Автор: Шарафутдинова Нажия Ришатовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 78 "Фарватер"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Уроки математики в инклюзивном классе"
Раздел: среднее образование
Уроки математики в инклюзивном классе
Целью моей работы является: изучить деятельность классного руководителя с детьми
с ОВЗ и разработать программу по успешной интеграции в классный коллектив учащихся
детей с ОВЗ .
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет
исследования:
работа
с
учащимися
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
условиях
общеобразовательной
школы
(интегрированные,
инклюзивные
классы).
Гипотеза
исследования:
мы
предполагаем,
что,
во-первых,
дети
с
ОВЗ
имеют
о
пр
е
д
е
л
е
нные трудности при вхождении в классный коллектив, трудности общения с
одноклассниками
и
с
работающими
учителями, во-вторых,
коррекционная
работа
в
условиях
общеобразовательной
школы
(интегрированные,
инклюзивные
классы)
по
развитию
умений
строить
отношения
способствуют
преодолению
недостатков
в
процессе обучения. Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения
следующих задач:
1. Изучить особенности работы с учащимися с ограниченными возможностями
здоровья в условиях общеобразовательной школы.
2.
Охарактеризовать
организационные
основы
работы
с
школьниками
с
ОВЗ
в
условиях инклюзивного обучения в общеобразовательных школах.
3. Предложить методику работы по организации успешной интеграции в школьный
коллектив учащихся детей с ОВЗ. Развитию речи, знаний, умений, навыков у учащихся
школы
с
ограниченными
возможностями
в
условиях
общеобразовательной
школы
(интегрированные, инклюзивные классы).
Я работаю классным руководителем 7 класса. Взяла их в 6 классе.
Класс интегрированный, в нем обучаются трое учеников с ОВЗ. До 6-го класса все
они были на домашнем обучении, с 6-го класса, Краюхина Катя, Лобарева Татьяна из
надомного обучения с 6-го класса переведены в общее, причем Лобарева (эпилепсия и
задержка
психологического
развития)
полностью,
Краюхина
«интегрированное»
обучение. Садриев Артур остался полностью на надомном обучении, причем здесь еще
большее достижение, раньше учителя
проводили уроки дома, с этого года Артур приходит в школу сам, причем делает это
все более увереннее, недавно отказался от сопровождения мамы.
В классе 28 учащихся. Из них 7 мальчиков и 21 девочек. 22 учащихся из полных
семей. Есть ученики из семьи с матерью – одиночкой 6 человек. У учащихся на
достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К урокам
и учебным занятиям они относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на
уроках
активны,
показывают
хорошую
работоспособность.
Только
10
учащимся
необходима направляющая помощь учителя при выполнении письменных заданий на всех
уроках. Ребята адекватно реагируют на порицание и похвалу, уважительно относятся к
педагогам.
Учащиеся добросовестно выполняют поручения: моют доску, наводят порядок в
классе, готовят рабочее место к уроку и т.п.
Ребята очень дружны с учащимися других классов школы. Принимают участие в
жизни школы и
совместных мероприятиях: спортивных соревнованиях, праздниках и
проектах, активно участвуют на субботниках
Социальный паспорт класса.
Все учащиеся из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции.
Из 28 учащихся 1 мальчика из неполной семьи, 1 человек из многодетных семей.
Высшее образование имеют родители 16 учащихся и среднее специальное 12, родители от
полковника полиции до маляра-штукатура, очень много работают в торговле.
Биологический паспорт класса.
В результате ежегодного осмотра выявлено: 2человека с нарушением осанки, 6
человек с нарушением зрения, 1 человек с заболеванием почек, 1 человек с ослабленным
иммунитетом, 1 человек
с общим заболеванием, 3 человека с ОВЗ. Таким образом
здоровыми можно назвать только 14 человек, из 28 человек. Поэтому в классе особое
внимание уделяется физическому развитию ребят на уроках физкультуры и во внеурочной
деятельности,
а
также
воспитанию
у
них
сознательного
отношения
к
сохранению
собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию,
интереса и привычки к регулярным занятиям спортом (беседы, уроки здоровья и т.д.)
