Напоминание

"Шеморданская игрушка"


Автор: Сафина Роза Карямовна
Должность: преподаватель по классу изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ ДО Сабинская детская школа искусств им.Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных
Населённый пункт: село Шемордан, Сабинский район, Татарстан
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Шеморданская игрушка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Шеморданская игрушка»

элективный курс

(предмет)

Образовательная программа по специальности

«изобразительное искусство»

5-й год обучения

Возраст 14-15 лет

Срок реализации 1 год

Преподаватель по классу изобразительного

искусства Сафина Р.К.

Шемордан 2014 учебный год.

Пояснительная записка.

Современный

научно-технический

и

социальный

прогресс

быстро,

кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности

человека на протяжении всей его жизни. В этих обстоятельствах особое значение

приобретает

формирование

готовно сти учащихся

к

п р а кт и ч е с ко й

преобразовательной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения

и навыки. Одним из эффективных средств развивающего обучения являются

различные

виды

предметно-практической деятельности, в том числе занятия

ручными ремеслами.

Реальный опыт практической декоративно-прикладной работы учащихся

привлекает

возможно стью

разнообразной

т в о рч е с ко й деятельности,

стимулирует развитие практических интересов, задает новый смысл их учебе и

самообразованию.

Оригинальность этой программы заключается в том, что систематизируя

теоретический материал, излагаемый в программе «Изобразительное искусство»

для ДШИ раздел «Керамика», предлагается его эффективное использование в

практической деятельности адаптированной для изучения традиционного

местного промысла глиняной игрушки.

Элективный курс «Шеморданская игрушка» разработан на основе анализа

опыта работы в системе дополнительного образования и с учетом национально-

регионального компонента. Изучение этих разделов для учащихся разных классов

является наиболее интересным, позволяет им сделать осознанный выбор и в

достаточной мере усовершенствовать свои способности в данной области.

Предлагаемая программа направлена на получение учащимися

допрофессиональных умений в области «ДПИ».

Актуальность программы заключается в том, что ее реализация позволит

более углубленно ознакомить учащихся с традициями национального искусства,

многообразием форм и красочностью оформления народной игрушки.

Характерной особенностью разработки является то, что учащиеся, изучая основы

декоративно-прикладного искусства, отрабатывают умения и навыки на

изготовлении игрушек из глины.

Общий объем элективного курса рассчитан на 140 часов.

В процессе изучения учащиеся знакомятся с национальным декоративно-

прикладным искусством, выполняют практические задания, занимаются

самостоятельными работами, исследовательской и проектной деятельностью.

Основными требованиями к программе элективного курса является ее полнота,

связность, системность и реалистичность. Ее цель - формирование знаний об

основах художественной керамики и профессионально-ориентированных умений в

этой области, развитие творческой личности. В процессе освоения курса обучения

учащиеся приобретают умения по оформлению декоративно-прикладных изделий,

освоению техники лепки из глины, исследовательской работе, творческой

деятельности, представлению авторского изделия. Перечисленные умения

формируются на основе знаний об истории национального искусства,

многообразии видов и форм современного ДПИ, специфики и методики

исследовательской деятельности и самостоятельной работы. Курс содержит

большое количество практических заданий и позволяет создать условия для

удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов

учащихся, через инвариантность содержания обучения и обобщенность знаний,

включенных в программу. Итоговые работы учащихся оцениваются по критериям,

определяющим уровень освоения курса обучения. Лучшие изделия отбираются

для участия в выставках и в дальнейшем могут использоваться при оформлении

школьного музея.

Данная программа предназначена для обучения учащихся 5-х классов

художественного отделения ДШИ.

Время обучения включает теоретические и практические занятия. Планируется

продуктивный уровень освоения материала программы, который достигается за

счет выполнения творческих проектных работ учащихся, включающие создание

эскизов

композиций

и

художественного оформления

изделий,

а

также

их

выполнение в материале.

Особенностью данного курса является его нацеленность на формирование у

учащихся профессиональных знаний и умений.

Он закладывает основу для успешной созидательной и преобразовательной

деятельности, через активное изучение этнокультуры, способствует успешному

формированию художественно-эстетической и этической культур.

