Автор: Федосеева Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №21
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание младших школьников в процессе внеурочной деятельности."
Раздел: начальное образование
«Экологическое воспитание
младших школьников
в процессе внеурочной деятельности».
Автор работы:
Федосеева Оксана Николаевна
учитель начальных классов.
Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить!
Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с ее законами.
Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы.
Моисеев Никита Николаевич (1917–2000) – российский ученый.
Введение
Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична
и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат.
Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая
прекрасная это – Земля. Это о ней так тепло, так проникновенно сказала поэтесса
Э.Огнецвет:
Она нам не желает ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.
Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл
к мысли о том, что её надо охранять. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в
те далёкие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных
биологических запасов. Позже Пётр I впервые в истории России учредил лесное
управление. Он специальным указом объявил заповедными леса, прилегающие к
берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20. В них под угрозой
тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы…
Так началась российская, русская экология. В настоящее время слово «экология» чаще
стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная
практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек
– творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма
напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей
страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей, а тем более о
внуках и правнука.
Всем от природы что-то нужно. Только сама природа, выходит, никому не нужна. И
она, где медленно, где чуть быстрее, погибает. «Всё меньше окружающей природы, всё
больше окружающей среды». На мой взгляд, надо чаще и как можно раньше говорить
об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно
и с любовью.
Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической
опасности. Человек настолько нарушил развитие в природе, настолько изменил свою
окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека.
До тех пор, пока человек не поймет, что он не царь природы, а всего лишь её часть, и
что природа жила без Homo sapiens и будет жить, решить нависшую угрозу просто
невозможно.
Еще вчера самым страшным словом считалось слово «война», сегодня –
«экологическая катастрофа». Уже вчера и позавчера мы ощущали тревожные, и даже
угрожающие симптомы. Хотя перед человечеством стоит множество нерешенных
проблем, экология – одна из важнейших. Ежедневно мы слышим призывы и
предостережения: «Образумьтесь, люди!», «Будущее Земли в опасности!», но все они
так и останутся призывами, если мы не осознаем главного: человечество стоит на
пороге экологической катастрофы, оно нуждается в безопасной среде обитания.
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие
знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой
природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на
лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в
густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость
красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются
все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Но в то же время, проводя экскурсии в природу, наблюдая за детьми во время
природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу
выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от
выпитого сока. «А что я такого сделал?» – отвечают они на мой вопрос: «Зачем?». «Так
делают все и ничего страшного здесь не произойдет». Да, конечно, от одного
брошенного фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но
если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый,
то тогда и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы, мы потеряем
главные богатства планеты – воздух, воду, землю. А тогда уже встанет вопрос и о
выживании самого человека. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений
совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться,
природоведческую сознательность, природоведческую совесть, я решила, что в моей
работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и
ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам
родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация
на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и
неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Актуальность.
Жизнь стремительно меняется. Перемены происходят во всем: в промышленности,
бизнесе, политике, науке, сознании. В последнее время все и всюду говорят о кризисе,
кризисе финансовом. Но куда более страшен кризис экологический. Он обусловлен в
большей степени кризисом нравственности личности, когда происходит подмена
духовных ценностных ориентиров материальными потребностями. Преодоление
экологического кризиса требует изменения традиционных норм и ценностей человека
по отношению к природе и самому себе: изменения в содержании и сущности самого
экологического образования.
В связи с этим необходимо выделить следующие противоречия, с которыми мы
сталкиваемся в ходе работы, и которые требуют немедленного разрешения:
между стремительным развитием индустрии и низкими темпами развития средств
экологической защиты от побочных явлений этой индустрии;
между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью
населения;
между желанием взрослых привить ребенку любовь к природе и отрицательным
примером отношения этих же взрослых к окружающей среде;
между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением
сохранить их для будущих поколений;
созданием комфортных условий для жителей и уничтожением среды обитания.
Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу, что
важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема
повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна
работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего
школьного возраста.
В программе экологического воспитания предлагаю выделить следующие направления
работы:
Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные
путешествия, викторины).
Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники,
устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение
класса, подкормка птиц).
Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
Работа по данным направлениям может быть реализована при проведении
внеклассной воспитательной работы, в рамках экологического кружка «Я и экология».
Цель экологического воспитания:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы,
находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи экологического воспитания:
Обучающие:
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез,
сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой
и изяществом природы;
Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при
взаимодействии с миром природы;
Повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать
потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас
миру.
Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения
к людям.
Воспитывать потребность в общении с природой.
Способствовать формированию экологического восприятия и сознания
общественной активности.
Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и
проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Социальные:
Воспитывать умение делать выбор и нести за него ответственность.
Учить адаптироваться к окружающей жизни; умению определять свои
отношения с другими людьми.
Формировать здоровый образ жизни.
Оказать помощь в формировании жизненных ценностей.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами:
1.Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых
норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
которые можно оценить как хорошие или плохие.
2.Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
3.Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
4.В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами
Регулятивные УУД:
1.Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
2.Проговаривать последовательность действий на занятии.
3.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией.
4.Учиться работать по предложенному учителем плану.
5.Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
6.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
2.Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
3.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
4.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
5.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы
и их образы.
6.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
1.Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне предложения или небольшого текста).
2.Слушать и понимать речь других.
3.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в жизни и следовать
им.
4.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Задача учителя – организовать занятия детей таким образом, чтобы работа в кружке
не дублировала классную работу. Работа детей в кружке даёт возможность глубже
изучить предмет, способствует развитию интереса к предметам естественного
цикла. Работа в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в
результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес к
учёбе. Кроме того, кружок способствует природоохранительному воспитанию. У
детей развивается чувство любви к природе, ответственности за сохранение её
богатств. Они приучаются заботиться о живых организмах.
Работа в кружках проводится систематически, по программе, которую я определила
исходя из запросов детей, их общего развития, индивидуальных способностей и
интересов, из условий и возможностей школы. В кружке сочетается
индивидуальная работа каждого ребёнка с коллективной, объединённой общей
целью. Работу кружка тщательно планирую и продумываю.
На занятиях кружка я использую следующие формы работы:
наблюдение объектов живой и неживой природы;
экскурсии в природу;
беседы: «Экологическая ситуация в городе», «Почему птицы улетают?», «Чем
питаются домашние животные», «Как звери проводят зиму», «Санитары леса», «О
вреде никотина на здоровье нашего организма»;
доклады, сообщения, викторины ;
выпуски стенгазет: «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»;
экологические игры;
праздники;
конкурсы;
просмотр видеофильмов;
акция «Сохраним город чистым!»;
исследовательские проекты.
Работая много лет над проблемой повышения качества знаний учащихся,
развитием их творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо
направлять на формирование положительной мотивации учащихся, на активное
использование в процессе воспитания метода проектов.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную
разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом,
оформленным тем или иным способом. Спецификой метода обусловлен его
воспитательный потенциал. Особая значимость метода проектов заключается в том,
что:
- метод проектов открывает возможности формирования собственного
жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;
- является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию
ребёнка в педагогическом процессе, стимулирующем детскую активность;
- метод, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в
окружающий мир, природную и социальную среду.
Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков
ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающей средой,
реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное
и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей
рост личности ребёнка, позволяет вести ребёнка по ступеням роста от проекта к
проекту.
Основные этапы проектов.
1. Целеполагание. Педагог помогает ребёнку поставить наиболее актуальную и в
тоже время посильную для него задачу на продолжительный отрезок времени.
2. Разработка проекта – плана деятельности по достижению намеченной цели. Детям
предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к
кому обратиться за помощью, какие предметы, принадлежности им потребуются.
3. Выполнение проекта (конкретное практическое дело либо ряд практических шагов к
намеченной цели).
4. Подведение итогов выполнения проектов и определение задач для новых проектов
(возможно, более узких, конкретизирующих реализованный проект, или напротив,
расширяющий его проблемы).
Проекты можно классифицировать:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации и др.
Вариативность сочетаний различных по составу участников, целевой установке,
тематике, срокам реализации позволяет вырабатывать программы экологического
воспитания, т. е. сложные длительные проекты.
Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного
отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее
развитие личности ребенка.
Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить
ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих
явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении
имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный
потенциал природного окружения.
Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы
служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных
сообщений, выпусков тематических стенных газет.
Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У
детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление,
прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При
подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало
возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной,
эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный опыт учащихся,
известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на
основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.
Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее
подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов,
инсценировок, практических заданий.
Мы ведем активный образ жизни, общаясь с природой, проводим экологические
игры на местности. Изучаем природу родного края.