«Праздник выходного дня» когда мы весело катаемся в овраге Ноксинского леса на санках
и лыжах.
Хорошие
взаимоотношения
сложились
с
родителями
всех
учащихся
класса.
Взрослые
регулярно
интересуются
успехами
и
проблемами
своих
детей,
жизнедеятельностью
всего
класса.
Очень
активны
члены
родительского
комитета.
В
целом,
все
родители
класса
одобряют
выбранные
направления
работы,
ценностные
приоритеты
данной
воспитательной
системы.
Я
очень
благодарна
родителям
за
поддержку и уважение к классному руководителю.
Направление деятельности и стратегии.
Учитывая, что в классе обучаются три ребенка с ОВЗ, которые составляют 10
процентов
обучающихся,
можно
сказать,
что
в
нашем
классе
введено
инклюзивное
образование. В чем отличие интеграции и инклюзии? Инклюзия в отличии от интеграции
предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий
класс, и если ребенок не справляется с программой -
это проблема образовательной
среды. Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме
участвовать
в
жизни
коллектива
школы.
Образование
и
воспитание
поданное
в
правильной форм обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия
обучающихся и их участие во все делах коллектива. Такая стратегия направлена на
развитие у всех людей, способностей необходимых для общения и жизни в целом.
Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития в
последнее
время
обнаруживается
и
противоположная
тенденция.
Масштабное
практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых
технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что
часть
детей
с
ОВЗ
к
семи
годам
достигает
близкого
к
норме
уровня
психического
развития,
что
ранее
наблюдалось
в
единичных
случаях,
а
потому
считалось
исключительным. Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на
первых
годах
жизни)
выявление
и ранняя
комплексная
помощь
детям,
внедрение
в
практику
научно
обоснованных
и
экспериментально
проверенных
форм
организации
совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых
подходов и технологий их воспитания и обучения.
Вследствие этого часть детей с ОВЗ, наиболее близких по своему развитию к
нормативному,
закономерно
перераспределяется
из
специального
образовательного
пространства -
специальных
(коррекционных)
школ
-
в
общеобразовательное
пространство массовой школы. Основная причина –общеобразовательное учреждение
является основным институтом социализации ребенка.
В
этих
условиях
общеобразовательное
учреждение
должно
быть адаптивным
к
потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.
Основные принципы инклюзивного образования:
по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения:
баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе
обучения
-
адекватный
его
индивидуально-типологическим
особенностям
и
соответствующий потребностям ребенка и его семьи;
по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса:
триединство
ориентиров
-
на
высокое
качество
освоения
общеобразовательной
программы
(академических
знаний),
конструктивную
социальную
активность
(развитие социальной
компетентности)
и
сотрудничество
( тол е р а н т н о с т ь ,
взаимопомощь);
по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса:
принятие
и
учет
различий,
индивидуального
своеобразия
учащихся;
создание
ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-
воспитательном
процессе; компромисс
между
общим
и
специальным
в
обучении;
создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;
· по
отношению
к
общеобразовательному
учреждению,
реализующему
и н к л ю з и в н о е
о б р а з о в а н и е
д е т е й
с
О В З : адаптивность
образовательного
процесса, образовательной
среды,
учебно-методического
комплекса
учреждения;
вариативность
подходов,
методов
и
форм
социальной
адаптации
и
реабилитации;
командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации,
его
психолого-педагогическое
сопровождение;
развитие
толерантного
взаимодействия
участников
образовательного
процесса,
сотрудничество
с
р од ительско й
общественностью;
оптимизация
финансово-экономического
обеспечения
процесса
обучения и социализации;
по отношению к системе образования города в целом:
оптимизация ресурсов городской системы образования (материально-технических,
нормативно-методических,
финансово-экономических,
организационных)
по
созданию
базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования
детей
с
ОВЗ
вблизи места
жительства;
поддержка
инноваций
в
инклюзивном
образовании;
повышение
психолого-педагогической
культуры
педагогического
сообщества и общественности.
