Автор: Сысоева Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №38 отделение дошкольного образования детей Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Опыты и экспериментирование в группах раннего возраста и младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Опыты и экспериментирование в группах раннего возраста и
младшего дошкольного возраста».
Сысоева Людмила Ивановна
воспитатель ГБОУ СОШ №38
Приморского района Санкт-Петербурга
отделение дошкольного образования детей
Учёные, изучающие познавательную активность маленького ребёнка, отмечают, что
уже на 3-ем году жизни в поведении малыша можно видеть элементы экспериментирования.
Это объясняется тем, что детям раннего возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-
образное мышление (раздел куклу, порвал книжку, сломал колесо или руль у машинки,
вытащил бечёвку у штанишек и т.д.). Взрослые, к сожалению, часто не понимают детей и
расценивают их исследовательскую деятельность, как бесцельную, хулиганскую. А ребёнок
же занимается именно познанием мира через экспериментирование.
В
процессе
эксперимента
обогащается
память
ребёнка,
активизируются
его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции
анализа, сравнения, классификации, обобщения.
Выделяются
два
основных
вида
ориентировочно-исследовательской,
поисковой
деятельности:
1
- экспериментирование исходящие от самого малыша и не побуждаемое взрослым
(примеры приведены ранние);
2
-
экспериментирование,
которое
выделяет
существенные
элементы
новизны
и
организуется взрослым.
Задача педагога, сделать любознательность малышей процессом управляемым. Роль
педагога не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями
ребёнка,
но
и
в
том,
чтобы
стимулировать
его
интерес
к
предметам,
побуждать
познавательную активность, снимая при этом страх ошибиться.
Самым оптимальным вариантом детских экспериментов для малышей в детском саду и дома
являются
такие
материалы,
как
песок
и
вода.
Важнейшим
условием
для
организации
практического экспериментирования является оборудование. Желательно, чтобы в группе
имелся экспериментальный центр «Вода - песок», наполненный прокаленным песком.
Песок.
Вначале
ребёнку
предоставляется
возможность
знакомиться
с
материалом
через
простые действия: пересыпание, просеивание, высыпание песка из большой ёмкости в
маленькую и наоборот. Для этих целей используются: сита, совочки, ведёрки, стаканчики,
воронки, мельницы, ложечки, бутылочки. При овладении ребёнком действиями, связанными
с
формовкой
(пирожки,
куличики),
используются
пластмассовые
формочки,
ведёрки,
совочки, лопаточки.
С
маленькими
детьми
участие
взрослого
необходимо!
В
процессе
игры
-
эксперимента,
взрослый
направляет,
уточняет,
показывает
последовательность
игровых
действий. Например, предлагает полить песок. «Что из влажного песка можно сделать?»
«Почему не видно воды в песке? Куда она подевалась?» Воспитатель обращает внимание
ребёнка на то, что песок может быть сухим и влажным. Сухой песок рассыпается - из него
нельзя лепить, строить. Но его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через
сито. Показывает, как сухим песком можно измерить объём разных формочек и даже с
бутылочек
с
узким
горлышком,
насыпая
туда
песок
через
воронку
(понятие
«много»,
«мало»). На песке можно оставлять следы, отыскать в песке спрятанную игрушку, рисовать
палочкой, пальцем. Из песка можно строить дороги, башни.
Детям интересно играть с окрашенным в разные цвета песком. Окрашенный песок
используется сухим! С цветным песком можно поиграть в такие игры: «Радуга», «Цветные
дорожки», «Цветной дождь».
Игры - эксперименты с песком очень актуальны с детьми раннего возраста, т.к.
развивается тактильно - кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук. А также
происходит развитие мыслительных операций и обязательно речевое развитие.
Вода. Ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр
- занятий под наблюдением педагога. Вода возбуждает ребёнка, поэтому, вначале необходимо
научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать
резких движений. Вначале дети просто опускают ладошки в воду, шевелят пальчиками,
воспитатель контролирует, вода прозрачная, ласковая, тёплая (t +18, +20) 5-8 минут.
Если
в
группе
нет
экспериментального
центра
«Вода
-
песок»,
то
для
игр
экспериментирования с водой используются надувные бассейны, тазы. Устанавливают их
так, чтобы ребёнок имел возможность играть с водой стоя. Для экспериментов с водой
используются: лейки, миски, трубочки, венчики, камушки, ракушки, лодочки, изготовленные
из бумаги, пенопласта, пластмассы и т.д. Детей раннего возраста учат ловить сачками рыбок,
делать волны, пускать лодочки, кораблики, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в
ведро, наливать её в ситечки и наблюдать, как она течёт в отверстия.
Обращать внимание детей на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить; быть
прозрачной, светлой, мутной, цветной.
В играх экспериментах с водой заложены большие возможности для развития у детей
умственных способностей. Например, воспитатель с детьми опускает в воду бумажный
кораблики и лодочки из пенопласта. Через определённое время, кораблики тонут, а лодочки
нет. Почему? Бумага намокла и стала тяжёлой, а пенопласт намок, но воду не пропускает,
остается легким. Так в процессе появляется игра «Тонет - не тонет». У детей появляется
интерес к предметам, какие тонут, какие нет. Устанавливают причинно - следственные связи
и делают вывод.
В процессе игры необходимо формировать навыки детей аккуратно наливать воду, не пролив
мимо. Чтобы поддержать интерес детей к игре, можно использовать художественное слово
или ввести игровой персонаж. Например, ввести в игру кукол. 2-3 куклы и по количеству
кукол кружечки. Предложить детям попробовать самостоятельно налить воду в кружки
куклам. Вода проливается на стол, в результате этой игры появляются новые «Есть лужа - нет
лужи» «Одна лужа - много луж» «Большая лужа - маленькая лужа» Перед детьми ставится
вопрос:
«Что
нужно
сделать,
чтобы
не
было
лужи?»
«Чем
можно
вытереть?»
Детям
предлагается несколько вариантов: губка, тряпка, бумага, полиэтиленовая плёнка. Делаем
вывод: тряпкой и губкой можно вытирать - они впитывают воду. А бумага и плёнка нет.
Таким образом, дети пришли к выводу о свойствах и качествах материалов.
На закрепление цвета с детьми можно поиграть в «Разноцветную воду». В баночку с водой
добавить
несколько
капель
краски
и
понаблюдать,
как
меняется
цвет.
В
результате,
появляется новая игра «Видно - не видно», подводя детей к тому, что вода бывает прозрачной
и не прозрачной.
Во время прогулок в зимний период, так же можно проводить игры экспериментирования с
водой. Показать детям, как в морозную погоду вода превращается в лёд, становится твёрдой,
холодной.
Таким образом, в результате игр экспериментирования у детей развивается мелкая моторика
рук; тактильная чувствительность; активизируется речь детей; развиваются умственные и
творческие способности, активизируются мыслительные процессы, творческие способности,
обогащается память у малышей, а также формируются трудовые навыки.
Основной задачей, при использовании игр - экспериментирования с детьми раннего
возраста и младшего дошкольного возраста, стоит - не получение ребёнком новых знаний,
а, развитие познавательной активности у детей (важно развить у ребёнка интерес к
познанию нового ещё не изведанного им) и привить навыки безопасного поведения при
экспериментальной деятельности.