Напоминание

"Методическое пособие для классных руководителей специальных школ по профориентации детей с ОВЗ в старших классах."


Автор: Ермолаева Елена Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГКОУ РО ТСШ №19
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методическое пособие для классных руководителей специальных школ по профориентации детей с ОВЗ в старших классах."
Раздел: среднее образование





Назад




Методическое пособие для классных руководителей специальных школ по

профориентации детей с ОВЗ в старших классах.

Автор Ермолаева Е.Ю.

Профессиональная ориентация – это формирование у подростка готовности к

профессиональному

самоопределению,

активизации

внутренних

ресурсов

его

личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, ребёнок мог

в полной мере реализовывать себя в ней.

Современные подходы к профессиональному образованию школьников с ОВЗ

рассматривают

профессиональную

ориентацию

как

комплекс

средств,

направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту

будущей профессиональной деятельности.

Основные цели и задачи профессиональной ориентации в коррекционной

школе:

Цели:

познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

формировать

у

детей

любовь

и

добросовестное

отношение

к

труду,

понимание его роли в жизни человека и общества;

подготовить детей к выбору будущей профессии;

развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным

профессиям ближайшего окружения.

Задачи:

обеспечение необходимых условий для личностного развития обучающихся;

максимальная адаптация детей с ОВЗ к жизни в обществе;

развитие

творческого

потенциала

учащихся

и

потребности

в

творческом

самовыражении;

помощь в профессиональном самоопределении школьников.

Кроме того, важными направлениями профориентационной работы в

коррекционной школе являются: обучение школьников навыкам самооценивания,

развитие

рефлексии

и

реалистической

самооценки

детей.

В.А.

Сухомлинский

писал: «От интенсивной работы ума, рук и чувств ребенка в решающей степени

зависит развитие его многогранных способностей, формирование сильной воли и

стойкого характера, становление творческой личности, а вслед за всем этим и

готовность

к

овладению

впоследствии

тем

или

иным

профессиональным

занятием»

Первое знакомство с профессиями мы начинается на уроках чтения, русского

языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, трудового

обучения, физической культуры, музыки и классных часах. Богатство учебного

материала

позволяет

проводить

профориентационную

работу

на

протяжении

всего обучения в коррекционной школе.

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

В

тематику

классных

часов

включены

беседы,

игры,

тестирование,

анкетирование,

творческие

работы

и

викторины

(приложение

1),

которые

предполагают:

знакомство с инструментами, которые используются в различных видах

профессиональной деятельности;

расширение

словарного

запаса

учащихся,

изучение

широкого

круга

профессий;

знакомство

с

техникой,

используемой

в

промышленности

и

сельском

хозяйстве;

знакомство

с

отраслями

экономики,

первоначальные

представления

об

отдельных производственных процессах и профессиях с ними связанных;

изучение видов транспорта и его использование в современных условиях;

изучение профессий, необходимых нашему селу и краю;

воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его

роли в жизни человека;

развитие интереса к профессиям родителей;

знакомство с профессиями художественно-эстетического цикла.

При проведении классных часов по профориентации могут использоваться

такие

методы

работы

как

игры,

беседы,

конкурсы,

доклады

учеников

о

профессиях и путях их получения, обсуждение профессиональных планов и др.

Например:

- беседы на темы: “Что значит правильно выбрать профессию?”, “Как готовить

себя

к

будущей

профессиональной

деятельности?”,

“Здоровье

и

выбор

профессии”, “Уровень образования и выбор профессии”, “Выбор профессии в

условиях рынка”, “Как избежать безработицы” и др.

- конкурс “Кто больше знает о профессии”. Предполагает обсуждение специфики

профессиональной деятельности, истории возникновения профессии, знаменитых

людей данной профессии, необходимых профессиональных качеств и личностных

характеристик, путей получения профессии, необходимого уровня образования,

возможных мест работы, уровня зарплаты, медицинских противопоказаний и др.

- написание сочинений о профессиях. Приблизительные темы:

1) Профессии ХХI века.

2) Моя будущая профессия.

3) Профессия парикмахера (…повара, дизайнера, автослесаря или др.).

В процессе использования игровых технологий по профориентации в учебно-

воспитательной работе к концу обучения у подростков удастся сформировать

достаточный запас знаний о разнообразии мира профессий, привить детям любовь

и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и

общества,

обеспечить

необходимые

условия

для

личностного

развития

обучающихся.

Систематическая работа по профориентации влияет на развитие у школьников

метапредметных компетенций:

любознательность;

самостоятельность;

навыки самоанализа;

произвольность поведения;

умение работать с различными источниками информации;

умение анализировать и обобщать;

освоение диалектики общения;

самопознание в процессе игры;

осознание социально-культурных ценностей;

усвоение норм поведения человека в обществе.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ТЕМАТИКЕ

Определенный опыт работы с семьей подростка накоплен в работе учителей-

предметников и классных руководителей, когда организуется взаимодействие с

родителями

по

вопросам

школьной

успеваемости

и

поведения

их

детей.

