Автор: Анисимова Надежда Васильевна
Должность: Инструктор–методист
Учебное заведение: МБОУ ДО «ДЮСШ "Олимп"» г.Казани
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Казань
Наименование материала: Круглый стол
Тема: Тренерские ситуации
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Детско-юношеская спортивная школа “Олимп”» г. Казани
Круглый стол на тему - «Тренерские ситуации»
Инструктор-методист:
Анисимова Н.В.
Казань
2018
Наверное, пока не представишь в той или иной ситуации себя самого, до
тех пор будешь смотреть на чьи то поиски, ошибки, поступки, как на чужие,
не всегда сопрягая с собственными. Поэтому предлагаются несколько ситу-
аций, помогающих в самосовершенствовании наставника.
Ситуация 1. Некоторые события и факты в вашей группе привели вас к
мысли о том, что контакты со спортсменами нарушились. Указания, требова-
ния, советы встречают тихое сопротивление. Как должно повести себя и по-
чему? Прежде всего надо проанализировать факты, которые могли дать повод
для нарушения контактов. Это могли быть тяжелые тренировки, несправед-
ливые упреки. Разбираясь в причинах конфликта, нужно поискать ответы на
вопросы: «Что я сделал такое, чего не должен делать?», «Какие мои качества
могли способствовать разладу между мной и группой?» и т. д. Помимо этого,
следует разобраться в объективных причинах. В команде действует нефор-
мальный лидер. Кто заодно с лидером? Кто находится под его влиянием? Ка-
кие организационные и воспитательные меры необходимы в данной истории?
Решение зависит от выводов, которые следуют из анализа фактов.
1. Виноваты вы сами. Допустили какие-то ошибки. Значит, следует: во-
первых, исправить свои ошибки (сделать это без самоунижения). Примерно
так: «Очевидно, я был не прав, когда… Впредь…» Во-вторых, сделать вы-
воды о причинах своих поступков – проявлением каких свойств вашей лич-
ности они явились: горячности или недостаточной обдуманности, чрезмерно
критическим отношением к группе. Отсюда, как следствие, необходимость
самосовершенствования тех или иных нравственно волевых качеств вашей
личности.
2. Причина конфликта – негативный лидер. В этом случае необходимо
нейтрализовать отрицательное влияние лидера в зависимости от того, как да-
леко он зашел, насколько прочно сформировались его отрицательные качес-
тва:
а) переключить активность лидера на позитивные функции (поручив ему
какое-либо полезное и интересное для команды дело);
б) побеседовать с лидером вместе с активом группы о необходимости из-
менить свое отношение к спорту;
в) развенчать поступки и высказывания лидера перед товарищами;
г) категорически потребовать от лидера должного отношения к трениров-
кам, предупредить о последствиях продолжения прежней линии;
д) как крайняя мера, вопрос перед группой об его отчислении из кол-
лектива.
Вместе с тем необходимо сделать выводы и для себя: не проявил должной
предусмотрительности и настороженности по отношению к этому спортсме-
ну, не сумел вовремя нейтрализовать его. Значит, необходимо поработать над
совершенствованием своих организаторских умений, больше активности и
инициативности для опережения возможных поступков спортсменов.
Ситуация 2. Вы осознали, что вас легко вывести из равновесия, вы слиш-
ком чувствительны, вспыльчивы, склонны к поспешным действиям. Придет-
ся сделать следующий шаг: очертить для себя задачу (проблему) самосовер-
шенствования: избавиться
от
нетерпимости и поспешности как от отри-
цательных свойств личности. Этого можно достичь только практикой, пред-
намеренными упражнениями в терпеливости, искусственном спокойствии.
Уже сам факт осознания своего недостатка очень важен для самосовершенс-
твования. Еще важнее выработать установку обязательно исправить недоста-
ток. Как только возникает сложная ситуация, в которой может сработать ваша
привычка действовать по первому зову эмоций, усилием сознания и воли зас-
тавьте себя «не спешить», хладнокровно реагировать на ситуацию. Будет это
нелегко, но можно сделать это своеобразной игрой: притворитесь терпе-
ливым, понаслаждайтесь умением играть эту роль. Время от времени отда-
вайте себе отчет в том, например, сколько было ситуаций за последнюю не-
делю, в которых вы раньше проявляли бы горячность, а теперь – нет. Подоб-
ные упражнения формируют нужные привычки (динамические стереотипы),
а значит нужные формы поведения, укрепляющие волю.
