Напоминание

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ДОУ»


Автор: Мокина Ольга Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска " Средняя общеобразовательная школа № 135 " Дошкольное отделение " Светлячок"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА

ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ДОУ

Использование

мультимедийных

технологий

в

учебно-воспитательном

процессе

отвечает

запросам

ребенка

и

является

одним

из

эффективных

способов

повышения

его

мотивации

и

индивидуализации

учения,

развития

творческих

способностей,

создания

благоприятного

эмоционального

фона.

Применение

новых

технических

средств

в

образовании

соответствует

требованиям современного общества. В статье показана роль дидактических

игр при проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром в детском

дошкольном учреждении с использованием мультимедийных технологий.

Ключевые

слова: дидактические

игры,

мультимедийные

технологии,

учебно-воспитательный процесс, мультимедиа, мультимедиа-компьютеры.

Происходящий в мировом обществе переход от индустриального века в

век

информационный

сопровождается

бурным

развитием

информационных

технологий, которые проникают буквально во все сферы деятельности человека

и

становятся

естественной

средой

его

обитания.

Технологическая

и

последовавшая за ней информационная революции значительно повлияли на

развитие

различных

стран

и

распределение

их

влияний

в

деятельности

мирового

сообщества.

Происходит

и

переориентация

жизненных

целей

отдельных слоев общества. В современных условиях к молодому поколению,

вступающему в жизнь, предъявляется значительно больше требований, чем

десять лет назад.

Так как каждому типу общества должна соответствовать определенная

система

образования,

то

переход

к

информационному

обществу

должен

сопровождаться соответствующими изменениями и в системе, и в содержании

образования, а также в формах, методах и средствах обучения. Гуманизация

образования требует переоценки всех компонентов педагогического процесса в

свете

их

ориент ации

на

человека,

поэтому

о сновной

з а д ач е й

общеобразовательных учебных заведений становится создание благоприятных

условий

для

умственного,

нравственного,

эмоционального

и

физического

развития личности.

Одним из способов создания подобных условий является использование

мультимедийных технологий.

Сочетая в себе возможности книги, тетради, калькулятора, телевизора,

видеомагнитофона, средств связи и других важнейших изобретений, являясь

универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые

различные игры, мультимедийные средства, вместе с тем, являются для ребенка

тем

равноправным

партнером,

способным

очень

тонко

реагировать

на

его

действия и запросы, которого так ему порой не хватает.

Использование

мультимедийных

технологий

в

учебно-воспитательном

процессе

отвечает

запросам

ребенка

и

является

одним

из

эффективных

способов

повышения

его

мотивации

и

индивидуализации

учения,

развития

творческих

способностей,

создания

благоприятного

эмоционального

фона.

Применение

новых

технических

средств

в

образовании

соответствует

требованиям современного общества.

Вместе с тем, отметим, что процесс совершенствования образования,

связанный с внедрением мультимедийных технологий в учебно-воспитательный

процесс детского дошкольного учреждения, испытывает серьезные трудности,

связанные

не

только

с

известными

финансовыми

проблемами,

слабой

материальной

базой

школ,

нехваткой

квалифицированных

кадров,

но

и

с

проблемами

недостаточного

количества

педагогических

компьютерных

технологий,

позволяющих

эффективно

влиять

на

обучение,

формирование

личности и развитие индивидуальности в сложившихся условиях.

Термин «медиа» происходит от английского слова media, переводимого

как

«средства

массой

информации».

«Мультимедиа»

означает

совокупность

программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и

звуковом

виде.

Мультимедиа-компьютеры

компьютеры

с

совокупностью

программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую

(музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные

фильмы

и

др.).

Мультимедиа

средства,

которые

становятся

все

более

распространенными, и многие программы тоже становятся в той или иной мере

мультимедийными.

Современный компьютер в сочетании с мультимедийной проекционной

аппаратурой может заменить практически все традиционные ТСО.

Использование интерактивного подхода требует очень высокого уровня

квалификации педагога. И документы, и «картинки» должны быть яркими,

создавать

определенный

образ

эпохи,

должны

отличаться

определенной

«символичностью».

