Автор: Усанова Татьяна Павловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: КОГОАУ "Вятский многопрофильный лицей"
Населённый пункт: город Вятские Поляны Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Усиление практической направленности преподавания географии как средство формированияуниверсальных учебных действий у учащихся"
Раздел: среднее образование
Усиление практической направленности преподавания географии как
средство формирования универсальных учебных действий учащихся
Т. П. Усанова, учитель географии
МОУ СОШ д. Чекашево
Вятскополянского района
География, синтезирующая естественно - научные и гуманитарные
дисциплины, обладает колоссальными образовательными ресурсами,
играющими важную воспитательную роль. Знания природных и
общественных особенностей «своего края», страны и мира в целом,
представляются универсальной ценностью, обеспечивающей
формирование современной гармоничной личности.
Основная
цель
географии
в
системе
общего
образования
-
сформировать у учащихся умение использовать географические знания и
умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования
разнообразных
природных,
социально-
экономических
и
экологических
процессов
и
явлений,
адаптации
к
условиям
окружающей
среды
и
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности,
э коло гич е с к и
целесообразного поведения в окружающей среде.
В современных условиях школа осуществляет переход на новую оценку
своей
деятельности,
регламентированную
требованиями
Федеральных
образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения.
На первый план
в содержании географического образования выходит
деятельностная составляющая (операционная часть знаний) – те приемы
и
способы
деятельности,
выработанные
у
школьника
и
определяющие
уровень его готовности к решению различных задач (в познавательной,
трудовой, коммуникативной,
бытовой и др. сферах деятельности). Это
означает, что учитель не просто передает объективные знания учащимся,
он организует деятельность учащихся по усвоению учебных действий в
таких видах и формах, в которых усвоенные знания
и учебные умения
(действия) могут функционировать. Таким образом, в реальном учебном
процессе
знания
становятся
ориентировочной
основой
организации
деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
Перед учителем географии
поставлена сложная методическая задача –
обеспечить
достижение
нового
образовательного
стандарта, развитие
личностных качеств учащихся и выработать у них готовность применять
географические знания и умения в жизни. В решении поставленной задачи
возникает целый ряд проблем:
-
неумение
учащимися
применять
полученные
знания
в
реальной
ситуации;
- недостаточное развитие пространственных представлений школьников;
- неумение интегрировать знания и применять их для объяснения явлений
на
уровне
географических
закономерностей.
Отсюда,
усиление
практической
направленности
в
преподавании
географии
является
актуальной дидактической проблемой. География как учебный предмет,
вносит существенный вклад в её решение.
Это означает, что содержание современного урока географии должно быть
пронизано различными видами действий, направленных на освоение ими
познавательной,
коммуникативной,
регулятивной
и
др.
видами
деятельности.
При анализе содержания и требований образовательного
стандарта возникает ряд вопросов: «Что понимать под «универсальными
учебными действиями? Каково их соотношение с учебными умениями и
компетенциями? В чем принципиальная новизна требований стандарта в
сравнении с действующими нормативными документами? Как осуществить
на практике требования ФГОС? В чем сущность деятельностного подхода
для выработки принципиальных позиций в достижении требований ФГОС
нового поколения?».
Согласно теории деятельности А.Н.
Леоньтева,
содержание отдельной
деятельности проявляется в практических и умственных действиях как
относительно самостоятельных
процессов, подчиненные сознательной
ц е л и . Эти
отдельные
деятельности
и
есть умения
(как
сложные
целостные действия).А Д
.Б. Эльконин и В.В. Давыдов считают, что
компоненты
учебной
деятельности
динамичны:
действия
по
мере
совершенствования
и
частичной
автоматизации
переходят
в
операцию.
Таким
образом,
ученик
овладевает
простейшим
действием
(умением,
которое
автоматизируясь, переходит в операцию (навык) и становится
компонентом
более
сложного
действия(умения).
В
середине
ХХ
века
деятельностный
подход
нашел
свое
выражение
в
теории
поэтапного
формирования
умственных
действий
П.Я.Гальперина.
Концепция
поэтапного формирования учебных действий в обучении географии нашла
отражение в работах Т.П. Герасимовой, М.К.Ковалевской, В.А.Коринской,
Н.Н.Баранского.
В соответствии с возникающими вопросами в содержании образования
и оценивания его результатов акцент смещается в сторону практической
составляющей обучения, т.е. процессу приобретения школьниками опыта
практико-ориентированных
задач.
