Напоминание

"РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"


Автор: Румянцева Арина Дадашевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №45
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: учебно–методический материал
Тема: "РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С

ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Лингвисты, педагоги психологи и учителя считают шестой год жизни ребёнка

периодом наиболее высокой «звуковой одарённости», особой восприимчивости

к звуковой стороне речи.

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка

ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Однако

обучающиеся 1 классов с общим недоразвитием речи (НВОНР) испытывают

трудности в процессе обучения письму и чтению. Основные причины подобного

явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а

также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Чтобы

ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также

избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

Д.Б.Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению

последовательности и количества звуков в составе слова. В.К.Орфинская

выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых –

узнавание звука среди других фонем и вычленение его из слова в начальной

позиции, а также полный звуковой анализ слов. Простые формы анализа

формируются в норме спонтанно – до поступления ребёнка в школу, а сложные

– уже в процессе обучения грамоте. Несформированность действия звукового

анализа проявляется в письме в виде следующих типов ошибок: пропуск,

перестановка, вставка букв либо слогов. Звуковой анализ и синтез должны

базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного

языка. Фонематическим восприятием принято называть способность

воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Несовершенное

фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского

звукопроизношения, усложняет и тормозит формирование навыков звукового

анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Звуковой анализ требует специального планомерного обучения. Подвергаемая

звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках,

но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И,

действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове,

несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука

или количество звуков вряд ли доступно ребёнку без помощи учителя-логопеда.

И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной,

своевременной.

Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание

отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов

при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым

анализом понимается 1) определение порядка слогов и звуков в слове;

2) установление различительной роли звука;

3) выделение основных качественных характеристик звука»

Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия

невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции

мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных

звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. Без длительных специальных

упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания

звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не

овладевают грамотным чтением и письмом. Ключевым моментом в системе

коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и

звуковой анализ. «Формирование узловых образований, - отмечает Р.Е.Левина, -

позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать

педагогического эффекта» (т.е. коррекции общего недоразвития речи).

Итак, необходимыми предпосылками для обучения младших школьников

являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное

произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных

навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и

взаимообусловлены. Чтобы ребёнок усвоил письменную речь быстро и легко,

следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

Звуковой анализ – это определение порядка слогов и звуков в слове;

установление различительной роли звука; выделение основных качественных

характеристик звука.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется

постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование

различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых

линеек, «светофоров»), на речевое проговаривание (при назывании слов), на

заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе

представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического

анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность

становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения

звука (определённое положение звука в слове, особенности произнесения

звуковой серии, количество звуков в звуковом ряду и т.д.). В связи с этим

предусматривается определённая последовательность речевого материала при

формировании навыка фонематического анализа и синтеза (от ряда гласных

звуков до трёхсложных слов).

Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза

делится на несколько этапов:

1.Формирование функций фонематического анализа звукового ряда, состоящего

из двух или нескольких гласных (уточнение артикуляции гласных звуков,

определение наличия звука в ряду, определение места звука в ряду, определение

последовательности звуков в ряду).

2.Формирование функций фонематического анализа и синтеза звукового ряда,

состоящего из гласного и согласного звуков (анализ обратных слогов, анализ

прямых слогов).

3.Формирование функций фонематического анализа и синтеза слов (выделение

(узнавание) звука на фоне слова, вычленение первого и последнего звука,

определение места звука в слове – в начале, в середине, в конце).

В работе по развитию фонематического анализа и синтеза активно используется

современный метод моделирования (различные обозначения гласных и

согласных звуков – красные, синие и зелёные кружки; для дифференциации

твёрдых и мягких согласных – домики, вагончики, цветы; модели нот для

обозначения гласных звуков; для обозначения глухих и звонких звуков –

колокольчик и зачёркнутый колокольчик; для определения места звука в слове -

звуковые гусеницы, грузовики, звуковые птички, звуковые полоски, звуковые

домики и т.д.). Этот метод помогает сделать материал более доступным,

разнообразным и интересным для детей. Задания на развитие фонематического

анализа и синтеза включаются в каждое фронтальное и индивидуальное

занятие.

Таким образом, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько

гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или

количество звуков ребёнок выполнить не может без помощи учителя-логопеда.

И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной и

своевременной.

