Напоминание

"Значение упущенного и неупущенного времени в педагогической практике"


Автор: Азарова Инна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ ДУМ СПб Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Значение упущенного и неупущенного времени в педагогической практике"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Значение упущенного и неупущенного времени в педагогической практике»

Статья педагога дополнительного образования, руководителя театральной студии «BIBABO»

ГБНОУ ДУМ СПб на

площадке «Радиотехнический колледж»

И.А.Азаровой.

Аннотация

В

статье

говорится

о

том,

как

важно

в

работе

со

студентами,

от

16

до

22

лет,

вовремя

выполнять педагогические функции, которые влияют на формирование личности молодого

человека и способствуют его творческому и личностному развитию. Этот вопрос рассмотрим

на примере постановки музыкально-поэтического спектакля «Про счастье».

Статья

предназначена

для

педагогов

дополнительного

образования

в

учреждениях

начального

и среднего

профессионального

образования,

а

также

в

высших

учебных

заведениях.

Ключевые слова: время, трудные подростки, спектакль, счастье, личность, дополнительное

образование, педагогическая практика.

«Да, свободного времени у нас достаточно.

Но есть ли у нас время подумать?»

1

Рей Бредбери.

Время играет значительную роль в работе с «трудными подростками», и именно проблема

упущенного времени, когда действие со стороны педагогов делается не вовремя или с опозданием.

Под «трудными подростками» мы подразумеваем тех молодых людей, которые не вписываются в

стандартную систему образования по тем или иным причинам: по семейным обстоятельствам, по

состоянию здоровья или ввиду особенностей развития личности. Почему мы делаем акцент на

времени?

Рассмотрим конкретные примеры не упущенного и упущенного времени. Осенью 2016 года, во

время

очередного

набора

детей

в

театральную

студию

«BIBABO»,

было

выбрано

восемь

подростков, которые выделялись из основной группы студийцев своими личностными качествами,

особенностями здоровья, а также непростыми семейными обстоятельствами. В процессе общения

с этими подростками и во время прохождения определённых тестов я узнала, что эти молодые

люди,

не

имея

опыта

в

творческой

деятельности,

испытывали

определенную

потребность

в

самовыражении. Мне, как педагогу, с одной стороны надо было найти способ для реализации их

творческого потенциала, при этом сделать этот процесс увлекательным для студентов. С другой

стороны, удовлетворить потребности образовательной организации в тематических мероприятиях.

Так

как

«Радиотехнический

колледж»

является

опытно

экспериментальной

площадкой

по

дополнительному образованию, нам, педагогам, дали определенную свободу в выборе материала и

1



Бредбери Р., роман «451 градус по Фаренгейту».

способе

его

реализации.

Администрация

Радиотехнического

колледжа

сделала

запрос

на

постановку

праздника

ко

Дню

матери.

Студентам

была

предложена

форма

музыкально-

поэтического

спектакля.

Студийцы

получили

возможность

самостоятельно

выбирать

темы

поэтических

произведений.

В

процессе

поиска

и

отбора

стихотворений

выяснилось,

что

их

интересуют такие темы как первая любовь, первая потеря, первая встреча, отношения с самим

собой и с другими, а также отношения с матерью, с отцом и социумом. Размышляя над этим, мы

назвали наш спектакль «Про счастье».

На следующем этапе обнаружилось следующее: каждый из участников был сам по себе яркой

личностью и не умел и, связи с этим, не хотел терпеть и принимать другого человека. Надо было,

попытаться

сплотится,

подружиться.

Этому

способствовал

поход

в

Летний

сад.

После

этого

похода, в котором мы гуляли, играли, дурачились, даже записали на видео интервью о том, что

такое любовь и любовь к матери, в частности. В результате возникли позитивные эмоции, которые

объединили нас. Появилось общее воспоминание. А фотографии с нашей совместной прогулки

использовались в декорационном оформлении спектакля «Про счастье».

Важным

этапом

стала

работа

над

постановкой:

подбор

материала,

встречи,

а

главное

-

репетиции.

