Напоминание

Развитие социального интеллекта и инициативы в социальной сфере у детей дошкольного возраста


Автор: Шишкина Екатерина Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ д⁄с № 41 "Огонек"
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Развитие социального интеллекта и инициативы в социальной сфере у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Понятие социального интеллекта и инициативы в социальной сфере

Проблема развития социального (эмоционального) интеллекта ребёнка в

последние годы приобрела особую актуальность.

Это

связано,

в

первую

очередь,

с

теми

изменениями,

которые

происходят в российском обществе и образовании.

Модернизация российского образования в качестве одной из основных

целей ДОО.

Предлагают воспитание людей, которые способны к сотрудничеству,

отличаются

мобильностью,

динамизмом, конструктивностью.

П е р и од

дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии

личности.

Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной

психологической

науки. Социальный

интеллект -

способность

правильно

понимать поведение людей. Это способность необходима для эффективного

межличностного

взаимодействия

и

успешной социальной

адаптации.

Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком

для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях» .

В

России

проблема социального

интеллекта стала

рассматриваться

сравнительно недавно- с 90-х гг. XX века (М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов,

Д.В. Ушаков, О.Б. Чеснокова, А.Л. Южанинова и др.

Понятие «социальный интеллект» в отечественную психологию было

введено

Ю.Н.

Емельниковым,

который

под социальным

интеллектом

понимал устойчивую,

Основанную

на

специфике

мыслительных

процессов,

аффективного

реагирования

и социального опыта

способность

понимать

самого

себя,

других

людей,

их

взаимоотношения

и

прогнозировать

межличностные

события.

Что

же

касается

понятия «эмоциональный

интеллект»,

то

сама

идея эмоционального

интеллекта

в

том

виде,

в

котором

этот

термин

существует

сейчас,

выросла

из

понятия социального

интеллекта,

которое

разрабатывали такими авторами, как Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Д.

Векслер и др.

Таким

образом,

исходя

из

изложенных

выше

определений,

можно

отметить общее в трактовке данных понятий.

И так, под эмоциональным (социальным) интеллектом мы понимаем

способность осознать чувства и эмоциональные состояние людей, и себя

самого,

а

также

умение

ими

управлять,

понимать

состояние

и

мотивы

поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации

в з а и м од е й с т в и я

и

н а м еч ат ь

в о з м ож н ы е

п у т и

о с о з н а н н о г о

опосредствованного

влияния

на

намерения

других

людей

с

целью

достижения общих предметных или коммуникативных целей.

Основными

функциями социального

интеллекта

дошкольников,

по

мнению В. Н. Куницыной, являются:

- обеспечения адекватности, адаптивности в меняющихся условиях;

-

формирование

программы

и

планов

успешно

взаимодействия,

планирования межличностных событий и прогнозирования их развития;

- мотивационная функция;

-

р а с ш и р е н и е социа льной

компетентно сти, саморазвитие,

самопознание, самообучение.

Также

заслуживают

внимание

следующие

компоненты социального

интеллекта дошкольного, выделенные В. Н. Куницыной:

• характеристики самосознания - чувство самоуважения, свобода от

комплексов,

предрассудков,

подавленных

импульсов,

открытость

новым

идеям;

• социальные

перцепция,

мышление, воображение:

способность

к

пониманию

и

моделированию социальных

явлений,

людей

и

мотивов

их

поведения;

энергетические

характеристики:

психическая

и

физическая

выносливость, активность и истощаемость.

По

поводу

возможности развития

эмоционального

интеллекта в

психологии существует две противоположные точки зрения:

1)

Повысить

уровень эмоционального

интеллекта практически

невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. В то же

время эмоциональные знания

-

вид

информации,

которой эмоциональный

интеллект оперирует - относительно легко приобретаются, в том числе и в

процессе обучения.

2) Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. В связи с этим

становится возможным и эмоциональное развитие, которое проявляется в

сознательном регулировании эмоций. Придерживаясь второй точки зрения,

считаю

необходимым развивать

эмоциональный

интеллект с

дошкольного

возраста,

так

как

основы

будущей

личности

закладываются

уже

в

дошкольном возрасте.

Возрастные особенности развития социального интеллекта и

инициативы в социальной сфере

Большинство

детей

раннего

возраста

в

своих

взаимоотношениях

с

окружающими не нуждаются в социальном интеллекте до тех пор, пока не

происходит

столкновение

интересов

ребенка

с

окружающими

людьми,

в

результате чего у них складывается такое поведение в будущем, которое будет

одобрено

коммуникативным

партнером.

Это

уже

зачаточная

форма

социального

интеллекта.

Дети

уже

начинают

понимать,

что

могут

манипулировать

коммуникативным

партнерами,

используя

искусственно

созданные

им

модели

поведения. В 3-4 года появляются первые формы

социального

интеллекта.

В

3

года

дети

приобретают

способность

планировать события реальной жизни. В 4 года дети понимают, что их могут

обманывать, и что они могут обманывать тоже. В 4 года дети начинают

понимать поведение других людей. В 5 лет дети понимают, что люди могут

обманываться

сами.

В

дошкольном

возрасте

ребенок

приобретает

значительный опыт.

В 6 лет и старше социальный интеллект носит более высокий характер

развития - влияние на партнера, умение вводить в заблуждение для того что

бы

использовать

скрытые

возможности

коммуникации. К

пониманию

социальной причинности дети приходят в 5-7 лет. В старшем дошкольном

возрасте дети вполне овладевают социальной функцией речи. Они узнают,

что речь отражает социальный статус людей, их роли, хорошо понимают, что

слова, тон, которым они произносятся, форма общения зависят от отношений,

которые сложились между беседующими людьми. Дети достаточно быстро

улавливают нюансы речи и приспосабливаются к ролям.

В этот период восприятие становиться осмысленным, анализирующим.

Обучение

социальному

интеллекту

происходит

в

повседневной

жизни.

Недостаточное

развитие

социального

интеллекта

в

детском

возрасте,

приводит к появлению у детей агрессивности, замкнутости, и как следствие,

отвержению

сверстниками. Решая

межличностные

проблемы,

ребенок

извлекает из памяти один или несколько способов и помещает их в «рабочее

пространство» для разработки и выполнения.

Проанализировав отечественные и зарубежные исследования, можно

сделать

вывод,

что социальный интеллект ребенка-дошкольника обладает

рядом

специфических

характеристик.

В

качестве

ядра

социального

интеллекта

выступает

определенный

уровень

когнитивного

и

эмоционального

развития

ребенка,

иными

словами,

уровень

развития

социального интеллекта в дошкольном возрасте напрямую связан с уровнем

развития

общего

интеллекта.

Перцептивным

компонентом

социального

интеллекта

ребенка-дошкольника

является

способность

понимать

себя

(самооценка, рефлексия), окружающих (де-центрация, эмпатия), а также саму

ситуацию

общения

и

взаимодействия

Прогностический

компонент

социального интеллекта ребенка дошкольного возраста представляет собой

спо собно сть

предво схитить

(вообразить)

варианты

р а з в и т и я

коммуникативной ситуации на основе ее анализа, выделении существенных

ее признаков и соотнесении их с пониманием себя и других внутри данной

ситуации.

Поведенческий

компонент

социального

интеллекта

ребенка-

дошкольника

выражается

в

степени овладения способами

общения,

коммуникативными

умениями

и навыками,

а

также

мотивационном

компоненте

На

основании

теоретического

анализа

исследований

в

области

социального

интеллекта

дошкольника

можно

выделить

следующие

критерии:

• когнитивный (общие умственные способности; понимание себя и

партнера

по общению;

понимание

сущности

ситуации

общения;

прогнозирование

развития

ситуации

коммуникации

и

взаимодействия,

а

также поведения в ней партнеров по общению);

э м о ц и о н а л ь н о - м о т и в а ц и о н н ы й

( с а м о о ц е н ка ,

у р о в е н ь

развития э м п ат и и ,

д е ц е н т р а ц и и ;

м о т и в а ц и я

ком м у н и к а ц и и

и

взаимодействия).

