Автор: Мокина Ольга Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска " Средняя общеобразовательная школа № 135 " Дошкольное отделение " Светлячок"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА
ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ДОУ
Использование
мультимедийных
технологий
в
учебно-воспитательном
процессе
отвечает
запросам
ребенка
и
является
одним
из
эффективных
способов
повышения
его
мотивации
и
индивидуализации
учения,
развития
творческих
способностей,
создания
благоприятного
эмоционального
фона.
Применение
новых
технических
средств
в
образовании
соответствует
требованиям современного общества. В статье показана роль дидактических
игр при проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром в детском
дошкольном учреждении с использованием мультимедийных технологий.
Ключевые
слова: дидактические
игры,
мультимедийные
технологии,
учебно-воспитательный процесс, мультимедиа, мультимедиа-компьютеры.
Происходящий в мировом обществе переход от индустриального века в
век
информационный
сопровождается
бурным
развитием
информационных
технологий, которые проникают буквально во все сферы деятельности человека
и
становятся
естественной
средой
его
обитания.
Технологическая
и
последовавшая за ней информационная революции значительно повлияли на
развитие
различных
стран
и
распределение
их
влияний
в
деятельности
мирового
сообщества.
Происходит
и
переориентация
жизненных
целей
отдельных слоев общества. В современных условиях к молодому поколению,
вступающему в жизнь, предъявляется значительно больше требований, чем
десять лет назад.
Так как каждому типу общества должна соответствовать определенная
система
образования,
то
переход
к
информационному
обществу
должен
сопровождаться соответствующими изменениями и в системе, и в содержании
образования, а также в формах, методах и средствах обучения. Гуманизация
образования требует переоценки всех компонентов педагогического процесса в
свете
их
ориент ации
на
человека,
поэтому
о сновной
з а д ач е й
общеобразовательных учебных заведений становится создание благоприятных
условий
для
умственного,
нравственного,
эмоционального
и
физического
развития личности.
Одним из способов создания подобных условий является использование
мультимедийных технологий.
Сочетая в себе возможности книги, тетради, калькулятора, телевизора,
видеомагнитофона, средств связи и других важнейших изобретений, являясь
универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые
различные игры, мультимедийные средства, вместе с тем, являются для ребенка
тем
равноправным
партнером,
способным
очень
тонко
реагировать
на
его
действия и запросы, которого так ему порой не хватает.
Использование
мультимедийных
технологий
в
учебно-воспитательном
процессе
отвечает
запросам
ребенка
и
является
одним
из
эффективных
способов
повышения
его
мотивации
и
индивидуализации
учения,
развития
творческих
способностей,
создания
благоприятного
эмоционального
фона.
Применение
новых
технических
средств
в
образовании
соответствует
требованиям современного общества.
Вместе с тем, отметим, что процесс совершенствования образования,
связанный с внедрением мультимедийных технологий в учебно-воспитательный
процесс детского дошкольного учреждения, испытывает серьезные трудности,
связанные
не
только
с
известными
финансовыми
проблемами,
слабой
материальной
базой
школ,
нехваткой
квалифицированных
кадров,
но
и
с
проблемами
недостаточного
количества
педагогических
компьютерных
технологий,
позволяющих
эффективно
влиять
на
обучение,
формирование
личности и развитие индивидуальности в сложившихся условиях.
Термин «медиа» происходит от английского слова media, переводимого
как
«средства
массой
информации».
«Мультимедиа»
означает
совокупность
программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и
звуковом
виде.
Мультимедиа-компьютеры
–
компьютеры
с
совокупностью
программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую
(музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные
фильмы
и
др.).
Мультимедиа
–
средства,
которые
становятся
все
более
распространенными, и многие программы тоже становятся в той или иной мере
мультимедийными.
Современный компьютер в сочетании с мультимедийной проекционной
аппаратурой может заменить практически все традиционные ТСО.
Использование интерактивного подхода требует очень высокого уровня
квалификации педагога. И документы, и «картинки» должны быть яркими,
создавать
определенный
образ
эпохи,
должны
отличаться
определенной
«символичностью».