Почти ежедневные встречи с подростками после уроков. Репетиции начинались с

совместного чаепития и свободного общения, что помогало студийцам перестроиться с учебного

процесса на творческую работу. Во время репетиций очень важно было выслушать каждого

участника процесса, а именно его трактовку того или иного стихотворения, и прийти к единому

мнению о реализации темы и главной идеи спектакля. Результатом этого этапа стал первый показ

спектакля «Про счастье». На премьеру были приглашены друзья, педагоги и родители.

Спектакль задумывался как действие, состоящее из двух частей. Первая часть -- актёрское

действие, выстроенное режиссером, а вторая – интерактивное общение со зрителем о современной

поэзии. Приятно удивил тот факт, что зритель, вдохновленный игрой актёров, стихами и музыкой

спектакля, включился в творческий процесс. Из зала выходили разные по типу и по возрасту люди

и читали стихи про своё счастье. Вечер закончился совместным чаепитием актёров со зрителем и

общением на самые разные темы.

После этого события произошел «поэтический бум» в театральной студии, буквально каждый

студиец начал читать и писать стихи! В социальных сетях молодые люди выкладывали стихи

известных авторов, а также поэтические произведения собственного сочинения.

Значимым

этапом

стал

этап

получения

обратной

связи

от

всех

участников

постановки.

Студийцам было очень важно узнать, как они выглядели, как они читали, получилось ли создать

свой собственный образ. Для меня, как для педагога, было важно узнать у подростков, что им дал

этот спектакль, какие новые чувства они испытали, какие навыки они приобрели за время работы

над постановкой. Ощущение счастья не покидало нас в эти дни. Оттого у нас появилось желание

закрепить результат и не останавливаться на достигнутом опыте.

Но этого не произошло. Здесь мы можем говорить об опасности, риске и последствии

упущенного времени. Что же пошло не так? Мероприятие было проведено, но мы не получили

обратной связи.

Люди, отвечающие за развитее деятельности студентов, не выполнили своё

обещание

поддержать

следующие

показы

этого

спектакля,

а

также

не

выразили

никакой

благодарности труппе. В связи с этим у нас сложилось чувство незавершённости, разочарования.

Как бы сказали наши коллеги психологи: «Гештальт не был завершен»

2

. Мы, как педагоги, тоже не

смогли вовремя приложить дополнительные усилия, чтобы исправить, или предотвратить эту

ситуацию. В результате на время прервалась возникшая, эмоциональная и духовная связь молодых

людей с нами, педагогами.

На

следующем

этапе,

в

процессе

постановки

нового

спектакля,

педагогам

и

студентам

пришлось

заново

восстанавливать

эмоциональные

и

дружественные

взаимоотношения.

Этот

процесс осложнялся тем, что подростки, как мы обозначили в начале, имели ярко выраженные

особенности

здоровья,

семейных

отношений,

характера

и

личности.

Очень

важно

было

не

допустить те же ошибок. Проблема заключалась в том, что время было упущено и те зачатки

творческой самореализации

молодых людей стали «увядать» без должной обратной связи и

оценки.

Я обратилась за помощью к психологам, а также проанализировала опыт педагогов института

Специальной

педагогики

и

психологии

Я.Н.

Николаенко,

Т.А

Колосовой,

с

которыми

я

познакомилась на курсах повышения педагогической квалификации. В результате решение было

найдено и вынесено на совет руководства. Мы решили дать третий спектакль «Про счастье». Но

пригласить на него особого зрителя, чтобы студенты могли оценить свой творческий вклад с новой

стороны.

Мы пригласили молодых людей,

участников реабилитационной программы «Мое

завтра», из социально-реабилитационного центра для выпускников детских домов «Подсолнух», а

также

детей

из

Воскресной

школы

храма

Благовещения.

Н а

наш взгляд, это была отличная

возможность получить новый и полезный опыт общения с людьми, находящимися в совершенно

иных жизненных обстоятельствах.

Возможность не просто выступить в качестве артистов,

развлекающих публику, а сделать действительно доброе дело, а может даже внести значимый

вклад в жизнь других людей.

2



Kohler W. Gestalt psychology. N. Y., 1947 (revised ed.)

