Автор: Сафина Роза Карямовна
Должность: преподаватель по классу изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ ДО Сабинская детская школа искусств им.Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных
Населённый пункт: село Шемордан, Сабинский район, Татарстан
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Шеморданская игрушка"
Раздел: дополнительное образование
«Шеморданская игрушка»
элективный курс
(предмет)
Образовательная программа по специальности
«изобразительное искусство»
5-й год обучения
Возраст 14-15 лет
Срок реализации 1 год
Преподаватель по классу изобразительного
искусства Сафина Р.К.
Шемордан 2014 учебный год.
Пояснительная записка.
Современный
научно-технический
и
социальный
прогресс
быстро,
кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности
человека на протяжении всей его жизни. В этих обстоятельствах особое значение
приобретает
формирование
готовно сти учащихся
к
п р а кт и ч е с ко й
преобразовательной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения
и навыки. Одним из эффективных средств развивающего обучения являются
различные
виды
предметно-практической деятельности, в том числе занятия
ручными ремеслами.
Реальный опыт практической декоративно-прикладной работы учащихся
привлекает
возможно стью
разнообразной
т в о рч е с ко й деятельности,
стимулирует развитие практических интересов, задает новый смысл их учебе и
самообразованию.
Оригинальность этой программы заключается в том, что систематизируя
теоретический материал, излагаемый в программе «Изобразительное искусство»
для ДШИ раздел «Керамика», предлагается его эффективное использование в
практической деятельности адаптированной для изучения традиционного
местного промысла глиняной игрушки.
Элективный курс «Шеморданская игрушка» разработан на основе анализа
опыта работы в системе дополнительного образования и с учетом национально-
регионального компонента. Изучение этих разделов для учащихся разных классов
является наиболее интересным, позволяет им сделать осознанный выбор и в
достаточной мере усовершенствовать свои способности в данной области.
Предлагаемая программа направлена на получение учащимися
допрофессиональных умений в области «ДПИ».
Актуальность программы заключается в том, что ее реализация позволит
более углубленно ознакомить учащихся с традициями национального искусства,
многообразием форм и красочностью оформления народной игрушки.
Характерной особенностью разработки является то, что учащиеся, изучая основы
декоративно-прикладного искусства, отрабатывают умения и навыки на
изготовлении игрушек из глины.
Общий объем элективного курса рассчитан на 140 часов.
В процессе изучения учащиеся знакомятся с национальным декоративно-
прикладным искусством, выполняют практические задания, занимаются
самостоятельными работами, исследовательской и проектной деятельностью.
Основными требованиями к программе элективного курса является ее полнота,
связность, системность и реалистичность. Ее цель - формирование знаний об
основах художественной керамики и профессионально-ориентированных умений в
этой области, развитие творческой личности. В процессе освоения курса обучения
учащиеся приобретают умения по оформлению декоративно-прикладных изделий,
освоению техники лепки из глины, исследовательской работе, творческой
деятельности, представлению авторского изделия. Перечисленные умения
формируются на основе знаний об истории национального искусства,
многообразии видов и форм современного ДПИ, специфики и методики
исследовательской деятельности и самостоятельной работы. Курс содержит
большое количество практических заданий и позволяет создать условия для
удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов
учащихся, через инвариантность содержания обучения и обобщенность знаний,
включенных в программу. Итоговые работы учащихся оцениваются по критериям,
определяющим уровень освоения курса обучения. Лучшие изделия отбираются
для участия в выставках и в дальнейшем могут использоваться при оформлении
школьного музея.
Данная программа предназначена для обучения учащихся 5-х классов
художественного отделения ДШИ.
Время обучения включает теоретические и практические занятия. Планируется
продуктивный уровень освоения материала программы, который достигается за
счет выполнения творческих проектных работ учащихся, включающие создание
эскизов
композиций
и
художественного оформления
изделий,
а
также
их
выполнение в материале.
Особенностью данного курса является его нацеленность на формирование у
учащихся профессиональных знаний и умений.
Он закладывает основу для успешной созидательной и преобразовательной
деятельности, через активное изучение этнокультуры, способствует успешному
формированию художественно-эстетической и этической культур.