С помощью родителей изготовили и повесили кормушки и скворечники. Провели
праздники по экологической тематике «Бал цветов», «День птиц», «День русского
леса», «Всемирный день окружающей среды», «Праздник осени»,и много других.
На занятиях нашего экологического кружка мы с ребятами проводим большую
работу. Для этого знакомимся с работой таких организаций, как:
«Гринпис», «Всемирный фонд охраны природы».
Принимаем участие в таких акциях, как: «Покормите птиц зимой», «Скворечник»,
«День Земли» и др.
Приняли участие в конкурсе рисунков: «Планета в опасности», «Я и природа», «Пожар
и природа», «Наши братья меньшие».
Проект «Огород на подоконнике» - вырастили лук, посадили комнатные растения и
ухаживаем за ними.
Выполняем поделки из природного материала, ходили в детский садик «Дружная
семейка», они нам показали сказку с экологическим уклоном, так же детский сад
приходил к нам на день здоровья, ученики 5 классов приходили к нам со своим
проектом, рассказали о вреде курения, о клещах, о витаминах, о гриппе, как быть
здоровым. Каждый год вся школа занимается уборкой территории. В школе проводится
неделя экологии, насыщенная различными мероприятиями на экологическую тему
(конкурсы плакатов и рисунков, игры «Поле чудес», «В гости к Берендею», КВН,
праздники «Птицы – наши друзья», с развешиванием скворечников, кормушек,
«Охранять природу – значит охранять Родину», «Царица Осень», конкурсы знатоков
природы и другое).
Формы сохранения результатов учебной деятельности и практических работ
учащихся.
Для сохранения результатов учебной и практической деятельности учащихся
используются:
презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);
творческие работы (графические, живописные, литературные);
в форме номеров газет, выполненных ребятами;( в газете обычно отражаются
сезонные наблюдения детей в природе, мероприятия по охране природы, жизнь
родного края.
Содержание деятельности и показатели формирования экологической культуры
младших школьников
Содержание и формы деятельности
Показатели формирования
экологической культуры ребенка
на разных возрастных этапах
1
Наблюдение различных состояний
- Проявляет интерес к объектам
класс
окружающей среды, сопровождающихся
разъяснениями учителя; первоначальные
оценки деятельности людей (на уровне
хорошо – плохо); выполнение
предложенных учителем правил
поведения; обращение с
представителями животного и
растительного мира; эстетическое
наслаждение красотой природы и
творческое воплощение своих
впечатлений в устных рассказах и
рисунках; ощущение потребности в
знаниях экологического содержания;
бережное отношение к используемым
предметам; наблюдение за
деятельностью взрослых по улучшению
окружающей среды и собственное
посильное участие в ней.
окружающего мира, условиям
жизни людей, растений, животных,
пытается оценивать их состояние с
позиции хорошо – плохо;
- с желанием участвует в
экологически ориентированной
деятельности;
- эмоционально реагирует при
встрече с прекрасным и пытается
передать свои чувства в доступных
видах творчества (рисунки,
рассказы);
- старается выполнять правила
поведения на улице, во время
прогулок в лес, в парк;
- проявляет готовность оказать
помощь нуждающимся в ней
животным и растениям;
- пытается контролировать свое
поведение, поступки, чтобы не
причинить вреда окружающей
среде.
2-3
класс
Переход от простого наблюдения к
наблюдению-анализу (почему хорошо и
почему плохо); соотнесение своих
действий и поведения в той или иной
ситуации с действиями других людей и
влиянии их на природу; собственные
открытия – поиск и удовлетворение
потребности в знаниях о конкретных
объектах окружающей среды; бережное
отношение к предметам быта по
собственной воле; участие в
созидательной деятельности взрослых.
- Интерес ребенка к объектам
окружающего мира
сопровождается попытками
ребенка их анализировать;
- участие в той или иной
деятельности вместе со взрослыми
с проявлением самостоятельности
и творчества;
- общение с представителями
животного и растительного мира,
вызванное в большей степени
заботой о них, нежели получением
удовольствием;
- выполнение ряда правил
поведения в окружающей среде,
ставших привычным делом.
4
класс
Анализ наблюдений за состоянием
окружающей среды и посильных вклад в
улучшение ее состояния; осознанное
соблюдение норм и правил поведения в
окружающей среде; действенная забота о
представителях животного и
растительного мира; использование
-Соблюдение правил поведения
вошло в привычку, ребенок
контролирует свои действия,
соотнося их с окружающей
обстановкой и возможными
последствиями для тех или иных
объектов окружающей среды;
полученных знаний, умений и навыков в
экологически ориентированной
деятельности; воплощение своих
впечатлений об окружающем мире в
различных видах творчества.