Ситуация 3. Из практики. Привык считать, что отношусь к спортсменам
с добродушной справедливостью, принципиально. Но вдруг случайно узнал,
что они дали мне прозвище «профессор – Сократ», в котором, хотя и призна-
ется мое профессиональное тренерское мастерство, но имеется и намек на то,
что наши отношения близки к панибратским, а это не всегда уместно. В про-
цессе воспитания разумная строгость необходима. Как отнесся к этой новос-
ти? Прозвища, которые иногда дают спортсмены тренерам, бывают разные.
Неприятные или приятные. Однако в них, как правило, очень метко подмеча-
ются те или иные недостатки и привычки тренера. Поэтому к данному проз-
вищу отнесся внимательно, постарался взглянуть на себя критически, про-
думал, чем оно вызвано. И вывод – какие качества в себе следует менять.
Главное – изменить к лучшему свой характер. Быть еще более внимательным
к семьям воспитанников, помогать тем ученикам, которые сами стали нас-
тавниками. Всеми средствами крепить наше доброе содружество.
Ситуация 4. Во время доверительной беседы со спортсменами о хороших
и плохих чертах характера человека воспитанники свободно и искренне раз-
говорились о себе, о своих товарищах. Неожиданно тренер спросил: «А что
вам не нравится в моем характере, что, по-вашему, нужно мне изменить к
лучшему?». И получил такой же неожиданный ответ, в котором не все было
для тренера приятно. Как будете реагировать на такой ответ спортсменов?
Конечно, мнение спортсменов о тренере может быть верным, но далеко не
всегда. Спортсмен может не понимать тренера, ошибаться. Очевидно, в лю-
бом случае нужно поблагодарить за искренний отзыв, но при этом критичес-
ки оценить высказывания спортсменов и сделать для себя должные выводы.
Ведь у спортсменов многому можно научиться. Кстати, вы сами спровоци-
ровали их на откровенность. Тренерская этика обязывает наставника уважать
мнение спортсменов. Так же уважительно и доброжелательно должны отно-
ситься спортсмены к тренеру. И если эти условия соблюдались и спортсмены
хотели сказать, что вы можете быть еще лучше, чем есть, что они этого хотят,
Вы должны спокойно прислушаться к их мнению. Вероятно, будет правиль-
но, если вы с некоторой долей юмора признаете свои недостатки, похвалите
спортсменов за их наблюдательность и откровенность и пообещаете изба-
виться от недостатков. Не бойтесь, авторитет ваш не упадет, наоборот, вы
станете духовно ближе к своим воспитанникам. Даже если спортсмены оши-
баются и вашу требовательность воспринимают как жестокость, а нетерпи-
мость к недостаткам как недоброжелательность, то и тогда нужно не только
объяснить им, что они заблуждаются, но и постараться измениться, чтобы в
дальнейшем вас понимали правильно. В первом случае встает проблема са-
мосовершенствования к каких-то нравственно волевых качествах, во втором
– в коммуникативных умениях, а именно, в способности к ясному самовы-
ражению.
Ситуация 5. Вы обратили внимание на то, что ваш коллега, общаясь со
своими спортсменами, ведет себя свободно, доступно, часто шутит, и воспи-
танники его также ведут себя непринужденно. У вас же все контакты со
спортсменами проходят иначе: вы все делаете правильно, но не испытываете
должного удовлетворения от общения со своими учениками. Какие выводы
из этих фактов можно сделать? Подобное сравнение своей работы с работой
более опытного и более удачливого наставника вполне возможно. В данном
случае дело, очевидно, в стиле работы, в индивидуальных свойствах лич-
ности. Ваш коллега намного свободней и веселее. Юмор, улыбка, раскован-
ность и доверительность создают иной эмоционально психологический кли-
мат, при котором воздействие тренерских влияний повышается. Намного эф-
фективней тренировать и воспитывать не только умно, но и весело, чтобы ве-
селей тренировались и жили спортсмены и, собственно, лучше развивались,
становились жизнерадостней, оптимистичней и инициативней.
