Напоминание

"Опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий"


Автор: Жанова Мариет Тугановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ а.Эрсакон"
Населённый пункт: а.Эрсакон
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий"
Раздел: начальное образование





Назад




«Опыт формирования коммуникативных универсальных

учебных действий»

Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика

самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать

и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. Начальное

образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.

Именно

начальная

ступень

школьного

обучения

должна

обеспечить

познавательную

мотивацию

и

интересы

учащихся,

готовность

и

способность

к

сотрудничеству

обучающегося

с

учителем

и

одноклассниками,

сформировать

основы

нравственного

поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Программа

формирования

универсальных

учебных

действий

по

ФГОС

НОО

предназначена для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у

обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умениями, которые

облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от

процесса обучения.

Одним

из

факторов

успеха

в

любой

сфере

жизнедеятельности

сегодня

является

компетентность и грамотность в общении. Отсутствие элементарных навыков общения

приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной

деятельности.

Чтобы

быть

успешным,

нужно

быть

более

коммуникативно-активным,

способным

адаптироваться,

эффективно

взаимодействовать

и

управлять

процессами

общения.

Поэтому

среди

универсальных

учебных

действий

особое

внимание

следует

уделить

коммуникативным,

так

как

в

основе

понимания

лежит

адекватное

восприятие

и

переработка

информации.

Кроме

того,

коммуникативные

действия

обеспечивают

социальную компетентность ученика, учёт позиции других людей, партнеров по общению

или

деятельности;

умение

слушать

и

вступать

в

диалог;

участие

в

коллективном

обсуждении

проблем;

умение

интегрироваться

в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Младший

школьный

возраст

является

благоприятным

для

формирования

коммуникативного

компонента

универсальных

учебных

действий

у

обучающихся.

В

качестве

одной

из

основных

задач

начального

образования

является

создание

оптимальных

условий

для

формирования

коммуникативных

компетенций,

мотивации

достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Мои

наблюдения

за

первоклассниками

показывают,

что

уровень

развития

коммуникативной компетентности у многих детей различен и невысок.

Поэтому

с

первых

дней

обучения

создаю

необходимые

условия

для

развития

у

обучающихся

коммуникативных

универсальных

учебных

действий.

Научила

детей

работать

в

паре,

предлагая

задания,

где

универсальные

учебные

действия

должны

обеспечивать

возможности

сотрудничества

учеников:

умение

слушать

и

понимать

партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять

роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Ежедневно

создаю

необходимые

условия,

связанные

с

внедрением

сотрудничества

в

обучение.

В течение всего урока использую обратную связь с парой или группой – сигнальные

карточки. Зелёный цвет – «На уроке нам было всё понятно. Мы со всеми заданиями

справились». Жёлтый цвет – «На уроке нам почти всё было понятно. Не всё получалось

сразу, но я всё равно справились с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Нашей паре,

группе многое непонятно! Нам требуется помощь!».

Работа обучающихся с сигналами обратной связи позволяет сразу выявить тех ребят,

которым необходима помощь, и уже на данном или следующем уроке оказать её.

Такой же принцип работы помогает мне и обучающимся оценить уровень активности и

успешности своей пары, группы на уроке, в начале рабочего дня заметить ребят, которые

не могут сразу включиться в работу в полную силу и учесть это при организации работы с

ними.

Оценка

коммуникативной

компетентности

обучающихся

может

проводиться

в

ходе

различных работ. Например, работа с информацией в итоговых работах по предметам или

в комплексных работах на межпредметной основе.

На уроках литературного чтения и окружающего мира формирую умение работать с

текстом,

используя

такие

упражнения

как:

«Самое

главное»,

«Вопрос-ответ».

Формирование

навыков

активного

слушания

развиваю

при

помощи

приёмов:

«Задай

вопрос», «Толстые и тонкие вопросы».

В работе часто применяю следующие приёмы для развития коммуникативных действий: 1.

«Сотрудничество и кооперация» по заданиям: Какой фрагмент текста оказался для тебя

наиболее

сложным?

Найди

его

и

попытайся

понять.

Если

потребуется

используй

словарь, дополнительную литературу, проконсультируйся со взрослыми».2. «Постановка

вопросов по изучаемому произведению» по заданиям: Поставь вопросы к тексту. Для

этого перечитай произведение, выделяя то, о чем хочешь спросить; сформулируй вопросы;

задай вопросы одноклассникам.

Следует отметить, что все методические приёмы могут быть более результативными при

обращении учителя к ИКТ как инструменту развития УУД.

Уже

к

концу

первого

года

обучения

школьники

могут

в

рамках

инициативного

сотрудничества: работать с соседом по парте, распределять работу между собой и соседом,

выполнять

свою

часть

работы,

осуществлять

взаимопроверку

выполненной

работы,

выполнять

работу

по

цепочке;

в

рамках

коммуникации

как

взаимодействия:

видеть

разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к

одной из них.



В раздел образования