• поведенческий (владение навыками конструктивного взаимодействия,

способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого

воздействия

на

партнера

с

целью

изменить

его

поведение);

Путями

педагогического воздействия на процесс развития социального интеллекта у

дошкольников

являются

процесс

познания

и самопознания,

совместная

деятельность, процесс общения со сверстниками и взрослыми, специально

организованная

деятельность

(тренинг,

психогимнастика,

беседы

и

занятия, игры).

Развитие

социального

интеллекта

в

дошкольном

возрасте

наиболее эффективно осуществляется в рамках специфических для данного

возраста видов деятельности: игре, ситуациях события и жизнедеятельности.

Понятие педагогического сопровождения

Под педагогическим сопровождением Е.И. Казакова понимает метод,

обеспечивающий

создание

условий

для

принятия

субъектом

развития

оптимальных

решений

в

различных

ситуациях

жизненного

выбора.

Ей

описан

«субъектный

четырехугольник»,

отражающий

сущность

процесса

сопровождения.

Он

включает

в

себя

ребенка,

педагогов,

родителей

и

ближайшее окружение, а также специалиста взаимодействия, находящегося в

центре и взаимодействующего с ними. Результатом процесса взаимодействия

сопровождающего и сопровождаемого является решение и действие, ведущее

к прогрессу в развитии сопровождаемого.

Л.Г.

Субботина

педагогическое

сопровождение

рассматривает

как

целостный

и

непрерывный

процесс

изучения

личности

ребенка,

ее

формирования,

создания

условий

для

самореализации

во

всех

сферах

деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения,

осуществляемый

всеми

субъектами

воспитательно-образовательного

процесса в ситуациях взаимодействия.

По

мнению

Л.Г.

Субботиной,

одним

из

важнейших

условий

эффективности

системы

педагогического

сопровождения

детей

является

содержательное

взаимодействие

субъектов

образовательного

процесса,

в

процессе которого решаются следующие задачи:

1.

Психолого-педагогиче ская

диагно стика

ребенка,

е го

интеллектуального

и

личностного

развития,

адаптированность

и

самочувствие в коллективе.

2.

Создание благоприятных психолого-педагогических условий для

развития личности ребенка.

3.

Индивидуальное консультирование участников образовательного

процесса с целью решения возникающих трудностей.

4.

Повышение

психологической

компетентности

педагогов

и

родителей.

Сопровождение ориентировано на те личностные достижения, которые

реально есть у ребенка. В процессе сопровождения создаются условия для

самостоятельного, творческого освоения детьми системы отношений с миром

и

с

самим

собой,

а

также

для

совершенствования

каждым

ребенком

личностно значимых выборов.

Педагогическое

сопровождение

включает

в

себя

единство

диагностической,

коррекционно-развивающей,

реабилитационной,

психопрофилактической

и

консультативной

работы.

Целью

программ

педагогического сопровождения является создание в рамках дошкольного

образовательного

учреждения

условий

для

максимального

личностного

развития и обучения каждого ребенка.

Модель педагогического сопровождения

Модель

педагогического

сопровождения

развития

социального

интеллекта

детей

дошкольного

возраста

включает

в

себя

целевой,

организационный и результативный компоненты.

Цель

педагогического

сопровождения:

обеспечение

оптимальных

условий

для

развития

эмоционального

интеллекта

детей

дошкольного

возраста.

В ходе педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

диагностика

уровня

развития

социального

интеллекта

у

дошкольников;

организация и проведение мероприятий;

развитие

психолого-педагогической

компетентности

педагогов,

воспитателей, родителей.