Ситуация 6. Многие тренеры сталкиваются в своей работе с таким воп-
росом: «Как научится познавать своих воспитанников?» И, как правило, не
находят ответа на него. У некоторых опытных тренеров оценка спортсмена
ограничивается например, такой характеристикой: «ничего парень» или «неп-
лохой хлопец» и т. п. Но такой подход «не срабатывает», когда тренер имеет
дело с нестандартными учениками. Отсюда – неправильное представление о
спортсмене, неверное отношение к нему. Иными словами, «загонять» воспи-
танника в какую-либо схему (или модель) – занятие неблагодатное, даже
вредное. Следовательно, надо на протяжении всего срока занятий спортсмена
постоянно заниматься его познанием. Конечно, это зависит от опыта и воз-
раста тренера: чем опытнее и старше наставник, тем лучше он должен разби-
раться в воспитанниках (далеко не всегда бывает именно так). Это умение за-
висит в очень большой степени от готовности тренера к симпатии и сочувс-
твию. Зависит оно и от других индивидуальных особенностей тренера – наб-
людательности, проницательности (которые в свою очередь тоже-развивают-
ся). Определенную роль играет и то обстоятельство, ставит ли тренер перед
собой такую цель – уметь разбираться в воспитанниках, научиться этому. Ес-
ли – да, то возникает вопрос, как учиться? Ответить на него, в полном объ-
еме, пожалуй, невозможно. Начать придется с простого на первый взгляд
умения – разбираться в настроении спортсменов.
При желании определить настроение спортсменов несложно. Оно обычно
явно эмоционально окрашено и столь же явно проявляется внешне. Если нас-
троение
хорошее,
спортсмен
весел,
бодр,
жизнерадостен.
Если
плохое, –
грустен, подавлен, раздражителен. Настроение может зависеть и от каких-ли-
бо конкретных причин, и непонятно от чего. Солнечно на улице – и настро-
ение бодрое, пасмурно – и настроение подавленное.
«Схватывать» настроение воспитанника с первого взгляда, все видеть и
подмечать тренер может научиться с помощью некоторых игр.
Игра «Скульпторы». Группа тренеров рассаживается по кругу. Один или
два участника становятся в центр круга. Гасится свет и стоящие внутри круга
принимают какие-либо позы и неподвижно застывают. По сигналу готов-
ности на короткое время включается и тут же выключается свет. В момент
вспышки света сидящие по кругу стараются как можно точнее запомнить по-
ложение и мимику позирующих. После вспышки, в темноте позирующие са-
дятся на свои места, затем включается свет и члены группы, за исключением
позирующих, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они ви-
дели. «Натурщиков» возвращают в круг и «лепят» из них те позы, в которых,
по мнению группы, они находились во время вспышки света. В эту игру мож-
но играть и вдвоем: один позирует, другой запоминает.
Игра «Разведчик». Выбирается один из участников – «разведчик». Ве-
дущий произносит: «Замри» – и вся группа тренеров неподвижно замирает.
Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить
всех. Внимательно изучив позы, мимику и внешний вид участников, «раз-
ведчик» закрывает глаза. В это время участники делают несколько изменений
в своих позах, одежде. После того как изменения сделаны, «разведчик» от-
крывает глаза: его задача – обнаружить все перемены.
Достойно ценить спортсменов, видеть в них хорошее может, как правило,
тот тренер, который сам себя достаточно высоко оценивает. Но это не авто-
матическая зависимость. Надо учиться видеть в спортсменах хорошее. Как?
Вглядываться, размышлять, анализировать, сравнивать, даже «играючи». Так,
как это делали тренеры. У них были две игры, особенно подходящие к на-
шему случаю.
Игра «Мнение». В этой игре один уходит из комнаты, остальные называ-
ют черты его характера, которые затем перечисляются ему подряд. Он дол-
жен угадать, кто что о нем сказал. Можно внести в игру свое правило: на-
зывать можно только положительные черты, причем действительно присущие
этому тренеру. Более того, если кто-то сказал, что человек за дверью, напри-
мер, добрый, а кто-то усомнился в этом, назвавший черту должен доказать
фактами свою правоту.
