Автор: Шеметова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №172 "Радуга"
Населённый пункт: г,Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Художественно–эстетическое воспитание детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Художественно-эстетическое воспитание детей
дошкольного возраста.
Одна
из
важнейших
задач
воспитания
маленького
ребенка
–
это
развитие
его
ума,
формирование
таких
мыслительных
умений
и
способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой
задачи
и
должны
быть
направлены
содержание
и
методы
подготовки
мышления дошкольника к школьному обучению.
Эти
задачи
реализуются
в
процессе
разнообразных
видов
детской
деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.
Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-
эстетического
воспитания».
Этот
раздел
включает
ознакомление
детей
с
искусством,
эстетику
развивающей
среды,
изобразительную
деятельность
(рисование,
лепка,
аппликация),
культурно
–
досуговую
деятельность,
конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.
Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее
оптимально будет осуществляться при следующих условиях:
Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей
детей.
Основой
художественно-эстетического
воспитания
является
искусство и окружающая жизнь.
Взаимосвязь
художественно-творческой
деятельности
самих
детей
с
воспитательно-образовательной
работой,
дающей
разнообразие для развития восприятия, образных представлений,
воображения и творчества.
Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов
художественно-творческой деятельности, способствующая более
глубокому
эстетическому
осмыслению
действительности,
искусства
и
собственного
художественного
творчества;
формированию
образных
предст авлений,
о б р а з н о го
ассоциативного мышления и воображения.
Уважительное
отношение
к
результатам
творчества
детей,
широкого
включения
их
произведений
в
жизнь
дошкольного
образовательного учреждения.
Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по
разным направлениям эстетического воспитания.
Обеспечение
преемственности
в
художественно-эстетическом
воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а
также между детским садом и начальной школой.
Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй.
Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как
классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего
возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в
трех направлениях.
Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу,
искусство – как классическое, так и народное. Знакомство с современным
искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание
детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.
Первое
направление
–
искусство,
в
том
числе
народное,
включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть
эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать
музыка,
а
произведения
изобразительного
искусства
используются в оформлении дошкольного учреждения.
Второе
направление
–
искусство
составляет
содержание
образования:
детей
знакомят
с
разными
видами
искусства,
с
событиями,
явлениями,
объект ами,
р а с к р ы ва е м ы м и
художниками,
музыкантами,
писателями
и
поэтами
в
их
произведениях;
с
выразительными
средствами,
позволяющими
создавать яркие образы действительности.
Третье направление – искусство используется в разных видах
художественной
деятельности,
служит
развитию
детского
художественного
творчества.
Образы
искусства
являются
эталоном прекрасного.
Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное
развитие детей дошкольного возраста.
Ознакомление
с
искусством
в
детском
саду
начинается
с
раннего
возраста, и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.
Задача
художественного
воспитания
–
развитие
художественного
восприятия,
чувств
и
эмоций,
воображения,
мышления,
памяти,
речи:
приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование
интереса
к
произведениям
искусства;
развитие
творческих
способностей
детей
в
разных
видах
художественного
творчества;
формирование
основ
художественно- эстетической культуры личности.
Содержание художественного воспитания включает, в том числе знания
и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором, изделия
художественных промыслов, народным костюмом.
Постепенно
диапазон
народных
художественных
промыслов
расширяется.
Для
восприятия
и
понимания
детям
наиболее
доступны
народная
игрушка
(филимоновская,
богородская,
дымковская,
каргопольская),
народные игрушки – забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети
легко
могут
действовать,
а
также
народные
детские
песенки,
песенки
-
потешки, хороводы, народные игры и т.д.
На занятиях по ознакомлению с народным искусством, во второй его
части
-
после
рассказа
и
показа,
воспитатель
предоставляет
детям
возможность
заняться
продуктивной
деятельностью:
украсить
бумажные
игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо
промысла; можно изготовить подарки и расписать их.
Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие этапы:
Общее
знакомство
с
видами
искусства
(показ,
слушание
произведений или исполнение их взрослым, детьми; выделение
основного
средства
выразительности,
например
звука,
слова,
движения, цвета).
Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства.
Рассказ о материалах и предметах, использующихся для создания
образа, их показ.
Показ
работ
данного
вида
искусства
(показ
отличительных
особенностей).
Знакомство с работами разных авторов, творивших в одном и том
же виде искусства.