В основу построения модели педагогического сопровождения легли

следующие принципы:

принцип

системного

подхода

к

методам

психологической

диагностики и воздействия на личность, комплексности методов психолого-

педагогического

воздействия,

учета

как

возрастных

и

индивидуально-

личностных

особенностей,

так

и

специфики

социально-педагогической

ситуации развития;

принцип

субъектности,

предполагающий

гуманистический

тип

взаимоотношений участников образовательного процесса, в котором ребенок

выступает как субъект собственной деятельности;

принцип

амплификации

психического

развития

ребенка

предполагает

максимальную

реализацию

его

возможностей,

которые

формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности;

принцип

деятельности,

который

базируется

на

теории

психического развития ребенка, раскрытого в трудах А.Н. Леонтьева и Д.Б.

Эльконина, центральным положением которой является роль деятельности в

психическом

развитии

ребенка.

Данный

принцип

означает,

что

ведущим

способом

процесса

развития

эмоционального

интеллекта

дошкольников

является организация взрослым активной деятельности ребенка и создание

условий, в которых бы активизировались его проявления;

принцип

активного

привлечения

ближайшего

социального

окружения к работе с ребенком определяется ведущей ролью, которую играет

семья, педагоги, ближайший круг общения ребенка в его развитии.

Формы

педагогического

сопровождения:

консультирование,

диагностика, коррекционно-развивающая работа, просвещение.

Педагогическое сопровождение осуществляется по трем направлениям,

обеспечивающим создание необходимых условий для эффективного развития

социального интеллекта:

групповые занятия, семинары и тренинги с работниками ДОО и

родителями

по

развитию

представлений

о

социальном

интеллекте

и

его

компонентах, а также по приобретению практических навыков управления и

регуляции собственных эмоций и эмоций детей;

консультирование

всех

участников

образовательного

процесса

педагогов, воспитателей, родителей;

разработка

и

реализация

программы

по

развитию

социального

интеллекта у детей дошкольного возраста.

Первое направление педагогического сопровождения включает в себя

проведение теоретических семинаров, в ходе которых педагогов и родителей

знакомят с научными и практическими исследованиями в области развития

социального

интеллекта,

а

также

они

имеют

возможность

высказать

собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Групповые

занятия

и

тренинги

с

работниками

дошкольного

образовательного

учреждения

направлены

на

углубление

и

закрепление

теоретических знаний; отработку различных приемов и техник, имеющих

практическую

значимость

в

развитии

эмоционального

интеллекта

детей;

моделирование

возможных

ситуаций,

возникающих

в

педагогической

деятельности. Данная форма обучения позволяет вырабатывать эффективные

стратегии межличностного взаимодействия, отрабатывать и закреплять их на

поведенческом уровне.

В ходе групповых занятий используются следующие методы и формы

работы:

групповая

дискуссия,

аналитическая

работа

в

малых

группах

с

последующей презентацией результатов, сравнительный анализ в парах и

тройках,

элементы

ситуационно-ролевых

игр,

психогимнастика,

имитационные игры, сочетание интерактивных игровых методов и методов,

направленных на развитие эмоционального интеллекта.

Второе направление педагогического сопровождения реализуется через

индивидуальное

консультирование

всех

участников

образовательного

процесса:

по результатам проведения психолого-педагогической диагностики;

по проблемам развития эмоцинального интеллекта ребенка;

по вопросам улучшения взаимоотношений с ребенком;

по проблемам, возникающим у родителей в процессе внутрисемейных

отношений.

Третье

направление

включает

в

себя

разработку

и

реализацию

программы,

целью

которой

является

повышение

уровня

развития

социального интеллекта и его компонентов у детей дошкольного возраста,

активизация и обогащение эмоционально-чувственного опыта, приобретение

практических навыков управления своими эмоциями и чувствами.

