Напоминание

Формирование ключевых компетенций младших школьников через внедрение технологии проблемно-диалогического обучения


Автор: Максимова Раиса Ефимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Рудногорская СОШ"
Населённый пункт: п.Рудногорск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ключевых компетенций младших школьников через внедрение технологии проблемно-диалогического обучения
Раздел: начальное образование





Назад




Р.Е. Максимова

Формирование ключевых компетенций младших школьников через внедрение техноло-

гии проблемно-диалогического обучения.

(МОУ «Рудногорская СОШ»)

Ведение «Чем

легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем лег-

че ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами

ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и от-

веты, тем легче будет учиться ученик». Л. Н.

Толстой

Профессия УЧИТЕЛЬ – это «человековедение», надо помнить, что каждый ребенок - это целый мир,

неповторимый и своеобразный. Сегодня обществу нужен не только учитель-профессионал высокого

уровня, но и человек высокой культуры, личного обаяния, прежде всего – специалист «ребячьих

душ». Учительница начальных классов – это настоящая добрая, дивная волшебница, которая зажигает

в душах детей звезды и является главным проводником в Храм Науки.

На протяжении 27 лет работы в школе меня интересовали вопросы, какие методы работы

использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя,

но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы, как обеспечить учение с увлечени-

ем. В процессе работы по развивающей образовательной системе Л.В. Занкова я активно внедряю

технологию проблемно-диалогического обучения. Особенно актуально использование проблемного

обучения становится, на мой взгляд, сейчас, в переходный период в российском образовании. Ведь

данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельно-

сти, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения. Очень важно идти в ногу со вре-

менем, говорить на одном языке со своими учениками, чувствовать себя. Формирование ключевых

компетенций младшего школьника через внедрение технологии проблемного - диалогического обуче-

ния является востребованной в эпоху жесткой конкуренции и всеобщей глобализации.

«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на

свете», – писал И.Гёте.

Основная часть Поэтому цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел

узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизнь, в работе, в любых ситуациях. Как

же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их? Тех-

нология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения.

Основная особенность этой технологии заключается в том, что при построении проблемно-диалого-

вого урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалог выступает сегодня не просто пе -

дагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного про-

цесса.

Сущность методической системы заключается в том, что на уроке изучения нового ма-

териала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осу-

ществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий

и подводящий. Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить

учебную,

проблему и, таким образом, помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего

исследования на уроке. Что же подразумевается под понятием «проблема»?

Проблема - это вопрос, охватывающий противоречия между двумя фактами, мнениями,

положениями.

Приведем пример:

4+7х2=18

4+7х2=22

Таким образом, возникает вопрос: Почему в одинаковых примерах разные ответы?

Также под проблемой мы понимает вопрос, охватывающий противоречия между житейскими

представлениями детей и научным фактом.

Еще один пример:

Легкий легко

Веселый весело

Быстрый быстро

Из сопоставления данных слов возникают вопросы:

- Что это за слова во втором столбике?

- Как разобрать их по составу?

И дети, выполняя задание, приходят к выводу, что в первом столбике прилагательные, потому

что они имеют окончания –ий, -ый. Следовательно, это изменяемые части речи. А во втором столбике

слова неизменяемые, у них нет окончаний, следовательно, это другая часть речи. Так учащиеся знако-

мятся с наречием.

Проблемой мы называем и вопрос, охватывающий противоречие между необходимостью и

невозможностью выполнить задание:

-постройте треугольник с углами 90, 60, 120 градусов.

Дети не смогут выполнить задание, а почему?

- Давайте разберемся!

Опытным путем дети приходят к выводу, что сумма углов треугольника равняется 180 граду-

сам.

Очень важно уметь сформулировать проблему. Здесь тоже возможны варианты. Иногда я сама

заостряю внимание детей на противоречии и формулирую проблему. Это подходит для учащихся 1, 2

классов. Иногда плавно подвожу к проблеме, а затем кто-то из детей самостоятельно называет ее, до-

мысливая. Но интереснее всего разворачивать побуждающий диалог от проблемной ситуации, задавая

наводящие вопросы.

Как же формируется коммуникативная компетенция учащихся, спросите вы? С помощью

грамотно организованного общения, направленных диалогов, нацеленных на развитие речи, логики,

причинно-следственных связей.

На своих уроках я пользуюсь несколькими приемами для построения побуждающего диало-

га, в результате которого формулируется проблема. Вот некоторые из наиболее часто используемых

мною приемов.