Но

самое

главное

в

таком

подходе

-

высокий

уровень

методической

обработки

материала.

Он

и

дается,

собственно,

в

таком

сочетании, чтобы вызвать активность детей,

Таким

образом,

мультимедийные

технологии

могут

значительно

у в е л и ч и т ь

в о з м о ж н о с т и

у ч е б н о - в о с п и т а т е л ь н о г о

п р о ц е с с а ,

индивидуализировать его.

Далее рассмотрим применение мультимедийных технологий в игровой

деятельности дошкольников.

Игровая деятельность – одна из ведущих разновидностей человеческой

деятельности. Она является также ведущей в жизни дошкольника. Рассмотрим

понятие традиционной игры, применяемое в современной дидактике, вычленим

признаки и основные функции дидактической игры и на этой основе выявим

сущность содержания компьютерных игр.

Феномен

игры

изучается

философами,

социологами,

психологами,

педагогами. Одним из фундаментальных исследований игры для дошкольника

является работа Д.Б. Эльконина «Психология игры», в которой обобщаются

основные материалы по теории игровой деятельности, дается обстоятельный

критический анализ различных теорий игры, экспериментально и теоретически

обосновывается понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, а

также показывается значение игры для психического развития детей.

Признаками игры являются: наличие сюжета, ролей, правил (в скрытом

или явном виде), совершение участниками игровых действий, особое игровое

психологическое

состояние,

сопровождающееся

высоким

эмоционально-

интеллектуальным напряжением, двуплановость поведения игроков (в реальном

и

игровом

планах).

Игра

добровольна,

то

есть

человек

вступает

в

нее

по

собственному желанию, и свободна, то есть играющий в ходе игры не несет

никаких обязательств, неудача или ошибка во время игры не связаны с какими-

либо реальными отрицательными последствиями .

Игра

исторически

применялась

для

воспитания

и

обучения

детей

дошкольного возраста. Эффективность ее как дидактического средства привела

к использованию игр в процессе обучения и взрослых. Игры, используемые в

учебно-воспитательном

процессе

для

достижения

дидактических

целей,

называются дидактическими.

Учебная игра – сложное системное образование, допускающее различные

способы представления. Она может выступать как деятельность, как процесс,

«вплетающийся»

в

другую

деятельность,

как

особая

форма

учебной

деятельности. Поэтому возникает вопрос: как определить, является ли данная

форма организации учебного процесса игрой? Д.Н.Узнадзе писал, что «все

формы экстрагенного (внешне мотивированного) поведения могут составить

содержание

игры»,

то

есть

содержанием

игры

могут

быть:

а)

собственно

игровые действия (складывание мозаики, передвижение фишек, обмен картами

и т.п.); 6) учебные действия (решение задач, поиск ответов на вопросы и т.д.), в)

общение

(дискуссии,

обсуждение

вопросов

в

ролевых

играх),

г)

трудовые

действия (изготовление моделей, приборов и т.п.).

Выявив основные признаки и функции дидактических игр, рассмотрим

сущность

компьютерных

игр.

Под

термином

«компьютерная

игра»

будем

понимать

такой

вид

игровой

деятельности,

ограниченный

правилами

и

направленный на достижение цели, который характеризуется взаимодействием

игрока и компьютера.

Дидактическая

компьютерная

игра

это

компьютерная

игра,

направленная на достижение учебной цели. Основное отличие такой игры от

традиционной заключается в наличии еще одного ее участника – компьютера,

выполняющего роль организатора игры (создание игровой ситуации и контроль

за ходом ее выполнения). Таким образом, в компьютерной игре компьютер

может выполнять сразу несколько функции: функцию взрослого, ведущего игру,

функцию

игрока-партнера,

участвующего

в

игре,

функцию

набора

дидактических

материалов

игры.

Такая

универсальность

компьютера

и

одновременно ограниченные его возможности по исполнению этих функций

делают

компьютерную

игру

специфичной,

имеющей

свои

преимущества

и

недостатки

по

сравнению

с

традиционной.

Чтобы

понять

специфичность

компьютерной игры, рассмотрим ее структуру.

