Напоминание

"Опыты и экспериментирование в группах раннего возраста и младшего дошкольного возраста"


Автор: Сысоева Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №38 отделение дошкольного образования детей Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Опыты и экспериментирование в группах раннего возраста и младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Опыты и экспериментирование в группах раннего возраста и

младшего дошкольного возраста».

Сысоева Людмила Ивановна

воспитатель ГБОУ СОШ №38

Приморского района Санкт-Петербурга

отделение дошкольного образования детей

Учёные, изучающие познавательную активность маленького ребёнка, отмечают, что

уже на 3-ем году жизни в поведении малыша можно видеть элементы экспериментирования.

Это объясняется тем, что детям раннего возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-

образное мышление (раздел куклу, порвал книжку, сломал колесо или руль у машинки,

вытащил бечёвку у штанишек и т.д.). Взрослые, к сожалению, часто не понимают детей и

расценивают их исследовательскую деятельность, как бесцельную, хулиганскую. А ребёнок

же занимается именно познанием мира через экспериментирование.

В

процессе

эксперимента

обогащается

память

ребёнка,

активизируются

его

мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции

анализа, сравнения, классификации, обобщения.

Выделяются

два

основных

вида

ориентировочно-исследовательской,

поисковой

деятельности:

1

- экспериментирование исходящие от самого малыша и не побуждаемое взрослым

(примеры приведены ранние);

2

-

экспериментирование,

которое

выделяет

существенные

элементы

новизны

и

организуется взрослым.

Задача педагога, сделать любознательность малышей процессом управляемым. Роль

педагога не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями

ребёнка,

но

и

в

том,

чтобы

стимулировать

его

интерес

к

предметам,

побуждать

познавательную активность, снимая при этом страх ошибиться.

Самым оптимальным вариантом детских экспериментов для малышей в детском саду и дома

являются

такие

материалы,

как

песок

и

вода.

Важнейшим

условием

для

организации

практического экспериментирования является оборудование. Желательно, чтобы в группе

имелся экспериментальный центр «Вода - песок», наполненный прокаленным песком.

Песок.

Вначале

ребёнку

предоставляется

возможность

знакомиться

с

материалом

через

простые действия: пересыпание, просеивание, высыпание песка из большой ёмкости в

маленькую и наоборот. Для этих целей используются: сита, совочки, ведёрки, стаканчики,

воронки, мельницы, ложечки, бутылочки. При овладении ребёнком действиями, связанными

с

формовкой

(пирожки,

куличики),

используются

пластмассовые

формочки,

ведёрки,

совочки, лопаточки.

С

маленькими

детьми

участие

взрослого

необходимо!

В

процессе

игры

-

эксперимента,

взрослый

направляет,

уточняет,

показывает

последовательность

игровых

действий. Например, предлагает полить песок. «Что из влажного песка можно сделать?»

«Почему не видно воды в песке? Куда она подевалась?» Воспитатель обращает внимание

ребёнка на то, что песок может быть сухим и влажным. Сухой песок рассыпается - из него

нельзя лепить, строить. Но его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через

сито. Показывает, как сухим песком можно измерить объём разных формочек и даже с

бутылочек

с

узким

горлышком,

насыпая

туда

песок

через

воронку

(понятие

«много»,

«мало»). На песке можно оставлять следы, отыскать в песке спрятанную игрушку, рисовать

палочкой, пальцем. Из песка можно строить дороги, башни.

Детям интересно играть с окрашенным в разные цвета песком. Окрашенный песок

используется сухим! С цветным песком можно поиграть в такие игры: «Радуга», «Цветные

дорожки», «Цветной дождь».

Игры - эксперименты с песком очень актуальны с детьми раннего возраста, т.к.

развивается тактильно - кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук. А также

происходит развитие мыслительных операций и обязательно речевое развитие.

Вода. Ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр

- занятий под наблюдением педагога. Вода возбуждает ребёнка, поэтому, вначале необходимо

научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать

резких движений. Вначале дети просто опускают ладошки в воду, шевелят пальчиками,

воспитатель контролирует, вода прозрачная, ласковая, тёплая (t +18, +20) 5-8 минут.

Если

в

группе

нет

экспериментального

центра

«Вода

-

песок»,

то

для

игр

экспериментирования с водой используются надувные бассейны, тазы. Устанавливают их

так, чтобы ребёнок имел возможность играть с водой стоя. Для экспериментов с водой

используются: лейки, миски, трубочки, венчики, камушки, ракушки, лодочки, изготовленные

из бумаги, пенопласта, пластмассы и т.д. Детей раннего возраста учат ловить сачками рыбок,

делать волны, пускать лодочки, кораблики, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в

ведро, наливать её в ситечки и наблюдать, как она течёт в отверстия.

Обращать внимание детей на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить; быть

прозрачной, светлой, мутной, цветной.

В играх экспериментах с водой заложены большие возможности для развития у детей

умственных способностей. Например, воспитатель с детьми опускает в воду бумажный

кораблики и лодочки из пенопласта. Через определённое время, кораблики тонут, а лодочки

нет. Почему? Бумага намокла и стала тяжёлой, а пенопласт намок, но воду не пропускает,

остается легким. Так в процессе появляется игра «Тонет - не тонет». У детей появляется

интерес к предметам, какие тонут, какие нет. Устанавливают причинно - следственные связи

и делают вывод.

В процессе игры необходимо формировать навыки детей аккуратно наливать воду, не пролив

мимо. Чтобы поддержать интерес детей к игре, можно использовать художественное слово

или ввести игровой персонаж. Например, ввести в игру кукол. 2-3 куклы и по количеству

кукол кружечки. Предложить детям попробовать самостоятельно налить воду в кружки

куклам. Вода проливается на стол, в результате этой игры появляются новые «Есть лужа - нет

лужи» «Одна лужа - много луж» «Большая лужа - маленькая лужа» Перед детьми ставится

вопрос:

«Что

нужно

сделать,

чтобы

не

было

лужи?»

«Чем

можно

вытереть?»

Детям

предлагается несколько вариантов: губка, тряпка, бумага, полиэтиленовая плёнка. Делаем

вывод: тряпкой и губкой можно вытирать - они впитывают воду. А бумага и плёнка нет.

Таким образом, дети пришли к выводу о свойствах и качествах материалов.

На закрепление цвета с детьми можно поиграть в «Разноцветную воду». В баночку с водой

добавить

несколько

капель

краски

и

понаблюдать,

как

меняется

цвет.

В

результате,

появляется новая игра «Видно - не видно», подводя детей к тому, что вода бывает прозрачной

и не прозрачной.

Во время прогулок в зимний период, так же можно проводить игры экспериментирования с

водой. Показать детям, как в морозную погоду вода превращается в лёд, становится твёрдой,

холодной.

Таким образом, в результате игр экспериментирования у детей развивается мелкая моторика

рук; тактильная чувствительность; активизируется речь детей; развиваются умственные и

творческие способности, активизируются мыслительные процессы, творческие способности,

обогащается память у малышей, а также формируются трудовые навыки.

Основной задачей, при использовании игр - экспериментирования с детьми раннего

возраста и младшего дошкольного возраста, стоит - не получение ребёнком новых знаний,

а, развитие познавательной активности у детей (важно развить у ребёнка интерес к

познанию нового ещё не изведанного им) и привить навыки безопасного поведения при

экспериментальной деятельности.



В раздел образования