Но

реальность такова, что родителей подростков все большие и больше начинает

волновать

будущее

их

детей,

связанное

с

выбором

профессии

и

места

дальнейшего

(уже

профессионального)

образования.

Поэтому

оснований

для

укрепления

взаимодействия

классного

руководителя

с

семьей

подростка

по

вопросам профессионального самоопределения появляется вполне достаточно.

Сразу важно обозначить, что вообще понимается под таким взаимодействием.

Это

не

просто

общие

разговоры,

а

реальное

решение

конкретных

задач.

Взаимодействие предполагает:

1)

общее

понимание

цели

профориентации

применительно

к

данному

подростку;

2)

совместное

выделение,

конкретных

задач,

решение

которых

и

обеспечивает достижение намеченной цели (лучше эти задачи выписать

перечнем и обсудить с родителями);

3) распределение этих задач между педагогами, классными руководителями,

психологами и самими родителями (естественно, важно учесть при этом

реальные возможности тех, кто возьмется за выполнение данных задач);

4)

постоянный

взаимоконтроль

за

выполнением

намеченных

задач

и

своевременная корректировка задач и их исполнителей, если ответственные

за их выполнение демонстрируют пассивность или непонимание.

Лучше, если такой план совместной работы будет не просто «проговорен», но и

представлен в письменном виде.

Важным условием организации взаимодействия с родителями является

совместное составление планов и мероприятий по профориентации. Для этого

лучше заранее подготовить план профориентационной работы и обсудить его,

дополнив

новыми

предложениями.

И

уже

на

других

собраниях

заслушивать

отчеты по выполнению конкретных пунктов такого плана. Причем заслушивать не

только

педагогов

и

психологов,

но

и

тех

родителей,

которые

возьмутся

за

выполнение отдельных пунктов плана.

Работа с родителями по профориентационной тематике может проходить в

следующих формах:

1. Проведение родительских собраний, на которых обсуждаются на темы:

“Что значит правильно выбрать профессию”, “Роль семьи в подготовке

школьников к выбору профессии”, “Как мы можем помочь нашим детям

найти свое профессиональное призвание”.

На родительских собраниях классный руководитель информирует о кружковых

и факультативных занятиях, способствующих развитию интересов и склонностей

детей,

информирование

о

наиболее

востребованных

профессиях

и

путях

их

получения, днях открытых дверей, профориентационных службах, где можно

пройти

профдиагностику

и

получить

консультацию

специалиста

по

профориентации.

2.

Организация

родительских

лекториев

по

вопросам

профориентации.

Проводить

занятия

с

родителями

могут

не

только

специалисты

данной

школы,

но

и

приглашенные

психологи

из

Центров

профориентации,

Центров

занятости,

из

психолого-педагогических

ВУЗов

и

другие

специалисты которые профессионально занимаются данными вопросами.

3. Индивидуальная беседа. В индивидуальной беседе педагог может помочь

родителям

принять

мысль,

что

ребенок

имеет

право

на

собственное

решение. Возможно, что следующие советы родителям будут актуальны:

Помочь сделать правильный выбор это не настоять на своём, во что бы это не

стало. Если родители не согласны с выбором ребенка, можно посоветовать им

честно ответить самим себе почему. Может это попытка посредством ребенка

реализовать свои несбывшиеся профессиональные мечты. Или родители считают,

что

их

ребенок

заслуживает

только

самого

престижного

ВУЗа

и

самой

перспективной

профессии,

а

мнение

детей

это

наивные

иллюзии

несформированной личности.

Нередко, у молодых людей нет собственного выбора и они выбирают

профессию «за компанию». При этом плохо представляет, что это за профессии. В

этом случае бывает достаточно объяснить, чем занимаются эти люди на своем

рабочем месте, какие качества характера необходимо иметь, каким предметам в

процессе обучения будет уделяться наибольшее внимание. Сегодня появилось

много новых профессий с интригующими названиями (промоутер, копирайтер,

хаусхолд-менеджер и др.), информацию о них можно найти в Интернете.

Если у ребенка сформировано устойчивое решение получить профессию,

которую с точки зрения родителей ему получить просто невозможно им можно

посоветовать смириться, ведь даже самый очевидный, с их точки зрения, ход

событий может дать самый неожиданный результат.

Нередко молодые люди зацикливаются на какой-то определенной профессии

или учебном заведении просто потому, что у них нет информации о других, они не

представляют какие профессии будут востребованы в будущем и где их можно

получить. К сожалению, многие родители информированы еще меньше детей. В

этом случае оптимальный вариант – совместный поиск информации (в Интернете,

справочниках), посещение дней открытых дверей, ярмарок учебных заведений и т.

д.

Самая главная задача педагога объяснить, что прежде всего, родители – не

авторитарные диктаторы, а советчики, источник поддержки и помощи, которые

уважают самостоятельный выбор ребенка.



В раздел образования