Автор: Сидорина Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №21
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск Самарская облсть
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми
Раздел: начальное образование
Работа с одаренными детьми
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления и усвоения зна-
ний . Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у на-
ших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У
одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой
активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в
творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к
открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, раз-
вивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсут-
ствии.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидны-
ми, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для
таких достижений) в той или иной деятельности.
Таким образом, выявление одаренных детей, поддержка и развитие индивидуаль-
ности ребенка на уроках и во внеурочной деятельности, создание условий для все-
стороннего развития – это особо важная задача обучения одарённых и положи-
тельно мотивированных детей. Этой задаче уделяется большое внимание в школе,
педагогом которой я и являюсь.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том,
чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи,
стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых де-
тей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями науки и
практики. Очень многое зависит и от школы. Наша задача — поддержать ребенка и
1
развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности
были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия
рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить та-
ких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неин-
тересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут отве-
ты на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в
школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники,
поддержать и помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников
на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способно-
сти. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на реше-
ние актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные
способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.
Существуют две точки зрения:
Все дети одаренные
Одаренные дети встречаются крайне редко
Одаренных детей отличает повышенная познавательная потребность, любозна-
тельность, упорство, трудолюбие, стремление к совершенству.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на диффе-
ренцированном подходе, что способствует расширению и углублению образователь-
ного пространства предмета. В учебном процессе развитие одаренного ребенка
рассматривается
как
развитие
его
внутреннего
деятельностного
потенциала,
способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ста-
вить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и
ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Для этого я использую следующие формы работы:
1.
Урочная деятельность (уроки по предметам)( личностно-ориентированное и
дифференцированное обучение).
2.
Внеурочная деятельность
2
3.
Школьные декады.
4.
Внеклассные мероприятия(театрализованные праздники и т.д.)
5.
Олимпиады по различным предметам, конкурсы
6.
Интеллектуальные марафоны
7.
Создание портфолио
8.
Работа с родителями
В урочной деятельности используются следующие виды деятельности:
проблемно-развивающее обучение,
работа в малых группах,
проектно-исследовательская деятельность,
игровые технологии (игры и путешествия),
информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познаватель-
ной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации,
тренажёры),
задания творческого и нестандартного характера.
Также в учебной работе используются словари, детские энциклопедии, справочни-
ки, Интернет.
Урочная
и
внеурочная
работа
должна
строиться
таким
образом,
чтобы
ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и
направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. В
течение года проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревно-
вания, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые
задания, нестандартные задачи, словесные игры и забавы, ролевые игры, индиви-
дуальные творческие задания, где каждый может проявить свои способности. Со-
вершенствуются
групповые
формы
работы,
ученики
начинают
проявлять
склонность к тому или иному учебному предмету, самостоятельность и творче-
ство при выполнении заданий.
Занятия по работе с одарёнными детьми проводятся во внеурочной деятельно-
сти в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе авторских
программ: Холодовой О. «Юным умникам и умницам».
3
Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе
наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического
мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям раз-
вития ребенка в познавательной сфере.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
- высокая продуктивность мышления;
- легкость ассоциирования;
- способность к прогнозированию;
- высокая концентрация внимания.
Во внеклассной
работе используется КТД (коллективно-творческое дело),
позволяющие развивать в детях организаторские способности. Многие ребята по-
могают в организации классных мероприятий. В конце учебного года подводятся
итоги достижений учащихся, составляется рейтинг, в котором учитываются успе-
хи детей не только в учебной деятельности, но и в соревнованиях и конкурсах,
включая эстетические, художественные, спортивные, личностные. На совместном
празднике в конце года отмечаются успехи и достижения учащихся, вручаются
грамоты и дипломы детям и их родителям.
При работе с одарёнными и способными детьми необходимо создание мотива-
ции и условий для их оптимального развития. От того, как организована работа с
данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. Для
создания мотивации используются следующие приёмы:
рейтинг учащихся;
классные часы по самоопределению;
создание портфолио с последующей презентацией.
Важнейшей формой работы с одаренными и положительно мотивированными
учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способ-
ных и одаренных детей. Подготовка к олимпиадам осуществляется через систему
индивидуально-групповых занятий во внеурочное время. Основным мето-
дом развития интеллектуальных способностей на этих занятиях было и остаётся –
решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной слож-
ности.
4
Наши дети участвуют и завоёвывают призовые места в различных предметных
олимпиадах, всероссийских и международных интеллектуальных олимпиадах по
предметам и конкурсах различного уровня.
Также
немаловажное
значение
имеет
психологическая
подготовка
детей
к
олимпиадам. Ребенок не должен испытывать страх, волнение, так как это не самые
лучшие помощники. Уверенность в своих силах - вот залог спокойствия. Ведь глав-
ное - не победить, а достойно выступить.
В целом работа с одаренными и положительно мотивированными детьми
представляется достаточно интересной и перспективной, направленной на дальней-
шее развитие .
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых
и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии и др.
5