- Что вас удивило? Какими видите факты? Сколько мнений существует? А сколько теорий? Так

какой возникает вопрос?

- Сколько в нашем классе мнений? Как же нам выделить верное?

- Вы сначала как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос?

- Вы смогли выполнить задание? А в чем затруднение? Сформулируйте проблему..

- Вы нашли решение задачи? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какая же тема урока

сегодня?

- Что вы сделали для решения вопроса? Какие знания применили? Какова тема урока?

Побуждающий диалог используется для решения учебной задачи. Ведь поиск решения

проблемы – это поиск ответа на вопрос, который завершается открытием нового знания. Учебник

математики И. И. Аргинской уже заставляет детей рассуждать, так как все задания построены на срав-

нении. Необходимо только продумать систему открытых вопросов, координацию версий и подбор ди-

дактического материала. Анализируя уроки, пришла к выводу, что в ходе использования технологии

учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима:

1.

Ребята, находясь в поиске по решению поставленной проблемы, научились самостоя-

тельно и охотно приобретать знания, используя материал учебника.

2.

Научились пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач.

3.

Став исследователями, научились вести сбор информации, наблюдать, строить гипоте-

зы, делать выводы-обобщения.

4.

Работая в парах или в группе, приобрели коммуникативные умения.

Характерной особенностью проблемного обучения является организация совместной учебной

деятельности педагога и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, дискуссионного размышле-

ния, поддерживающего позицию учащегося себя как индивида. Это позволяет школьникам испыты-

вать чувство собственного открытия в науке, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на

каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех. Так форми-

руется информационная компетенция учащихся.

Для развития активной речи я использую на этапе воспроизведения знаний прием Проговари-

вания. За счет этого углубляется понимание, ведь ребята сами, по-своему выражают полученные зна-

ния. Добиться продуктивного воспроизведения знаний можно несколькими способами:

- Когда тему урока формулируют сами ученики после открытия нового знания

- С помощью диалога в конце урока, задавая вопросы по новой теме

- Составлением опорных таблиц или сигналов.

Вывод Моя главная задача – воспитание и развитие личности на основе формирования

ее учебной деятельности, создание условий для роста личностных достижений через ситуацию успе-

ха, формирование межпредметных и мета предметных компетенций у учащихся. В своей педагогиче-

ской деятельности я добиваюсь того, чтобы ребенок не заучивал готовые знания, а делал для себя

каждый раз маленькие открытия. Как говорится, то, что сам открыл, не забудешь никогда. Поэтому за

основу своей работы я взяла технологию проблемного обучения, суть которой заключается в творче-

ском усвоении знаний. Под творчеством я понимаю деятельность, результатом которой является со-

здание новых материальных и духовных ценностей. Таким образом, метод проблемно-диалогического

обучения способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает

субъективность ученика в образовательном процессе. Следовательно, проблемное изучение может

рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся,

средство повышения качества образовательного процесса.

. Практическая значимость проблемно - диалогового обучения в том, что переход к постинду-

стриальному, информационному обществу в соответствии с новым Федеральным государственным

образовательным стандартом требует полного развития личности, в том числе ее коммуникативных

способностей, облегчающих успешную социализацию современных выпускников. Учителю надо все-

гда помнить: одна похвала даёт две – три победы ещё, одна критика две – три проблемы с частицей

«не» и порождает новые проблемы.

Список использованной литературы:

1. Вороницына Е. Диалог как средство организации учебной деятельности // Начальная школа.

Москва: Издательский дом «Первое сентября».- октябрь, 2011 г ;

3. Мельникова Е.Л. технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Об-

разовательные технологии. Сборник материалов. М., Баллас, 2008. стр.5 – 55;

4. Панасенко М.В. Проблемное обучение в системе Л.В. Занкова //Занковские педагогические

чтения. Опыт. Достижения. Перспективы: Материалы Вторых Всероссийских Занковских чтений. –

Самара: издательство «учебная литература», издательский дом «Федоров». – 2006;

5. Степанова Г.И. Педагогическое мастерство учителя – важное условие его продуктивных от-

ношений с детьми. // Занковские педагогические чтения. Опыт. Достижения. Перспективы: Материа-

лы Вторых Всероссийских Занковских чтений. – Самара: издательство «учебная литература», изда-

тельский дом «Федоров». – 2006.



В раздел образования