В соответствии с обозначенной целью определены конкретные задачи

программы:

расширять и обогащать представления детей об эмоциях и чувствах,

их полярности и способах вербализации;

формировать

у

детей

умения

осознавать,

понимать

и

адекватно

выражать свои эмоциональные переживания;

развивать

способность

понимать

эмоциональные

состояния,

переживания, личностные особенности другого человека;

повышать уровень рефлексии и эмоциональной децентрации;

обучать техникам и способам управления собственными эмоциями.

Условия и пути развития социального интеллекта и инициативы в

социальной сфере

Первым условием эффективности реализации модели является опора

на диалогическую форму общения педагога с детьми дошкольного возраста.

Основным методом работы с детьми на занятиях явился метод общения,

который протекает как активное межличностное взаимодействие детей друг с

другом

и

с

взрослым.

Метод

общения

лежит

в

основе

проблемно-

диалогической технологии. Слово «диалогической» означает, что постановку

психолого-педагогической проблемы и поиск ее решения осуществляется

самими детьми в ходе специально-организованного диалога. Подводящий

диалог

к

открытию

нового

знания

в

начале

занятия

заставляет

детей

подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации, если что-то

очень

хочется

узнать

или

сделать,

но

они

этого

не

знают

и

не

умеют.

Следующий затем побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

позволяет

нам

варьировать

формы

обучении

(фронтальной,

групповой,

парной, индивидуальной). Очень важно верно организовать работу детей во

время выполнения коммуникативных заданий. Нужно стремиться к тому,

чтобы

каждый

ребенок

был

активен,

участвовал

в

диалоге,

разыгрывал

речевые ситуации. Умения работать в группе (согласовывать свои действия со

всеми

участниками

в

достижении

общей

учебной

цели,

умения

договариваться, приходить к общему мнению и др.) необходимо развивать.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи.

Работа

по

развитию

диалогической

речи

направлена

на

формирование

умений, необходимых для общения. Диалог — сложная форма социального

взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить

монологическое

высказывание.

Обдумывание

своих

реплик,

вопросов

происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге

требует

сложных

умений:

слушать

и

правильно

понимать

мысль,

выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение,

правильно

выражать

его

средствами

языка;

менять

вслед

за

мыслями

собеседника

тему

речевого

взаимодействия;

поддерживать

определенный

эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в 4которую

облекаются

мысли;

слушать

свою

речь,

чтобы

контролировать

ее

нормативность

и;

если

нужно;

вносить

соответствующие

изменения

и

поправки. Развитие диалогической формы общения играет ведущую роль в

процессе развития социального интеллекта ребенка и занимает центральное

место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. А также

обучение

диалогу

можно

рассматривать

и

как

цель,

и

как

развитие

социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Освоение

разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической

речи,

и

в

то

же

время

развитие

диалогической

речи

способствует

самостоятельному

использованию

ребенком

отдельных

слов

и

синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения

ребенка

в

овладении

родным

языком,

его

звуковым

строем,

словарным

составом, грамматическим строем. Детей следует учить более точно отвечать

на

поставленные

вопросы;

они

должны

научиться

объединять

в

распространенном ответе краткие ответы своих товарищей. Обучение детей

умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием

навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не

отвлекаться,

не

перебивать

собеседника.

Однако

воспитателям

следует

помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение

имеет

овладение

диалогической

речью

необходимым

условием

полноценного

социального

развития

ребенка.

Развитый

диалог

позволяет

ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками.

Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях

социального

благополучия,

которое

подразумевает,

что

окружающие

их

взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и

уважения,

а

также

когда

взрослые

считаются

с

ребенком,

чутко

прислушиваясь

к

его

мнению,

интересам,

потребностям

и

т.д.,

когда

взрослые

не

только

говорят

сами,

но

и

умеют

слушать

своего

ребенка,

занимая позицию тактичного собеседника. У части воспитанников старших и

подготовительных

групп

в

самостоятельных

высказываниях

заметно

возрастает

по

сравнении

с

пятым

годом

жизни

число

глаголов.

