Напоминание

"Художественно–эстетическое воспитание детей дошкольного возраста."


Автор: Шеметова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №172 "Радуга"
Населённый пункт: г,Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Художественно–эстетическое воспитание детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Художественно-эстетическое воспитание детей

дошкольного возраста.

Одна

из

важнейших

задач

воспитания

маленького

ребенка

это

развитие

его

ума,

формирование

таких

мыслительных

умений

и

способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой

задачи

и

должны

быть

направлены

содержание

и

методы

подготовки

мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти

задачи

реализуются

в

процессе

разнообразных

видов

детской

деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-

эстетического

воспитания».

Этот

раздел

включает

ознакомление

детей

с

искусством,

эстетику

развивающей

среды,

изобразительную

деятельность

(рисование,

лепка,

аппликация),

культурно

досуговую

деятельность,

конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее

оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей

детей.

Основой

художественно-эстетического

воспитания

является

искусство и окружающая жизнь.

Взаимосвязь

художественно-творческой

деятельности

самих

детей

с

воспитательно-образовательной

работой,

дающей

разнообразие для развития восприятия, образных представлений,

воображения и творчества.

Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов

художественно-творческой деятельности, способствующая более

глубокому

эстетическому

осмыслению

действительности,

искусства

и

собственного

художественного

творчества;

формированию

образных

предст авлений,

о б р а з н о го

ассоциативного мышления и воображения.

Уважительное

отношение

к

результатам

творчества

детей,

широкого

включения

их

произведений

в

жизнь

дошкольного

образовательного учреждения.

Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по

разным направлениям эстетического воспитания.

Обеспечение

преемственности

в

художественно-эстетическом

воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а

также между детским садом и начальной школой.

Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй.

Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как

классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего

возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в

трех направлениях.

Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу,

искусство – как классическое, так и народное. Знакомство с современным

искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание

детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

Первое

направление

искусство,

в

том

числе

народное,

включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть

эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать

музыка,

а

произведения

изобразительного

искусства

используются в оформлении дошкольного учреждения.

Второе

направление

искусство

составляет

содержание

образования:

детей

знакомят

с

разными

видами

искусства,

с

событиями,

явлениями,

объект ами,

р а с к р ы ва е м ы м и

художниками,

музыкантами,

писателями

и

поэтами

в

их

произведениях;

с

выразительными

средствами,

позволяющими

создавать яркие образы действительности.

Третье направление – искусство используется в разных видах

художественной

деятельности,

служит

развитию

детского

художественного

творчества.

Образы

искусства

являются

эталоном прекрасного.

Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное

развитие детей дошкольного возраста.

Ознакомление

с

искусством

в

детском

саду

начинается

с

раннего

возраста, и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Задача

художественного

воспитания

развитие

художественного

восприятия,

чувств

и

эмоций,

воображения,

мышления,

памяти,

речи:

приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование

интереса

к

произведениям

искусства;

развитие

творческих

способностей

детей

в

разных

видах

художественного

творчества;

формирование

основ

художественно- эстетической культуры личности.

Содержание художественного воспитания включает, в том числе знания

и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором, изделия

художественных промыслов, народным костюмом.

Постепенно

диапазон

народных

художественных

промыслов

расширяется.

Для

восприятия

и

понимания

детям

наиболее

доступны

народная

игрушка

(филимоновская,

богородская,

дымковская,

каргопольская),

народные игрушки – забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети

легко

могут

действовать,

а

также

народные

детские

песенки,

песенки

-

потешки, хороводы, народные игры и т.д.

На занятиях по ознакомлению с народным искусством, во второй его

части

-

после

рассказа

и

показа,

воспитатель

предоставляет

детям

возможность

заняться

продуктивной

деятельностью:

украсить

бумажные

игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо

промысла; можно изготовить подарки и расписать их.

Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие этапы:

Общее

знакомство

с

видами

искусства

(показ,

слушание

произведений или исполнение их взрослым, детьми; выделение

основного

средства

выразительности,

например

звука,

слова,

движения, цвета).

Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства.

Рассказ о материалах и предметах, использующихся для создания

образа, их показ.

Показ

работ

данного

вида

искусства

(показ

отличительных

особенностей).

Знакомство с работами разных авторов, творивших в одном и том

же виде искусства.

Сравнение

разных

работ

искусства,

выделение

особенностей

изображения предметов и явлений в разных видах искусства.

