Автор: Сакалова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: ЧОУ "Начальная школа "Росток"
Населённый пункт: Республика Коми г. Ухта
Наименование материала: конспект развлечения
Тема: "Береги и знай свой край"
Раздел: начальное образование
Викторина по экологии «Береги и знай свой край»
Внеурочная работа с детьми
Описание:
Сценарий развлечения для детей 3-4-х классов. В ходе мероприятия дети закрепляют
знания о природе, учатся, беречь природу, закрепляют ранее полученные знания о родном
крае, природе, животных.
Интеграция с другими образовательными областями: художественная литература,
окружающий мир
Цели:
Расширять и углублять экологическую культуру детей; создать условия, побуждающие
детей со вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к
природоохранной работе.
Оборудование:
Плакаты природы Коми, рисунки детей по природе, фонограмма музыки (текст песни на
музыку И. Гнатюка «Птица счастья»), сказка «Репка», глобус, костюмы для сценки
«Репка», отходы (консервные банки, бутылки и т.д.), эмблемы команд, название, клей,
презентация «Смотрю на глобус – шар земной.»
Ход:
1. Организационный момент
Приглашаются дети из 2 классов и делятся на 2 команды. У каждой команды название,
эмблема. Воспитатель г.п.д. держит в руках глобус.
2. Основная часть.
Воспитатель:
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Ребята 4 класса читают стихи (показывается презентация)
1. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
2. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
3. Грустит глубокая река,
свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
4. Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
5. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Воспитатель:
– Ребята, посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса,
поля, реки, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша жизнь неотъемлема от неё.
Природа щедра и бескорыстна. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков
любви к своей стране.
Человек всегда восхищался твореньями, которые создала матушка природа:
удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей связана
с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье
для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда
задумывается о бережном отношении к природе. И так нам хочется узнать о том, что вы
знаете о природе. А что бы мы смогли узнать что вы знаете, я предлагаю поиграть.
Итак, наша игра начинается! Раз у нас это викторина,, значит обязательно должны быть и
те кто нас будет оценивать.
Я рада представить вам наше жюри…..
Мы начинаем викторину «Берегите и знай свой край». Соревноваться будем командами,
победившая команда получит грамоты «Знатоки окружающего мира»
Воспитатель:
Предлагаю вам 1 конкурс
1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
9. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
10. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
11. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
12. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).
2-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
1 команда
1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
4. Осина, липа, дуб, ель. Так как
2 команда
5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
3 -й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По
сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
«Береги любимую землю, как мать родную», «Был бы лес, соловьи прилетят»
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость
выполнения задания.
А пока команды работают, предлагаем болельщикам отгадать загадки и принести
дополнительный балл своей команде.
Загадки
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).
7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
Воспитатель : Ребята, теперь, прежде чем мы с вами будем проводить следующий
конкурс, давайте посмотрим сценку «Репка»
Ведущий: Посадил дед репку. А когда ее сажают? (Дети отвечают: весной)
Дед: Сколько времени прошло, а она не растет. Бабка, иди помоги!
Бабка: Да, мала наша кормилица! Пойду водички принесу из речки, полью. (Приносит
воду красного цвета)
Дед: Что-то водичка странная. Где ты ее взяла?
Бабка: В нашей речке. Наверно, надо внучку позвать, посоветоваться. Внучка, иди сюда.
Смотри, какая водичка красивая.
Внучка: Бабушка, где ты эту воду взяла?
Бабка: В нашей речке.
Внучка: Что, ты! Что, ты! Такой водой нельзя пользоваться. Репка сразу погибнет. Это
завод выливает использованную воду. Пойду принесу воду из родника. (Приносит воду из
родника, поливает, все садятся около репки и ждут)
Дед, бабка, внучка вздыхают: Не растет!
Внучка: Жучка, иди, помогай!
Жучка: Надо землю взрыхлить! (Жучка лапами рыхлит землю, выбрасывает консервные
банки, бутылки)
Жучка: Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка, иди помогай! (Жучка и
кошка рыхлят землю и выбрасывают разный мусор)
Кошка: Ух, устала! Ну и туристы. Отдохнули и все вокруг замусорили. (Жучка и кошка
садятся рядом с дедом, бабкой, внучкой)
Все: Расти, репка, большая-пребольшая. Теперь и вода чистая и земля рыхлая. (Репка
начинает расти)
Мышка: А что меня не зовете? Репка выросла?
Все (хором): Да!
Ведущий: Дедка за репку, бабка за дедку,
Внучка за бабку, Жучка за внучку,
Кошка за Жучку, мышка за кошку,
Тянут, потянут – и вытянули репку.
4-й конкурс. «Наши реки и города»
1 команда:
«Реки республики Коми»: Печора, Сысола, Мезень, Уса, Илыч, Вымь, Ижма, Ухта, Айова,
Кедва
2 команда:
«Города республики Коми»: Сыктывкар, Печора, Ухта, Усинск, Инта, Воркута, Вуктыл,
Сосногорск, Микунь, Ижма
Пока жюри подводят итоги, выступают ребята 4 класса вам прочитают
стихотворения
1. Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
2. Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
3. Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
3. Подведение итогов. Награждение победителей. Вручаются медали «Знатоки
окружающего мира»
А в завершении нашей викторины хотелось бы чтобы мы с вами все вместе исполнили
песню «На планете нашей голубой» на мотив песни И. Гнатюка «Птица счастья»
1.На планете нашей голубой
Есть то место, где мы живём с тобой,
Родина моя - Коми ты земля
Будем мы всегда беречь тебя;
Птица в небо из гнезда летит,
А зайчишка под кустом сидит,
Лес всем дом родной и летом и зимой
Здесь живут одной большой семьёй.
Припев
Ле-ее-с-зелёный наш дом
Где птицы летают, и звери кругом
Чтобы всем дышалось легко
Мы будем беречь богатство свое
Припев
2.Будем мы природу охранять
И леса её преумножать,
Чтоб Земля жила, долгие века
И потомкам счастье принесла,
Здесь растут и елка и сосна,
И березка белая моя,
Матушке земле низкий наш поклон,
Коми край-
Как я в тебя влюблён