При

определенных условиях, например, если дети любят совместно со взрослыми

или

сверстниками

рассматривать

иллюстрации,

картинки,

это

может

совершенствовать пользование речью. И дело не только в том, что вокруг

глагола, как активной части речи, легко группируются другие части речи, что

естественно усложняет грамматический строй. С помощью глаголов дети

нередко характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям. Дети 5

—7

лет,

которые

в

самостоятельных

высказываниях

употребляют

достаточное количество глаголов, легче домысливают сюжет, т.е. выделяют

скрытые связи, высказывают оценочные суждения.

Вторым

условием

эффективности

реализации

модели

развития

социального

интеллекта

детей

дошкольного

возраста

является

использование тематических сюжетно-ролевых игр. Развитию социального

интеллекта

детей

старшего

дошкольного

возраста

будут

способствовать

благоприятные

детско-родительские

отношения

в

семье

ребенка;

разнообразная игровая среда и применение различных видов игр в ДОО,

проведение специальных занятий, направленных на развитие социального

интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное детство –

благоприятный

период

для

формирования

социального

интеллекта

и

социальной

активности:

развиваются

общение

и

разнообразные

виды

деятельности.

Дошкольная

группа

становится

значимым

компонентом

личностной микросреды ребенка. Базируясь на исследованиях последних лет,

можно

предположить,

что

компоненты

социального

интеллекта

будут

наиболее продуктивно развиваться у дошкольников в процессе сюжетно-

ролевых игр. Игра является одним из универсальных видов деятельности

детей

дошкольного

возраста.

В

них

происходит

развитие

психолого-

педагогических

процессов

ребенка,

совершенствуются

умения

и

навыки

взаимодействия с товарищами в групповой деятельности. Л.С. Выготский

отмечал: «Особенностью игровой деятельности детей является способность

действовать

в

познавательной,

т.е.

в

мысленной,

а

не

всегда

видимой

ситуации». В сюжетно – ролевых играх осуществляется постепенный переход

действий в умственный план, у детей начинает развиваться произвольное

внимание

и

произвольная

память.

Сознательная

цель

(сосредоточить

внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче

всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на

предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых

действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении

принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. В

то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в

сюжетно-ролевой

игре

ложится

в

основу

особого

свойства

мышления,

позволяющего

встать

на

точку

зрения

других

людей,

предвосхитить

их

будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие социального интеллекта детей

дошкольного

возраста

заключается

в

том,

что

через

они

знакомятся

с

поведением

и

взаимоотношениями

взрослых

людей,

которые

становятся

образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные

навыки

общения,

качества,

необходимые

для

установления

контакта

со

сверстниками. Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности

обогащаются у ребенка именно в игре, являются основой для возникновения

более сложных социальных чувств. Именно в игровом сообществе у ребенка

возникают

основные

психолого-

педагогические

новообразования

ориентация на окружающих, умение оценивать свои поступки и действия с

точки

зрения

культуры

общества,

развиваются

механизмы

культуры

поведения

контроль

и

самоконтроль,

оценка

и

самооценка.

Игра

как

сообщество

позволяет

формировать

у

дошкольников

социальную

идентичность – соотнесение себя с группой сверстников, представление о

себе. А это одна из составляющих образа «Я», которая помогает человеку в

дальнейшем

ориентироваться

в

окружающем

пространстве,

адекватно

реагировать на социальные нормы, принятые в обществе.

Третьим

условием

эффективности

реализации

модели

развития

социального интеллекта детей дошкольного возраста является применение

социально

ориентированных

задач.

Социально

ориентированные

задачи

развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в

детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений,

дежурств, коллективной деятельности. Поручения — это задачи, которые

воспитатель дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и

индивидуальные

особенности,

наличие

опыта.

Поручения

могут

быть

кратковременными

или

длительными,

индивидуальными

или

общими,

простыми

или

более

сложными.

Выполнение

поручений

способствует

формированию у детей интереса к ответственности за порученное дело.

Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы

довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Содержание

поручений

определяется

в

соответствии

с

видами,

рекомендованными "Программой воспитания в детском саду"; во многом

зависит

от

возраста

детей,

от

условий,

в

которых

находится

группа.

Поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два

действия.

Такие

элементарные

задания

включают

детей

в

деятельность,

направленную

на

пользу

коллектива.

Поручение

дает

воспитателю

возможность

индивидуализировать

приемы

руководства

детьми:

одному

помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере

накопления

дошкольниками

опыта

участия

в

выполнении

поручений

воспитатель

усложняет

их

содержание.

Число

поручений

значительно

возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их

умения

становятся

более

прочными.

Педагог

имеет

теперь

возможность

давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них

определяется конкретное дело. Таким образом, в труде все чаще начинают

принимать участие одновременно несколько детей, что дает возможность

чаще и более систематично включать их в полезную работу. Поручения

становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию,

готовят их к дежурствам. В старшей группе индивидуальные поручения

организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты

умения,

или

тогда,

когда

их

обучают

новым

умениям.

Индивидуальные

поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении

и л и

о с о б о

т щ ат е л ь н о м

ко н т р о л е ,

т. е .

п р и

н е о б х о д и м о с т и

индивидуализировать

методы

воздействия.

Большинство

поручений,

становятся

групповыми,

объединяющими

от

2

до

5—6

участников,

т.

е.

принимают

коллективный

характер.

Воспитатель

поручает

детям

вместе

убрать

полки

с

игрушками,

подклеить

коробки

для

дидактических

игр,

вымыть

строительный

материал

и

др.

Дети

выполняют

общее

для

всех

задание, что ставит их перед необходимостью самостоятельно распределить

работу между участниками, совместно ее выполнить, убрать после работы.

Это

способствует

формированию

началу

коллективизма,

учит

проявлять

внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях. Учитывая, что

навыки самоорганизации детей старшего дошкольного возраста развиты еще

недостаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению

способов расстановки оборудования, размещения инвентаря, распределения

работы между ее участниками. В подготовительной к школе группе при

выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки

самоорганизации,

и

поэтому

воспитатель

более

требователен

к

ним,

переходит от разъяснения к контролю, напоминанию. Дежурства - форма

организации

труда

детей,

предполагающая

обязательное

выполнение

ребенком

работы,

направленной

на

обслуживание

коллектива.

Дети

поочередно

включаются

в

разные

виды

дежурств,

что

обеспечивает

систематичность

их

участия

в

труде.

Дежурства

имеют

большое

воспитательное

значение.

Они

ставят

ребенка

в

условия

обязательного

выполнения

определенных

дел,

нужны

для

коллектива.

Это

позволяет

воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а

также понимание необходимости своей работы для всех. Дежурства вводятся

постепенно. В процессе выполнения поручений дети приобретают навыки,

необходимые

при

выполнении

работы.

Воспитатель

учит

ребенка,

контролирует

его,

приходит

на

помощь,

учитывая

его

индивидуальные

особенности.

Таким

образом,

необходимо

отметить

разнообразие

видов

социально-ориентированных задач в ДОО: самообслуживание, хозяйственно-

бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов

задач на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает

определенными

возможностями

для

решения

воспитательных

задач.

Это

позволяет

поддерживать

у

детей

интерес

к

трудовой

деятельности

и

осуществляет

их

всестороннее

развитие.

Основные

формы

трудовой

деятельности

детей

дошкольного

возраста

в

детском

саду:

поручения,

дежурства и коллективная деятельность.

Четвертое

условие

обогащение

развивающей

предметно-

пространственной среды. Среда должна быть открыта ребенку, а ребенок

окружающему миру природы, предметов и социальному миру. Среда должна

способствовать

стимулированию развития

социального

интеллекта

дошкольников.