Основу компьютерной игры составляет логическая структура, в которой

выделяются три уровня – оперативный, тактический и стратегический.

Тактический уровень определяется как совокупность игровых действий,

ведущих к достижению к какой-либо локальной цели. В результате действий

тактического

плана

происходит

объединение

отдельных

операций

в

соответствии с поставленной целью, и играющий достигает улучшения (или

ухудшения)

положения

в

игре.

Это

следующий,

более

высокий

уровень

деятельности человека – уровень действий.

Стратегический уровень предполагает планирование всей игры, которая

должна строиться так, чтобы достичь цели и добиться выигрыша. Этот уровень

позволяет связать действия тактического плана в одно целое и осуществлять

деятельность

игрока

как

целостную,

на

высшем

уровне

человеческой

деятельности.

Как

видно

из

логической

структуры

игры,

главное

различие

между

традиционными

и

компьютерными

играми

заключается

в

специфике

оперативного

уровня

последних.

Все

действия

игрока

заключаются

в

передвижении

манипулятора

«Мышь»

и

нажатии

на

его

клавиши

или

клавиатуру. Сам игрок более закрепощен и обязан очень строго соблюдать

правила и условия игры. Однако эти ограничения создают ему условия для

более

глубокой

концентрации

на

игровом

материале,

развития

внимания,

аккуратности и точности. Кроме того, графические и звуковые возможности

компьютера предоставляют в распоряжение играющего самый богатый игровой

материал и позволяют моделировать многие из известных игр и создавать

принципиально новые. Это обстоятельство, а также индивидуальный режим

владения игрой, является очень привлекательным не только для детей, но и для

взрослых. «Свободное обращение с компьютером меняет и отношение ребенка,

да

и

взрослого

тоже,

к

новому

классу

техники,

вообще

к

новому

миру

предметов, который уже существует или только рождается в кабинетах ученых.

Это

спокойное,

свободное

обращение

с

предметами,

а

не

боязнь

или

преклонение перед ними, как перед новыми идолами», - отмечает психологи.

Таким

образом,

простота

управления

игрой,

индивидуальный

режим

ее

проведения, динамичность, способность «подстраиваться» под уровень игрока,

высокие технические к возможности компьютеров для воспроизведения самых

разнообразных сценариев и персонажей, делают компьютерную игру во многих

случаях

на

оперативном,

тактическом

и

стратегическом

уровнях

более

предпочтительной, чем традиционную.

Таким

образом,

технические

возможности

современного

компьютера

позволяют реализовать полезные функции традиционной дидактической игры в

специфической привлекательной для ребенка форме – компьютерной игре.

При

этом

очень

важно

отметить,

что

процесс

использования

компьют е р ны х

игр

в

у ч е б но -во с пит ат е льном

пр о це с с е

и м е е т

полифункциональный

характер:

во

время

решения

игровой

проблемы

формируются

не

только

знания,

но

и

развиваются

разнообразные

интеллектуальные

качества,

наблюдаются

эмоциональные

переживания,

развиваются мотивация, воля, т.е., происходит развитие их индивидуальной

сферы.

Библиографические ссылки

1.

Большой толковый словарь русского языка /Гл. ред С.А.Кузнецов. -

СПб: «Норинт», 2001. – 1536 с.

2.

Коряк

Н.М.,

Гинзбург

Я.С.

Социально-психологические

проблемы

деловой игры //Педагогика и психология игры. - Новосибирск, 2005. -С. 50-62.

3.

Коменский

Я.А.

Великая

дидактика

//Хрестоматия

по

истории

зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 2011. - С. 80-162.

4.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М.; 2009.

– 279 с.

5.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 2007.

– 197 с.

6.

Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 6. – М.; 2005. – 426 с.

7.

Маргулис Е.Д. Компьютерная игра в учебном процессе //Советская

педагогика. - 1989. - №4. - С. 15-20.

8.

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования, - М., 2006. - 451 с.

9.

Тюнникова С.М. Педагогические возможности дидактической игры и

требования к ее организации. – М., 2007. - 60 с.

10.Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. - М,: 2009.

- 139 с.

11.Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к

школе? - М., 2009. - 192 с.

«



В раздел образования