Автор: Румянцева Арина Дадашевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №45
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: учебно–методический материал
Тема: "РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Лингвисты, педагоги психологи и учителя считают шестой год жизни ребёнка
периодом наиболее высокой «звуковой одарённости», особой восприимчивости
к звуковой стороне речи.
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка
ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Однако
обучающиеся 1 классов с общим недоразвитием речи (НВОНР) испытывают
трудности в процессе обучения письму и чтению. Основные причины подобного
явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а
также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Чтобы
ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также
избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
Д.Б.Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению
последовательности и количества звуков в составе слова. В.К.Орфинская
выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых –
узнавание звука среди других фонем и вычленение его из слова в начальной
позиции, а также полный звуковой анализ слов. Простые формы анализа
формируются в норме спонтанно – до поступления ребёнка в школу, а сложные
– уже в процессе обучения грамоте. Несформированность действия звукового
анализа проявляется в письме в виде следующих типов ошибок: пропуск,
перестановка, вставка букв либо слогов. Звуковой анализ и синтез должны
базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного
языка. Фонематическим восприятием принято называть способность
воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Несовершенное
фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского
звукопроизношения, усложняет и тормозит формирование навыков звукового
анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Звуковой анализ требует специального планомерного обучения. Подвергаемая
звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках,
но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И,
действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове,
несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука
или количество звуков вряд ли доступно ребёнку без помощи учителя-логопеда.
И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной,
своевременной.
Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание
отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов
при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым
анализом понимается 1) определение порядка слогов и звуков в слове;
2) установление различительной роли звука;
3) выделение основных качественных характеристик звука»
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия
невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции
мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных
звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. Без длительных специальных
упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания
звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не
овладевают грамотным чтением и письмом. Ключевым моментом в системе
коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и
звуковой анализ. «Формирование узловых образований, - отмечает Р.Е.Левина, -
позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать
педагогического эффекта» (т.е. коррекции общего недоразвития речи).
Итак, необходимыми предпосылками для обучения младших школьников
являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное
произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных
навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и
взаимообусловлены. Чтобы ребёнок усвоил письменную речь быстро и легко,
следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
Звуковой анализ – это определение порядка слогов и звуков в слове;
установление различительной роли звука; выделение основных качественных
характеристик звука.
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется
постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование
различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых
линеек, «светофоров»), на речевое проговаривание (при назывании слов), на
заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе
представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
Система логопедической работы по формированию навыков фонематического
анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность
становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения
звука (определённое положение звука в слове, особенности произнесения
звуковой серии, количество звуков в звуковом ряду и т.д.). В связи с этим
предусматривается определённая последовательность речевого материала при
формировании навыка фонематического анализа и синтеза (от ряда гласных
звуков до трёхсложных слов).
Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза
делится на несколько этапов:
1.Формирование функций фонематического анализа звукового ряда, состоящего
из двух или нескольких гласных (уточнение артикуляции гласных звуков,
определение наличия звука в ряду, определение места звука в ряду, определение
последовательности звуков в ряду).
2.Формирование функций фонематического анализа и синтеза звукового ряда,
состоящего из гласного и согласного звуков (анализ обратных слогов, анализ
прямых слогов).
3.Формирование функций фонематического анализа и синтеза слов (выделение
(узнавание) звука на фоне слова, вычленение первого и последнего звука,
определение места звука в слове – в начале, в середине, в конце).
В работе по развитию фонематического анализа и синтеза активно используется
современный метод моделирования (различные обозначения гласных и
согласных звуков – красные, синие и зелёные кружки; для дифференциации
твёрдых и мягких согласных – домики, вагончики, цветы; модели нот для
обозначения гласных звуков; для обозначения глухих и звонких звуков –
колокольчик и зачёркнутый колокольчик; для определения места звука в слове -
звуковые гусеницы, грузовики, звуковые птички, звуковые полоски, звуковые
домики и т.д.). Этот метод помогает сделать материал более доступным,
разнообразным и интересным для детей. Задания на развитие фонематического
анализа и синтеза включаются в каждое фронтальное и индивидуальное
занятие.
Таким образом, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько
гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или
количество звуков ребёнок выполнить не может без помощи учителя-логопеда.
И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной и
своевременной.