Для

этого

в

группе

должны

создать

уголок,

насыщенные

моделями,

знаками

и

символами

познавательно-интеллектуальной

направленности

социального-психологического

содержания;

произведения

детской

литературы,

иллюстрации

и

сюжетные

картинки,

отражающие

различные виды и формы взаимодействия людей, модели, изготовленные

самими детьми, в том числе под руководством воспитателя, дидактические

и р а з в и в а ю щ и е

и г р ы,

с п о с о б с т в у ю щ и е развитию умения

распознавать эмоции. Особую ценность для ребят представляют предметы

среды, сделанные самими детьми.

Пятое условие – творческая деятельность детей.

Художественная

литература

для

ознакомления

представлена

как

фольклорными, так и авторскими произведениями. Кроме непосредственного

восприятия

литературных

произведений

используется

такой

прием,

как

задавание

вопросов

о

намерениях

и

чувствах

персонажей,

о

прогнозе

дальнейших событий (в старшем дошкольном возрасте). А использование

придумывания, досказывания, изменения хода или окончания произведения

помогают ребенку присвоить именно ту информацию, которая актуальна для

него в данный момент-ведь то, что стало предметом собственной творческой

деятельности, несет в себе личностный смысл и личностное приобретение.

Характерной

о собенно стью

музыкальных

п р о и з в е д е н и й ,

их педагогический потенциал

заключается

в

огромном

влиянии

на э м о ц и о н а л ь н ы й

м и р

р е б е н к а.

М у з ы к а - э т о

и

есть «овеществленная», «озвученная», оформленная эмоция.

Значительный потенциал развития социального интеллекта заложен в

театрализованной деятельности, связанной с принятием на себя роли того

или иного персонажа.

Одним

из

любимых

и

значимых

для развития дошкольников

видов

деятельности

является

изобразительная.

В

качестве

содержания

работы

предполагается

использование

рисования,

аппликации,

художественный

ручной

труд

по

заданной

тематике.

В

дальнейшем,

продукты

детского

творчества

становятся

частью развивающей

среды

группы,

пособиями

и

атрибутами для игр.

Но

для

того

чтобы развивать

социальное

познание

и

социальный

интеллект детей, воспитатели и специалисты детских садов сами должны

обладать

достаточно

высоким

уровнем

психологической

и социальной

компетентности. Необходима многоступенчатая система совершенствования

психологических

знаний педагогов,

включающая

различные

семинары,

тренинги, практикумы, деловые игры, консультации.

Большое значение имеет организация целенаправленной работы по

формированию

психологической

компетентности

родителей.

Одна

из

основных целей:

о с о з н а н и е

р о д и т е л я м и

н е о б х о д и м о с т и

становления социального

интеллекта детей

уже

в

старшем

дошкольном

возрасте.

Рекомендации

для

родителей

по

стимулированию развития

социального интеллекта дошкольников:

• Не ждите удобного момента, чтобы пообщаться. Начинайте общаться

со своим ребенком с самого рождения.

• Помните, вы являетесь объектом подражания для вашего ребенка.

Старайтесь

быть

честным,

прямым,

открытым

и

вежливым

человеком

в

общении с другими людьми.

• Делитесь с детьми своими чувствами, каждый раз, когда необходима

объяснить

свои

действия,

слова,

настроение.

Дети

чувствуют,

когда

мы

взволнованы или обеспокоены, и ценят, если им объясняют причину.

Обеспечьте

ребенку

практику.

Предоставьте

детям

такую

возможность, позволяя им с самого рождения общаться с другими людьми,

это могут быть не только сверстники, но дети и взрослые любого возраста.

• Создавайте положительный эмоциональный фон в вашей семье. Это

улучшает самочувствие ребенка. Ребенок не может думать о других, если он

сам плохо чувствует себя.

Помогайте

своему

ребенку

распознавать

различные эмоции

и

эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые вы можете

найти в разных журналах и газетах.

• Читайте своему ребенку рассказы и стихи, насыщены эмоциями.



В раздел образования