Автор: Жанова Мариет Тугановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ а.Эрсакон"
Населённый пункт: а.Эрсакон
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий"
Раздел: начальное образование
«Опыт формирования коммуникативных универсальных
учебных действий»
Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать
и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. Начальное
образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.
Именно
начальная
ступень
школьного
обучения
должна
обеспечить
познавательную
мотивацию
и
интересы
учащихся,
готовность
и
способность
к
сотрудничеству
обучающегося
с
учителем
и
одноклассниками,
сформировать
основы
нравственного
поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Программа
формирования
универсальных
учебных
действий
по
ФГОС
НОО
предназначена для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у
обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умениями, которые
облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от
процесса обучения.
Одним
из
факторов
успеха
в
любой
сфере
жизнедеятельности
сегодня
является
компетентность и грамотность в общении. Отсутствие элементарных навыков общения
приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной
деятельности.
Чтобы
быть
успешным,
нужно
быть
более
коммуникативно-активным,
способным
адаптироваться,
эффективно
взаимодействовать
и
управлять
процессами
общения.
Поэтому
среди
универсальных
учебных
действий
особое
внимание
следует
уделить
коммуникативным,
так
как
в
основе
понимания
лежит
адекватное
восприятие
и
переработка
информации.
Кроме
того,
коммуникативные
действия
обеспечивают
социальную компетентность ученика, учёт позиции других людей, партнеров по общению
или
деятельности;
умение
слушать
и
вступать
в
диалог;
участие
в
коллективном
обсуждении
проблем;
умение
интегрироваться
в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Младший
школьный
возраст
является
благоприятным
для
формирования
коммуникативного
компонента
универсальных
учебных
действий
у
обучающихся.
В
качестве
одной
из
основных
задач
начального
образования
является
создание
оптимальных
условий
для
формирования
коммуникативных
компетенций,
мотивации
достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Мои
наблюдения
за
первоклассниками
показывают,
что
уровень
развития
коммуникативной компетентности у многих детей различен и невысок.
Поэтому
с
первых
дней
обучения
создаю
необходимые
условия
для
развития
у
обучающихся
коммуникативных
универсальных
учебных
действий.
Научила
детей
работать
в
паре,
предлагая
задания,
где
универсальные
учебные
действия
должны
обеспечивать
возможности
сотрудничества
учеников:
умение
слушать
и
понимать
партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять
роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Ежедневно
создаю
необходимые
условия,
связанные
с
внедрением
сотрудничества
в
обучение.
В течение всего урока использую обратную связь с парой или группой – сигнальные
карточки. Зелёный цвет – «На уроке нам было всё понятно. Мы со всеми заданиями
справились». Жёлтый цвет – «На уроке нам почти всё было понятно. Не всё получалось
сразу, но я всё равно справились с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Нашей паре,
группе многое непонятно! Нам требуется помощь!».
Работа обучающихся с сигналами обратной связи позволяет сразу выявить тех ребят,
которым необходима помощь, и уже на данном или следующем уроке оказать её.
Такой же принцип работы помогает мне и обучающимся оценить уровень активности и
успешности своей пары, группы на уроке, в начале рабочего дня заметить ребят, которые
не могут сразу включиться в работу в полную силу и учесть это при организации работы с
ними.
Оценка
коммуникативной
компетентности
обучающихся
может
проводиться
в
ходе
различных работ. Например, работа с информацией в итоговых работах по предметам или
в комплексных работах на межпредметной основе.
На уроках литературного чтения и окружающего мира формирую умение работать с
текстом,
используя
такие
упражнения
как:
«Самое
главное»,
«Вопрос-ответ».
Формирование
навыков
активного
слушания
развиваю
при
помощи
приёмов:
«Задай
вопрос», «Толстые и тонкие вопросы».
В работе часто применяю следующие приёмы для развития коммуникативных действий: 1.
«Сотрудничество и кооперация» по заданиям: Какой фрагмент текста оказался для тебя
наиболее
сложным?
Найди
его
и
попытайся
понять.
Если
потребуется
–
используй
словарь, дополнительную литературу, проконсультируйся со взрослыми».2. «Постановка
вопросов по изучаемому произведению» по заданиям: Поставь вопросы к тексту. Для
этого перечитай произведение, выделяя то, о чем хочешь спросить; сформулируй вопросы;
задай вопросы одноклассникам.
Следует отметить, что все методические приёмы могут быть более результативными при
обращении учителя к ИКТ как инструменту развития УУД.
Уже
к
концу
первого
года
обучения
школьники
могут
в
рамках
инициативного
сотрудничества: работать с соседом по парте, распределять работу между собой и соседом,
выполнять
свою
часть
работы,
осуществлять
взаимопроверку
выполненной
работы,
выполнять
работу
по
цепочке;
в
рамках
коммуникации
как
взаимодействия:
видеть
разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к
одной из них.