Напоминание

Работа с одаренными детьми


Автор: Сидорина Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №21
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск Самарская облсть
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми
Раздел: начальное образование





Назад




Работа с одаренными детьми

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления и усвоения зна-

ний . Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у на-

ших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У

одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой

активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в

творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к

открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, раз-

вивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсут-

ствии.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидны-

ми, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для

таких достижений) в той или иной деятельности.

Таким образом, выявление одаренных детей, поддержка и развитие индивидуаль-

ности ребенка на уроках и во внеурочной деятельности, создание условий для все-

стороннего развития – это особо важная задача обучения одарённых и положи-

тельно мотивированных детей. Этой задаче уделяется большое внимание в школе,

педагогом которой я и являюсь.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том,

чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи,

стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых де-

тей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями науки и

практики. Очень многое зависит и от школы. Наша задача — поддержать ребенка и

1

развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности

были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия

рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить та-

ких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неин-

тересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут отве-

ты на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в

школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники,

поддержать и помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников

на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способно-

сти. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на реше-

ние актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные

способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.

Существуют две точки зрения:

Все дети одаренные

Одаренные дети встречаются крайне редко

Одаренных детей отличает повышенная познавательная потребность, любозна-

тельность, упорство, трудолюбие, стремление к совершенству.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на диффе-

ренцированном подходе, что способствует расширению и углублению образователь-

ного пространства предмета. В учебном процессе развитие одаренного ребенка

рассматривается

как

развитие

его

внутреннего

деятельностного

потенциала,

способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ста-

вить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и

ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Для этого я использую следующие формы работы:

1.

Урочная деятельность (уроки по предметам)( личностно-ориентированное и

дифференцированное обучение).

2.

Внеурочная деятельность

2

3.

Школьные декады.

4.

Внеклассные мероприятия(театрализованные праздники и т.д.)

5.

Олимпиады по различным предметам, конкурсы

6.

Интеллектуальные марафоны

7.

Создание портфолио

8.

Работа с родителями

В урочной деятельности используются следующие виды деятельности:

проблемно-развивающее обучение,

работа в малых группах,

проектно-исследовательская деятельность,

игровые технологии (игры и путешествия),

информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познаватель-

ной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации,

тренажёры),

задания творческого и нестандартного характера.

Также в учебной работе используются словари, детские энциклопедии, справочни-

ки, Интернет.

Урочная

и

внеурочная

работа

должна

строиться

таким

образом,

чтобы

ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и

направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. В

течение года проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревно-

вания, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые

задания, нестандартные задачи, словесные игры и забавы, ролевые игры, индиви-

дуальные творческие задания, где каждый может проявить свои способности. Со-

вершенствуются

групповые

формы

работы,

ученики

начинают

проявлять

склонность к тому или иному учебному предмету, самостоятельность и творче-

ство при выполнении заданий.

Занятия по работе с одарёнными детьми проводятся во внеурочной деятельно-

сти в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе авторских

программ: Холодовой О. «Юным умникам и умницам».

3

Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе

наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического

мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям раз-

вития ребенка в познавательной сфере.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

- высокая продуктивность мышления;

- легкость ассоциирования;

- способность к прогнозированию;

- высокая концентрация внимания.

Во внеклассной

работе используется КТД (коллективно-творческое дело),

позволяющие развивать в детях организаторские способности. Многие ребята по-

могают в организации классных мероприятий. В конце учебного года подводятся

итоги достижений учащихся, составляется рейтинг, в котором учитываются успе-

хи детей не только в учебной деятельности, но и в соревнованиях и конкурсах,

включая эстетические, художественные, спортивные, личностные. На совместном

празднике в конце года отмечаются успехи и достижения учащихся, вручаются

грамоты и дипломы детям и их родителям.

При работе с одарёнными и способными детьми необходимо создание мотива-

ции и условий для их оптимального развития. От того, как организована работа с

данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. Для

создания мотивации используются следующие приёмы:

рейтинг учащихся;

классные часы по самоопределению;

создание портфолио с последующей презентацией.

Важнейшей формой работы с одаренными и положительно мотивированными

учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способ-

ных и одаренных детей. Подготовка к олимпиадам осуществляется через систему

индивидуально-групповых занятий во внеурочное время. Основным мето-

дом развития интеллектуальных способностей на этих занятиях было и остаётся –

решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной слож-

ности.

4

Наши дети участвуют и завоёвывают призовые места в различных предметных

олимпиадах, всероссийских и международных интеллектуальных олимпиадах по

предметам и конкурсах различного уровня.

Также

немаловажное

значение

имеет

психологическая

подготовка

детей

к

олимпиадам. Ребенок не должен испытывать страх, волнение, так как это не самые

лучшие помощники. Уверенность в своих силах - вот залог спокойствия. Ведь глав-

ное - не победить, а достойно выступить.

В целом работа с одаренными и положительно мотивированными детьми

представляется достаточно интересной и перспективной, направленной на дальней-

шее развитие .

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-коллективную систему обучения;

-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

-исследовательские методы в обучении;

-проектные методы обучения;

-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых

и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии и др.

5



В раздел образования