В качестве показателей эффективности предлагаемого мной подхода к решению

данной проблемы, могут быть выделены две группы критериев:

первая, применяется при анализе объекта деятельности (соответствие

тематике; передача формы; строение предмета; композиция;

колористическое решение);

вторая, при анализе процесса деятельности (проявление творческой

направленности в оформлении работы; количество творческих элементов;

степень оригинальности; аккуратность исполнения; уровень

самостоятельности при выполнении изделия).

Необходимо отметить, что обе группы тесно связаны между собой и позволяют

охарактеризовать деятельность и её объект.

При выполнении анализа учитываются личность и способности каждого

ребёнка, поддерживается в нём вера в собственные силы и возможности,

поощряются любые успехи. Создаются оптимальные условия для реализации

творческих способностей учащихся через постановку и принятие учебно-

творческих задач, формирование мотивации и продуктивных видов

художественно-творческой деятельности. На уроках создается атмосфера

взаимопонимания и дружеской поддержки. Уделяется внимание индивидуальным

потребностям детей.

Данный подход позволяет повысить результативность деятельности в работе с

учащимися. Кроме того, наблюдается и повышение уровня творческого развития.

Ожидаемые результаты обучения по данной программе

способствуют:

приобретению знаний, умений и навыков в выбранной сфере

профессиональной деятельности;

формированию самостоятельности, ответственного отношения к

профессиональному самоопределению;

развитию творческих, коммуникативных способностей,

необходимых для последующего профессионального

образования и трудовой деятельности.

Цели курса:

- подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в

общественном производстве, формирование у них преобразующего

мышления и творческих способностей;

-создание оптимальных условий для развития личности и

профессионального самоопределения в процессе участия в различных

видах учебной и трудовой деятельности;

Достижение целей предполагает решение ряда задач:

- формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно

действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-

экономических условиях;

-ознакомление с историей декоративно-прикладного творчества и

профессиями, связанными с художественной обработкой материалов;

-

формирование знаний и умений, необходимых для выполнения

практических работ;

-

раскрытие роли и значения декоративно- прикладных видов ремесел в

жизни общества;

-

привитие любви к традиционным народным видам искусства;

-развитие художественных и творческих способностей у учащихся.

Программа содержит все знания, необходимые для достижения

запланированных в ней целей подготовки .

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

-

виды декоративно - прикладного искусства, относящиеся к

керамике и лепке, творчество народных мастеров игрушки;

-основные правила построения декоративной композиции;

-

приёмы лепки и декорирование изделий;

-

основные правила подбора цветового решения в изделиях декоративно-

прикладного характера и соотношение с формой изделия;

-материалы, инструменты и приспособления, используемые при создании

глиняной игрушки;

-правила организации рабочего места и требования безопасности труда;

Уметь:

-определять свойства и качество глины, красок;

-подбирать и применять материал, краски, инструмент по

назначению;

-выполнять приёмы лепки и росписи керамических игрушек;

-обеспечивать качество выполняемых работ;

-создавать композиции лепной игрушки в традициях местного

промысла;

Тематический план

п/п

Наименование разделов

Ча

сы

1.

Изучение шеморданской глиняной игрушки

32

1.1.

Беседа. Зарисовка образцов.

8

1.2.

Освоение техники лепки шеморданской игрушки.

12

1.3.

Освоение техники росписи шеморданской игрушки.

12

2.

Создание собственного варианта игрушки.

32

2.1.

Разработка эскиза в соответствии со стилистическими

особенностями шеморданской игрушки.

6

2.2.

Лепка игрушки.

12

2.3.

Разработка цветового эскиза.

4

2.4.

Выполнение в цвете и роспись игрушки в

соответствии с эскизом.

10

3.

Создание проекта небольшого комплекта (серии

игрушек) или многофигурной композиции (возможна

коллективная работа группой по 3-5 человек).

68

3.1.

Выполнение эскиза композиции.

12

3.2.

Выполнение композиции в материале.

28

3.3.

Разработка эскиза цветового решения и росписи.

12

3.4.

Выполнение композиции в цвете и роспись.

16

4.

