Автор: Ермолина Наталия Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "СОШ "ЦО "Кудрово"
Населённый пункт: г.Кудрово, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по литературе "Сатирический рассказ М.Зощенко "Аристократка"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Составитель: Ермолина Наталия Александровна
Название предмета : Литература
Тема урока:
Сатирический рассказ М.М. Зощенко "Аристократка"
Цели урока:
добиться понимания всеми учащимися следующей проблемной ситуации: Почему М. Зощенко удручало, когда читатель воспринимал его
рассказы исключительно как сатирические, смешные?
Образовательные:
помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора - патриотизму и талантливости народа
противостоит безответственность и преступное отношение властей;
увидеть авторское отношение к персонажу произведения;
раскрыть характер героя, его судьбу;
научить анализировать, выделять (главное, существенное);
обеспечить эмоциональное восприятие рассказа в целом;
выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства;
вырабатывать навыки комментированного чтения.
Развивающие :
создать на уроке диалоговое взаимодействие;
содействовать высказыванию учащимися своей позиции;
содействовать формированию умения слушать одноклассников.
развивать навыки аналитического чтения произведения;
развивать умение выделять главное в художественном произведении;
развивать творческие способности учащихся и устную речь;
развивать умение анализировать текст с позиции литературных ролей: человековеды, слововеды, литературоведы, исследователи;
развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода;
расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами;
Воспитательные:
воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.
возбудить интерес к творчеству писателя, к его личности; убедить в том, что человеческую некультурность не спрятать, и как след -
ствие, в значимости культуры для человека.
Место урока в разделе
Тип урока
Урок усвоения новых знаний
Основные термины и понятия:
Сказ, сатира, ирония, аристократ, композиция
Межпредметные связи:
Наглядность:
портрет М.М. Зощенко; иллюстрации детей к сказу; на доске - эпиграфы к уроку, презентации (исследовательские работы) детей.
Оборудо-
вание:
ПК, Проектор
Формы работы на уроке:
фронтальная, в парах, индивидуальная
Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, с иллюстрациями художников, поиск художественных деталей портрета, ис-
следовательские работы детей.
Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, работа в группах,
характеристика героя по составленному плану, чтение в лицах сцены из рассказа, инсценирование, художественный пересказ, сообщения
учащихся, индивидуальные задания.
№
Этапы
урока
Вре-
мя
Содержание
Виды деятельности
Личностные
Метапредметные (УУД)
учителя
учащихся
Регулятивные
Познаватель-
ные
Коммуникатив-
ные
1
Организаци-
онный
мо-
мент
1
мин.
Подготовка
к
работе
учащихся
и
учебных материалов
Мотивирует
учащихся
Приветствуют
учителя,
гото-
вятся к уроку
.
Ценность об-
разования
Умение самосто-
ятельно
опреде-
лять цели своего
обучения
Умение ориен-
тироваться
в
своей
системе
знаний
и
осо-
знавать необхо-
димость
ново-
го знания.
Умение владеть
приёмами
мо-
нологической и
диалогической
речи.
2.
Актуализа-
ция субъект-
ного
опыта
учащихся
3
мин.
На данном этапе урока учащиеся
с
помощью учителя пытаются опреде-
лить тему урока, его цели.
На стадии вызова обращаемся к лич-
ному опыту, который поможет подго-
товить учащихся к восприятию произ-
ведения:
- Были ли в вашей жизни моменты,
когда вы ошибались в людях?
- Случалось ли вам наблюдать такое
поведение
людей?
А
проявлять
са-
мим?
- Случалось ли вам обманываться в
своих надеждах и ожиданиях?
- Почему
так
происходит?
Кого
вы
винили?
Прогнозирование по названию:
- Произведение называется «Аристо-
кратка». Как вы думаете, о чем произ-
ведение?
Прогноз сюжета незнакомого произве-
дения
повышает
интерес
к
чтению:
всегда хочется проверить – прав ли я?
Кроме того, данный приём акцентиру-
ет внимание учащихся на такой дета-
ли, как название, помогая понять, что
в художественном произведении нет
ничего
лишнего,
и
название
может
многое сообщить о предлагаемом для
чтения рассказе.
Уточняет
по-
нимание
уча-
щ и м и с я
п о-
ставленных це-
лей урока.
Определяют
причины
Самооценка и
самоопреде-
ление
Умение
ра з в и-
вать
мотивы
и
интересы
своей
познавательной
деятельности
Умение
опре-
делять
поня-
тия,
устанав-
ливать
анало-
гии
Умение форму-
лировать,
аргу-
ментировать
и
отстаивать своё
мнение.
Создает
проблемную
ситуацию.
П о
о ч е р е д и
комментируют
Умение наблю-
дать,
читать,
слушать
Ум е н и е
о с о-
знанно
исполь-
зовать
речевые
средства
Помогает
вы-
я в и т ь
п р и-
чинно-след-
ственные связи
Высказывают
трудности
Умение
анали-
зировать, обоб-
щать,
класси-
фицировать,
самостоятель-
но
выб ират ь
о снования
и
критерии
для
классификации
Общее время урока: 45 минут.