Но
самое
главное
в
таком
подходе
-
высокий
уровень
методической
обработки
материала.
Он
и
дается,
собственно,
в
таком
сочетании, чтобы вызвать активность детей,
Таким
образом,
мультимедийные
технологии
могут
значительно
у в е л и ч и т ь
в о з м о ж н о с т и
у ч е б н о - в о с п и т а т е л ь н о г о
п р о ц е с с а ,
индивидуализировать его.
Далее рассмотрим применение мультимедийных технологий в игровой
деятельности дошкольников.
Игровая деятельность – одна из ведущих разновидностей человеческой
деятельности. Она является также ведущей в жизни дошкольника. Рассмотрим
понятие традиционной игры, применяемое в современной дидактике, вычленим
признаки и основные функции дидактической игры и на этой основе выявим
сущность содержания компьютерных игр.
Феномен
игры
изучается
философами,
социологами,
психологами,
педагогами. Одним из фундаментальных исследований игры для дошкольника
является работа Д.Б. Эльконина «Психология игры», в которой обобщаются
основные материалы по теории игровой деятельности, дается обстоятельный
критический анализ различных теорий игры, экспериментально и теоретически
обосновывается понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, а
также показывается значение игры для психического развития детей.
Признаками игры являются: наличие сюжета, ролей, правил (в скрытом
или явном виде), совершение участниками игровых действий, особое игровое
психологическое
состояние,
сопровождающееся
высоким
эмоционально-
интеллектуальным напряжением, двуплановость поведения игроков (в реальном
и
игровом
планах).
Игра
добровольна,
то
есть
человек
вступает
в
нее
по
собственному желанию, и свободна, то есть играющий в ходе игры не несет
никаких обязательств, неудача или ошибка во время игры не связаны с какими-
либо реальными отрицательными последствиями .
Игра
исторически
применялась
для
воспитания
и
обучения
детей
дошкольного возраста. Эффективность ее как дидактического средства привела
к использованию игр в процессе обучения и взрослых. Игры, используемые в
учебно-воспитательном
процессе
для
достижения
дидактических
целей,
называются дидактическими.
Учебная игра – сложное системное образование, допускающее различные
способы представления. Она может выступать как деятельность, как процесс,
«вплетающийся»
в
другую
деятельность,
как
особая
форма
учебной
деятельности. Поэтому возникает вопрос: как определить, является ли данная
форма организации учебного процесса игрой? Д.Н.Узнадзе писал, что «все
формы экстрагенного (внешне мотивированного) поведения могут составить
содержание
игры»,
то
есть
содержанием
игры
могут
быть:
а)
собственно
игровые действия (складывание мозаики, передвижение фишек, обмен картами
и т.п.); 6) учебные действия (решение задач, поиск ответов на вопросы и т.д.), в)
общение
(дискуссии,
обсуждение
вопросов
в
ролевых
играх),
г)
трудовые
действия (изготовление моделей, приборов и т.п.).
Выявив основные признаки и функции дидактических игр, рассмотрим
сущность
компьютерных
игр.
Под
термином
«компьютерная
игра»
будем
понимать
такой
вид
игровой
деятельности,
ограниченный
правилами
и
направленный на достижение цели, который характеризуется взаимодействием
игрока и компьютера.
Дидактическая
компьютерная
игра
–
это
компьютерная
игра,
направленная на достижение учебной цели. Основное отличие такой игры от
традиционной заключается в наличии еще одного ее участника – компьютера,
выполняющего роль организатора игры (создание игровой ситуации и контроль
за ходом ее выполнения). Таким образом, в компьютерной игре компьютер
может выполнять сразу несколько функции: функцию взрослого, ведущего игру,
функцию
игрока-партнера,
участвующего
в
игре,
функцию
набора
дидактических
материалов
игры.
Такая
универсальность
компьютера
и
одновременно ограниченные его возможности по исполнению этих функций
делают
компьютерную
игру
специфичной,
имеющей
свои
преимущества
и
недостатки
по
сравнению
с
традиционной.
Чтобы
понять
специфичность
компьютерной игры, рассмотрим ее структуру.