Перед приходом гостей, педагог-психолог социально-реабилитационного центра

выразила

сомнение в том, что её подопечные захотят читать стихи на публике, как предложено во второй,

интерактивной части спектакля. Однако результат превзошел наши ожидания! Зрители смотрели

спектакль

на

одном

дыхании.

Их

так

вдохновила

искренность

исполнения

и

затронула

проблематика стихотворений, звучащих во время спектакля так, что во второй части они сами

раскрылись и стали читать свои любимые стихи, в том числе и авторские.

Что произошло с нашими студентами до, вовремя и после третей постановки спектакля?

После

большого

перерыва

студенты

долго,

лениво

и

будто

неохотно

раскачивались.

Постепенно,

заново

воссоздавая

декорации,

видео

и

звуковой

ряд,

погружаясь

в

спектакль,

вспоминая стихи, мизансцены. Выстраивая взаимодействие, актёры-студийцы восстановили всю

историю «Про счастье». До начала спектакля, мы с ними поговорили о том, какой зритель к нам

придёт. Подростки отнеслись к этому очень серьёзно. Во время спектакля я почувствовала такую

волну любви, идущую в зал, что мне самой захотелось выйти на сцену. Отыграв первую часть, мы

приступили ко второй, и предложили зрителям прочитать свои любимые стихотворения про

счастье, про любовь и дружбу. Сначала, откликнулся один человек, потом второй, третий и в итоге

вторая часть получилась даже более насыщенной, чем первая.

Мы обратили внимание на то, что наши студенты не просто слушали выступающих зрителей,

но и поддерживали выступающих. Когда один из гостей, с дефектом речи, стал заикаться , читая

стихотворение, его начали подбадривать, и он вспомнив стихотворение, дочитал его до конца, а

потом,

счастливым

сел

на

место.

После

спектакля,

состоялось

чаепитие

со

зрителями,

я

наблюдала

за

студентами

и

обнаружила,

что

они

гордились

проделанной

работой

и

хотели

поделиться своими эмоциями с другими. Для наших студентов и зрителей, это событие стало

неким актом взаимопонимания, а может быть и началом крепкой дружбы.

Наша попытка восполнить упущенное время удалась. Это чудо. Но, на это чудо потребовалась

много труда и усилий, а также духовно-нравственных сил и, конечно, времени и средств. Всё это

могло произойти естественным путём, если бы мы и администрация вовремя дали достойную

обратную

связь

молодым

людям,

которые

действительно

этого

заслуживали.

На

примере

постановки «Про счастье» мы увидели, что имеем дело не с куклами, а с реальными людьми --

каждый наш шаг оставляет на них определённый след и имеет свои последствия. Следовательно,

если мы будем поверхностно относиться к своей педагогической роли, и будем работать только на

выполнение требований и норм, мы просто потеряем талантливое и перспективное молодое

поколение.

Через совместное творчество мы восполняем упущенное время и сохраняем нашу жизнь, чтобы

она не была утрачена, как писал Марсель Пруст

3

:

«Трудитесь, пока есть свет, ибо скоро наступит тьма,

и уже ничего не сделаешь». Нужно быть любящим, пока любишь, быть сыном, пока есть родители, нужно

быть живым, пока жив.

Список литературы:

Бредбери Р. «451 градус по Фаренгейту» (англ. Fahrenheit 451) — научно-фантастический

роман-антиутопия.Издательство: Домино Год: 2008 ISBN: 978-5-699-28514-3 Стр. 272

Николаенко Я.Н., Колосова Т.А. Коррекция агрессивного поведения у детей и

подростков // Учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов. – Санкт-

Петербург: изд-во: Институт специальной педагогики и психологии. – 2013. – С. 54-62.

Перлз Ф. Гештальт подход и Свидетель терапии./Пер. М. Папуши – М., 1996. – 145 стр.

Пруст. М. Цикл «В поисках утраченного времени» (фр. À la recherche du temps

perdu) — №7 «Обретенное время», 4.2 ISBN: 978-5-521-00026-5 Год издания: 2016

Издательство: «Пальмира»

3



Пруст М. роман «В поисках утраченного времени», 1913- 1927г



В раздел образования