Использование метода моделирования в работе по развитию фонематического
анализа и синтеза
Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа и
синтеза нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. В процессе
работы над развитием фонематического анализа и синтеза я активно использую
зрительные символы звуков. В отличие от букв символы быстро и легко
запоминаются детьми. Использую различные обозначения гласных и согласных
звуков (красные, синие и зелёные кружки, квадраты). В начале коррекционной
работы для обозначения гласных звуков использую геометрические формы
красного цвета. Их внешний вид напоминает очертания губ при артикуляции
соответствующих звуков ([А] – большой круг, [У] – маленький кружок, [И] –
горизонтально расположенная полоска, [О] – вытянутый по вертикали овал, [Ы]
– нижняя половинка круга. Звук [Э] вводится во второй половине года).
Некоторые исследователи предлагают для этого использовать карточки с
моделями нот. Нота обозначает гласный звук, так как она поётся. Зачёркнутая
нота – согласный, так как его нельзя петь. Для дифференциации твёрдых и
мягких согласных звуков использую домики, вагончики, цветы и другие
изображения предметов синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов.
Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным
домикам, вагончикам. Также на занятиях часто использую изображения травы и
льда: трава – мягкий согласный звук, а лёд – твёрдый. Аналогично можно
сделать домики, вагончики для дифференциации гласных – согласных звуков
(красный, синий, зелёный).
Для определения местоположения звука в слове – применяю «звуковые
гусеницы», «звуковые домики», «звуковые полоски», «звуковой поезд».
Применение различных символов, моделей и схем повышает эффективность
звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает
контроль за усвоением знаний. Поэтому советую и родителям детей изготовить
из цветного картона такие же пособия (красные, синие, зелёные кружки,
карточки для определения места заданного звука в слове и для составления
звуковых схем слов.
Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять
разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового
анализа и синтеза включаю в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.
Использование современных методов моделирования помогает сделать материал
более доступным, разнообразным и интересным.
Работу над развитием фонематического анализа и синтеза у детей с общим
недоразвитием речи начинаю с более лёгких в акустико-артикуляционном плане
звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного
(показ артикуляции определённого звука и контроль за движениями органов
артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух),
тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения
звука). Ребёнок запоминает характеристики звуков: гласный – согласный,
согласный – звонкий и глухой, твёрдый и мягкий; учится самостоятельно
находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-
артикуляционных далёких и близких звуков.
Затем в работу подключаю следующие задания, игровые упражнения,
дидактические игры:
- на определение наличия или отсутствия заданного звука хлопками, сигналами,
картинками;
- отбор картинок, игрушек, в названии которых есть изучаемый звук;
- придумывание слов, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в
конце слова;
- узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;
- нахождение в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть
нужный звук;
- раскрашивание или обводка тех картинок, в названии которых есть изучаемый
звук;
- рисование предметов, в которых есть определённый звук;
- отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-
отгадках;
- выделение из ряда слов, произносимых логопедом, те, в которых имеется
заданный звук;
- выделение из предложения слова с заданным звуком;
- игры «Следопыты», «Сыщики» - нахождение в словах звука по картинкам,
показывание картинок со звуком, например, [п], [п']. Сказать, где слышится
заданный звук.
- Игра «Фантазёры» - придумывание слов со звуком;
- Игра «Кто внимательней» - угадывание, с какого звука начинается слово
(булка, парта, батон, почка и др.);
- Игра «Подари подарки» (дифференциация твёрдых и мягких согласных в
словах, например, подарки для Киры и Коли);
- Игра «Кто больше?» (показывается картинка и предлагается назвать те слова, в
которых есть определённый звук);
- Игра «Поймай звуки» (детям предлагается поймать звуки и произнести слово);
- Игра «Какой звук именинник» (предлагается рассказ. Слова, картинки,
предметы с часто встречающимся одинаковым звуком);
Детям раздаются пустые коврики и набор разноцветных кружков. Ведущий
называет слово, а дети берут кружок такого цвета, начальная буква которого
соответствовала начальной или конечной букве предлагаемого слова.
«Зоркий глаз»
Ход игры.
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы,
в названии которых есть заданный звук, определить его место в
слове.
Список литературы:
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям для
преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших
дошкольников С-Пб, 2004
2. Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем С-Пб, 2003
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий
М., 2009
4. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо М., 1995
5. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников М.,
1997
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с ФФН М.,2001
7. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами М., 1999
8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно М., 1999
9. Лопухина И.С. Логопедия: упражнения для развития речи С-Пб,1997
10. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе: обучение грамоте детей с
нарушениями речи М.,1999