Автор: Максимова Раиса Ефимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Рудногорская СОШ"
Населённый пункт: п.Рудногорск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ключевых компетенций младших школьников через внедрение технологии проблемно-диалогического обучения
Раздел: начальное образование
Р.Е. Максимова
Формирование ключевых компетенций младших школьников через внедрение техноло-
гии проблемно-диалогического обучения.
(МОУ «Рудногорская СОШ»)
Ведение «Чем
легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем лег-
че ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами
ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и от-
веты, тем легче будет учиться ученик». Л. Н.
Толстой
Профессия УЧИТЕЛЬ – это «человековедение», надо помнить, что каждый ребенок - это целый мир,
неповторимый и своеобразный. Сегодня обществу нужен не только учитель-профессионал высокого
уровня, но и человек высокой культуры, личного обаяния, прежде всего – специалист «ребячьих
душ». Учительница начальных классов – это настоящая добрая, дивная волшебница, которая зажигает
в душах детей звезды и является главным проводником в Храм Науки.
На протяжении 27 лет работы в школе меня интересовали вопросы, какие методы работы
использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя,
но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы, как обеспечить учение с увлечени-
ем. В процессе работы по развивающей образовательной системе Л.В. Занкова я активно внедряю
технологию проблемно-диалогического обучения. Особенно актуально использование проблемного
обучения становится, на мой взгляд, сейчас, в переходный период в российском образовании. Ведь
данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельно-
сти, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения. Очень важно идти в ногу со вре-
менем, говорить на одном языке со своими учениками, чувствовать себя. Формирование ключевых
компетенций младшего школьника через внедрение технологии проблемного - диалогического обуче-
ния является востребованной в эпоху жесткой конкуренции и всеобщей глобализации.
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на
свете», – писал И.Гёте.
Основная часть Поэтому цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел
узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизнь, в работе, в любых ситуациях. Как
же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их? Тех-
нология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения.
Основная особенность этой технологии заключается в том, что при построении проблемно-диалого-
вого урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалог выступает сегодня не просто пе -
дагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного про-
цесса.
Сущность методической системы заключается в том, что на уроке изучения нового ма-
териала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.
Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осу-
ществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий
и подводящий. Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить
учебную,
проблему и, таким образом, помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего
исследования на уроке. Что же подразумевается под понятием «проблема»?
Проблема - это вопрос, охватывающий противоречия между двумя фактами, мнениями,
положениями.
Приведем пример:
4+7х2=18
4+7х2=22
Таким образом, возникает вопрос: Почему в одинаковых примерах разные ответы?
Также под проблемой мы понимает вопрос, охватывающий противоречия между житейскими
представлениями детей и научным фактом.
Еще один пример:
Легкий легко
Веселый весело
Быстрый быстро
Из сопоставления данных слов возникают вопросы:
- Что это за слова во втором столбике?
- Как разобрать их по составу?
И дети, выполняя задание, приходят к выводу, что в первом столбике прилагательные, потому
что они имеют окончания –ий, -ый. Следовательно, это изменяемые части речи. А во втором столбике
слова неизменяемые, у них нет окончаний, следовательно, это другая часть речи. Так учащиеся знако-
мятся с наречием.
Проблемой мы называем и вопрос, охватывающий противоречие между необходимостью и
невозможностью выполнить задание:
-постройте треугольник с углами 90, 60, 120 градусов.
Дети не смогут выполнить задание, а почему?
- Давайте разберемся!
Опытным путем дети приходят к выводу, что сумма углов треугольника равняется 180 граду-
сам.
Очень важно уметь сформулировать проблему. Здесь тоже возможны варианты. Иногда я сама
заостряю внимание детей на противоречии и формулирую проблему. Это подходит для учащихся 1, 2
классов. Иногда плавно подвожу к проблеме, а затем кто-то из детей самостоятельно называет ее, до-
мысливая. Но интереснее всего разворачивать побуждающий диалог от проблемной ситуации, задавая
наводящие вопросы.
Как же формируется коммуникативная компетенция учащихся, спросите вы? С помощью
грамотно организованного общения, направленных диалогов, нацеленных на развитие речи, логики,
причинно-следственных связей.
На своих уроках я пользуюсь несколькими приемами для построения побуждающего диало-
га, в результате которого формулируется проблема. Вот некоторые из наиболее часто используемых
мною приемов.
