Напоминание

"Первый снег"


Автор: Быкова Инна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кольцовская СОШ"
Населённый пункт: Вурнарского района Чувашской Республики
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Первый снег"
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка внеклассного мероприятия

на тему:

«Первый снег»

Цели:

-

Учить

детей

обобщениям,

продолжить

работу

по

углублению

представлений учащихся о снеге.

-

учить

чувствовать

и

понимать

красоту

окружающего

мира,

поэзию,

живопись, музыку;

-

учиться выражать свой эмоциональный настрой через рисунок и са-

мовыражение в музыке.

Оборудование: мультимедийная презентация, репродукции картин о снеге, проектор, экран,

компьютер, бумажные снежинки.

Ход мероприятия

Учитель: Чтобы узнать куда же мы сегодня отправляемся, надо отгадать загадки:

1)

Белой стайкой мошкарьё

Вьется, кружится с утра.

Не пищат и не кусают

Просто так себе летают (снежинки).

2)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту (снег)

Учитель:

С е г о д н я

м ы

о т п р а в л я е м с я

в Путешествие

за

первым

снегом.

С малых лет всем известно, что в холодное время года вместо дождя идет снег.(Слайд 1)

- А знаете ли вы, как образуется снег?

«Конечно», - скажите вы.

Ученик 1: Водяной пар поднимаясь высоко в небо, где очень холодно, начинает замерзать и

превращается в крохотные ледяные кристаллики. эти кристаллики начинают перемещаться в

воздухе во всех направлениях. Постепенно кристаллики прилипают друг к другу, а когда

становятся большими, они начинают медленно опускаться к земле. Это и есть снежинки. (Слайд

2)

Учитель: В этом году первый снег нас особенно удивил и выпал в самый неожиданный момент.

Кто назовет дату, когда выпал первый снег? (30 сентября).

Учитель: Ну что ж, продолжим наше путешествие. На уроках чтения в октябре мы с вами

познакомились со стихами Ф.Тютчева, А.Фета, И.Никитина, И.Сурикова о первом снеге. Вам

было дано задание подобрать стихи других поэтов о первом снеге. Сейчас мы вспомним стихи

этих поэтов о первом снеге.

Тает первый снег

Тает, тает

Первый снег.

А ведь падал, как навек:

Шел и шел он мимо окон

Целых первых два урока.

Посветлело в классе нашем,

Стал он тихим и домашним,

Стал еще белее мел,

Математик подобрел...

Тает первый снег, сдается,

1

Во дворе уже болотце...

В день второго снегопада

Будет школа так же рада.

Но полюбится всех больше,

Будет помнится всех дольше

Этот самый

Не навек

Первый снег.

***

Начало зимы

Утром ранним я проснулся,

С наслажденьем потянулся,

Подошел к окну — и вдруг! —

Первый снег летит вокруг!

Вот так чудо!

Вот так сказка!

Вспомнил я свои салазки.

С гор катанье, крики, визги,

От снежков разбитых брызги...

Только стал снежок редеть,

Перестал совсем лететь,

На земле вконец увял,

Прослезился и... пропал.

(В.Павлов)

***

Первый снег

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает , ложится.

И под утро снегом

Поле забелело.

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес. Что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки

Солнце светит мало

Вот пришли морозы

И зима настала. (И.Суриков)

***

Первый снег пушистый, белый,

Как котёнок озорной,

В вышине игру затеял

С ярко-рыжею листвой:

Щекотал её и шлёпал,

И кружился на ветру;

Таял у оконных стёкол,

Удивляя детвору...

Этим утром, хмурым утром,

Первый снег (я не совру!)

В гости к нам пришёл как будто,

2

И пришёлся ко двору!..

Ученик 1: Мы замечали, что когда идешь по свежему снегу, он скрипит. Это ломаются мелкие

хрусталики льда из которых состоят снежинки. (Слайд 3)

Ученик 2: Ученые выделили девять основных форм снежинок и дали им названия: пластинка,

звездочка, столбик, игла, лучик, еж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная.

(Слайд 4)(Показ рисунков)

Ученик 3: Снежинки – одно из самых прекрасных явлений природы. Человеку пришлось бы

немало потрудиться, чтобы создать форму, которая могла бы сравниться по красоте с формой

снежинки. (Слайд5)

Ученик 4: В снегопад на землю падают миллионы снежинок, но среди них никогда не

встретишь двух одинаковых. (Слайд 6)

Учитель: -Ребята, а почему нельзя встретить одинаковые снежинки?

Ученик 4: Потому что кристаллы воды замерзают по-разному.

Ученица.

- А я люблю наблюдать за снежинками.

Летит снежиночка.

Как дева чистая.

Легка пушиночка

Дрожит лучистая.

Возьму снежиночку

Ладошкой тёплою

Всплакнёт пушиночка

Слезинкой звёздною.

Не плачь, красивая

Снежинка, милая.

Лети, прекрасная

Как солнце ясное.

Песня «Белые снежинки»

Учитель: - Ребята, а вы много раз наблюдали за снегом и какого же он цвета?

Ученик 1: Все снежинки бесцветные, но они кажутся нам белыми, потому что грани снежинки

отражают свет. (Слайд 7)

Ученик 2: Разве снег, с высот летящий

На поля, холмы и чащи

Под лучами взор слепящий,

Под полозьями скрипящий,

Разве он, как мёртвый мел,

Только бел, бел, бел?

Ученик 3: Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно - розов,

Он вдали – в тени, в низине –

Голубой и даже синий,

А когда закат огнями

Запылает,

Он и сам,

3

Как раскинутое знамя,

Пламенеет по холмам.

