Напоминание

Составляющие успеха педагога – музыканта в дополнительном образовании


Автор: Малиновская Оксана Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи г. Томск
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: Составляющие успеха педагога – музыканта в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Я не склонен давать уроки фортепианной игры в обычном смысле, а

скорее – уроки любви к искусству»

А. Корто

МАОУ ДО ДТДИМ г. Томск, МХШС «Мелодия» Малиновская Оксана

Борисовна, педагог дополнительного образования.

Доклад по теме: «Составляющие успеха педагога – музыканта в

дополнительном образовании»

Проблеме качества образования во всём мире постоянно уделяется

пристальное внимание. В последнее время под этим лозунгом идёт

реформирование образования в России.

Музыкальное образование и воспитание детей характеризуется своей особой

ролью в развитии личности ребенка. В современном мире образованный

человек должен уметь ориентироваться в традициях отечественной и

мировой культуры, в системе ценностей, отличаться мобильностью и

социальной адаптацией в обществе. Все эти требования не могут быть

реализованы без использования дополнительного образования, где учащиеся

занимаются различными видами творческой деятельности, имеют

возможность раскрыть и реализовать свои способности, самореализоваться

во многих видах искусства.

Педагоги музыканты – это большой отряд образованных, опытных и

высокопрофессиональных специалистов, которые обучают и воспитывают

детей и подростков, открывая перед ними мир «прекрасного и высокого».

Изменился мир, мы вступили в эпоху информационных технологий,

выросло новое поколение детей, которое требует от педагогов новых знаний,

умений, быть в курсе последних тенденций.

И, пожалуй, самое важное, что в наши учреждения дополнительного

образования мы зачисляем детей, желающих научиться музыке, имея при

этом разный уровень базовых профессиональных способностей (память,

слух, ритм, координация). Основное их желание – научиться играть, петь.

По своим способностям учащиеся делятся на одарённых, талантливых,

способных и учащихся со средними музыкальными данными. И каждая

категория детей требует своего, особого подхода. Методики должны быть

направленны на развитие таких свойств и качеств как интеллект,

эмоциональная отзывчивость на музыку, слухо - двигательная координация,

музыкальный слух и музыкальное воображение.

Именно этим часто вынужден заниматься педагог на занятиях музыки,

поскольку недостаточное развитие отмеченных выше качеств учащегося

является безусловным тормозящим фактором успешного обучения такому

сложному виду деятельности как музицирование.

Основными целями работы педагога-музыканта являются:

· формирование основ музыкальной культуры учащихся;

· воспитание музыканта-исполнителя;

· ощущение значимости занятий музыкальным творчеством;

Из этих основных целей педагогической деятельности вытекает ряд задач:

· стимулирование внутренней мотивации обучения;

· повышение познавательного интереса;

· формирование самостоятельности;

· развитие творческих способностей, воображения;

· формирование убеждений и эстетического вкуса;

· овладение первичными навыками исследовательской деятельности.

Для достижения эффективных результатов поставленных целей и задач в

музыкально-педагогической деятельности, опираясь на традиционные

базовые методики обучения музыке, применяется ряд следующих

современных технологий:

· педагогические технологии на основе личностной ориентации

педагогического процесса;

· педагогические технологии на основе активизации и интенсификации

деятельности учащихся;

· технологии развивающего обучения · технология уровневой

дифференциации обучения

В современном мире музыкальное образование рассматривается как

система объединяющая музыкальное воспитание, обучение и развитие.

Предназначение дополнительного музыкального образования состоит в

реализации дополнительных образовательных программ в интересах

личности, общества, государства. Образовательные музыкальные программы

направлены на воспитание у учащихся интереса и любви к музыке, на

формирование их активных музыкально – слуховых представлений и

развитие практических музыкальных навыков – исполнительских и слуховых

.

В музыкально-педагогических исследованиях на современном этапе

определилась главная задача педагога – музыканта – постоянный поиск

наиболее результативных методов и путей воспитания и обучения каждого

отдельного ученика.

И, несомненно, на первый план в образовании выходит Педагог. Педагог,

владеющий современными методиками преподавания, опирающийся на

глубокое знание детской психологии, творческий человек, неравнодушный к

детям. Т.е. профессионал своего дела!

Существует большое количество различных методик преподавания

фортепиано. Все они направлены на то, чтобы раскрыть творческие

способности ребенка, сформировать его эстетические пристрастия.