Основу компьютерной игры составляет логическая структура, в которой
выделяются три уровня – оперативный, тактический и стратегический.
Тактический уровень определяется как совокупность игровых действий,
ведущих к достижению к какой-либо локальной цели. В результате действий
тактического
плана
происходит
объединение
отдельных
операций
в
соответствии с поставленной целью, и играющий достигает улучшения (или
ухудшения)
положения
в
игре.
Это
следующий,
более
высокий
уровень
деятельности человека – уровень действий.
Стратегический уровень предполагает планирование всей игры, которая
должна строиться так, чтобы достичь цели и добиться выигрыша. Этот уровень
позволяет связать действия тактического плана в одно целое и осуществлять
деятельность
игрока
как
целостную,
на
высшем
уровне
человеческой
деятельности.
Как
видно
из
логической
структуры
игры,
главное
различие
между
традиционными
и
компьютерными
играми
заключается
в
специфике
оперативного
уровня
последних.
Все
действия
игрока
заключаются
в
передвижении
манипулятора
«Мышь»
и
нажатии
на
его
клавиши
или
клавиатуру. Сам игрок более закрепощен и обязан очень строго соблюдать
правила и условия игры. Однако эти ограничения создают ему условия для
более
глубокой
концентрации
на
игровом
материале,
развития
внимания,
аккуратности и точности. Кроме того, графические и звуковые возможности
компьютера предоставляют в распоряжение играющего самый богатый игровой
материал и позволяют моделировать многие из известных игр и создавать
принципиально новые. Это обстоятельство, а также индивидуальный режим
владения игрой, является очень привлекательным не только для детей, но и для
взрослых. «Свободное обращение с компьютером меняет и отношение ребенка,
да
и
взрослого
тоже,
к
новому
классу
техники,
вообще
к
новому
миру
предметов, который уже существует или только рождается в кабинетах ученых.
Это
спокойное,
свободное
обращение
с
предметами,
а
не
боязнь
или
преклонение перед ними, как перед новыми идолами», - отмечает психологи.
Таким
образом,
простота
управления
игрой,
индивидуальный
режим
ее
проведения, динамичность, способность «подстраиваться» под уровень игрока,
высокие технические к возможности компьютеров для воспроизведения самых
разнообразных сценариев и персонажей, делают компьютерную игру во многих
случаях
на
оперативном,
тактическом
и
стратегическом
уровнях
более
предпочтительной, чем традиционную.
Таким
образом,
технические
возможности
современного
компьютера
позволяют реализовать полезные функции традиционной дидактической игры в
специфической привлекательной для ребенка форме – компьютерной игре.
При
этом
очень
важно
отметить,
что
процесс
использования
компьют е р ны х
игр
в
у ч е б но -во с пит ат е льном
пр о це с с е
и м е е т
полифункциональный
характер:
во
время
решения
игровой
проблемы
формируются
не
только
знания,
но
и
развиваются
разнообразные
интеллектуальные
качества,
наблюдаются
эмоциональные
переживания,
развиваются мотивация, воля, т.е., происходит развитие их индивидуальной
сферы.
Библиографические ссылки
1.
Большой толковый словарь русского языка /Гл. ред С.А.Кузнецов. -
СПб: «Норинт», 2001. – 1536 с.
2.
Коряк
Н.М.,
Гинзбург
Я.С.
Социально-психологические
проблемы
деловой игры //Педагогика и психология игры. - Новосибирск, 2005. -С. 50-62.
3.
Коменский
Я.А.
Великая
дидактика
//Хрестоматия
по
истории
зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 2011. - С. 80-162.
4.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М.; 2009.
– 279 с.
5.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 2007.
– 197 с.
6.
Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 6. – М.; 2005. – 426 с.
7.
Маргулис Е.Д. Компьютерная игра в учебном процессе //Советская
педагогика. - 1989. - №4. - С. 15-20.
8.
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования, - М., 2006. - 451 с.
9.
Тюнникова С.М. Педагогические возможности дидактической игры и
требования к ее организации. – М., 2007. - 60 с.
10.Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. - М,: 2009.
- 139 с.
11.Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к
школе? - М., 2009. - 192 с.
«