В
связи
с
этим,
практическая
направленность становится важнейшим компонентом учебного процесса, а
географическое образование становится средством подготовки выпускника
к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и
жизненных
навыков.
Оно
призвано
вооружить
учащихся
умениями
пользоваться
различными
источниками
географической
информации
(картографической,
компьютерной),
вести
наблюдения
на
местности,
ориентироваться
в
пространстве,
прогнозировать
тенденции
развития
окружающей среды.
Широкий
спектр
применения
географических
знаний
и
умений
в
различных
сферах
окружающей
действительности
требует
со
стороны
педагога
усиления
внимания
к
деятельностному
содержанию,
т.е.
регулярной
работы
по
формированию
универсальных
учебных
действий,
как
комплекному
умению
учиться
(основам
ключевых
компетенций). Например: умение вести самостоятельный поиск, анализ;
отбор информации, ее преобразование, хранение, передача; способность к
самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умение планировать деятельность, ставить цели, осуществлять контроль и
самоконтроль, корректировать деятельность.
Ведущее место в преподавании географии
занимает картографический
метод, который знакомит учащихся с особым языком географии - картой, и
одновременно
развивает
интерес
к
познанию
предмета,
выполнению
практических заданий с помощью карты самостоятельно или с помощью
учителя
или
родителей.
Таким
образом,
ориентация
школьного
географического образования на компетентностный подход предполагает
усиление
его
практической
направленности. «Усиление» не означает
увеличение
количества
практических
работ
в
содержании,
а
предполагает изменение традиционной методики обучения переход от
простой
передачи
учебной информации к методике
направленной на
формирование
умений
школьников.
Иными
словами,
компетентностный
подход ориентирует на обновление практической составляющей обучения,
а с другой, - на создание условий для ее эффективной реализации.
Важным условием является усиление внимания
учителя к организации
деятельности учащихся по формированию географических умений. Ведь
знания остаются мертвым грузом, если они
не находят практического
применения. Именно. поэтому в учебном процессе необходимо постоянно
применять
способы
практического
обучения школьников работе
по
анализу различных источников географического содержания (планов, схем
местности,
карт,
статистических
материалов,
геоинформационных
ресурсов).
Согласно концепции ФГОС образовательный результат представляет
собой единство личностных, метапредметных и предметных результатов.
Если личностные результаты позволяют выпускнику школы обучаться и
развиваться всю жизнь,
то метапредметные и предметные результаты
сформированы на уровне умений (например, умение ориентироваться в
окружающем мире, работать с различными источниками географической
информации, вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды). Достижением
метапредметных результатов
в
школе занимается любой учитель на материале своего предмета. Их основу
составляют
универсальные
учебные
действия
(УУД),
обеспечивающие
овладение
ключевыми компетенциями, т.е. формирования комплексного
умения учиться, выражающаяся в готовности индивида изменять свои
знания
и
умения,
обеспечивая
поисковую
активность
и
творческую
самореализацию.
Метапредметные результаты достигаются путем формирования и
совершенствования
различных
видов
общеучебных
умений
(учебно-
организационных,
учебно-
коммуникационных,
учебно-логических,
учебно-информационных).
Рассмотрим выдвинутые положения на примере УМК проекта «
Сферы:
География»
(6-9кл.),
автор
В.
П.
Дронов,
издательство
«Просвещение» В основу реализации проекта
«Сферы» положена идея
организации учебно-
воспитательного
процесса
в
новой
информационно-образовательной
среде( ИОС), позволяющей наиболее эффективно реализовать потребности
современных
школьников
в
формировании
жизненно-
важных
компетенций.
ИОС проекта «Сферы» представляет собой систему взаимосвязанных
информационных
ресурсов
на
бумажных
и
электронных
носителях
и
обеспечивает выполнение требований к содержанию образования «ученик
- учись сам!», «учиться должно быть интересно!». На основе многообразия
форм
работы
с
информацией
разного
вида,
на
разных
типах
информационных
носителей
я
создаю
положительную
мотивацию
познавательной
деятельности.
Это
способствует
формированию
практических умений таких как:
-
свободное
владение
персональным
компьютером
и
использование
современных средств коммуникаций для решения познавательных задач и
выполнения творческих работ;
- владение приемами современного оформления работы;
-
решение
проблемных,
логических
и
творческих
задач
как
индивидуально, так и в процессе работы в группе;
-
владение
приемами
исследовательской
и
проектной
деятельности
(постановка
проблемы,
выдвижение
гипотезы,
определение
круга
источников, определение структуры работы и способов её осуществления,
формулирование набора аргументов, обоснование выводов и заключения),
разработка индивидуальных и групповых проектов.