- Что вас удивило? Какими видите факты? Сколько мнений существует? А сколько теорий? Так
какой возникает вопрос?
- Сколько в нашем классе мнений? Как же нам выделить верное?
- Вы сначала как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос?
- Вы смогли выполнить задание? А в чем затруднение? Сформулируйте проблему..
- Вы нашли решение задачи? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какая же тема урока
сегодня?
- Что вы сделали для решения вопроса? Какие знания применили? Какова тема урока?
Побуждающий диалог используется для решения учебной задачи. Ведь поиск решения
проблемы – это поиск ответа на вопрос, который завершается открытием нового знания. Учебник
математики И. И. Аргинской уже заставляет детей рассуждать, так как все задания построены на срав-
нении. Необходимо только продумать систему открытых вопросов, координацию версий и подбор ди-
дактического материала. Анализируя уроки, пришла к выводу, что в ходе использования технологии
учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима:
1.
Ребята, находясь в поиске по решению поставленной проблемы, научились самостоя-
тельно и охотно приобретать знания, используя материал учебника.
2.
Научились пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач.
3.
Став исследователями, научились вести сбор информации, наблюдать, строить гипоте-
зы, делать выводы-обобщения.
4.
Работая в парах или в группе, приобрели коммуникативные умения.
Характерной особенностью проблемного обучения является организация совместной учебной
деятельности педагога и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, дискуссионного размышле-
ния, поддерживающего позицию учащегося себя как индивида. Это позволяет школьникам испыты-
вать чувство собственного открытия в науке, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на
каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех. Так форми-
руется информационная компетенция учащихся.
Для развития активной речи я использую на этапе воспроизведения знаний прием Проговари-
вания. За счет этого углубляется понимание, ведь ребята сами, по-своему выражают полученные зна-
ния. Добиться продуктивного воспроизведения знаний можно несколькими способами:
- Когда тему урока формулируют сами ученики после открытия нового знания
- С помощью диалога в конце урока, задавая вопросы по новой теме
- Составлением опорных таблиц или сигналов.
Вывод Моя главная задача – воспитание и развитие личности на основе формирования
ее учебной деятельности, создание условий для роста личностных достижений через ситуацию успе-
ха, формирование межпредметных и мета предметных компетенций у учащихся. В своей педагогиче-
ской деятельности я добиваюсь того, чтобы ребенок не заучивал готовые знания, а делал для себя
каждый раз маленькие открытия. Как говорится, то, что сам открыл, не забудешь никогда. Поэтому за
основу своей работы я взяла технологию проблемного обучения, суть которой заключается в творче-
ском усвоении знаний. Под творчеством я понимаю деятельность, результатом которой является со-
здание новых материальных и духовных ценностей. Таким образом, метод проблемно-диалогического
обучения способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает
субъективность ученика в образовательном процессе. Следовательно, проблемное изучение может
рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся,
средство повышения качества образовательного процесса.
. Практическая значимость проблемно - диалогового обучения в том, что переход к постинду-
стриальному, информационному обществу в соответствии с новым Федеральным государственным
образовательным стандартом требует полного развития личности, в том числе ее коммуникативных
способностей, облегчающих успешную социализацию современных выпускников. Учителю надо все-
гда помнить: одна похвала даёт две – три победы ещё, одна критика две – три проблемы с частицей
«не» и порождает новые проблемы.
Список использованной литературы:
1. Вороницына Е. Диалог как средство организации учебной деятельности // Начальная школа.
Москва: Издательский дом «Первое сентября».- октябрь, 2011 г ;
3. Мельникова Е.Л. технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Об-
разовательные технологии. Сборник материалов. М., Баллас, 2008. стр.5 – 55;
4. Панасенко М.В. Проблемное обучение в системе Л.В. Занкова //Занковские педагогические
чтения. Опыт. Достижения. Перспективы: Материалы Вторых Всероссийских Занковских чтений. –
Самара: издательство «учебная литература», издательский дом «Федоров». – 2006;
5. Степанова Г.И. Педагогическое мастерство учителя – важное условие его продуктивных от-
ношений с детьми. // Занковские педагогические чтения. Опыт. Достижения. Перспективы: Материа-
лы Вторых Всероссийских Занковских чтений. – Самара: издательство «учебная литература», изда-
тельский дом «Федоров». – 2006.