Ученик 4: А луна взойдет – и разом

Миллиардами алмазов

Поле всё запорошит,

Цветом радуг задрожит (Н. Браун)

Ученик :

- Знаете ли вы, что снег не всегда бывает белым? Во многих регионах мира людям

приходилось

видеть

его

красным,

зелёным,

голубым

и

даже

черным!

Причиной

подобного

разнообразия

цветов

являются

крошечные

бактерии,

а

так

же

пыль,

содержащаяся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на земную

поверхность.

Учитель: - А теперь послушаем выступление дикторов нашего классного телевидения «Что

мы знаем о снеге?».

Ученица: Добрый день. А знаете ли вы, что есть даже такая наука, которая изучает свойства

снега

и

льда,

называется

она

Гляциология.

Ученые

гляциологи

делают

портреты

снежинок. Сфотографировать снежинку можно только специальным фотоаппаратом,

такие имеются только у гляциологов. (Слайд 8)

Ученик: Человеком, который всю жизнь посвятил изучению снежинок стал Уилсон Бентли. Он

первый заснял снежный кристаллик на пленку. Известный как «Человек- снежинка», он

сделал

более

пяти

тысяч

фото

снежинок.

В

19

веке

он

получил

международное

признание за свою работу в сфере микрофотографии. (Слайд 9)

Ученица: Снег очень изменчивый по своему состоянию. Он может быть мокрым и сухим.

Сухой

пушистый

снег

легко

переносится

ветром,

словно

метлой

снежную

пыль

поднимает.

Так

и

называют

ветер

со

снегом

метелью.

Иногда,

в

народе,

метель

называют вьюгой. (Слайд 10)

Ученик: Если разыгралась сильная метель, да пошел снег – то это уже снежная буря. В разных

местах ее называют по разному, где буран, где пурга. (Слайд 11)

Ученица: Если снегопад и метель идут несколько дней, то сугробы могут образовать снежные

заносы, преграждающие путь машинам и поездам. (Слайд 12)

Ученик: Но вот отшумела метель и на улице оставила наметенные ветром большие кучи снега

– сугробы. (Слайд 13)

Ученица: Но не только неприятности приносит снег. Велика от него и польза. Снег проходя

сквозь воздух городов очищает его. (Слайд 14)

Ученик: Как шубой укрывает снег землю. Снег не пропускает исходящее от земли тепло. Под

ним не замерзают травы, посевы. Мелкие зверюшки согреваются в своих норках, плохо

им, когда долго не ложится снежный покров. (Слайд 15)

Ученица: Это свойство снега не пропускать тепло используют и эскимосы, строя из снега свое

жилище – иглу. (Слайд 16)

Ученик: Во время оттепели, когда снег начинает таять из снега легко лепить фигурки зверей,

снежную бабу, играть в снежки, сооружать крепости. (Слайд 17)

Ученица: Взрослые проводят различные фестивали и конкурсы снежных скульптур. (Слайд 18)

Ученик: На этом наше сообщение закончено. Спасибо за внимание! (Слайд 19)

Физминутка

Снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

4

Учитель: - Можно ли сказать, что снежинки можно изобразить звуками? Сейчас мы

прослушаем отрывок из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» Вальс снежных

хлопьев.

- Какие картины возникли в вашем воображении, когда вы слушали музыку?

Учитель: Многие художники создали прекрасные пейзажи с изображением первого снега.

Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. (На доске)

Учитель: - Разделимся на две команды и поиграем в Загадалки:

Задание 1: 1. Какое здесь слово лишнее? Вьюга, пурга, пороша, стужа, позёмка, метель,

снегопад, иней, изморозь, снег? (стужа)

2. Атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющих собою кристаллики льда?

(снег)

3. Слой только что выпавшего снега (пороша)

4. Масса снега, стремительно движущаяся с гор (лавина)

5. Наметённая ветром большая куча снега ( сугроб)

6. Выпадение снега (снегопад)

Учитель: - Пришло время вспомнить сказки, в которых упоминалось о снеге или

снежинках.

Задание 2: (Групповая работа) Прочитать отрывок из сказки, подумать и сказать, как

называется сказка, кто автор сказки (по возможности)

Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: двери, и окошки, и пол ледяные, а по

стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как

брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а

делать было нечего.

Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб Старику было мягче спать, а меж тем у ней,

бедной, руки окостенели и пальчики побелели….

(Мороз Иванович)

Пошел снег, и каждая снежинка для неё то же, что для нас целая лопата снега; мы ведь

большие, а она всего-то с дюйм!

(Дюймовочка)

За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и

начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый

тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна, так

нежна, вся из ослепительного белого льда и все же живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в

них не было ни теплоты, ни кротости…..

(Снежная королева)

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу

поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё думают… Вышли они на

огород и принялись дочку из снега лепить….

(Снегурочка)

Задание 3: (Индивидуальная работа) Собрать пословицу о снеге.

Где зима без снега - там и лето без хлеба.

Будет снег глубок - будет и год хорош.

Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.

Пусть снег холодный, а от стужи укрывает.

Как ни мойся, а белее снега не будешь.

Учитель: Тихо-тихо, как во сне, падает на землю снег.

С неба всё скользят пушинки – серебристые снежинки.

Кружатся над головою каруселью снеговою.

На просёлки, на лужок так и падает снежок.

Землю белой, чистой, нежной застелил постелью снежной.

5

Вот веселье для ребят – всё сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в снежки.

А давайте напоследок поиграем в снежки прямо здесь!

В конце мероприятия дети дарят всем снежки из ниток.

6



В раздел образования