- выражена потребность в заботе о
тех или иных представителях
животного и растительного мира;
- ребенок способен самостоятельно
выбирать объекты своей
экологической деятельности;
-доброта, отзывчивость и внимание
к окружающим сопровождается
готовностью ребенка оказать
помощь нуждающимся в ней.
Работа с родителями
Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается
добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с
семьей очень важна. Ведь именно в семье начинается формирование личности
ребенка, начало всех личностных качеств закладывается в семье, которые должны
развиваться и возрастать в школе. Поэтому работа с родителями учащихся
(педагогическая пропаганда, индивидуальная работа с отдельными семьями,
привлечение родителей для оказания помощи классу) является необходимой составной
частью учебно – воспитательного процесса школы.
Мною ведётся работа с родителями и по экологическому направлению. Это
родительские собрания, праздники, экскурсии, изготовление поделок из природного
материала.
Рекомендации родителям:
– во время прогулок в лес, на реку, больше объясняйте, рассказывайте детям о том, как
бережно надо относиться к природе;
– читайте детскую художественную литературу, смотрите и обсуждайте телевизионные
передачи о природе;
– будьте для своих детей образцом, достойным подражания.
И если дети делают замечания взрослым за их подчас неправильное поведение в
природе, значит, главная цель воспитания достигнута.
Мониторинг
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью
проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на
наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
Дата проведения мониторинга_______________
Имя, фамилия________________________________________________
Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов
растений__________________________________________
Имеет представления о процессе выращивания хлеба, называет зерновые культуры
___________________________________________________
Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира,
_________________________________
Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений
и животных ______________________________________
Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных
растения____________________________________
Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей
водоемов______________________________________________
Имеет представления об экологии родного города, называет факты отрицательного
воздействия человека на природу нашего края_____________
Имеет представления о правилах поведения в природе___________________
Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении________
Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями__________
Сформированы основы экологического сознания________________________
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий.
Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с уровнями
развития по балловой системе. Диаграммы позволяют отследить динамику развития
детей по каждому направлению экологического развития в течение учебного года.
Заключение
Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в
начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:
повышение уровня информированности;
повышение интереса к природе родного края;
потребность выразить свой интерес в творческих работах;
соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку;
ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и
возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и
растительного мира;
ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической
деятельности;
Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе)
сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание
экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через
систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и
индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в
условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что
она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное
участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа,
направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого
результата.
Приложение №1
Нужно проделать следующее: прочесть вопрос, три ответа на него, затем выбрать один
из ответов и запомнить оценку в баллах, которой сопровождается этот ответ. Баллы по
выбранным ответам нужно сложить. А как оценить свое отношение к природе по
сумме баллов, которая получена в результате, узнаешь после всех ответов.
Вопросы
Ответы (в баллах)
№
п/п
«Да»
«Нет»
«По-
разному»
1.
Хорошо ли ты относишься к природе?
2
0
1
2.
Умеешь ли отличать красивые явления от
некрасивых?
2
0
1
3.
Всегда ли бережешь красоту вокруг себя?
0
2
1
4.
Заслуживают ли внимания явления
природы?
1
0
2
5.
Всегда ли ты относишься к природе
внимательно?
1
2
0
6.
Все ли явления природы тебя интересуют?
0
1
2
7.
Проявляется ли этот интерес в поступках?
1
2
0
8.
Ценишь ли новизну в природе?
1
2
0
9.
Влияет ли природа на твои переживания?
0
1
2
10.
Пользуешься ли ты оценками красоты
природы, когда рассматриваешь ее
явления?
1
0
2
11.
Всегда ли выступаешь против тех, кто
приносит природе ущерб?
0
2
1
12.
Любишь ли читать описания природы в
0
2
1
книгах?
13.
Влияет ли окружающая природа на твои
мысли?
2
0
1
14.
Влияет ли природа на твое поведение?
1
0
2
15.
Часто ли прогуливаешься среди природы?
1
2
0
16.
Приходилось ли тебе чем-то вредить
природе?
2
0
1
17.
Любишь ли ты чем-нибудь заниматься
среди природы?
1
0
2
18.
Часто ли ты равнодушен к окружающей
природе?
2
1
0
19.
Начались ли твои выступления против
вреда, наносимого природе нерадивыми
людьми, в младших классах?
