Автор: Остапенко Олеся Владимировна
Должность: учитель экономики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №48" г. Калуги
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Основным методическим приемом курса «Экономика» является широкое применение инновационных форм обучения.
Раздел: полное образование
Остапенко Олеся Владимировна
учитель экономики МБОУ "Лицей №48" г. Калуги
Инновационные
методы
обучения,
способствующие
повышению
качества
знаний
учащихся по экономике.
“Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами. Моя главная
задача - помочь им раскрыться, развить
собственные идеи”. И.Г.Песталоцци.
Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные
изменения
в содержании общественных дисциплин. Становление рыночных аспектов в
национальной
экономике
привело
к
значительным
изменениям
в
социально-
экономическом
положении
населения,
смысл
которых
заключается
в
направлении
экономики
к
человеку,
в
осуществлении
принципов
социальной
справедливости
и
распределении природных благ, повышении уровня жизни.
Во
всем
мире
научно-технический
и
социальный
прогресс
требует
формирования
работника
нового
типа,
сочетающего
в
себе
профессионализм
и
компетентность
в
избранной сфере деятельности и профессиональную мобильность. Сегодня знания более
значимый фактор производства, нежели природные ресурсы.
За годы реформ образование существенно изменилось – это связанно с демографическими
процессами, уменьшением финансирования, адаптации образовательных учреждений к
условиям рыночной экономики.
И главной фигурой здесь выступают школы, ведь именно
школьное образование является фундаментом наших знаний.
Экономически грамотный человек способен не только вырабатывать новые идеи, но и
оценивать
возможные
варианты,
принимать
эффективные
решения
в
условиях
ограниченности ресурсов. Экономические знания помогают сориентироваться в выборе
профессии, в выборе дальнейшего образования. Тот, кто говорит себе: «Я хочу знать
экономику, и я буду знать экономику!», сможет наиболее полно реализовать свои таланты
и способности в любой выбранной сфере деятельности.
Отсюда повышенный интерес к
изучению не только базового, но и профильного курса экономики.
Основным методическим приемом курса «Экономика» является широкое применение
инновационных форм обучения. Такой подход дает ряд преимуществ в профильном
обучении.
Так,
использование
инноваций
повышает
эффективность
использования
учебного
времени.
Это
особенно
актуально,
поскольку профильный курс экономики
содержит
очень
большое
количество дидактических
единиц,
овладеть
которыми
школьнику предстоит самостоятельно. Применение инновационных методов обучения
позволяет на уроке рационально распределять различные виды деятельности по степени
трудности:
воспроизведение,
логические
задачи,
творческие
задания.
Это
дает
возможность учащимся полнее развивать свои творческие способнос ти, развивать навыки
межличностного
общения,
умения
работать
в
группе,
вырабатывать
персональную
ответственность за свои решения. По мнению школьных психологов и врачей эти методы
обучения
являются
здоровьесберегающими:
они
обеспечивают
детям
комфортную
обстановку с учетом их возрастных физических и психических особенностей, а педагогу-
куратору помогают избегать стрессовых ситуаций во время уроков.
На уроках я применяю следующие инновационные методы обучения:
1.
Особое
место
занимает проектная
деятельность.
Задачи
проектной
формы
обучения: ознакомить
учащихся
с
современными
формами
и
методами
изучения
экономики. Последовательно
развивать
навыки
управления
фирмой
в условиях
конкуренции. Активно содействовать выработке учащимися рациональных решений.
Развивать навыки межличностного общения, умения работать в группе, вырабатывать
личную
ответственность
за
свои
решения.
Наиболее
популярной
формой
проектной
деятельности по экономике является разработка бизнес-плана малого предприятия. Работа
над бизнес-планом является первой попыткой учащихся изучить конкретный вид бизнеса,
проанализировать проблемы,
с
которыми
может
столкнуться
предприниматель при
производстве того или иного товара, предложить способы решения этих проблем. К
началу
этой
работы
учащиеся
уже вооружены определенным багажом теоретических
знаний, но, разумеется, не имеют представления о многих вещах прикладного характера.
Поэтому нельзя требовать от них полного производственно-хозяйственного обоснования
деятельности предприятия.
Первая
трудность
в
написании
бизнес-плана
-
выбор
вида
деятельности.
Что
производить? Я считаю, что для начала лучше предложить ребятам перечень тем, из
которых можно выбрать сферу деятельности для написания бизнес-плана. Появляется
возможность сформировать и постоянно накапливать архив бизнес-планов, в котором
собраны работы по самым разнообразным видам деятельности. Эти отчеты являются
серьезным подспорьем для начинающих учеников: работа над бизнес-планом начинается
не с нуля, а с детального изучения нескольких отчетов по выбранному виду бизнеса.
Еще одна трудность - исходные данные. Где взять цены на товары, тарифы, проценты по
кредитам,
условия
страхования?
