животные и птицы Орловского края».

Развлечение «Родной свой край люби и знай!»

На третьем результативном этапе были поставлены следующие задачи:
• Обобщение результатов работы. • Итоговая диагностика. • Обработка данных, анализ всех результатов. • Презентация проекта. •
IV. Контрольно-рефлексивный
• Подведение итогов. • Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
В группе был создан Мини – музей «Народные промыслы»
В Мини - музее были представлены экспонаты: гимн и герб города Мценск, ручники (полотенца ) с вышивкой сделанной по технике "Орловский Спис", Мценские кружева и необходимые для плетения кружева инструментов: валик,

коклюшки, образцы различных плетений
),
глиняныме игрушки-свистульки Чернышенская и Плешковская
.
А также предметы с росписью в технике гжель, хохлома...
В группе был открыт ещё один музей "Тряпичные обрядовые куклы Орловской

губернии".
В нем дети знакомились с игровыми обрядовыми куклами, оберегами и неигровыми обрядовыми куклами.
Развивающая среда группы
• Оформление интерактивной доски по теме «Мой любимый город» (история и настоящее). • Для самостоятельного рассматривания детям предлагались тематические папки «Народные промыслы Орловщины», "Природа Орловского края", "история создания города Мценска", "Памятники и архитектура города Мценска" "Прошлое и будущее моего города" - Педагогом подобрана литература для чтения детям : "Сказки Орловской Губернии" , "Пословищы и поговорки Мценского края"... - Демонстрационный и дидактический материал.
Познавательная и речевая деятельность:


1.

Провели цикл познавательных занятий, на темы:
- “Город Мценск – прошлое и настоящее», - «Памятники и достопримечательности города Мценск», - « ВОВ на Мценской земле»» - «Моя Родина – Орловский край!»
Речевая деятельность:
2. Составление рассказов на тему: «О нашем городе мы свой ведем рассказ» • 3. Чтение произведений Соколова-Микитова «Соль земли» и Г.В. Вершинина «Моя малая Родина» • 4 . З а у ч и в а н и е с т и х о т в о р е н и й : С.Я.Маршака «Лучше нет родного края» и З.М. Левиной «Мой любимый город» ● 5.Знакомство с литературой о родном городе: «Сказки Орловской Губернии», «Раздумья у родника» орловские народные напевы, «В центре России», «Мценский край» • 6.Рассматривание тематических папок:

Достопримечательности моего города”, “Народные промыслы Орловского края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы и животные Орловского края», «Орловское Полесье».
К 9 мая в группе оформили Мини - Стенд «Этот День Победы»
• Провели цикл занятий по теме «Подвиг советского солдата в годы ВОВ» ( по тематике Орловского края) • Дети подготовили стихотворения посвященные героям танкистам, летчикам, артиллеристам, пехоте. • Прослушали песни военных лет: «Катюша», «День победы», «Синий платочек», «Вставай, страна огромная»…
Конкурс плакатов «ВОВ»

С детьми была проведена Экскурсия в музей города Мценск
Опытные экскурсоводы познакомили детей с историей создания города, народными промыслами и традициями , бытом людей Орловщины.
Мастер класс «Мценское кружево».
В гости к детям пришла мастерица из "Школы кружевниц". Она познакомила детей со своими работами. Познакомила с предметами, необходимыми ей для работы: валик, коклюшки, нити разного цвета и длины. Показала основу своей работы - разные виды плетения (петли)
Художественно-эстетическая деятельность (продуктивная):
-Создание коллективного макета«Улица моего города» - Конструирование по теме: «Мой город будущего» - Лепка с использованием природного материала « Филин» - Лепка по теме народные промыслы «Филипповские свистульки»
Взаимодействие с музыкальным руководителем.

На музыкальных занятиях:

- Разучивали песни о городе и родном крае. - Разучивали народные танцев Орловского края («Орловская Мотаня»).
Взаимодействие с психологом

Людмила

Николаевна

провела

занятия

по

ручному

труду

на

тему:

«Обрядовые куклы. Кукла - мотанка»
Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать п о з н а в а т е л ь н у ю д е я т е л ь н о с т ь д е т е й ; 2. Вызвать интерес к русской народной кукле. Развивать творческую фантазию и воображение, мелкую моторику рук; вызывать радостные эмоции, восхищение от соприкосновения с куклой; 3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре. Воспитывать гордость за свою малую родину, за родной город, в котором живут удивительные люди; формировать бережное отношение к предметам чужого труда, игрушкам.
Взаимодействие с тифлопедагогом
• На коррекционном занятии по подгруппам Захарова В.В. предложила детям обвести по точкам рисунок мценского кружева, с целью закрепить представление о народных промыслах нашего города, развивать прослеживающую функцию глаза, координированную работу руки и глаза, зрительное внимание и мелкую моторику.
Работа с родителями.
Мама Ирина Александровна подготовила детям интересный рассказ о происхождении на Орловщине обрядовых тряпичных кукол и как они использовались людьми и их детьми; -
провела с детьми мастер класс по изготовлению тряпичной обрядовой куклы.

