Автор: Храмцова Лилия Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МКОУ "Черницынская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Черницыно
Наименование материала: статья
Тема: "Помощь обучающимся с ОВЗ в рамках деятельности школьного ПМПк"
Раздел: начальное образование
Помощь детям с особыми образовательными возможностями в рамках деятельности
школьного ПМПк
Храмцова Л.В. МКОУ «Черницынская» средняя общеобразовательная школа, Октябрьский
район, Курская область
Школьная жизнь для учеников – это новые знания, интересные открытия, это общение,
занятия по интересам. Но нередко школьники сталкиваются с трудностями: не справляются с
учебой, возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Чаще такие проблемы
появляются у детей с особыми образовательными возможностями. Именно эти дети
нуждаются в специальной квалифицированной помощи. Для оказания такой помощи в нашей
школе создана служба психолого-медико-педагогического сопровождения, специалисты
которой организуют, координируют, оптимизируют деятельность всей группы сотрудников
школы, работающих с такими детьми. Эта служба, прежде всего, призвана действовать в
интересах ребенка, её работа направлена на оказание помощи в преодолении учебной
неуспешности и дезадаптации, на создание определенной социальной среды, которая будет
способствовать личностному развитию ребенка. Благодаря психолого-медико-
педагогическому сопровождению некоторым школьникам удаётся избежать перевода на
специальное коррекционное обучение. Но если после всех мер помощи обучающийся
продолжает испытывать большие трудности в учении, его направляют на ПМПК области для
углубленной диагностики и выбора дальнейшего образовательного маршрута. Часто такие
дети получают рекомендации к обучению по программе специальных коррекционных классов
для детей с задержкой психического развития.
В нашей школе такие дети обучаются инклюзивно в классах. Цель обучения таких детей – это
создание в школе целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия
для них с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-
типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психологического
здоровья. Работа с этими обучающимися строится по двум направлениям: актуальному –
направленному на решение уже имеющихся проблем; перспективному – направленному на
профилактику отклонений в развитии и обучении. В реализации этих направлений принимают
участие все члены психолого-медико-педагогического консилиума. Проводится всестороннее
психолого-педагогическое изучение ребенка с целью построения программы развития.
Педагог-психолог диагностирует состояние эмоциональной сферы, дает оценку процессам
мышления, памяти, внимания, восприятия. Учитель-логопед обследует состояние устной и
письменной речи. Проводит регулярные занятия по коррекции речи, опираясь в своей работе
на разработанные индивидуально-ориентированные и групповые программы. Педагоги,
входящие в состав ПМПк, выявляют уровень усвоения ребенком учебного материала по
предметам и составляют заключение о соответствии знаний, умений и навыков учащихся
предлагаемым учебным программам. Выявляют трудности и особенности, проявляющиеся
при подготовке домашних заданий, при устных и письменных ответах на уроке, особенности
ответов у доски, затруднения, возникающие в процессе усвоения нового материала или
повторения пройденного. Выявляют показатели эмоционального состояния в учебных
ситуациях. Собранная информация должна четко отражать особенности адаптации ребенка к
школе и обстоятельства, отрицательно влияющие на этот процесс, потому что именно эта
информация должна лечь в основу коррекционной работы. Центральными темами в
обследовании также являются межличностные, социальные, семейные проблемы детей.
Изучаются воспитательные возможности семьи. В процессе работы используются следующие
методы сбора информации: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы. Проводится
большая просветительская работа с родителями обучающихся. Их вооружают необходимыми
знаниями основ психологии и педагогики, знакомят с актуальными вопросами воспитания с
учетом возраста. В дальнейшей работе ПМПк именно родители являются активными
помощниками в преодолении трудностей у детей. В деятельности службы психолого-медико-
педагогического сопровождения важное место занимают отслеживание динамики развития
обучающихся, подбор основных параметров коррекционной работы с учетом динамики,
постоянное сотрудничество с педагогами и родителями по выработке общих подходов, единой
стратегии работы с детьми, своевременное консультирование по возникающим вопросам и
трудностям. За время работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума
наблюдается положительная динамика в развитии и успеваемости каждого ученика. Все дети
заканчивают учебный год на удовлетворительные оценки, у них расширяется кругозор,
увеличивается словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, они могут
осуществлять самоконтроль, самостоятельно планировать, давать самооценку. Все это
характеризует продвижение школьника в развитии его субъектно-личностной позиции.
В школе организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также
создан особый моральный психологический климат в педагогическом и ученическом
коллективах, основанный на понимании проблем ребенка. Позитивное общение способствует
формированию познавательной активности, пробуждает веру в свои силы. Каждый член
консилиума имеет свой участок работы. Большое значение для них имеют логопедические
занятия: коррекция фонетических нарушений, расширение словарного запаса, работа над
связной речью. Суть психологической работы состояла в снятии нервно-психического
напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций: памяти, мышления,
воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности,
ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании
коммуникативных навыков. На протяжении долгого времени многие наблюдаются у невролога
и получают необходимое лечение. Педагогами в основу своей работы с каждым ребенком
были положены принципы развивающего обучения, деятельностного подхода ,
индивидуализации обучения. Выявление зоны ближайшего развития осуществлялось
посредством 3 основных видов помощи – стимулирующей, направляющей и обучающей.
Большую роль в работе играет поэтапное формирование умственных действий, развитие
мотивационного, операционального и контрольно-оценочного компонентов. Со стороны
родителей, а так же опекунов, если такие имеются проявляется большое внимание к
проблемам, оказывается всесторонняя помощь, осуществляется забота о ребенке. Все это
способствует успешному усвоению программного материала, социализации и адаптации. Они
успешно учатся, активно участвуют в делах класса, общительны, дружелюбны, имеют друзей.
Однако в нашей работе есть проблемы, связанные с детьми из неблагополучных семей.
Родители которых не следят за их здоровьем , вовремя не выполняют рекомендаций
специалистов ПМПк . Дети не могут быть адаптированы и социализированы «сами по себе»,
отдельно от родительской заботы, помощи и внимания. Практика показывает, что такие
обучающиеся испытывают больше затруднений в учении и общении по сравнению с другими
детьми. И со стороны специалистов ПМПк им уделяется особое внимание.
С каждым годом ПМПк нашей школы выходит на качественно новый уровень. В настоящее
время можно сказать о том, что работа школьного консилиума имеет свою специфику, смысл
которой – создание в рамках школы условий адекватных индивидуальным и возрастным
особенностям развития ребенка.