В
этом
случае
Интернет
дает
преимущество:
старшеклассники, зайдя на рекомендованные сайты, могут выяснить самостоятельно,
например,
цены
на
интересующие
товары
у
реально
существующих
конкурентов,
условия
получения
кредитов
в
разных
банках,
условия
страхования
в
конкретных
фирмах, тарифы и некоторые другие статьи затрат. Чем подробнее и детальнее будет
проработан школьный бизнес-план, тем ближе к успеху могут оказаться выпускники,
если всерьез увлекутся определенным бизнесом и решат осуществить его в будущем. В
итоге этой работы ученики должны почувствовать вкус к деятельности менеджера и
убедиться в том, что такая деятельность им по силам.
2.
Рассмотрение конкретных ситуаций (кейсов). Подготовка системы ситуаций - это
достаточно трудное и кропотливое занятие. Обычно подготовка основывается на
переработке литературных источников.
Было установлено, что кейсы проблемного характера развивают у ребят способности
анализа и оценки, а кейс, ставящий проблемы будущего, стимулирует развитие навыка
принятия решения. Рассмотрим следующий пример.
Тема: Предмет и метод экономической теории.(11 кл.)
Цель: Анализ учебных кейсов.
Содержание работы: Ученикам предлагаю учебные кейсы, описывающие экономические
ситуации. Они должны (индивидуально или в микрогруппах) анализировать учебные
кейсы или экономические ситуации, с использованием комплекса методов: индукция и
дедукция, научная абстракция, анализ и синтез и т.д., такие как например ограниченность
ресурсов, альтернативная стоимость, ситуация выбора и т.д.
Для начала прошу учеников записать на листе в одну колонку товары, которые они купили
бы, если бы им подарили 1000 рублей. Затем в другую колонку те товары, которые они бы
купили,
если
бы
эти
1000
рублей
появились
снова.
Таким
образом,
вы
можете
рассматривать позиции из колонки 2 как альтернативную стоимость товаров из колонки 1,
используя методы экономической теории.
Далее использую кривую производственных возможностей, чтобы
показать ученикам
ситуацию выбора, которую они должны сделать между работой после занятий в школе,
учебой или свободным временем.
Даю задание ученикам – рассмотреть экономические законы, дать им характеристику и
привести 5 примеров, функционирующих в РФ.
Итоги
анализа
обсуждаются
коллективно.
Целесообразно
использовать
метод
«мозгового штурма».
3.
Одной из форм совершенствования теоретических знаний и практических навыков я
с ч и т а ю д е л ов ы е игры.
Цель
деловой
игры
-
смоделировать
определенные
управленческие,
экономические,
психологические,
педагогические
ситуации
и
сформировать умения анализировать их и принимать оптимальные решения.
Деловые
игры
по
экономике
провожу
во
время
урока,
однако
они
требуют
много
времени
для подготовки, особенно со стороны участников. Ведь они должны быстро
стать единой командой, четко представлять свои цели и задачи, разработать план работы,
а на все это отводится 40 минут. Поэтому задания и цели игры объясняю классу заранее,
а на подготовку к игре отвожу не менее двух дней.
Деловая игра - это действие. Действие, активизирующее мыслительную деятельность
и
формирующее
практические
и
деловые
качества.
Все
это
способствует
более
качественной подготовке учащихся. Сценарии деловых игр уже достаточно разработаны в
методической
литературе,
однако
их
необходимо оптимизировать
под
конкретную
учебную ситуацию, уровень подготовки класса и др.
Такими играми являются как
простые «Аукцион», «Викторина», так и более сложные «Фондовая биржа», «Прибыльное
производство», «Конкуренция фирм», «Рыночная цена», «Рынок труда" и др. Такие игры
способствуют формированию общей экономической культуры учащихся, стимулируют
творческий подход к делу, воспитывают у игроков качества делового человека. Кроме
того, в игре можно наиболее полно показать и освоить современные формы организации
трудовой деятельности и экономических отношений.
Тема:
История
экономики
Игра
"Путешественники"
Разделите класс на несколько групп, в каждой группе должен быть большой лист
чистой бумаги и фломастер. На этом листе команда запишет окончательный вариант
своих
изысканий.
Ход
игры:
Ваша
группа
отправилась
в
путешествие
и
заблудилась.
Сейчас
вы
находитесь на острове, и вам надо переправиться на "большую землю" на небольшом
плоту. К сожалению, вы не сможете взять с собой весь запас предметов, находящихся
на
острове.
Учитывая
то,
что
ваше
путешествие
еще
не
закончилось
выберите
10
необходимых предметов и расставьте их в порядке значимости от 1 до 10. Остальные
предметы остаются на острове. Обоснуйте ваш выбор. От каждой группы выступает
один человек, не разрешается выкрикивать и перебивать спикера во время выступления.
Остальные команды могут задавать вопросы после выступления, если хотят получить
разъяснения
по
выбору
предметов.