В качестве показателей эффективности предлагаемого мной подхода к решению
данной проблемы, могут быть выделены две группы критериев:
•
первая, применяется при анализе объекта деятельности (соответствие
тематике; передача формы; строение предмета; композиция;
колористическое решение);
•
вторая, при анализе процесса деятельности (проявление творческой
направленности в оформлении работы; количество творческих элементов;
степень оригинальности; аккуратность исполнения; уровень
самостоятельности при выполнении изделия).
Необходимо отметить, что обе группы тесно связаны между собой и позволяют
охарактеризовать деятельность и её объект.
При выполнении анализа учитываются личность и способности каждого
ребёнка, поддерживается в нём вера в собственные силы и возможности,
поощряются любые успехи. Создаются оптимальные условия для реализации
творческих способностей учащихся через постановку и принятие учебно-
творческих задач, формирование мотивации и продуктивных видов
художественно-творческой деятельности. На уроках создается атмосфера
взаимопонимания и дружеской поддержки. Уделяется внимание индивидуальным
потребностям детей.
Данный подход позволяет повысить результативность деятельности в работе с
учащимися. Кроме того, наблюдается и повышение уровня творческого развития.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе
способствуют:
•
приобретению знаний, умений и навыков в выбранной сфере
профессиональной деятельности;
•
формированию самостоятельности, ответственного отношения к
профессиональному самоопределению;
•
развитию творческих, коммуникативных способностей,
необходимых для последующего профессионального
образования и трудовой деятельности.
Цели курса:
•
- подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в
общественном производстве, формирование у них преобразующего
мышления и творческих способностей;
•
-создание оптимальных условий для развития личности и
профессионального самоопределения в процессе участия в различных
видах учебной и трудовой деятельности;
Достижение целей предполагает решение ряда задач:
- формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно
действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-
экономических условиях;
-ознакомление с историей декоративно-прикладного творчества и
профессиями, связанными с художественной обработкой материалов;
-
формирование знаний и умений, необходимых для выполнения
практических работ;
-
раскрытие роли и значения декоративно- прикладных видов ремесел в
жизни общества;
-
привитие любви к традиционным народным видам искусства;
-развитие художественных и творческих способностей у учащихся.
Программа содержит все знания, необходимые для достижения
запланированных в ней целей подготовки .
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
-
виды декоративно - прикладного искусства, относящиеся к
керамике и лепке, творчество народных мастеров игрушки;
-основные правила построения декоративной композиции;
-
приёмы лепки и декорирование изделий;
-
основные правила подбора цветового решения в изделиях декоративно-
прикладного характера и соотношение с формой изделия;
-материалы, инструменты и приспособления, используемые при создании
глиняной игрушки;
-правила организации рабочего места и требования безопасности труда;
Уметь:
-определять свойства и качество глины, красок;
-подбирать и применять материал, краски, инструмент по
назначению;
-выполнять приёмы лепки и росписи керамических игрушек;
-обеспечивать качество выполняемых работ;
-создавать композиции лепной игрушки в традициях местного
промысла;
Тематический план
№
п/п
Наименование разделов
Ча
сы
1.
Изучение шеморданской глиняной игрушки
32
1.1.
Беседа. Зарисовка образцов.
8
1.2.
Освоение техники лепки шеморданской игрушки.
12
1.3.
Освоение техники росписи шеморданской игрушки.
12
2.
Создание собственного варианта игрушки.
32
2.1.
Разработка эскиза в соответствии со стилистическими
особенностями шеморданской игрушки.
6
2.2.
Лепка игрушки.
12
2.3.
Разработка цветового эскиза.
4
2.4.
Выполнение в цвете и роспись игрушки в
соответствии с эскизом.
10
3.
Создание проекта небольшого комплекта (серии
игрушек) или многофигурной композиции (возможна
коллективная работа группой по 3-5 человек).
68
3.1.
Выполнение эскиза композиции.
12
3.2.
Выполнение композиции в материале.
28
3.3.
Разработка эскиза цветового решения и росписи.
12
3.4.
Выполнение композиции в цвете и роспись.
16
4.