Наряду с традиционными, академическими методиками преподавания игре

на фортепиано появились современные методики. Например, «Метод

синхронного сольфеджирования в обучении игре на фортепиано»

С. Мальцева, в котором произошла интеграция двух предметов - сольфеджио

и фортепиано. Также большой резонанс в педагогической общественности

вызвал курс Т. Смирновой «Интенсивный метод обучения игре на

фортепиано», в основе которого лежит принцип одновременного развития

всех навыков и знаний, необходимых для игры на фортепиано и др.

Все большее распространение в музыкальной педагогике получают

музыкально-компьютерные технологии, обладающие широким спектром

возможностей. Музыкальный компьютер, цифровое пианино и синтезатор

становятся незаменимыми в деятельности композитора, аранжировщика,

музыкального оформителя, музыкального редактора и все шире применяется

в преподавательской деятельности. Данные технологии открывают новые

возможности для творческого эксперимента, расширения музыкального

кругозора, художественного тезауруса обучаемых, и это делает обучение

владению ими особенно актуальным. В свою очередь включение

музыкального образования в систему общего образования, появление школ

нового типа (музыкальные лицеи, ДМШ, ДШИ, школы с углубленным

изучением музыкальных дисциплин, Дома творчества и др.) порождает свои

проблемы и в музыкальной педагогике, что обусловливает поиск новых

подходов в этой области. Новые информационные технологии,

ориентированные на современное музыкальное образование, создают

условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего кроме

традиционных музыкальных дисциплин музыкальными технологиями.

И в связи с этим перед музыкальной педагогикой актуализируются вопросы

внедрения компьютеров и цифровых музыкальных инструментов в

образовательный процесс.

Одна из основных задач современного этапа развития музыкальной

педагогики

в

данном

направлении

заключается

в

том,

чтобы

раскрыть

дидактические

особенности

использования

музыкально-компьютерных

технологий,

возможности

их

применения

в

музыкальном

воспитании

и

образовании.

Применяя современные технические средства в учебно-воспитательном

процессе, решаются разнообразные учебные задачи.

Несомненно, главное из них – это:

повышение мотивации обучающихся, активизация их творческой и учебной

деятельности;

оптимизация учебного процесса, экономия времени;

наглядная демонстрация программного материала;

облегчение усвоения учебного материала детьми;

привнесение разнообразия в подачу материала;

повышение эффективности обучения в целом.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно

позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной

деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием

при решении конкретных задач; следить за его продвижением , вносить

вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и

учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой

ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет

ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил,

работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет

достигать высоких результатов обученности.

Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на

уроке. Услышать музыку – значит почувствовать и пережить чувства, по-

новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный

образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства.

На каждом уроке нужна новизна, проблема, неожиданность, интригующая

ситуация, актуальная и доступная для данного учащегося. С целью создания

подобной ситуации необходимо использовать на занятиях некоторые приемы,

активизирующие учебно- познавательную деятельность учащегося:

словесное описание музыкального образа после слушания музыки,

придумывание названия произведения, анализ и сравнение двух и более

вариантов исполнения одного и того же произведения(возможно как

домашнее задание), выбор редакции нотного текста и т.д..

Подготовка и участие ученика в концертах, творческих конкурсах каждый

раз

дает

мощный

толчок

в

его

образовательном

развитии,

укрепляет

физические и духовные силы.

Именно

выступление

является

той

«деятельностью»,

которая

становится

фактором, формирующим начинающего исполнителя.

Современная педагогика приходит к выводу, что обучение с прицелом на

творчество есть обучение с прицелом на будущее. Исполнительское

искусство – это средство развития ребёнка.

Произведение живёт только будучи исполненным публично, и след в душе

исполнителя оно тоже оставляет только тогда, когда ученик превращается в

артиста, когда у него есть слушатели. Поэтому смело можно сказать, что

публичная исполнительская деятельность расширяет духовный мир ребёнка.

Накопленный опыт выступлений, накопленный исполнительский

репертуар ученика не должен быть утрачен и забыт после одного – двух

выступлений. Собранные вместе, выстроенные в определенном смысловом

порядке, произведения, выученные, подготовленные учеником, могут

составить Сольный концерт. Форма сольного концерта представляет собой

технологию развивающего обучения. И в этом случае уместны будут слова

Я.И. Мильштейна, который, анализируя исполнительское творчество, пишет:

«Разумеется, никакое исполнительское творчество невозможно, если у

исполнителя в его сознании нет соответствующего предварительного запаса

информации, если он не подготовлен к этому своим предшествующим

развитием, воспитанием, если его личность незначительна и попросту не в

состоянии воспринять и переосмыслить содержание исполняемого

произведения».

