Проект по нравственно патриотическому воспитанию: "Родной свой край люби и знай"
Автор: Зубова Эльвира Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ города Мценска "Детский сад №4" Населённый пункт: город Мценск, Орловская область Наименование материала: проект Тема: Проект по нравственно патриотическому воспитанию: "Родной свой край люби и знай" Раздел: дошкольное образование
фамилия, имя, отчество автора: Зубова Эльвира Николаевна
квалификационная категория : первая
место проживания: город Мценск Орловской области
название учебного заведения: Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение города Мценска
« Детский сад №4»
программа : «От рождения до школы», разработаная коллективом
авторов под редакцией: В.Е.Веракса; Т.С.Комаровой; М.А. Васильевой
тема "Проект по патриотическому воспитанию старших
дошкольников"
Участники проекта: 17 детей и их родителей
Старшая группа (коррекционная по зрению)
Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию старших
дошкольников:
«Родной свой край люби и знай»
Вводная часть.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного
развития детей старшего дошкольного возраста.
Подмена
ценностей
в
современном
обществе
вызвала
острейший
дефицит
культуры
общения,
доброты
и
внимания
друг
к
другу.
Все
чаще
нам,
педагогам,
приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия,
эмоциональная
холодность,
неуступчивость
и
т.п.
Кто
же
сможет
оказать
ребёнку
квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими
людьми
являются
родители
дошкольников
и
воспитатель,
непосредственно
работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст
является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства
и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия,
миром
людей,
предметов,
природы
и
собственным
миром.
Это
период,
когда
формируется чувство патриотизма: любовь и привязанность к родному краю,Родине
и преданность её гражданам, желание беречь и умножать её богатство. И если в данном
возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира –
это
обеспечит
благоприятное
личностное
развитие
в
целом
и
позволит
ребенку
адаптироваться в условиях современного мира.
Изучив современные
исследования,
посвященные
проблемам
приобщения
дошкольников к истории, культуре, социальной и культурной жизни родного края,
города
(а
через
него
Отечества)
я
пришла
к
выводу,
что: проектная
деятельность
является наиболее эффективной в работе по социализации дошкольников.
Проектная
деятельность
-
это
технология,
которая
не
только
учит
детей
самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и
решать
проблемы,
но
и
дает
возможность
заинтересовать
детей,
сделать
процесс
обучения личностно значимым.
Проект на тему «Родной свой край люби и знай» мы начали реализовывать с
начала учебного года.
Началом нашего проекта послужила годовая задача нашего детского сада и
последующее анкетирование родителей.
Работа над проектом «Родной свой край люби и знай» носит интегрированный
характер.
В
течение
года
в
рамках
проекта
спланированно:
проведение
игр,
исследований в детском саду и дома, экспериментирование, чтение книг, сочинение
собственных рассказов детей, организацию выставок.
Реализация проекта направлена на решение задач ФГОС ДО:
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей малой и
большой Родине.
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
Аннотация к проекту:
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера,
которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие
впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко
остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое
чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил
не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические
изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у
подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых
и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании”
произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло
изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало
знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным
наследием и историей страны, края.
Проведенные среди детей и родителей нашей группы исследования показывают:
к 5-6 годам у 47% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и
культурному наследию родного города, края;
у 42% детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
54 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за
высокой занятости;
35% родителей затрудняются в знании истории города, края;
6 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно
решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы
в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла
необходимость изменить формы организации педагогического процесса по
ознакомлению детей с особенностями города и края. Решение данной проблемы мы
видим в реализации проекта: «Родной свой край люби и знай!»
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно –творческий.
По характеру координации: открытый
По количеству участников: групповой
Срок реализации: 7 месяцев
Участники
-дети старшего дошкольного возраста
- педагоги ДОУ (воспитатели групп, Музыкальный руководитель, психолог,
тифлопедагог)
-родители воспитанников
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи,
изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность,
занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию
Материал разбит на 5 блоков
1блок: Прошлое,настоящее и будущее родного края. (История родного города,
памятные и исторические места, мемориалы памяти, государственная символика
России, Орла, города Мценск.
2 блок: « Никто не забыт! Ничто не забыто!» ( ВОВ и подвиг русского
солдата на Орловской земле)
3 блок: Народные промыслы Орловского края.
4 блок: Флора и фауна родного края.
