Напоминание

"Помощь обучающимся с ОВЗ в рамках деятельности школьного ПМПк"


Автор: Храмцова Лилия Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МКОУ "Черницынская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Черницыно
Наименование материала: статья
Тема: "Помощь обучающимся с ОВЗ в рамках деятельности школьного ПМПк"
Раздел: начальное образование





Назад




Помощь детям с особыми образовательными возможностями в рамках деятельности

школьного ПМПк

Храмцова Л.В. МКОУ «Черницынская» средняя общеобразовательная школа, Октябрьский

район, Курская область

Школьная жизнь для учеников – это новые знания, интересные открытия, это общение,

занятия по интересам. Но нередко школьники сталкиваются с трудностями: не справляются с

учебой, возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Чаще такие проблемы

появляются у детей с особыми образовательными возможностями. Именно эти дети

нуждаются в специальной квалифицированной помощи. Для оказания такой помощи в нашей

школе создана служба психолого-медико-педагогического сопровождения, специалисты

которой организуют, координируют, оптимизируют деятельность всей группы сотрудников

школы, работающих с такими детьми. Эта служба, прежде всего, призвана действовать в

интересах ребенка, её работа направлена на оказание помощи в преодолении учебной

неуспешности и дезадаптации, на создание определенной социальной среды, которая будет

способствовать личностному развитию ребенка. Благодаря психолого-медико-

педагогическому сопровождению некоторым школьникам удаётся избежать перевода на

специальное коррекционное обучение. Но если после всех мер помощи обучающийся

продолжает испытывать большие трудности в учении, его направляют на ПМПК области для

углубленной диагностики и выбора дальнейшего образовательного маршрута. Часто такие

дети получают рекомендации к обучению по программе специальных коррекционных классов

для детей с задержкой психического развития.

В нашей школе такие дети обучаются инклюзивно в классах. Цель обучения таких детей – это

создание в школе целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия

для них с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-

типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психологического

здоровья. Работа с этими обучающимися строится по двум направлениям: актуальному –

направленному на решение уже имеющихся проблем; перспективному – направленному на

профилактику отклонений в развитии и обучении. В реализации этих направлений принимают

участие все члены психолого-медико-педагогического консилиума. Проводится всестороннее

психолого-педагогическое изучение ребенка с целью построения программы развития.

Педагог-психолог диагностирует состояние эмоциональной сферы, дает оценку процессам

мышления, памяти, внимания, восприятия. Учитель-логопед обследует состояние устной и

письменной речи. Проводит регулярные занятия по коррекции речи, опираясь в своей работе

на разработанные индивидуально-ориентированные и групповые программы. Педагоги,

входящие в состав ПМПк, выявляют уровень усвоения ребенком учебного материала по

предметам и составляют заключение о соответствии знаний, умений и навыков учащихся

предлагаемым учебным программам. Выявляют трудности и особенности, проявляющиеся

при подготовке домашних заданий, при устных и письменных ответах на уроке, особенности

ответов у доски, затруднения, возникающие в процессе усвоения нового материала или

повторения пройденного. Выявляют показатели эмоционального состояния в учебных

ситуациях. Собранная информация должна четко отражать особенности адаптации ребенка к

школе и обстоятельства, отрицательно влияющие на этот процесс, потому что именно эта

информация должна лечь в основу коррекционной работы. Центральными темами в

обследовании также являются межличностные, социальные, семейные проблемы детей.

Изучаются воспитательные возможности семьи. В процессе работы используются следующие

методы сбора информации: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы. Проводится

большая просветительская работа с родителями обучающихся. Их вооружают необходимыми

знаниями основ психологии и педагогики, знакомят с актуальными вопросами воспитания с

учетом возраста. В дальнейшей работе ПМПк именно родители являются активными

помощниками в преодолении трудностей у детей. В деятельности службы психолого-медико-

педагогического сопровождения важное место занимают отслеживание динамики развития

обучающихся, подбор основных параметров коррекционной работы с учетом динамики,

постоянное сотрудничество с педагогами и родителями по выработке общих подходов, единой

стратегии работы с детьми, своевременное консультирование по возникающим вопросам и

трудностям. За время работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума

наблюдается положительная динамика в развитии и успеваемости каждого ученика. Все дети

заканчивают учебный год на удовлетворительные оценки, у них расширяется кругозор,

увеличивается словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, они могут

осуществлять самоконтроль, самостоятельно планировать, давать самооценку. Все это

характеризует продвижение школьника в развитии его субъектно-личностной позиции.

В школе организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также

создан особый моральный психологический климат в педагогическом и ученическом

коллективах, основанный на понимании проблем ребенка. Позитивное общение способствует

формированию познавательной активности, пробуждает веру в свои силы. Каждый член

консилиума имеет свой участок работы. Большое значение для них имеют логопедические

занятия: коррекция фонетических нарушений, расширение словарного запаса, работа над

связной речью. Суть психологической работы состояла в снятии нервно-психического

напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций: памяти, мышления,

воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности,

ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании

коммуникативных навыков. На протяжении долгого времени многие наблюдаются у невролога

и получают необходимое лечение. Педагогами в основу своей работы с каждым ребенком

были положены принципы развивающего обучения, деятельностного подхода ,

индивидуализации обучения. Выявление зоны ближайшего развития осуществлялось

посредством 3 основных видов помощи – стимулирующей, направляющей и обучающей.

Большую роль в работе играет поэтапное формирование умственных действий, развитие

мотивационного, операционального и контрольно-оценочного компонентов. Со стороны

родителей, а так же опекунов, если такие имеются проявляется большое внимание к

проблемам, оказывается всесторонняя помощь, осуществляется забота о ребенке. Все это

способствует успешному усвоению программного материала, социализации и адаптации. Они

успешно учатся, активно участвуют в делах класса, общительны, дружелюбны, имеют друзей.

Однако в нашей работе есть проблемы, связанные с детьми из неблагополучных семей.

Родители которых не следят за их здоровьем , вовремя не выполняют рекомендаций

специалистов ПМПк . Дети не могут быть адаптированы и социализированы «сами по себе»,

отдельно от родительской заботы, помощи и внимания. Практика показывает, что такие

обучающиеся испытывают больше затруднений в учении и общении по сравнению с другими

детьми. И со стороны специалистов ПМПк им уделяется особое внимание.

С каждым годом ПМПк нашей школы выходит на качественно новый уровень. В настоящее

время можно сказать о том, что работа школьного консилиума имеет свою специфику, смысл

которой – создание в рамках школы условий адекватных индивидуальным и возрастным

особенностям развития ребенка.



В раздел образования