Учебные занятия в режиме развития позволили добиться массового
вовлечения
школьников
в
учебно
-
исследовательскую
деятельность
геоэкологического,
социально-
экономического
и
этнокультурного
содержания.
Учащиеся
владеют
приемами
умственной
деятельности:
чтением
картографических
материалов,
заполнением
таблиц,
анализом
статистических
материалов,
аргументацией
выводов
на
уровне
географических
закономерностей.
Например,
при
изучении
темы
«Атмосфера – воздушная оболочка Земли», дети сами определяют для себя
цель, используя разворот учебника и рубрику «Вы узнаете».
На этапе
актуализации
самостоятельно
работают
с
рубрикой
«Вспомните».
Изучение нового материала осуществляется в режиме «само» на уровне
понятий. На уроке «Температура воздуха»(6кл.) дети проводят учебное
исследование по алгоритму рубрики «Мои географические исследования»,
познают азы статистического анализа графиков суточного и годового хода
температур. В результате выполнения данного исследования дети делают
выводы
о
закономерностях
изменения
температуры
воздуха
в
течение
суток, в течение года.
На данном уроке обучающиеся
овладевают
умениями
анализировать
графики,
определять
амплитуду
температур,
объяснять ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность, элементы
материальной
и
духовной
культуры
человека.
Работу
в
парах
можно
организовать на этапе осмысления нового материала с целью расширения
информационного
блока
при
использовании
электронного
приложения.
Практическая работа состоит в проведении исследования за элементами
погоды и климата своей местности, в составлении графика среднесуточной,
среднемесячной
температур
и
вычислении
амплитуд
температур
на
основе
личных
наблюдений за погодой в разные месяцы года в своем населенном пункте.
Подведение итогов урока (выделение смысловых связей) заключается
в
выявлении закономерностей изменения температур в течение суток и в
течение
года,
т.е.
установлении
причинно-
следственных
связей
и
географических
закономерностей.
Воспитательный
аспект
урока
заключается
в
том,
что
на
уроке
формируются
коммуникативные,
информационные компетенции и предметные
компетентности, а также
формируется пространственные представления, развивается мировоззрение
и эмоциональная сфера обучающихся (личностные
и метапредметные
результаты).
Практика комплексного изучения родного края (своей местности)
формирует
у
школьников
умения
самостоятельного
применения
полученных
теоретических знаний
непосредственно в природе и в
социуме,
а
главное
–
ценностные
ориентации
и
готовность
к
качественному
улучшению среды жизни.
Например, в 6 классе
в
последнюю неделю мая или в начале июня я провожу летний полевой
практикум по изучению
природы родного края, учащиеся организуют
мониторинг за состоянием окружающей среды . В первый день провожу
инструктаж по технике безопасности в природе, о требованиях к одежде и
к обуви в полевых условиях, учу вести записи в полевом дневнике, о
месте проведении экскурсии, о целях, задачах, и о плане проводимых
исследований. В этот же день проводим наблюдения за погодой, учимся
определять
температуру
воздуха
по
минимальному
и
максимальному
термометру,
а
с
помощью
почвенного
термометра
дети
измеряют
температуру почвы. По гигрометру и психрометру определяем влажность
воздуха. Барометр помогает определить атмосферное давление, которое
измеряем несколько раз, а потом определяем тенденцию его изменения.
Ветер, - его направление и силу определяем по анемометру. Облачность
определяем на глаз. Алгоритм работы очень хорошо описан в тетради-
практикуме
для
6
класса
.Во
второй
день
экскурсия
посвящена
геоэкологическому изучению
своей местности . Экскурсию начинаем с
инструктажа по ТБ. Детям очень нравиться
рассматривать и описывать
минералы
и
горные
породы,
а
также
и
проводить
измерения
на
обнажениях по берегу реки. В третий день мы исследуем родники, малые
реки, определяем скорость течения
реки, мутность воды, а отдельно,
желающие
определяют
и
химический
состав
воды
уже
в
условиях
лаборатории. При изучении темы «Географическая оболочка» проводится
экскурсия
по
изучению
ПК
своей
местности
(пойма
реки,
терраса,
коренной берег, луг, смешанный лес и пруд). Продолжение практикума
иногда совпадает со временем проведения пришкольного летнего лагеря
для учащихся 6-8 классов. Объектами исследования
являются местные
памятники природы, например, ореховая рамень у д. Киняусь, г. Баская у с.
