Автор: Мельникова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский дом Гвоздика
Населённый пункт: киселёвск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Насекомые осенью (обобщающая беседа)
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
по экологии
для детей старшего дошкольного
возраста
НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ
(ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА)
Мельникова Наталья
Владимировна
МКУ «Детский дом «Гвоздика»
НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ
(обобщающая беседа)
З а д а ч и: развивать обобщенные представления детей о насекомых как
живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и
имеющих
типичное
строение;
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи (время года – поведение насекомых); умение использовать предметно-
схематическую
модель
для
описания
внешнего
вида,
повадок;
активировать
познавательный интерес к природе.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
– Рассматривание иллюстраций.
– Чтение природоведческой литературы.
– Работа в дневнике наблюдений.
– Работа с моделями.
Ход занятия
1. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к о насекомых.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее … (стрекоза.)
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее … (пчела.)
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
Он работник настоящий.
Очень, очень работящий.
Под сосной, в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки –
Черненькие точки. (Божья коровка.)
Ребенок,
который
отгадывает
загадку,
находит
картинку-отгадку
и
выставляет на мольберт.
2. Б е с е д а с детьми о насекомых по вопросам:
– Как передвигаются?
– Чем питаются?
– Как спасаются от врагов?
– Почему осенью их становится меньше?
3. И г р а-имитация «Отгадай, кого я загадал».
Ребенок выбирает ободок-шапочку, подходящую по цвету к его любимому
насекомому,
и
при
помощи
движений
и
звукоподражания
передает
образ
насекомого, а остальные дети отгадывают.
4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Четвертый лишний».
Дети выбирают себе конверты с карточками, из которых необходимо выбрать
лишнюю карточку, объяснить свой выбор. Например:
* Заяц, еж, лиса, шмель.
* Трясогузка, паук, скворец, сорока.
* Бабочка, стрекоза, енот, пчела.
* Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.
*Таракан, муха, пчела, майский жук. И т. п.
5. И г р а в слова.
– Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю,
стрекозе, божьей коровке и т. д.).
– Объясните выбор каждого слова.
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, трудолюбивый, красная спинка,
пасека,
надоедливая,
улей,
мохнатый,
звенит,
стрекочет,
паутина,
тли,
вредитель,
«летающий
цветок»,
соты,
жужжит,
«чемпион
по
прыжкам»,
пестрокрылая, большие глаза, полосатый, рой, кровосос, пасечник, рыжеусый,
гусениц и др.
Выставляются по одной картинки насекомых. Воспитатель читает набор
различных слов.