Анализ результатов работы и оценка качества
выполненного проекта. Защита проекта.
8
4.1.
Подготовка экспозиции.
4
4.2.
Просмотр выставки, защита проектов.
4
Всего 140 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.Изучение
шеморданской глиняной игрушки.(32 ч.)
1.1.
Беседа. Зарисовка образцов(8 ч.).
История создания шеморданской игрушки. Художественно- стилевая
направленность, технология изготовления. Роль игрушки в быту. Участие в
выставках. Экскурсия в музей школы. Зарисовки образцов игрушки .
1.2.
Освоение техники лепки шеморданской игрушки.(12 ч.)
Отбор образцов для копирования. Подготовка глиняного теста к ручному
формованию, подготовка рабочего места, инструмента (кусок фанеры, стек,
тряпка, сосуд с водой). Использование комбинированного способа лепки,
соблюдение последовательности изготовления, передача характера и пропорций.
Особенности декорирования (способ вытягивания и вдавливания), завершенность
проработки формы.
1.3. Освоение техники росписи шеморданской игрушки (12 ч.). Примеры
использования орнаментальных решений на образцах изделий ДПИ. Копирование
различных типов растительных орнаментов. Композиции из несложных элементов
и мотивов. Гармония цветового и линейного ритмов. Последовательность
выполнения росписи, особенности моделировки растительных форм. Освоение
приемов росписи кистью. Создание варианта орнамента по заданному образцу.
2. Создание собственного варианта игрушки.(32 ч.)
2.1.Разработка эскиза в соответствии со стилистическими
особенностями шеморданской игрушки.(6 ч.)
2.2.Лепка игрушки.(12 ч.)
Передача характера пластическими средствами.
2.3.Разработка цветового эскиза.(4 ч.)
Связь формы с орнаментом. Подбор цветовых сочетаний. Масштаб
росписи. Самобытность образного решения.
2.4.Выполнение в цвете и роспись игрушки в соответствии с эскизом.(10 ч.)
3.
Создание проекта небольшого комплекта (серии игрушек) или
многофигурной композиции (возможна коллективная работа группой
по 3-5 человек).(68 ч.)
3.1.
Выполнение эскиза композиции (12 ч.).
Выбор темы проекта. Смысловая связь изображаемых фигур. Передача характера,
взаимоотношений персонажей пластическими средствами. Соподчиненность
общему замыслу.
3.2.
Выполнение композиции в материале (28 ч.).
Передача выразительности изображаемых фигур. Сохранение цельности
композиции при проработке её отдельных элементов. Выразительность
эмоционального состояния в композиции.
3.3.
Разработка эскиза цветового решения и росписи (12 ч.).
Выбор
колористического
решения
будущего
изделия.
Поиск
собственных
вариантов
росписи
композиции
в
соответствии
с
традиционной
росписью
шеморданской игрушки.
3.4.
Выполнение композиции в цвете и роспись (16 ч.).
Цветовое оформление и роспись изделия согласно эскизу.
4.
Анализ результатов работы и оценка качества выполненного
проекта. Защита проекта.(8 ч.)
4.1.Подготовка экспозиции.(4 ч.)
4.2.Просмотр выставки, защита проектов.(4 ч.)
Литература для учителя:
1.Сокольникова Н.М .Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. М.:Академия,1995
2.
Волков И.П.Учим творчеству. М. :Педагогика, 1998
З. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань, 2002
4.Бугамбаев М.М.Гончарное ремесло, керамика. Ростов - на-Дону,
2000
5.Валеева - Сулейманова Г.Ф.Декоративное искусство Татарстана. Казань,
1995
6.Бабуренко Н.М. Скульптура малых форм. М: Просвещение, 1998
7.Валеев Ф.Х., Валеева Г.Ф. Древнее искусство Татарстана: Казань, 2002
Для учащихся:
1.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Краткий словарь
художественных терминов. М.: Академия, 1996
2.Валеева - Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно -прикладное
искусство казанских татар. М.1995
3.Давлетшин Г.В. Культура древних тюрков. Казань, 2006
4.Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.
М.:Эксмо,1997
5.Горичева B.C., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина. Ярославль, 1998