5блок: Животный мирОрловского края (Знакомим с «Орловским Полесьем»)
Актуальность проекта
В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее
традиции
и
национальную
культуру,
уважающего
историю
своего
города
и
Родного края, относится к числу приоритетных направлений работы. Понимание
того, что Родина человека начинается с
места, где родился, придет к ребенку
только тогда, когда он поймет,
что его край родной – это частица большой
Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать
накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному
городу и краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об
истории края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто
основал
и
прославил
родной
край,
начнут
проявлять
интерес
к
событиям
городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то
можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цели проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе
патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и
края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к
родному краю.
Задачи проекта:
•
Дидактические задачи:
o
Дать знания детям о родном городе: истории и культуре, символике,
достопримечательностях, промышленных объектах.
o
Дать знания о подвиге советского солдата в годы ВОВ на Орловщине.
o
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
o
o
Расширить знания детей о флоре и фауне, животном мире Орловского
края.
o
Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное,
гордиться им.
o
Познакомить с народными промыслами Родного края.
o
Познакомить с культурой и традициями Орловского края.
o
Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням,
танцам
Для педагога методического содержания:
•
Вести поиск эффективных форм и методов нравственно- патриотического
воспитания дошкольников через ознакомление с историей, культурой и
природой родного края.
•
Пополнить
предметно-пространственную
развивающую
среду,
направленную на обогащение представлений детей о родном городе и
крае.
•
Обеспечение
единства
работы
ДОУ
и
семьи
по
нравственно-
патриотическому воспитанию дошкольников.
•
Разработать перспективные планы по ознакомлению с родным городом и
краем.
•
Организовать
мониторинг
педагогического
процесса
по
ознакомлению
детей с родным городом и краем.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
•
Рассказать о прошлом и настоящем своего города и области.
•
Познакомить с достопримечательностями, обычаями и
традициями родного
края и города.
•
Познакомить с народными промыслами Родного края.
●
Приобщать к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
•
Вовлекать родителей в активную жизнь сада и группы
Прогнозируемый результат.
•
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и
родного края его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес
к изучению данной проблемы.
•
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
•
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
•
Разработанное
методическое
и
дидактическое
сопровождение
по
всем
разделам предложенных тем.
•
Реализация
проекта
позволит
повысить
детскую,
родительскую
и
педагогическую
компетентность
в
вопросах
истории,
культуры
города
Мценска
и
орловской
Области,
поможет
сформировать
заботливое
отношение к родному краю.
•
Следовательно,
данный
проект
способствует
формированию
не
только
познавательного интереса, но и имеет социальное значение .
Этапы проведения и реализации проекта:
o
Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.
o
Сбор и анализ этнографической литературы для взрослых и детей.
o
Обращение к специалистам и педагогам ДОУ.
o
Составление тематическое планирования по блокам
II. Организационно-практический
•
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Мценск –
прошлое и настоящее», «Моя Родина – Орловский край!»
•
Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Народные
промыслы Орловского края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы и животные
Орловского края», «Орловское Полесье».
•
Разучивание стихов песен о городе и родном крае.
•
Разучивание народных танцев Орловщины.
•
Оформление
мини
–
музеев
«Народные
промыслы»
и
«
Тряпичных
обрядовых кукол»
•
Проведение мастер классов «Мценское кружево» и « Обрядовая кукла в
жизни людей»
•
О ф о р м л е н и е
д и д а к т и ч е с к и х
и г р
п о
к р а е в е д е н и ю :
“Узнай,
где
я
нахожусь?»,
«Собери
картинку»,
«Бабушкин
сундучок»,
«Карта
моего
города»,
Город
будущего»,
«Мой
край
родной»,
«Я
-
фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
•
Изготовление макета «Улицы родного города».
•
Оформление стенда «Любим! Помним! Не забудем!»
•
С родителями проведен конкурс «Лучшая частушка о родном крае, городе»
•
Лепка «Животные и птицы Орловского края».
•
Развлечение «Родной свой край люби и знай!»
На третьем результативном этапе были поставлены следующие задачи:
•
Обобщение результатов работы.
•
Итоговая диагностика.
•
Обработка данных, анализ всех результатов.
•
Презентация проекта.
•
IV. Контрольно-рефлексивный
•
Подведение итогов.
•
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
В группе был создан Мини – музей «Народные промыслы»
В Мини - музее были представлены экспонаты: гимн и герб города Мценск, ручники
(полотенца
)
с
вышивкой
сделанной
по
технике
"Орловский
Спис",
Мценские
кружева и необходимые для плетения кружева инструментов: валик,
коклюшки,
образцы различных плетений ),
глиняныме игрушки-свистульки Чернышенская и
Плешковская
.
А также предметы с росписью в технике гжель, хохлома...
В группе был открыт ещё один музей "Тряпичные обрядовые куклы Орловской
губернии". В нем дети знакомились с игровыми обрядовыми куклами, оберегами и
неигровыми обрядовыми куклами.