Так
класс
выслушивает
представителей
всех
команд, и на доске вывешиваются все листы со списком необходимых для путешествия
предметов. Один человек может отметить на листах повторяющиеся предметы, и класс
составляет
один
список
наиболее
нужных
предметов
для
путешествия.Список
предметов (раздается каждой команде):
•
Рюкзак
•
Шоколад
•
Нож
•
Спиннинг
•
Полотенце
•
Две банки тушенки
•
Бутылка спирта
•
Веревка
•
Ружье
•
Упаковка макарон
•
Канистра с водой
•
Спички
•
Зеркальце
•
Мужской ремень
•
Бритва
•
Булка хлеба
•
Ведро
•
Плащ
•
Две банки сгущенки
Игра позволит ребятам окунуться в мир путешественников, возможно они захотят
совершить
небольшое
путешествие
всем
классом.
Объясните
учащимся,
что
пеший
туризм является одним из самых популярных и полезных видов путешествий.
Деловая
компьютерная
игра
«Моделирование
экономики
и
менеджмента»
- это
занимательная
и
познавательная
компьютерная
модель,
которая
дает
возможность
испытать, как работают предприятия одной отрасли в конкурирующем мире. МЭМ дает
представление
об
основных
элементах
менеджмента
предприятия
в
условиях
меняющейся конъюнктуры (деловой среды). Учащиеся получают навыки командной
работы, учатся рассчитывать
свободные денежные средства компании, принимают
командные
решения
по
стратегии
предприятия,
цене
продукта,
инвестициям
в
расширение производства, маркетинг, НИР.
Прежде всего, МЭМ - это соревнование между игроками в умении эффективно управлять
компанией. Вы соревнуетесь не с программой, не с компьютером, а с живыми людьми, и
поэтому нет (и не может быть) единственно верного алгоритма победы. Каждая новая
игра - это новые стратегии и решения, непредсказуемый сценарий и: закономерный исход
- неизменно побеждает сильнейший!
Деловая компьютерная игра «Банки в действии» - это компьютерная модель, которая
дает возможность испытать, как работают банки в конкурирующем мире. Эта программа
дает представление об основных элементах банковского дела – процентная ставка на
вклады,
кредиты,
депозитные
сертификаты,
кредитные
сроки,
а
также
расходы
на
изучение
и
развитие
рынка.
Программа
позволяет
ученикам
использовать
знания
о
банковской системе и понять, как решения, принимаемые компаниями каждый день,
интегрированы в успешную банковскую деятельность.
4.
Интерактивные
модели,
используемые
на
лабораторных
и
практических
занятиях.
Некоторые
темы
из
школьного
курса
экономики
представляют
собой
зависимости между экономическими величинами, например: «Спрос и предложение»,
«Цена
на
рынке
капитала»
и
др.
Любую
зависимость
легко
показать
графически,
используя
интерактивную
доску,
отсюда
понятие
–
интерактивная
модель.
Модель
подвижна,
учащиеся,
выполняя
лабораторную
или
практическую
работу,
наглядно
выбирают оптимальный вариант решения. Такие модели дают возможность учителю
показывать теоретический материал наглядно, учащийся, моделируя, лучше усваивает
тему, подходит к решению задач творчески с жизненной практичностью.
5.
VCT-проект
–
это
виртуальный
научный
проект. Центральным
принципом
проектной
работы
является
совместная
деятельность
учителя
и
учащихся,
то
есть
ученики вместе с учителем формулируют тему, определяют задачи, разрабатывают план,
контролируют
этапы
выполнения
работы
и
оценивают
полученный
результат.
Эффективность проектной работы во многом зависит от того, насколько учитель уважает
выбор ученика при определении темы, организации рабочего процесса и выполнении
самой работы. Считаю, что преподавание экономики с использованием проектирования
неизменно вызывает у учащихся энтузиазм и высокий интерес к содержанию курса.
Основным методическим приемом курса «Экономика» является широкое применение
инновационных
методов
обучения,
позволяющих
каждому
ученику
проявить
свою
индивидуальность, самостоятельно выбирать вид работы, подходить к работе творчески,
более
ответственно,
а
самое
главное
получать
знания
через
опыт
учебного
эксперимента, адаптацию в окружающем экономическом мире.
Используемая литература
1. Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2010.
2.Азимов Л.Б. Преподавание курса "Введение в экономику". М.: Вита-Пресс, 2001.
3.Алексейчук Н.Е., Ковнир В.Н. Экономическая теория. — М.: Юрайт. — 2012.
4.Липсиц И.В. Экономика. В 2 ч. М.: Вита-Пресс, 2003.
5.Любимов Л.Л. Основы потребительских знаний. 10–11 кл. Под ред. И. Виноградовой.
Вита-Пресс, 2000.
6.Практикум "По основам экономической теории". Под ред. Иванова И.С., 2012.
7.CD – диск 1С: Школа Экономика 9-11 классы. Практикум. Вита-Пресс, 2006