Обращение к детскому творчеству как к методу воспитания – характерная

инновационная методика музыкальной педагогики, что обусловлено

следующими факторами: поиски новых методов обучения, помогающих

высвобождению творческих способностей детей. Под способностью к

творчеству или креативностью ребенка, как сейчас принято говорить,

понимают его творческие возможности и готовность к созиданию нового в

процессе музыкальной деятельности. Всё большее значение в музыкальном

воспитании приобретают творческие виды деятельности, как то: подбор по

слуху, импровизация, аранжировка, сочинение и т.п.

Занятия искусством снимают нервно-психическое напряжение детей,

заряжают положительной энергией, создавая эмоционально-положительный

настрой на обучение, развивает самостоятельность мышления учащегося,

воспитывает умение трудиться - таков механизм, по которому формируются

основные умения и навыки в классе фортепиано.

Личностные качества учащегося необходимые при обучении игре на

фортепиано – это воля, внимание, самостоятельность и критичность

мышления, точность в выполнении поставленной цели или задачи,

систематичность в работе. Эти качества стимулируют планомерное развитие

необходимых навыков.

Предпосылками развития воли является заинтересованность, вызывающая

потребность в деятельности. Это достигается различными методами,

обогащающими урок, на котором учащийся чувствует себя соучастником

происходящего и ощущает радость творчества, что оказывает благоприятное

воздействие на его волю. Педагогу следует обратить внимание на привитие

умения трудиться. Ведь для того, чтобы провести один час за инструментом,

нужно сделать усилие над собой. Ребенок должен устоять против соблазна

посидеть за компьютером или посмотреть любимый сериал. Отказ от этого

требует определенного напряжения воли. Умение ставить перед собой

конкретные учебные задачи во время домашних занятий, упорство в

достижении технических и художественных задач развивает

целеустремлённость, мышление, навыки самостоятельной деятельности.

И здесь хотелось бы в пример привести слова великого Ф.И. Шаляпина : «Я

вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы.

Выдохнется без неё самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник,

не пробивая себе дороги через пески!»

Игра на фортепиано в четыре руки – это вид совместного музицирования,

которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом

уровне владения инструментом. Это вид деятельности приносит ни с чем

несравнимую радость совместного творчества. Конечно, огромными

развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все

мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику,

совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать

технические, коммуникативные навыки, а также доставляет ребёнку

огромное удовольствие и радость.

Обучение игре на фортепиано делает личность человека многогранной,

оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и

воображение, артистичность, интеллект, т. е. формирует универсальные

способности, важные для любой сферы деятельности.

В меру своих способностей и возможностей каждый педагог не только имеет

право дерзать, но, и обязан искать, творить – такова суть педагогики,

понимаемой как искусство!

Литература:

1.

Селевко ГК. «Современные образовательные технологии»

2.

И. С. Якиманская Технологии личностно - ориентированного обучения

Журнал «Вопросы психологии» 1995- 1999г.

3.

Ермакова Л.Н. Интеграция дополнительного и общего образования //

второй Всероссийский педагогический форум Перспективы развития

образования

в

Наукограде.

Материалы

Всероссийской

научно-

практической конференции.Северск 25-27 марта 2008г.

4.

И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов «Системы развивающего

обучения

с

направленностью

на

развитие

творческих

качеств

личности»

5.

Е. Ю. Рубанова «Игровые технологии на уроках фортепиано», 2012г.

6.

Прищепа Н.А.

«

Роль ансамблевой игры в младших и средних классах

на уроках фортепиано». Колледж государственного института

культуры и искусств, г. Луганск

7.

С. М. Мальцев « Метод синхронного сольфеджирования в игре на

фортепиано» г. Санкт- Петербург, 2002г.

8.

Т.И. Смирнова «Фортепиано. Интенсивный курс» (Издательство

ЦДСК, Москва 2014г.)

9.

Ф.И. Шаляпин «Страницы из моей жизни» Т. I. М., Искусство, 1976.

10. Я.И. Мильштейн «Статьи. Воспоминания. Материалы», Москва 1990г.

11. Интернет ресурсы.



В раздел образования