Развивающая среда группы
•
Оформление интерактивной доски по теме «Мой любимый город» (история и
настоящее).
•
Для самостоятельного рассматривания детям предлагались тематические папки
«Народные
промыслы
Орловщины»,
"Природа
Орловского
края",
"история
создания
города
Мценска",
"Памятники
и
архитектура
города
Мценска"
"Прошлое и будущее моего города"
-
Педагогом
подобрана
литература
для
чтения
детям
:
"Сказки
Орловской
Губернии" , "Пословищы и поговорки Мценского края"...
- Демонстрационный и дидактический материал.
Познавательная и речевая деятельность:
1.
Провели цикл познавательных занятий, на темы:
- “Город Мценск – прошлое и настоящее»,
- «Памятники и достопримечательности города Мценск»,
- « ВОВ на Мценской земле»»
- «Моя Родина – Орловский край!»
Речевая деятельность:
2. Составление рассказов на тему: «О нашем городе мы свой ведем рассказ»
•
3. Чтение произведений Соколова-Микитова «Соль земли» и Г.В. Вершинина
«Моя малая Родина»
•
4 .
З а у ч и в а н и е
с т и х о т в о р е н и й :
С.Я.Маршака «Лучше нет родного края» и З.М. Левиной «Мой любимый город»
●
5.Знакомство
с
литературой
о
родном
городе:
«Сказки
Орловской
Губернии»,
«Раздумья у родника» орловские народные напевы, «В центре России», «Мценский
край»
•
6.Рассматривание тематических папок: “ Достопримечательности моего города”,
“Народные промыслы Орловского края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы и
животные Орловского края», «Орловское Полесье».
К 9 мая в группе оформили Мини - Стенд «Этот День Победы»
•
Провели цикл занятий по теме «Подвиг советского солдата в годы ВОВ» ( по
тематике Орловского края)
•
Дети подготовили стихотворения посвященные героям танкистам, летчикам,
артиллеристам, пехоте.
•
Прослушали песни военных лет: «Катюша», «День победы», «Синий платочек»,
«Вставай, страна огромная»…
Конкурс плакатов «ВОВ»
С детьми была проведена Экскурсия в музей города Мценск
Опытные экскурсоводы познакомили детей с историей создания города, народными
промыслами и традициями , бытом людей Орловщины.
Мастер класс «Мценское кружево».
В гости к детям пришла мастерица из "Школы кружевниц". Она познакомила детей со
своими работами. Познакомила с предметами, необходимыми ей для работы: валик,
коклюшки, нити разного цвета и длины. Показала основу своей работы - разные виды
плетения (петли)
Художественно-эстетическая деятельность (продуктивная):
-Создание коллективного макета«Улица моего города»
- Конструирование по теме: «Мой город будущего»
- Лепка с использованием природного материала « Филин»
- Лепка по теме народные промыслы «Филипповские свистульки»
Взаимодействие с музыкальным руководителем.
•
На музыкальных занятиях:
- Разучивали песни о городе и родном крае.
- Разучивали народные танцев Орловского края («Орловская Мотаня»).
Взаимодействие с психологом
•
Людмила
Николаевна
провела
занятия
по
ручному
труду
на
тему:
«Обрядовые куклы. Кукла - мотанка»
Задачи: 1.
Познакомить
с
историей
возникновения
кукол.
Активизировать
п о з н а в а т е л ь н у ю
д е я т е л ь н о с т ь
д е т е й ;
2. Вызвать интерес к русской народной кукле. Развивать творческую фантазию и
воображение,
мелкую
моторику
рук;
вызывать
радостные
эмоции,
восхищение
от
соприкосновения с куклой;
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели,
уважительное отношение друг к другу, к русской культуре. Воспитывать гордость за
свою
малую
родину,
за
родной
город,
в
котором
живут
удивительные
люди;
формировать бережное отношение к предметам чужого труда, игрушкам.
Взаимодействие с тифлопедагогом
•
На коррекционном занятии по подгруппам Захарова В.В. предложила детям
обвести
по
точкам
рисунок
мценского
кружева,
с
целью
закрепить
представление
о
народных
промыслах
нашего
города,
развивать
прослеживающую
функцию
глаза,
координированную
работу
руки
и
глаза,
зрительное внимание и мелкую моторику.
Работа с родителями.
Мама Ирина Александровна подготовила детям интересный рассказ о происхождении
на Орловщине обрядовых тряпичных кукол и как они использовались людьми и их
детьми;
- провела с детьми мастер класс по изготовлению тряпичной обрядовой куклы.