Практическая деятельность классного руководителя по организации коллектива
Трудно
переоценить
значимость
классного
коллектива
в
воспитании
личности
школьников. Ведущую роль по формированию коллектива в классе играет классный
руководитель.
Воспитательная
деятельность
классного
руководителя
сложна
и
многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с
учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной
деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями
жизни класса[33,с.5].
На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные
задачи
воспитания
и,
опираясь
на
ученический
коллектив,
проводит
разнообразную
воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач,
он
учитывает
возрастные
особенности
учеников,
уровень
их
знаний
и
состояние
успеваемости,
дисциплины
в
классе,
наличии
таких
качеств,
как
трудолюбие,
коллективизм, сознание общественного долга.
Деятельность
классного
руководителя
достигает
своей
цели
и
даёт
наилучший
результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы
классного
руководителя
–
это
совокупность
взаимно
связанных
между
собой
воспитательных
мероприятий,
вытекающих
из
целей
и
задач
воспитания.
Она
предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и
умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия[15, C. 119].
Рассмотрим основные вопросы методики организации и воспитания ученического
коллектива.
Используемые классным руководителем методы и формы воспитания толерантной
личности имеют свою специфику в процессе реализации в зависимости от возрастного
этапа развития учащихся.
Классному руководителю необходимы знания особенностей развития ребенка на
различных возрастных периодах развития и учет как возрастных, так и индивидуальных
особенностей
детей
в
процессе
формирования
установки
у
ребенка
на
восприятие,
отношение и действие в окружающей социальной действительности и в отношении с
другими людьми на основе таких личностных качеств как эмпатия, доброжелательность,
аутентичность, принятие чувств, конфронтация и самопознание[12,с.1].
Создание ученического коллектива, как и воспитание вообще, нужно начинать со
знакомства с учащимися. Приступая к работе с классом, классному руководителю нужно
просмотреть
личные
дела
учащихся,
побеседовать
с
учителями,
проанализировать
классный журнал за предыдущий учебный год и составить для себя общее представление
об успеваемости, положительных сторонах и недостатках класса с тем, чтобы определить
более верный подход к организации воспитательной деятельности.
До сих пор инициатива в интегрированном обучении шла от специальной школы, от
специальных педагогов. Между тем, совместное обучение дает многое как здоровым
школьникам,
так
и
детям
с
нарушениями
в
развитии.
Интеграция
способствует
формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам
одноклассников,
чувство
взаимопомощи
и
стремления
к
сотрудничеству.
У
детей
с
ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию
положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения,
более полной реализации потенциала развития и обучения[40,с.20].
Таблица
1.
Результаты
наблюдения
за
участием
детей
с
ОВЗ
в
классных
мероприятиях , 2014-2015 уч.год.
Особенности - Лобарева полностью переведена с надомного на общее образование,
Краюхина с надомного на интегрированное образование, Садриев остался полностью на
надомном обучении, причем учителя ходят к нему домой.
ФИО
ребенка
«Праздник
мамы»
Задание 2.
Смотр
строевовой
п е с н и
и
танца
«Масленни
ца»
Всерос
сийский
субботник
Лоб
арева
Стихотворение
«Маме»
у р о ве н ь
стиха
5
лет,
сама
в ы б р а л а ,
с а м а
вызвалась.
Хотела
участвовать,
но не смогла,
постоянно
нарушала
строй,
р е б я т а
н е
упрекали,
сама поняла.
Активное
участие, испекла
блины,
рекламировала,
торговала,
заработала
деньги.
Активн
ое участие
Кра
юхина
В
г р у п п е
девочек выступала в
танце (современный
т а н е ц ) ,
п е л а
с
девочками.
Н е с м о т р я
н а
слабо сть,
п р и е м
множества
медикаментов, Катя
сопротивляется и не
хочет
отставать
от
одноклассников.
Хорошо
участвовала.
Класс
занял
первое
место.
Активное
участие,
вместе
с
активистами
организовали
общее чаепитие.
Запрещ
ен
физический
т р у д ,
н о
Катя
категоричес
ки
отказываетс
я
ограничиват
ь себя.
Результаты наблюдений за три месяца 2015-2016 уч.года.