0
2
1
20.
Или они возникли в классах с 4 по 7-й?
2
0
1
21.
Часто ли рассматриваешь природу,
изображенную художниками (картины)?
0
2
1
22.
Знаешь ли музыкальные произведения, в
которых изображена природа?
1
2
0
23.
Приходилось ли сочинять стихи о
природе?
2
0
1
24.
Всегда ли добросовестно трудишься,
ухаживаешь за природой?
1
2
0
25.
Помогли ли тебе уроки и другие учебные
занятия познакомиться с красотой
1
0
2
природы?
Подсчитай, сколько всего баллов ты набрал, сравни результат с приводимыми ниже
оценками и советами.
Свыше 40 или менее 20 баллов – твое отношение к природе недостаточно осмысленно,
иногда ты его переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и
переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более
определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы.
От 30 до 40 баллов – пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и
правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что
не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и
поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще
интересуйся произведениями искусства. Это поможет сделать твое отношение к
природе более действенным.
От 20 до 29 баллов – твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить
природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже
продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет
на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое
отношение к природе и тем самым к людям станет активнее.
Приложение №2
Эко – опрос для родителей.
1.
Считаете ли Вы необходимым проводить работу по воспитанию у детей бережного
отношения к природе? Почему?
2.
Как Вы думаете, может ли эта работа повлиять на эмоциональный внутренний мир
ребенка? Объясните.
3.
Каким образом Вы воспитываете бережное отношение к животному и
растительному миру?
Есть домашние животные
Есть комнатные растения
Есть литература о животном и растительном мире
Смотрите и обсуждаете телепередачи на эту тему
Другое
4.
Какие видите экологические проблемы в местности, где вы живете?
5.
Что можете сделать Вы, чтобы решить эти проблемы?
Приложение №3
Эко опрос. Моё отношение к природе родного края.
1.
Как ты должен относится к природе родного края?
2.
Как можно помочь птицам?
3.
Как можно помочь рыбам?
4.
Как надо относиться к домашним животным?
5.
Для чего людям нужны деревья и цветы? Нужна ли им наша помощь?
6.
Зачем нужны субботники по уборке территории?
Приложение №4
Организация экскурсии в природу.
В гости к осени.
Цель экскурсии: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой
природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений,
в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.
Предварительная работа: прежде, чем организовать экскурсию, необходимо выбрать для
нее место. Желательно подобрать участок смешанного парка. Побывав на
месте экскурсии, учителю необходимо наметить места остановок, объекты
для изучения.
Место проведения: часть городского парка.
Ход экскурсии.
1. Организационный момент.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем - ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
2. Повторение изученного.
- Ребята, какое сейчас время года?
- Обратите внимание на небо. Какое оно?
- Как греет солнце?
- Расскажите о погоде сегодня.
- Когда вы сегодня выходили из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал
термометр?
3. Осенние изменения в неживой природе.
- Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе.
Вспомните, какая была погода летом. Сравните. Определите осенние изменения.
Выводы:
Летом небо голубое, лишь кое – где небольшие облака; осенью небо затянуто
облаками, кажется низким.
Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные,
холодные.
Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась,
ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди,
густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.
4. Как изменяется осенью жизнь растений.
- Рассмотрим, какие изменения произошли осенью в жизни растений. ( Начинается
листопад).
- Посмотрите, как начинается листопад? На всех ли деревьях одновременно он начинается?
- На каких деревьях листья облетают раньше, на каких – самые последние, а какие деревья
не сбрасывают листву совсем?
( Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха, изменение
окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно
опадают листья после заморозков.)
- Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
- Кто догадается, почему хвойные растения не сбрасывают листву, а круглый год остаются
зелеными?
5. Игра «Угадай растение»
Учитель показывает осенние листья, гроздья рябины, семена клена, шишки хвойных
деревьев, а дети отгадывают, с какого это дерева или кустарника.
6. Осенние изменения в жизни животных.
- Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было?
- А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются
основным кормом.
- Чем еще питаются птицы?
Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом
являются насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают
насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают
в теплые края – туда, где есть корм. (Необходимо заострить внимание на вопросе охраны
природы. Рассказать детям о том, что перелетные птицы преодолевают большие
расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц
гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц,
разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях).
-Все ли птицы улетают осенью в теплые края? Какие остаются и как они себя ведут? ( Для
птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать
кормушки).
