Напоминание

Читательский дневник как средство приобщения ребенка к чтению и развития письменной речи


Автор: Садыкова Клара Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ Краснохолмская СОШ №3
Населённый пункт: с.Краснохолмский– Респ.Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Читательский дневник как средство приобщения ребенка к чтению и развития письменной речи
Дата публикации: 11.10.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Читательский дневник как средство приобщения ребенка к чтению

и развития письменной речи

Младшие школьники, как правило, очень живо и охотно делятся своими

впечатлениями

по

поводу

разнообразных

событий

жизни

устно.

Но

как

только

ребенок

получает

задание

написать

о

том,

как

провел

летние

каникулы, как поздравил маму с праздником, как сходил в поход, у него

опускаются

руки.

Ему

трудно

начать

текст,

подобрать

нужные

слова,

оформить

мысль

в

грамотную

конструкцию.

От

былой

экспрессии

не

остается

буквально

ничего.В

результате,

трансформируясь,

насыщенный

деталями и эмоционально окрашенный устный рассказ становится сухим в

письменной форме: Я очень хорошо провел лето. Я ездил на море. Там я

купался, гулял и много играл с друзьями. Было весело. Мне понравились мои

летние каникулы.

Довольно часто даже ученики средней и старшей школы не в силах

преодолеть эти трудности.

А сочинение становится работой, к которой

школьники проникаются неприязнью.

Следовательно,

уроки

литературного

чтения

должны

быть

организованы таким образом, чтобы способствовать раскрепощению детской

речевой деятельности, формированию умения выражать свои мысли ярко и

образно, стремлению выразить себя в письменной речи. С нашей точки

зрения, ведение читательского дневника является одной из эффективных

форм работы, которая ориентирована на решение подобных задач. Он может

стать настоящим помощником в развитии ребенка, научить его думать и

формулировать

высказывания,

отработать

навыки

грамотной

и

красивой

речи, приучить искать и находить причину и следствие, отделять главное от

второстепенного. Изначально задача читательского дневника- это научить

ребенка

пересказу,

формировать

читательскую

культуру,

интересы

и

предпочтения.

Что такое читательский дневник? Читательский дневник представляет

собой записи ребенка о прочитанных им произведениях. Его заполнение ни в

коем

случае

не

должно

стать

обременением

для

ребенка.

Учитель

представляем

эту

тетрадь

как

место,

где

будут

храниться

мысли,

переживания, впечатления о том, что детям посчастливилось прочитать.

Чаще

всего

для

этих

целей

используется

тетрадь,

которую

расчерчивают

в

виде

таблицы.

Иногда

учителя

применяют

читательский

дневник как некий журнал, где ребенок лишь фиксирует, какой материал

прочитал. (Таблицы 1).

Таблица 1 Читательский дневник. Форма №1.

№Ф.И.О.писателя

Название

произведения

Главные герои

Дата чтения

Подпись

родителей

1

Однако, с нашей точки зрения, нацеленный на заполнение данных

столбцов дневник не способен реализовать всего потенциала, заложенного в

подобной

работе.

Его

можно

порекомендовать

использовать

в

период

обучения грамоте или на всем протяжении обучения в первом классе, когда у

детей недостаточно сформирован навык письма.

В

читательском

дневнике,

кроме

имени

автора

и

названия

произведения,

могут

быть

отражены

главные

герои,

краткое

описание

событий, описание понравившегося фрагмента, размышления о том, чему

учит произведение. С особенным желанием дети создают иллюстрации на

страницах дневника.

Таблица 2. Читательский дневник. Форма № 2

№автор. Название

О

ч е м

произведение?Кто

его герои?

Ч е м у

у ч и т

произведение?

Пословицы, поговорки

Что мне понравилось?

1

Конечно, в первый раз отзыв о произведении лучше всего подготовить

совместно.

Ученики

в

классе

или

ома

читают

произведение.

Учащимся

заранее сообщается о том, что они будут составлять письменный отзыв-

сочинение о нем.

На уроке проводится подробная беседа о книге, кратко

излагается сюжет, описываются главные действующие лица, прочитываются

отдельные

небольшие

отрывки,

анализируется

содержание.

Учащиеся

говорят, что им особенно понравилось, беседуют о героях, обосновывают

свое мнение. Детей следует ознакомить с несколькими образцами отзывов о

прочитанной книге, обсудить их.

Остановимся

на

героях.

Ученикам

следует

указать

главных.

Это

довольно

сложно,

если

их

много.

Помочь

отделить

главных

от

второстепенных можно наводящими вопросами : «Кто из героев действует от

начала до конца произведения?» «Чьи действия самые важные?» «Без кого

рассказ не был бы написан?» «Какого героя нужно убрать чтобы серьёзно

изменилось событие?»

Затем

составляется

коллективный

отзыв,

записывается

на

доске,

обсуждается, обязательно редактируется, а затем переписывается в тетради с

возможными дополнениями и изменениями.