Особенности – Лобарева продолжает заниматься в общей школе, приступов не было,
врачебная комиссия уменьшила группу инвалидности. Танечка стала гораздо увереннее в
себе,
спокойно
вступает
в
разговор,
учитель
литературы
отмечает
активность
при
обсуждении произведений. На диспутах классных собраний имеет свое мнение, отличное
от других. Отметила, что Таню улыбается чаще других. В классе видит своих друзей, так
как откровенно рассказала детям о неприятностях с отчимом, а они немедленно сообщили
мне. Приняли меры.
Краюхина Катя – по словам родителей, общее состояние не улучшилось, врачебной
комиссией рекомендовано надомное обучение, девочка оставлена на надомном обучении,
но по ее просьбе ей разрешено интегрированное образование,
посещение занятий по
возможности. Катя посещает все занятия, отказывается от сидения дома, она очень
активна, несмотря на ужас бабушки стала ходить на танцы.
Садриев
–
надомное
обучение,
но
ребенок
согласился
приходить
в
школу
самостоятельно, появилось желание встречаться с одноклассниками. Пригласили сходить
с нами в ТЮЗ, на спектакль «Оскар и розовая мама», согласился, но не пришел. Когда
приходит ко мне, на занятия математикой, одноклассники заходят в кабинет, здороваются,
интересуются его делами. В сентябре, сидел в углу, отказывался от общения, в октябре
стал с ними здороваться, в ноябре стал разговаривать, несмотря на его тяжелую речь,
ребята его понимают, подходят, общаются. Артуру это приятно, страх общения уходит.
Пригласили на уроки математики с классом, на классные часы, различные мероприятия,
воскресные «вылазки» на природу, согласился приходить.
Мы видим, что в целом в классе нет разделения. Ребята очень хорошо относятся к
своим одноклассникам, оберегают их.
Если анализировать индивидуально, то нужно признать, что хуже всех пока идут
дела
у
Садриева
Артура,
но
на
мой
взгляд,
как
раз
у
него
и
видно
наибольшее
продвижение, он стал разговаривать, его речь можно понять, он стал приходить в школу
без
сопровождения,
он
старается
в
учебе,
выполняет
все
задания,
не
сторонится
одноклассников.
Остальные дети ведут себя очень хорошо. К нам в этом году пришел новый ученик, у
которого присутствует общее заболевание (астма) и есть проблемы с лицом. Мальчик
поменял вторую школу, а в прошлом году за один учебный год поменял два класса, везде
его
дразнили,
у
него
были
проблемы
с
одноклассниками.
Я
преподавала
у
него
математику, все это видела, пыталась помочь по возможности. В конце прошлого года я
предложила его маме перевести его в наш класс. Мальчик был агрессивен, озлоблен,
огорошил
всех,
когда
во
время
поздравления
летних
имениников
заявил
:
«Ничего
хорошего не желаю, желаю, чтобы ты сдохла». Это было высказано в адрес Танечки,
которую в классе всячески оберегают, ребята были в шоке. Не знаю, как удалось их
успокоить, не помню. Сейчас все хорошо. Проблем нет, моим детям даже в голову не
приходит дразниться по поводу его внешности, мы ее не видим, зато они его уважают за
его хорошую учебу. Мальчик раскрылся, закончил первый триместр ударником. Другие
учителя также отмечают его изменения в лучшую сторону. Радости мамы нет предела, она
воспитывает его одна, в прошлом году я видела ее слезы, в этом году улыбку.
Таким образом, мы видим, что инклюзивное образование — прогрессивный способ
обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе. Для реализации
проекта в масштабе всей страны нужны теоретические обоснования, методы, которые
должны быть созданы специалиста- ми на основе уже имеющегося опыта в России и
зарубежных странах. Кроме того, нужны также специалисты, которые будут воплощать
этот проект в жизнь, ведь далеко не все современные педагоги способны перестроиться
на
новую
систему.
Инклюзивное
образование
—
важный
проект,
который
следует
развивать,
совершенствовать
и
воплощать
в
жизнь,
которому
требуется
поддержка
государства, специалистов, родителей и педагогов.
.