Использование метода моделирования в работе по развитию фонематического

анализа и синтеза

Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа и

синтеза нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. В процессе

работы над развитием фонематического анализа и синтеза я активно использую

зрительные символы звуков. В отличие от букв символы быстро и легко

запоминаются детьми. Использую различные обозначения гласных и согласных

звуков (красные, синие и зелёные кружки, квадраты). В начале коррекционной

работы для обозначения гласных звуков использую геометрические формы

красного цвета. Их внешний вид напоминает очертания губ при артикуляции

соответствующих звуков ([А] – большой круг, [У] – маленький кружок, [И] –

горизонтально расположенная полоска, [О] – вытянутый по вертикали овал, [Ы]

– нижняя половинка круга. Звук [Э] вводится во второй половине года).

Некоторые исследователи предлагают для этого использовать карточки с

моделями нот. Нота обозначает гласный звук, так как она поётся. Зачёркнутая

нота – согласный, так как его нельзя петь. Для дифференциации твёрдых и

мягких согласных звуков использую домики, вагончики, цветы и другие

изображения предметов синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов.

Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным

домикам, вагончикам. Также на занятиях часто использую изображения травы и

льда: трава – мягкий согласный звук, а лёд – твёрдый. Аналогично можно

сделать домики, вагончики для дифференциации гласных – согласных звуков

(красный, синий, зелёный).

Для определения местоположения звука в слове – применяю «звуковые

гусеницы», «звуковые домики», «звуковые полоски», «звуковой поезд».

Применение различных символов, моделей и схем повышает эффективность

звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает

контроль за усвоением знаний. Поэтому советую и родителям детей изготовить

из цветного картона такие же пособия (красные, синие, зелёные кружки,

карточки для определения места заданного звука в слове и для составления

звуковых схем слов.

Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять

разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового

анализа и синтеза включаю в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.

Использование современных методов моделирования помогает сделать материал

более доступным, разнообразным и интересным.

Работу над развитием фонематического анализа и синтеза у детей с общим

недоразвитием речи начинаю с более лёгких в акустико-артикуляционном плане

звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного

(показ артикуляции определённого звука и контроль за движениями органов

артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух),

тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения

звука). Ребёнок запоминает характеристики звуков: гласный – согласный,

согласный – звонкий и глухой, твёрдый и мягкий; учится самостоятельно

находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-

артикуляционных далёких и близких звуков.

Затем в работу подключаю следующие задания, игровые упражнения,

дидактические игры:

- на определение наличия или отсутствия заданного звука хлопками, сигналами,

картинками;

- отбор картинок, игрушек, в названии которых есть изучаемый звук;

- придумывание слов, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в

конце слова;

- узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;

- нахождение в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть

нужный звук;

- раскрашивание или обводка тех картинок, в названии которых есть изучаемый

звук;

- рисование предметов, в которых есть определённый звук;

- отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-

отгадках;

- выделение из ряда слов, произносимых логопедом, те, в которых имеется

заданный звук;

- выделение из предложения слова с заданным звуком;

- игры «Следопыты», «Сыщики» - нахождение в словах звука по картинкам,

показывание картинок со звуком, например, [п], [п']. Сказать, где слышится

заданный звук.

- Игра «Фантазёры» - придумывание слов со звуком;

- Игра «Кто внимательней» - угадывание, с какого звука начинается слово

(булка, парта, батон, почка и др.);

- Игра «Подари подарки» (дифференциация твёрдых и мягких согласных в

словах, например, подарки для Киры и Коли);

- Игра «Кто больше?» (показывается картинка и предлагается назвать те слова, в

которых есть определённый звук);

- Игра «Поймай звуки» (детям предлагается поймать звуки и произнести слово);

- Игра «Какой звук именинник» (предлагается рассказ. Слова, картинки,

предметы с часто встречающимся одинаковым звуком);

Детям раздаются пустые коврики и набор разноцветных кружков. Ведущий

называет слово, а дети берут кружок такого цвета, начальная буква которого

соответствовала начальной или конечной букве предлагаемого слова.

«Зоркий глаз»

Ход игры.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы,

в названии которых есть заданный звук, определить его место в

слове.

Список литературы:

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям для

преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших

дошкольников С-Пб, 2004

2. Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем С-Пб, 2003

3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий

М., 2009

4. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо М., 1995

5. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников М.,

1997

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в

подготовительной группе для детей с ФФН М.,2001

7. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами М., 1999

8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно М., 1999

9. Лопухина И.С. Логопедия: упражнения для развития речи С-Пб,1997

10. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе: обучение грамоте детей с

нарушениями речи М.,1999



В раздел образования