Совместная деятельность детей и родителей
Выставка совместных работ по теме «Мой любимый город»
•
Мама
Даши
Рогожиной
принесла
в
мини-музей
прялку.
Она
рассказала
об
устройстве прялки и основном её назначении. Показала, как в старину пряли
пряжу.
•
Бабушка Кирилла Борисова принесла полотенце , которое вышивала еще её
бабушка техникой СПИС. Рассказала для чего в семье хранили и берегли эти
полотенца.
- В течении года с родителями проводилось анкетирование по теме проекта.
- Педагогами также были предложены консультации «Как правильно знакомить
ребенка
с
историей
родного
города
и
края»,
«Как
воспитать
патриота
своей
Родины»…
- В раздевальной комнате были оформлены папки – передвижки «Родной свой край
люби и знай»,« С чего начинается родина»...
- С родителями проведен конкурс «Лучшая частушка о родном крае, городе».
Победители исполнили свои частушки на досуге «Край свой родной люби и знай».
Итоговое мероприятие
•
Выступление родителей на итоговом мероприятии «Свой родной край люби и
знай!»
•
На празднике выступили Победители группового конкурса «Частушки милые
душе»
Результативность
•
Дети
1. У детей появился устойчивый интерес к изучению культуры и истории родного
города и края;
2.
Сформировался
необходимый
минимум
исторический
знаний
,
чувство
национального достоинства.
3. Появились знания о культуре и исторических событиях города, его значимости в
истории Родного края.
4.
Расширились
знания
о
традициях
,
достопримечательностях,
памятниках
архитектуры нашего города.
5. Расширились знания о народных промыслах Родного края.
6. Возросло желание детей изучать природу, растительный и животный мир, историю,
культуру и быт родного края.
•
Родители:
1.
Стали более активными, у них появилось желание принимать участие в жизни
группы,
участвовать
в
совместных
мероприятиях:
досугаг,
праздниках
и
развлечениях.
2.
Родители начали проявлять больше интереса к воспитательно-образовательному
процессе в группе.
3.
Повысилась
заинтересованность
к
возрождению
народной
культуре
своего
города к края.
4.
Приняли активное участие в создании предметно – развивающей среды в группе.
Педагоги:
1. Разработали комплексно – тематическое планирование по всем тематическим
блокам проекта.
2.
Созданы информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
3.
Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.
4.
Разработали и провели развлечение.
Необходимые условия реализации проекта:
•
интерес детей и родителей;
•
методические разработки,
•
интеграция со специалистами детского сада.
Предложения по возможному распространению проекта:
•
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада.
городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою
нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его
достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Итоговое мероприятие
•
Выступление родителей на итоговом мероприятии «Свой родной край люби и
знай!»
•
На празднике выступили Победители группового конкурса «Частушки милые
душе»
Результат проекта
•
По результатам итоговой диагностики было выявлено:
-
78% дошкольников показали высокий
познавательный интерес к истории и
культурному наследию родного города, края;
- у 62% детей отмечается высокий уровень знаний истории города, края;
- у 38% детей отмечается средний уровень знаний истории города, края;
- низкого уровня выявлено не было.
•
у 64 % родителей повысился уровень познавательной активности по теме
проекта.
По результатам итоговой диагностики было выявлено
•
Дети имеют представление о городе, в котором они живут. Знают, свою «малую»
Родину, испытывают чувство гордости за свой край.
•
Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
•
Имеют представления о памятниках родного края.
•
Проявление интереса к родному краю находит отражение в детских рисунках,
рассказах.
•
Знают культуру, обычаи и традиции родного края.
•
Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
•
Могут назвать народные промыслы Орловщины.
•
Привиты
нравственно-патриотические
чувства
к
истории,
культуре,
природе
родного края.
Перспективы в работе
•
Продолжать работу по обогащению и систематизации знаний по теме: «Свой
край люби и знай» в подготовительной группе.
•
Разработать
комплексно
–тематическое
планирование
по
данной
теме
по
всем
возрастным группам.
• Скорректировать работу по данной теме с логопедом и тифлопедагогом.
• Рекомендовать родителям ознакомиться с материалом по данной теме, имеющимся в
группе.
И постараться дать более полные ответы на вопросы детей о родном городе, ВОВ, о
природе, о народных промыслах…
● Поощрять и поддерживать интерес детей и родителей к данной теме.
Используемая литература
1.Е.Ю.
Александрова
и
др.
-Система
патриотического
воспитания
в
ДОУ:
планирование,
педагогические
проекты,
разработки
тематических
занятий
и
сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007.
2.А.Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
3.Л.А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2007.
4.М.Д Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного
возраста:
Пособие
для
реализации
Государственной
программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005