Совместная деятельность детей и родителей
Выставка совместных работ по теме «Мой любимый город» • Мама Даши Рогожиной принесла в мини-музей прялку. Она рассказала об устройстве прялки и основном её назначении. Показала, как в старину пряли пряжу. • Бабушка Кирилла Борисова принесла полотенце , которое вышивала еще её бабушка техникой СПИС. Рассказала для чего в семье хранили и берегли эти полотенца. - В течении года с родителями проводилось анкетирование по теме проекта. - Педагогами также были предложены консультации «Как правильно знакомить ребенка с историей родного города и края», «Как воспитать патриота своей Родины»… - В раздевальной комнате были оформлены папки – передвижки «Родной свой край люби и знай»,« С чего начинается родина»... - С родителями проведен конкурс «Лучшая частушка о родном крае, городе». Победители исполнили свои частушки на досуге «Край свой родной люби и знай».
Итоговое мероприятие

• Выступление родителей на итоговом мероприятии «Свой родной край люби и знай!» • На празднике выступили Победители группового конкурса «Частушки милые душе»
Результативность

Дети
1. У детей появился устойчивый интерес к изучению культуры и истории родного города и края; 2. Сформировался необходимый минимум исторический знаний , чувство национального достоинства. 3. Появились знания о культуре и исторических событиях города, его значимости в истории Родного края. 4. Расширились знания о традициях , достопримечательностях, памятниках архитектуры нашего города. 5. Расширились знания о народных промыслах Родного края. 6. Возросло желание детей изучать природу, растительный и животный мир, историю, культуру и быт родного края. •
Родители:
1. Стали более активными, у них появилось желание принимать участие в жизни группы, участвовать в совместных мероприятиях: досугаг, праздниках и развлечениях. 2. Родители начали проявлять больше интереса к воспитательно-образовательному процессе в группе. 3. Повысилась заинтересованность к возрождению народной культуре своего города к края. 4. Приняли активное участие в создании предметно – развивающей среды в группе.
Педагоги:
1. Разработали комплексно – тематическое планирование по всем тематическим блокам проекта. 2. Созданы информационные тексты с наглядным дидактическим материалом. 3. Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ. 4. Разработали и провели развлечение.
Необходимые условия реализации проекта:

интерес детей и родителей;

методические разработки,

интеграция со специалистами детского сада.

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада.

В

ходе

работы

по

проекту

мы

пришли

к

выводу,

что

подобные

занятия,

игры,

продуктивная

деятельность

объединяют

детей

общими

впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию

коллективных

взаимоотношений.

Мы

очень

надеемся,

что

проводимая

нами

работа

поможет

детям

испытывать

любовь

и

привязанность

к


родному дому,

городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою

нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его

достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Итоговое мероприятие
• Выступление родителей на итоговом мероприятии «Свой родной край люби и знай!» • На празднике выступили Победители группового конкурса «Частушки милые душе»
Результат проекта

По результатам итоговой диагностики было выявлено:
- 78% дошкольников показали высокий познавательный интерес к истории и культурному наследию родного города, края; - у 62% детей отмечается высокий уровень знаний истории города, края; - у 38% детей отмечается средний уровень знаний истории города, края; - низкого уровня выявлено не было. • у 64 % родителей повысился уровень познавательной активности по теме проекта.
По результатам итоговой диагностики было выявлено
• Дети имеют представление о городе, в котором они живут. Знают, свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край. • Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности. • Имеют представления о памятниках родного края. • Проявление интереса к родному краю находит отражение в детских рисунках, рассказах. • Знают культуру, обычаи и традиции родного края. • Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье. • Могут назвать народные промыслы Орловщины. • Привиты нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края.
Перспективы в работе
• Продолжать работу по обогащению и систематизации знаний по теме: «Свой край люби и знай» в подготовительной группе. • Разработать комплексно –тематическое планирование по данной теме по всем возрастным группам. • Скорректировать работу по данной теме с логопедом и тифлопедагогом. • Рекомендовать родителям ознакомиться с материалом по данной теме, имеющимся в группе. И постараться дать более полные ответы на вопросы детей о родном городе, ВОВ, о природе, о народных промыслах… ● Поощрять и поддерживать интерес детей и родителей к данной теме. Используемая литература
1.Е.Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007. 2.А.Д. Жариков
«Растите детей патриотами»
М., Просвещение, 2001. 3.Л.А. Кодрикинский
«С чего начинается Родина?»
: М., Просвещение, 2007. 4.М.Д Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005


В раздел образования