Отзыв о прочитанной книге – это свободное сочинение. Здесь была бы

вредна какая либо общая схема, невозможен единый образец. Детские отзывы

разнообразны.

Тем

не

менее

можно

выделить

несколько

типов,

которые

встречаются в школе.

Самым простым отзывом, лучше сказать аннотацией, является пересказ

содержания

произведения.

Школьники

еще

не

умеют

давать

оценку

прочитанному. Такой отзыв всё же, безусловно полезен. Эта работа близка

изложению и так же, как и этот вид работы, ориентирован на развитие

связной

речи.

Но

следует

обучать

детей

«шлифовать»

созданный

ими

черновой вариант текста, освобождать его от избытка деталей, нацелевать его

на краткое изложение событий. После обсуждения каждой части

следует

попросить

учеников

постараться

передать

её

1-2

предложениями.

Необходимо обсудить все варианты, подискутировать, почему те или иные

события могут быть опущены, а другие – обязательно включены. Затем также

на доске записывается получившийся текст и снова редактируется.

Продемонстрируем конкретнее, как происходит отбор событий: «Какие

события важные, а какие нет?» Желательно, чтобы ребенок сам порассуждал

на эти темы. Затем нужно постараться вместе с ребенком связать события и

повороты своими словами.

Первую запись нужно обязательно сделать в

черновик. Характеристики главных героев тоже нужно определить в ходе

беседы,

связав

их

с

поступками

и

событиями.

Последним

абзацем

по

рекомендациям

педагогов

должно

идти

несколько

предложений,

выражающих отражение ребенка к прочитанному.

Часто дети передают в своих отзывах не весь сюжет, а один эпизодов,

понравившийся

им.

Такой

отзыв

уже

содержит

простейшую

оценку

прочитанного : школьник выделяет из всего сюжета то, что, по его мнению,

заслуживает наибольшего внимания.

Во многих отзывах дается элементарная характеристика одного или

нескольких

героев

прочитанной

книги,

т.е.

рассказывается

о

том,

какие

поступки,

подвиги

героев

взволновали

читателя.

В

то

же

время

дети

высказывают свое презрение к врагам и предателям , возмущение подлостью,

лживостью отрицательных персонажей. В отзывах такого типа читательские

оценки выражаются вполне ясно и определенно.

Наиболее развитые и начитанные дети пишут отзывы, в которых есть

сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из

других книг и из жизни. Такие отзывы очень интересны. В них встречаются

обобщения, а иногда и яркие образы.

Наибольший интерес представляют отзывы, в которых речь идет не об

одном, а о ряде произведений одного писателя или даже разных писателей.

Об одном произведении писателя говорится подробнее.

Такие

работы

разнообразны,

самостоятельны,

в

них

отражается

начитанность школьника, его умение обосновывать свое мнение, обобщать.

Выделять главное.

Другой

проблемой,

портящей

впечатление

даже

от

интересно

написанной работы, является её речевая грамотность. Это тоже один из

критериев

оценки

экзаменационных

работ.

Проблема

это

большая,

разнообразная,

остановимся

на

одном

из

моментов,

не

требующих

титанических усилий по её устранению.

Следует

сказать

о

наиболее

распространенных

ошибках.

Довольно

часто в своих аннатациях и отзывах ученики допускают повторы- часто

повторяющихся

словах: Мальчик пришел домой голодный и попросил маму

покормить

его. Мама принесла ему тарелку. Там была лапша с пенками.

Мальчик её не любил и сказал, что есть её не будет. Мама разозлилась на

него.

Существует несколько приемов, помогающих решить эту проблему.

Следует вести специальную тетрадь синонимов. Обозначьте слово, например

«автор» и вместе с ребенком подберите к нему максимум синонимов, можно

со словарем (писатель, создатель, рассказчик). Составьте примерный список

таких, часто встречающихся слов и запишите синонимические ряды ко всем.

Приучите ребенка каждый раз после написания текста проверять его на

повторяющиеся слова и заменять их подходящими из имеющихся рядов.

При обсуждении прочитанного просите ребенка подобрать сравнение,

спрашивайте на что похоже то или иное явление, проводите аналогии по

различным признакам. Например «белый,как снег», «зеленый, как трава»,

«высокий, как небо». Потом можно усложнять задачу.

Обязательно приучите ребенка читать вслух, написанное им. Именно

так ярче всего видно качество проделанной работы: речевая грамотность,

стилистическая

выдержанность,

логическая

по следовательно сть

предложений.

И,

конечно,

обязательно

слушайте

его

и

давайте

положительную оценку. Отмечайте собственный путь ребенка, подчеркните,

что прогресс очевиден.

Литература

1.

Гриценко,

З.А.

Детская

литература.

Методика

приобщения

детей

к

чтению: Учеб.пособие для студ.фак.дошк. воспитания высш.пед.учеб.

заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320с.

2.

Никиров, А.Н. Сказка, ее бытование и носители. –М., 1930. – 269с.

3.

Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.: Изд-ва ЛГУ,

1986. – 364с.



В раздел образования