7. Игра «Отгадай животное» (Учитель называет признаки разных животных, дает их
описание, а дети отгадывают, о каком животном идет речь).
8. Сбор осенних листьев для последующего рисования их с натуры на уроках ИЗО.
9. Подведение итогов экскурсии.(- Какие осенние изменения в природе мы наблюдали?)
Приложение №5
Игра «Отгадай животное»
Догадайтесь, какие животные о себе рассказывают.
Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о
надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать,
нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время
много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений,
всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и
спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.
(Медведь)
А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые
хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза,
острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак.
Самую главную добычу – мышей – полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши
помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или
набреду на зайчонка.
(Лиса)
Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины,
прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья,
сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех
сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на
несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие
кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей
хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев.
(Бобёр)
Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому увидеть меня не просто. Тело мое
покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-
белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать
жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек,
ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам
жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму.
(Барсук)
Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего
этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу.
Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня
«косые» - вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во
все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю:
вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее –
веточками деревьев, корой с их стеблей.
(Заяц)
«Экологический светофор»
С помощью этой методики можно развивать:
– представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой –
допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
– умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие
приносит вред природе, безобидно, полезно);
– расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.
Оборудование.
Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.
Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на
природе.
Методика в форме игры, которую можно провести в классной комнате, актовом зале и
т.д.
В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный.
Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на
проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет,
запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.
На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов
экологического светофора.
Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни
людей.
Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести
вреда природе.
Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.
Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям
соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок,
подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной
сигнал экологического светофора.
«Письмо зелёному другу»
Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов
помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания,
сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в
следующую ситуацию. «Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое
деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце
прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по
секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем
взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…»
Далее учитель предлагает детям: «Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас
окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы
прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить
деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами».
Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми
элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется
адрес и т.п.
«Секретный разговор»
Методика способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности
младшего школьника в процессе общения его с природой, а также выявляет
имеющийся у детей опыт такого общения.
Вариант 1. Учащимся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-
либо растением или животным: «О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?..»
Далее дети получают задание записать свой секретный разговор. Вполне вероятно, что
некоторые дети такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать свой
разговор, например, с каким-либо домашним животным, комнатным растением.
Вариант 2. Детям предлагается представить, что во время прогулки в лес они
встретили красивое дерево (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Далее они
получают задание написать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём
рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.
«Лес благодарит и сердится»
Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать
представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.
После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес,
тундру, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и
отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается
ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что лес мог бы сказать тебе:
– спасибо;
– рассердиться на тебя;
При анализе детских работ рекомендуем обратить внимание на следующее:
Что преобладает в детских ответах в графе «Лес благодарит» – перечисление норм и
правил поведения в лесу (например, «Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать
мусор, рвать листья, ломать ветки» и т.д.) или примеры практической экологически
ориентированной деятельности (например, «Лес скажет спасибо за то, что мы соберём
мусор или будем подкармливать птиц» и др.). Очевидно, что второй вариант ответов
свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как
отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную
работу.
Как часто в графе «Лес сердится» появляются ответы, указывающие в той или иной
форме на бездействие детей (например, «Лес сердится, если мы не кормим птиц, если
не приходим очистить его от мусора» и др.). Эти ответы также говорят об активной
позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма
поведения личности (в отличие от нормы «не причинять природе вреда»).
Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные.
Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также какие практические дела
дети выдвигают на первый план.
Игра «Кто я?»
Прикрепите картинку с изображением какого-нибудь животного к спине одного
из детей. (Ребенок не должен знать, что на ней изображено!) Попросите его
повернуться спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Задача
ребенка – выяснить, в какое животное он «превратился». Для этого он должен задавать
остальным детям вопросы, на которые те могут отвечать только «да», «нет», «может
быть».
«Лесные детективы»
Самый простой вариант, когда в конце маршрута каждый участник получает
маленькие карточки с заданиями такого типа:
- найти во время экскурсии самый приятный или резкий, неожиданный, незнакомый,
вкусный и т.п. запах;
- самый громкий или мелодичный, странный, удивительный и т.п. звук ;
- самую гладкую или шершавую, мягкую, бугорчатую и т.п. поверхность какого-нибудь
природного объекта.
Конечно брать с собой этот объект совсем не обязательно, можно зарисовать,
записать, сфотографировать, отметить на карте его местонахождение.