Игра «Ассоциация». Водящий выходит за дверь. Оставшиеся договарива-
ются, про кого из них пойдет речь. Водящий входит и должен определить, ко-
го из присутствующих избрала группа, задавая вопросы такого типа: «Если
бы это была газель», «Если бы это было копье», «Если бы это была кукла»
и т. д. А остальные, отвечая на эти вопросы, называют только изящные пред-
меты с соответствующими эпитетами, которые якобы отражают сущность че-
ловека, которого должен угадать водящий. Например, «Непременно с длин-
ными ногами и сверкающими глазами», «Обязательно гибкое и тонкое»,
«Светлая с черными бровями, одним словом – симпатичная» и т. д.
Эта игра на первый взгляд кажется бессмысленной. Но на деле она не так
уж наивна. Во-первых, если вы в нее играли, то знаете, что очень часто во-
дящий угадывает того, о ком идет речь, т. е. какой-то скрытый смысл в этой
игре есть. Во-вторых, к ней можно подойти с более серьезной точки зрения.
Дело в том, что играющие в нее, сами того не желая и не подозревая, учатся
видеть частичные пересечения признаков различных объектов, формально
изолированных друг от друга.
Естественно, что игра не заменяет жизни. Она лишь помогает учиться в
повседневной жизни или деятельности. А учиться искать и находить в спорт-
сменах хорошее, познавать их личностные качества можно, лишь вглядыва-
ясь в их поступки, поведение, отношение к товарищам, к делу.
Лучше всего сопоставлять свои выводы и аргументы с мнениями и аргу-
ментами коллег.
Попробуйте со своими товарищами по работе проанализировать поведе-
ние кого-либо из ваших воспитанников. Сопоставьте, насколько схожи ваши
восприятия и оценки. Попытайтесь выявить, чем вызваны расхождения. По-
рассуждайте о том, какие мотивы двигали тем или иным поступком того или
иного спортсмена, насколько они осознаны им. Опять займитесь анализом ва-
ших расхождений во мнениях и выявлением их причин. Проверьте свои вы-
воды, поговорите с более опытным коллегой.
Приложение
Тест Томаса
Тест
Томаса
основан
на
теории,
которая
выделяет
пять
способов
регулирования
конфликтов,
обозначенные
в
соответствии
с
двумя
основополагающими измерениями (кооперация и напористость):
1.
Соревнование
(конкуренция)
-
стремление
добиться
своих
интересов в ущерб другому.
2.
Приспособление
-
принесение
в
жертву
собственных
интересов
ради другого.
3.
Компромисс
-
соглашение
на
основе
взаимных
уступок;
предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
4.
Избегание
-
отсутствие
стремления
к
кооперации
и
отсутствие
тенденции к достижению собственных целей.
5.
Сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе,
полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
В своем
опроснике
по
выявлению
типичных
форм
поведения
К.Томас
описывает
каждый
из
пяти
перечисленных
возможных
вариантов
12
суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных
сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту
предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для
характеристики его поведения.
Ответы на вопросы заносятся в бланк.
Инструкция:
Перед
вами
ряд
утверждений,
которые
помогут
определить
некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов
«правильных»
или
«ошибочных».
Люди
различны,
и
каждый
может
высказать свое мнение.
Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в
большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе.
В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному
из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно
быстрее.
1.
А.
Иногда
я
предоставляю
возможность
другим
взять
на
себя
ответственность за решение спорного вопроса. В. Чем обсуждать, в чем мы
расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Я пытаюсь уладить дело с
учетом всех интересов другого и моих собственных.
3.
А.
Обычно
я
настойчиво
стремлюсь
добиться
своего.
В.
Я
стараюсь
успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Иногда я жертвую своими
собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у
другого.
В.
Я
стараюсь
сделать
все,
чтобы
избежать
бесполезной
напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. В. Я стараюсь добиться
своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со
временем
решить
его
окончательно.
В.
Я
считаю
возможным
в
чем-то
уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я первым делом
стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий. В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А.
Я
твердо
стремлюсь
достичь
своего.
В.
Я
пытаюсь
найти
компромиссное решение.
11.
А.
Первым
делом
я
стараюсь
ясно
определить,
в
чем
состоят
все
затронутые спорные вопросы. В, Я стараюсь успокоить другого и, главным
образом, сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он
тоже идет навстречу мне.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я настаиваю, чтобы было сделано
по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. В.
Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши
отношения. В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я пытаюсь убедить другого в
преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. В. Я стараюсь сделать
все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять
на своем. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем
мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые вопросы и интересы. В. Я стараюсь отложить решение спорного
вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. В. Я стараюсь
найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному
решению.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей
позицией и точкой зрения другого человека. В. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из
нас.
В.
Иногда
я
предоставляю
возможность
другим
взять
на
себя
ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти
навстречу
его
желаниям.
В.
Я
стараюсь
убедить
другого
прийти
к
компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. В.
Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы
удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на
своем.
28.
А.
Обычно
я
настойчиво
стремлюсь
добиться
своего.
В.
Улаживая
ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А.
Я
предлагаю
среднюю
позицию.
В.
Думаю,
что
не
всегда
стоит
волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я всегда занимаю такую
позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли
добиться успеха.
Ключ к тесту
№
Соперн.
Сотрудн.
Компр.
Избег.
Приспособ.
1
А
Б
2
Б
А
3
А
Б
4
А
Б
5
А
Б
6
Б
А
7
Б
А
8
А
Б
9
Б
А
10
А
Б
11
А
Б
12
Б
А
13
Б
А
14
Б
А
15
Б
А
16
Б
А
17
А
Б
18
Б
А
19
А
Б
20
А
Б
21
Б
А
22
Б
А
23
А
Б
24
Б
А
25
А
Б
26
Б
А
27
А
Б
28
А
Б
29
А
Б
30
Б
А
Обработка результатов
За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения
в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается
тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
Соперничество (борьба, принуждение). Тот, кто выбирает данную стратегию
поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте
как высоких, а интересов своего соперника - как низких. Выбор стратегии
принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы,
либо взаимоотношения.
Выбор
в
пользу
борьбы
отличается
стилем
поведения,
характерным
для
деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть,
сила
закона,
связи,
авторитет
и
т.д.
Она
является
целесообразной
и
эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от
посягательств
на
них
со
стороны
конфликтной
личности.
Например,
конфликтная
личность
неуправляемого
типа
часто
отказывается
от
выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других.
Во-вторых,
при
угрозе
существованию
организации,
коллектива.
В
этом
случае складывается ситуация «кто кого». Особенно часто она возникает в
условиях
реформирования
предприятий
и
учреждений.
Нередко
при
реформировании
организационно-штатной
структуры
предприятия
(учреждения)
предполагаемые
«вливания»
одних
подразделений
в
другие
носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий
интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.
Уход
(уклонение,
избегание,
игнорирование) означает
пассивное
несотрудничество,
характеризующееся
нежеланием
пойти
навстречу
оппоненту и защищать собственные интересы. Человек просто игнорирует
конфликтную ситуацию, делая вид, что ее не существует. Такая стратегия
оптимальна, когда ситуация не особенно значима для Вас и не стоит того,
чтобы тратить на нее свои силы и нервы. Бывает, что лучше не связываться,
так как шансы что-либо изменить близки к нулю.
Психологи считают уход от конфликта правильной стратегией в том случае,
если
есть
основания
полагать,
что
дальнейшее
развитие
событий
будет
благоприятным для участника конфликтного взаимодействия или, принеся
ему успех без особых усилий либо улучшив расстановку сил в его пользу,
предоставит ему более выгодные возможности для решения ситуации.
Но уклонение не всегда оправданно, не всегда реализуется в сознательной
(рациональной) форме. Чаще проявляется бессознательное (иррациональное)
бегство
от
трудноразрешимых
обстоятельств.
Нередко
психологически
зависимый человек в ответ на конфликтное противостояние, предъявленные
требования или обвинения переводит разговор на другую тему, не берет на
себя ответственность за решение проблем, не видит спорных вопросов, не
придает значения разногласиям. Он отрицает наличие конфликта, считает его
бесполезным,
старается
не
попадать
в
ситуации,
которые
провоцируют
противостояние.
При
этой
стратегии
поведения
действия
конфликтолога
должны
быть
направлены на то, чтобы помочь защищающейся стороне выйти из ситуации,
не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь любым способом от
вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции.
Приспособление
(уступчивость,
сглаживание) предполагает
послабление
оппоненту вплоть до полной капитуляции, отличается склонностью смягчить
конфликтное
взаимодействие,
сохранить
гармонию
существующих
отношений.