Подведение детей к выделению работ искусства в окружающем

мире;

объяснение

необходимости

их

сохранения

и

бережного

отношения к ним.

Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его

видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей

детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний

об искусстве детей учат сравнивать работы одного Ии разных жанров, а

также работы разных видов искусства. Завершается работа формированием

понятия «искусство» как отражения окружающего мира в художественных

образах.

Знакомить с декоративно – прикладным искусством можно начинать со

второй младшей группы (3 - 4 года). Дети этого возраста могут рисовать,

лепить

отдельные

предметы,

создавать

аппликации

из

готовых

форм,

передавать

несложный

сюжет,

украшать

силуэт

предмета,

вырезанного

воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашка, блюдце).

Знакомство детей с дымковской, филимоновской игрушкой обогатит их

представления о прекрасном и вызовет интерес к украшению предметов,

поэтому

следует

побудить

их

любоваться

игрушкой,

а

также

обращать

внимание на яркие цветовые образы, причем не только в народной игрушке,

но и на картинках, иллюстрациях. Детей учат украшать различные силуэты,

например: юбку дымковской барышни, платочек, варежки, чашки и т.д. Для

росписи доступными им элементами дымковской техники (линии, точки,

пятнышки, клетки).

Детей пятого года жизни продолжают знакомить с изделиями народного

искусства:

дымковской,

филимоновской

игрушкой,

городецкой

росписью.

Они

уже

способны

не

только

воспринимать

роспись,

цветовой

строй,

композицию,

элементы

узора,

но

и

сами

рисовать

простые

элементы,

украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные педагогом

из

бумаги

силуэты.

Вначале

нужно

показать

детям

несколько

разных

дымковских

фигурок,

вместе

с

ними

рассмотреть

их,

определить

их

характерные

особенности

(белый

фон,

яркие,

разноцветные

узоры),

составные

части

узора

(линии

широкие

и

тонкие,

прямые

и

волнистые,

пятнышки,

точки,

клеточки,

кольца,

круги

и

т.д.).

Затем

детей

следует

познакомить с филимоновской росписью, научить выделять её особенности

(роспись

по

белому

фону

зелеными,

красными

и

золотыми

елочками,

линиями,

солнышками

и

др.).

Целесообразно

предоставлять

детям

возможность оформлять силуэты предметов быта (посуды, одежды и т.д.).

С целью развития декоративного творчества в старшей группе нужно

продолжать

знакомить

дошкольников

с

изделиями

народного

искусства,

углублять

их

знания,

создавать

изображения

по

мотивам

народной

декоративной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь

разнообразия

используемых

элементов

и

тщательности

исполнения.

Для

этого при рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее

не

замечаемые

ими

элементы.

Их

знакомят

с

городецкой

росписью,

её

цветовым решением. По мере освоения городецкой росписи можно начать

знакомить детей хохломской росписью.

На

занятиях

по

декоративно

прикладной

деятельности

в

подготовительной

группе

следует

продолжать

формировать

у

детей

представление

об

искусстве

народных

мастеров.

На

основе

всей

предшествующей работы к этому возрасту они уже способны не только

воспринимать произведения народного декоративно-прикладного искусства,

но и создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла в

последовательности. Для освоения и творческого воплощения (для передачи

в

изобразительной

деятельности)

детям

доступны

такие

промыслы,

как

хохломская, жостовская, городецкая, гжельская роспись и др.

Дети

могут

создавать

декоративные

композиции

в

рисунке,

лепке,

аппликации как по мотивам народных промыслов, так и по собственному

замыслу. Им надо дать понять, что при создании декоративных композиций

можно использовать глину, бересту, бумагу, ткань, дерево, стекло, металл и

другие

материалы.

Это

развивает

представление

детей

о

народном

декоративно-прикладном

искусстве

в

целом,

художественный

вкус,

эстетические

интересы.

Создание

декоративных

изделий

способствует

развитию

чувства

формы,

цвета,

ритма,

композиции;

позволяет

понять

выразительные средства народных промыслов, их специфику.

Знакомить

детей

с

народным

декоративно-прикладным

искусством

необходимо прежде всего на подлинных предметах – изделиях народных

мастеров. Можно использовать художественные альбомы, таблицы, а также

специально разработанные для дошкольных учреждений альбомы – тетради

по народному искусству.



В раздел образования