Приложение №6
Путешествие по осени. (КВН)
Цель: учить детей понимать взаимосвязи в природе; формировать представление об её
целостности; актуализировать знания об осенних народных приметах, поговорках и
пословицах; вызвать интерес к охране природы, умение творчески воспринимать
природные явления.
Ход игры.
Вед. Дорогие зрители и болельщики! Прошу вас отгадать тему сегодняшней встречи.
То прикинется лисицей,
То покажется жар – птицей.
Где пройдёт – оставит след,
Красит листья в жёлтый цвет.
Что это? (осень)
1 конкурс – «Приветствие».
Каждая команда объясняет выбор названия и эмблемы.
1 команда – «Дождик».
Кто всю ночь по крыше
Бьёт да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает.
Дождь – довольно частое осеннее явление природы. Происходит смена времён года из-
за продвижения нашей планеты по орбите, солнечного тепла становится меньше, земля
постепенно остывает, отдавая своё тепло в прохладный влажный воздух. Он
превращается на высоте в обильные облака. Скучиваясь, облака образуют тучи, и льёт
дождь. Нельзя представить себе осень без дождика, поэтому мы так решили назвать
свою команду.
2 команда – «Ветер».
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
Ветер – явление, которое можно встретить в любое время года. Он бывает всякий:
холодный, леденящий зимний, ароматный весенний, долгожданный летний. Но именно
осенний – самый красивый. В пору листопада ветер можно увидеть. Это удивительно!
Поэтому мы решили назвать нашу команду «Ветер».
Оценки – от 1 до 5 баллов. Оценивается и изображение на эмблемах команд.
2 конкурс – «Разминка».
Команды отгадывают загадки, подготовленные болельщиками команды противника
( на тему «Осень»).
Оценки – по 1 баллу за отгаданную загадку, а также по 1 баллу команде, чьи
болельщики загадали загадку, ответ к которой противник не смог подобрать.
3 конкурс – «Поэтический».
Команды представляют по 2 отрывка из стихотворений об осени известных поэтов: И.
Бунина, А. Пушкина, С. Есенина, Н. Некрасова.
Оценки – за выразительность чтения 2-4 балла.
4 конкурс – «Капитаны, вперёд!»
Нужно отгадать загадку и доказать, что она связана с осенью.
По весне, когда цвела,
В белом платьице была,
А под осень лишь поспела,
Платье чёрное надела. (Черёмуха. Осенью созревают её плоды.)
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом
Как они зовутся? (Мухи. Осенью насекомые откладывают личинки под корой деревьев,
в почве, затем вымирают.)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Лес. Осенью животные леса делают запасы из плодов деревьев и
кустарников, наедаются впрок перед зимой.)
Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют. (Листья. Связь с осенью – листопад. Это явление – защита
растений от потери тепла и избавление от ненужных веществ, накопленных за время
роста листьев.)
Оценки – правильность отгадки даётся 1 балл, за правильное и полное пояснение + 2
балла.
5 конкурс – «Народная мудрость».
Команды по очереди произносят начало заранее подготовленных ими поговорок и
пословиц, а команда соперников должна продолжить фразы и объяснить смысл.
Варианты:
1.
И обед нам не обед, если к супу хлеба нет.
2.
Не от добра дерево листья роняет.
3.
Под большим деревом и гриб лучше растёт.
4.
Дождь – мужику рожь.
5.
Что в поле родится, всё в доме пригодится.
6.
Что посеешь, то и пожнёшь.
7.
Лесом шёл, а дров не видел.
8.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
9.
Земелька чёрная, а хлебец белый родит.
10.Знает сорока, где зиму зимовать.
11.Капуста любит воду, да хорошую погоду.
12.У того картошка родится, кто пахать не ленится.
13.Спустя лето по малину не ходят.
Оценки – по 2 балла за правильно выполненное задание.
Подведение итогов. Объявление победителей, награждение осенними дарами –
фруктами.
Литература:
1.
И. В. Цветкова. Экология для начальной школы. Игры и проекты.
Популярное пособие для педагогов. Издательство «Академия Развития»,
2010,192с.
2.
Уроки экологии в начальной школе. Е. А. Сорокоумова. АРКТИ, 2007, 48с.
3.
«Зелёные страницы». Хрестоматия по экологии для начальной школы.
Сахаров С. Издательство ДЕТГИЗ – лицей ПЕЧАТНЫЙ ДВОР, 2005, 141с.