Сравнение
разных
работ
искусства,
выделение
особенностей
изображения предметов и явлений в разных видах искусства.
Подведение детей к выделению работ искусства в окружающем
мире;
объяснение
необходимости
их
сохранения
и
бережного
отношения к ним.
Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его
видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей
детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний
об искусстве детей учат сравнивать работы одного Ии разных жанров, а
также работы разных видов искусства. Завершается работа формированием
понятия «искусство» как отражения окружающего мира в художественных
образах.
Знакомить с декоративно – прикладным искусством можно начинать со
второй младшей группы (3 - 4 года). Дети этого возраста могут рисовать,
лепить
отдельные
предметы,
создавать
аппликации
из
готовых
форм,
передавать
несложный
сюжет,
украшать
силуэт
предмета,
вырезанного
воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашка, блюдце).
Знакомство детей с дымковской, филимоновской игрушкой обогатит их
представления о прекрасном и вызовет интерес к украшению предметов,
поэтому
следует
побудить
их
любоваться
игрушкой,
а
также
обращать
внимание на яркие цветовые образы, причем не только в народной игрушке,
но и на картинках, иллюстрациях. Детей учат украшать различные силуэты,
например: юбку дымковской барышни, платочек, варежки, чашки и т.д. Для
росписи доступными им элементами дымковской техники (линии, точки,
пятнышки, клетки).
Детей пятого года жизни продолжают знакомить с изделиями народного
искусства:
дымковской,
филимоновской
игрушкой,
городецкой
росписью.
Они
уже
способны
не
только
воспринимать
роспись,
цветовой
строй,
композицию,
элементы
узора,
но
и
сами
рисовать
простые
элементы,
украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные педагогом
из
бумаги
силуэты.
Вначале
нужно
показать
детям
несколько
разных
дымковских
фигурок,
вместе
с
ними
рассмотреть
их,
определить
их
характерные
особенности
(белый
фон,
яркие,
разноцветные
узоры),
составные
части
узора
(линии
широкие
и
тонкие,
прямые
и
волнистые,
пятнышки,
точки,
клеточки,
кольца,
круги
и
т.д.).
Затем
детей
следует
познакомить с филимоновской росписью, научить выделять её особенности
(роспись
по
белому
фону
зелеными,
красными
и
золотыми
елочками,
линиями,
солнышками
и
др.).
Целесообразно
предоставлять
детям
возможность оформлять силуэты предметов быта (посуды, одежды и т.д.).
С целью развития декоративного творчества в старшей группе нужно
продолжать
знакомить
дошкольников
с
изделиями
народного
искусства,
углублять
их
знания,
создавать
изображения
по
мотивам
народной
декоративной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь
разнообразия
используемых
элементов
и
тщательности
исполнения.
Для
этого при рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее
не
замечаемые
ими
элементы.
Их
знакомят
с
городецкой
росписью,
её
цветовым решением. По мере освоения городецкой росписи можно начать
знакомить детей хохломской росписью.
На
занятиях
по
декоративно
–
прикладной
деятельности
в
подготовительной
группе
следует
продолжать
формировать
у
детей
представление
об
искусстве
народных
мастеров.
На
основе
всей
предшествующей работы к этому возрасту они уже способны не только
воспринимать произведения народного декоративно-прикладного искусства,
но и создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла в
последовательности. Для освоения и творческого воплощения (для передачи
в
изобразительной
деятельности)
детям
доступны
такие
промыслы,
как
хохломская, жостовская, городецкая, гжельская роспись и др.
Дети
могут
создавать
декоративные
композиции
в
рисунке,
лепке,
аппликации как по мотивам народных промыслов, так и по собственному
замыслу. Им надо дать понять, что при создании декоративных композиций
можно использовать глину, бересту, бумагу, ткань, дерево, стекло, металл и
другие
материалы.
Это
развивает
представление
детей
о
народном
декоративно-прикладном
искусстве
в
целом,
художественный
вкус,
эстетические
интересы.
Создание
декоративных
изделий
способствует
развитию
чувства
формы,
цвета,
ритма,
композиции;
позволяет
понять
выразительные средства народных промыслов, их специфику.
Знакомить
детей
с
народным
декоративно-прикладным
искусством
необходимо прежде всего на подлинных предметах – изделиях народных
мастеров. Можно использовать художественные альбомы, таблицы, а также
специально разработанные для дошкольных учреждений альбомы – тетради
по народному искусству.