Данная
стратегия
демонстрирует
добрую
волю
приспосабливающейся
стороны,
ведет
к
сбережению
ресурсов
эмоциональных
сил,
снятию
напряжения,
сохранению
отношений,
к
мирному
сосуществованию
различных систем. Подобное поведение хорошо прослеживается в политике,
где
примером
могут
служить
коалиционные
правительства,
союзы
разнородных политических партий и т.д.
Уступка демонстрирует добрую волю и служит позитивной моделью для
оппонента,
а
нередко
становится
переломным
эпизодом
в
напряженной
ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное. Уступая партнеру в
признании правоты, сторона конфликта производит впечатление разумного,
справедливого
спорщика.
Умный
гору
обойдет
-
таков
девиз
разумного
приспособления.
Однако
уступка
может
сослужить
и
плохую
службу
и
быть
воспринята
оппонентом как проявление слабости, что чревато эскалацией его давления и
требований. Другая сторона в этом случае встает на путь соперничества, а не
поиска взаимоприемлемого решения. После первой уступки оппонент готов
усилить
нажим,
рассчитывая
на
мягкосердечие
или
податливость
уступившего.
Можно
легко
обмануться,
полагаясь
на
взаимность
этой
стратегии. Личность или группа, имеющая в своем конфликтном репертуаре
только
эту
стратегию,
становится
пассивной,
не
получает
полной
самореализации,
а
кроме
того,
не
достигая
желаемого
результата
и
систематически не удовлетворяя свои интересы, теряет в самооценке.
Действия конфликтолога в ситуации конфликта должны быть направлены на
сохранение
или
восстановление
хороших
отношений,
на
обеспечение
удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий. Ради этого
оппонента необходимо убедить уступить, пренебречь своими интересами,
поддержать другого, не задеть его чувств, учесть его аргументы. «Не стоит
ссориться,
так
как
все
мы
-
одна
команда,
находящаяся
в
одной
лодке,
которую
не
следует
раскачивать»
-
ключевой
довод
менеждера
по
конфликтам.
Компромисс
(интеграция) -
стратегия,
которая
строится
на
взаимных
уступках
сторон.
По
мнению
специалистов
в
области
управления,
такое
поведение - оптимальный путь к ликвидации противоречий.
Идеальный
вариант
-
удовлетворение
интересов
каждой
из
сторон
наполовину. Однако часто одна сторона делает больше уступок, чем другая
(возможно, ей это только кажется), что может привести в будущем к еще
большему
обострению
отношений.
К
сожалению,
компромисс
часто
оказывается временным выходом, так как ни одна из сторон не удовлетворяет
свои интересы полностью.
Настоящее решение проблемы предполагает признание различия во мнениях
и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины
конфликта и разрешить его на ином уровне приемлемым для всех сторон
способом. Тот, кто пользуется этой стратегией, не старается добиться своей
цели
за
счет
других,
а
ищет
наилучший
вариант
решения
конфликтной
ситуации.
Сотрудничество (координация) нацелено на удовлетворение интересов обеих
сторон. Только благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее
эффективные,
устойчивые
и
надежные
результаты.
Для
этого
необходим
переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором
обнаруживается
совместимость
и
общность
интересов.
Данная
стратегия
позволяет разрешать конфликт, сохранять партнерские отношения во время и
после
него.
Для
сотрудничества
необходимы
интеллектуальные
и
эмоциональные усилия сторон, а также время и ресурсы.
В этом
случае
действия
конфликтолога
должны
быть
направлены
исключительно
на
поиск
решения,
полностью
удовлетворяющего
как
интересам
одного,
так
и
пожеланиям
другого
лица
в
ходе
открытого
и
откровенного
обмена
мнениями
о
проблеме.
Важно
урегулировать
разногласия, уступая в чем-то в обмен на ответные компромиссные шаги, в
процессе переговоров искать промежуточные решения, устраивающие обе
стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает.
Такое
сотрудничество-согласование
возможно
между
организационными
единицами
на
разных
ступенях
управленческой
пирамиды
(вертикальная
координация), на организационных уровнях одного ранга (горизонтальная
координация) и в виде смешанной формы обоих вариантов.