Анализ результатов работы и оценка качества

выполненного проекта. Защита проекта.

8

4.1.

Подготовка экспозиции.

4

4.2.

Просмотр выставки, защита проектов.

4

Всего 140 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.Изучение

шеморданской глиняной игрушки.(32 ч.)

1.1.

Беседа. Зарисовка образцов(8 ч.).

История создания шеморданской игрушки. Художественно- стилевая

направленность, технология изготовления. Роль игрушки в быту. Участие в

выставках. Экскурсия в музей школы. Зарисовки образцов игрушки .

1.2.

Освоение техники лепки шеморданской игрушки.(12 ч.)

Отбор образцов для копирования. Подготовка глиняного теста к ручному

формованию, подготовка рабочего места, инструмента (кусок фанеры, стек,

тряпка, сосуд с водой). Использование комбинированного способа лепки,

соблюдение последовательности изготовления, передача характера и пропорций.

Особенности декорирования (способ вытягивания и вдавливания), завершенность

проработки формы.

1.3. Освоение техники росписи шеморданской игрушки (12 ч.). Примеры

использования орнаментальных решений на образцах изделий ДПИ. Копирование

различных типов растительных орнаментов. Композиции из несложных элементов

и мотивов. Гармония цветового и линейного ритмов. Последовательность

выполнения росписи, особенности моделировки растительных форм. Освоение

приемов росписи кистью. Создание варианта орнамента по заданному образцу.

2. Создание собственного варианта игрушки.(32 ч.)

2.1.Разработка эскиза в соответствии со стилистическими

особенностями шеморданской игрушки.(6 ч.)

2.2.Лепка игрушки.(12 ч.)

Передача характера пластическими средствами.

2.3.Разработка цветового эскиза.(4 ч.)

Связь формы с орнаментом. Подбор цветовых сочетаний. Масштаб

росписи. Самобытность образного решения.

2.4.Выполнение в цвете и роспись игрушки в соответствии с эскизом.(10 ч.)

3.

Создание проекта небольшого комплекта (серии игрушек) или

многофигурной композиции (возможна коллективная работа группой

по 3-5 человек).(68 ч.)

3.1.

Выполнение эскиза композиции (12 ч.).

Выбор темы проекта. Смысловая связь изображаемых фигур. Передача характера,

взаимоотношений персонажей пластическими средствами. Соподчиненность

общему замыслу.

3.2.

Выполнение композиции в материале (28 ч.).

Передача выразительности изображаемых фигур. Сохранение цельности

композиции при проработке её отдельных элементов. Выразительность

эмоционального состояния в композиции.

3.3.

Разработка эскиза цветового решения и росписи (12 ч.).

Выбор

колористического

решения

будущего

изделия.

Поиск

собственных

вариантов

росписи

композиции

в

соответствии

с

традиционной

росписью

шеморданской игрушки.

3.4.

Выполнение композиции в цвете и роспись (16 ч.).

Цветовое оформление и роспись изделия согласно эскизу.

4.

Анализ результатов работы и оценка качества выполненного

проекта. Защита проекта.(8 ч.)

4.1.Подготовка экспозиции.(4 ч.)

4.2.Просмотр выставки, защита проектов.(4 ч.)

Литература для учителя:

1.Сокольникова Н.М .Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе. М.:Академия,1995

2.

Волков И.П.Учим творчеству. М. :Педагогика, 1998

З. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань, 2002

4.Бугамбаев М.М.Гончарное ремесло, керамика. Ростов - на-Дону,

2000

5.Валеева - Сулейманова Г.Ф.Декоративное искусство Татарстана. Казань,

1995

6.Бабуренко Н.М. Скульптура малых форм. М: Просвещение, 1998

7.Валеев Ф.Х., Валеева Г.Ф. Древнее искусство Татарстана: Казань, 2002

Для учащихся:

1.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Краткий словарь

художественных терминов. М.: Академия, 1996

2.Валеева - Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно -прикладное

искусство казанских татар. М.1995

3.Давлетшин Г.В. Культура древних тюрков. Казань, 2006

4.Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.

М.:Эксмо,1997

5.Горичева B.C., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,

пластилина. Ярославль, 1998



В раздел образования