Ершовка
(популяция ковыля перистого) и т. д
УМК проекта «Сферы», интерактивное картографическое пособие
«География.
Планета
Земля»,
«География.
Мир»
-
электронное
картографическое пособие оказывают поддержку при подготовке учащихся
к предметной олимпиаде, для подготовки к ЕГЭ по географии. Благодаря
данному
УМК,
сельский
ученик
не
чувствует
себя
обделенным
в
информационном плане по сравнению с городским учеником. Приобретая
навыки
самостоятельной
познавательной
деятельности
при
изучении
географии,
у
учащихся
формируются
личностные,
предметные,
метапредметные УУД. При изучении темы «Человек на планете Земля»,
учащиеся
самостоятельно
могут
дать
комплексную
характеристику
населения любого региона по типовому плану, используя все виды карт по
данной теме. Таким образом, учебник, атлас, тетрадь – тренажер участвуют
в
формировании
умений
и
учебных
действий
на
всех
этапах
учения
(восприятие,
осмысление
на
уровне
эмпирических
закономерностей,
применение географических знаний и умений).
Работая с аппаратом учебника можно предложить задания: на
овладение приемами коммуникативной деятельности (умение читать план
местности, карту); овладение
приемами познавательной, регулятивной
деятельности; на достижение личностных результатов.
Наряду с этим возникает необходимость в реализации новых
педагогических технологий, организации учебных игр, проблемных уроков,
дискуссий конференций, класс- проектов. Согласно концепции ФГОС урок
характеризуется
расширением
границ
образовательного
пространства,
выхода за рамки классно-урочной системы, через проекты, наблюдения и
практические работы в географической среде, факультативы и кружки,
олимпиады
и
научные
общества.
Урок
должен
взаимодействовать
с
внеурочной деятельностью. Пересмотр целей и приоритетов образования
влечет изменение
подходов
в методике обучения предмету. Качество
определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых
усвоенные знания могут функционировать.
Реализация ФГОС нового поколения потребует от учителя
конструирования
новой
методической
системы,
расширения
его
профессионально-педагогических функций.
Таким образом, усиление практической направленности преподавания
географии
-
одно
из
средств
формирования
УУД,
необходимых
для
развития самостоятельности и творческой активности учащихся. Учебная
деятельность (учение) превращается в процесс элементарного научного
познания в рамках обучения.
Полноценная познавательная деятельность выступает в обучении главным
условием
развития
у
них
инициативы,
активной
жизненной
позиции,
находчивости
и
умения
самостоятельно
пополнять
свои
знания,
проводить исследования и проектировать свою деятельность с учетом на
будущее.
Литература.
1. Андриянов А.П. Учебный труд – основа современного урока. Журнал
География и экология в школе 21 века», №10, 2006.
2.
Беловолова
Е.А.
Деятельностное
содержание
географического
образования
в
требованиях
стандартов
нового
поколения.
Журнал
«География в школе.№6, 2011.
3.
Душина
И.
В.
,
Летягин
А.А.,
Беловолова
Е.А..
Практическая
составляющая обучения географии - основа формирования компетенций
школьников. Журнал «География в школе» №1,2009.
4. Елисеев А.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках
географии., журнал «География и экология в школе 21 века» №1, 2010.
5. Концепция предмета «География» в 12 – летней школе., География в
школе №2-2000.
6. Картавых М.А. Интеграция содержания – инновационное направление
развития географического образования. Журнал «География в школе»№5,
2011.
7. Николина В.В.
Инновационные ресурсы урока географии., журнал «
География и экология в школе 21 века», №2, 2010.
8.
Петунин
О.В.,
Фиц
С.Н.
Проектирование
учебного
процесса
при
деятельностном
подходе
к
усвоению
знаний
школьниками,
журнал
«география и экология в школе 21 века « №10, 2007.
9.Примерные программы по учебным предметам. География .6-9 классы,
М, «Просвещение», 2010.
10. Рабочие программы. «География».-М.: «Просвещение», 2011.
11.
Селевко
Г.К.
Педагогические
технологии
на
основе
активизации
интенсификации и эффективного управления
учебно - воспитательным
процессом.