Напоминание

Технологическая карта урока по литературе "Сатирический рассказ М.Зощенко "Аристократка"


Автор: Ермолина Наталия Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "СОШ "ЦО "Кудрово"
Населённый пункт: г.Кудрово, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по литературе "Сатирический рассказ М.Зощенко "Аристократка"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

Составитель: Ермолина Наталия Александровна

Название предмета : Литература

Тема урока:

Сатирический рассказ М.М. Зощенко "Аристократка"

Цели урока:

добиться понимания всеми учащимися следующей проблемной ситуации: Почему М. Зощенко удручало, когда читатель воспринимал его

рассказы исключительно как сатирические, смешные?

Образовательные:

помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора - патриотизму и талантливости народа

противостоит безответственность и преступное отношение властей;

увидеть авторское отношение к персонажу произведения;

раскрыть характер героя, его судьбу;

научить анализировать, выделять (главное, существенное);

обеспечить эмоциональное восприятие рассказа в целом;

выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства;

вырабатывать навыки комментированного чтения.

Развивающие :

создать на уроке диалоговое взаимодействие;

содействовать высказыванию учащимися своей позиции;

содействовать формированию умения слушать одноклассников.

развивать навыки аналитического чтения произведения;

развивать умение выделять главное в художественном произведении;

развивать творческие способности учащихся и устную речь;

развивать умение анализировать текст с позиции литературных ролей: человековеды, слововеды, литературоведы, исследователи;

развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода;

расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами;

Воспитательные:

воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;

воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.

возбудить интерес к творчеству писателя, к его личности; убедить в том, что человеческую некультурность не спрятать, и как след -

ствие, в значимости культуры для человека.

Место урока в разделе

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Основные термины и понятия:

Сказ, сатира, ирония, аристократ, композиция

Межпредметные связи:

Наглядность:

портрет М.М. Зощенко; иллюстрации детей к сказу; на доске - эпиграфы к уроку, презентации (исследовательские работы) детей.

Оборудо-

вание:

ПК, Проектор

Формы работы на уроке:

фронтальная, в парах, индивидуальная

Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, с иллюстрациями художников, поиск художественных деталей портрета, ис-

следовательские работы детей.

Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, работа в группах,

характеристика героя по составленному плану, чтение в лицах сцены из рассказа, инсценирование, художественный пересказ, сообщения

учащихся, индивидуальные задания.

Этапы

урока

Вре-

мя

Содержание

Виды деятельности

Личностные

Метапредметные (УУД)

учителя

учащихся

Регулятивные

Познаватель-

ные

Коммуникатив-

ные

1

Организаци-

онный

мо-

мент

1

мин.

Подготовка

к

работе

учащихся

и

учебных материалов

Мотивирует

учащихся

Приветствуют

учителя,

гото-

вятся к уроку

.

Ценность об-

разования

Умение самосто-

ятельно

опреде-

лять цели своего

обучения

Умение ориен-

тироваться

в

своей

системе

знаний

и

осо-

знавать необхо-

димость

ново-

го знания.

Умение владеть

приёмами

мо-

нологической и

диалогической

речи.

2.

Актуализа-

ция субъект-

ного

опыта

учащихся

3

мин.

На данном этапе урока учащиеся

с

помощью учителя пытаются опреде-

лить тему урока, его цели.

На стадии вызова обращаемся к лич-

ному опыту, который поможет подго-

товить учащихся к восприятию произ-

ведения:

- Были ли в вашей жизни моменты,

когда вы ошибались в людях?

- Случалось ли вам наблюдать такое

поведение

людей?

А

проявлять

са-

мим?

- Случалось ли вам обманываться в

своих надеждах и ожиданиях?

- Почему

так

происходит?

Кого

вы

винили?

Прогнозирование по названию:

- Произведение называется «Аристо-

кратка». Как вы думаете, о чем произ-

ведение?

Прогноз сюжета незнакомого произве-

дения

повышает

интерес

к

чтению:

всегда хочется проверить – прав ли я?

Кроме того, данный приём акцентиру-

ет внимание учащихся на такой дета-

ли, как название, помогая понять, что

в художественном произведении нет

ничего

лишнего,

и

название

может

многое сообщить о предлагаемом для

чтения рассказе.

Уточняет

по-

нимание

уча-

щ и м и с я

п о-

ставленных це-

лей урока.

Определяют

причины

Самооценка и

самоопреде-

ление

Умение

ра з в и-

вать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности

Умение

опре-

делять

поня-

тия,

устанав-

ливать

анало-

гии

Умение форму-

лировать,

аргу-

ментировать

и

отстаивать своё

мнение.

Создает

проблемную

ситуацию.

П о

о ч е р е д и

комментируют

Умение наблю-

дать,

читать,

слушать

Ум е н и е

о с о-

знанно

исполь-

зовать

речевые

средства

Помогает

вы-

я в и т ь

п р и-

чинно-след-

ственные связи

Высказывают

трудности

Умение

анали-

зировать, обоб-

щать,

класси-

фицировать,

самостоятель-

но

выб ират ь

о снования

и

критерии

для

классификации

Общее время урока: 45 минут.



В раздел образования