Автор: Амантаева Ильгиза Закировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Зилаирская коррекционная школа–интернат
Населённый пункт: с. Зилаир
Наименование материала: Разработка занятия
Тема: "Берегите природу"
Раздел: дополнительное образование
Открытое занятие на тему: "Берегите природу"
Цель: Формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
1.
Познакомить с правилами поведения на природе.
2.
Способствовать формированию знаний воспитанников по экологии.
3.
Способствовать воспитанию любви к родной природе.
Оборудование: Плакаты «Лес - наше богатство», «Берегите лес!»
Таблички с экологическими знаками.
1.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Посмотрите на соседа и улыбнитесь друг другу. Подарите частику
своего тепла!
Ребята, кто мне скажет какое сегодня число? День недели? Какое сейчас время года?
(Осень).
Правильно! Сейчас у нас осень. Скажите приметы осени:
(Опали
листья,
стало
холодно,
идет
дождь,
день
стал
короче,
Осенью
бывает
грустно, солнышко светит мало...)
Молодцы ребята, хорошо знаете приметы осени.
Мы уже неоднократно говорили об охране природы, а сегодня продолжаем тему наших
занятий. И вы знаете много песен, стихотворений о природе. Так, давайте послушаем
стихотворение, которое нам расскажут:
Слайд №1
Женя:Взгляни на глобус – шар земной
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
«Ты береги нас, береги!»
Иштуган: В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Слайд №2
Динара:Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Азат:Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги.
«Ты береги нас, береги!»
Молодцы, умницы мои!
Вы послушали отрывок из стихотворения Ефима Шкловского «Ты береги нас!».
- О чём говорится в стихотворении?
О бережливости природы. Вы слышали, да? Природа сама просит о том, чтобы мы ее
берегли, и река просит и животные просят, чтобы мы ее берегли. Беречь нужно только
летом? Нет, беречь нужно в любое время года, так ведь ребята?
Молодцы!
2.
Основная часть.
А кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
Правильно! Сегодня наше занятие называется «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ».
Словарная работа.
Это слово мы не раз слышали, давайте закрепим все же, все вместе хором прочитаем -
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!
- У меня возникает вопрос, что такое природа?
(Природа
- все, что окружает нас: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса,
растения, животные и даже сам человек).
- А как можно беречь?
(Не выбрасывать мусор, не засорять реки, не рвать цветы, не ломать веток, не жечь где
попало костры).
- Сейчас я хочу проверить, умеете ли вы беречь природу. Я вам буду называть ситуации,
а вы мне скажите, как вы поступите.
1. На дорожке прыгает маленький птенец, который никак не может взлететь. Ваши
действия. (слайд)
2.
На
земле
валялась
бумага,
полиэтиленовые
пакеты,
сломанные
пластмассовые
стаканчики и другой мусор. Ваши действия. (слайд)
3. Вы увидели, что на берегу у реки мужчина моет машину. Ваши действия. (слайд)
4. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра. Ваши действия. (слайд)
Молодцы какие!
- Ребята! Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и для нашего будущего.
Охрана природы – святой
долг и обязанность каждого. Поэтому нужно бережливо
относитесь ко всему живому.
А сейчас мы отдохнем, физминутка, включить музыку!!!
Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если
не согласны – топните 3 раза ногами.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (хорошо)
Стук в дверь.
Маша: Я услышала вашу физминутку, и сделала бы по своему!!! В лес пришла - сорвало
бы эту ромашку, сьела бы пирожок и выбросила бы бумажку, сильно-сильно насорю и
убрать забуду!
Стой! Маша! Разве так можно? Ведь природа живая, ей же больно и обидно будет, да
ребята!?
Присядь Маша, будешь с нами учиться!
Ребята! Сейчас только поступило видеосообщение из леса, давайте посмотрим!!!
Послушайте, что говорит эта березка. слайд.
Береза: Ребята, за что же люди меня обидели? Я так старалась порадовать их: в
жаркий день спрятать в тени, напоить березовым соком. Мои березовые листочки
и
почки лечат от многих болезней. Мой белый ствол и кружевные листочки
радуют глаз своей красотой.
А люди за это обломали мои ветки, изрезали мой ствол, а ещё и подожгли его.
Ох,ох,ох…
(Слайд с записью голоса берёзки)
Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы можем помочь деревьям – мы научим
всех – и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес, ведь это чистый воздух и
наше здоровье.
А
для
нашей
берёзки,
давайте
мы
подарим
подарки,
а
для
этого
нам
нужно
их
раскрасить так, чтобы они были яркими и красивыми. (дети по очереди дарят березке
подарки, объясняя их значение.
-Птица (Дятел)- она будет другом и спасёт от гусениц;
-солнышко будет согревать;
-капелька воды, дождь или роса - напоит и умоет природу.(животных, растений...)
-дождевой червячок - сделает землю плодородной,
река - чтобы лесные животные пили водичку
цветы - для украшений леса.
ягоды (земляника, малина, костяника)- для здоровья человека.
душица - лекарственная трава.
Дети складывают подарки в волшебный сундучок, и они появляются на слайде с
березкой.
Береза: спасибо вам, добрые дети за подарки и научите других помогать природе.
- Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек. Не рубите деревьев без
нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте
пожара в лесу. Не загрязняйте реки, озёра и не разрешайте это делать своим
знакомым, не травите и не губите рыб. Не, разоряйте птичьи гнёзда, не убивайте
зверей.
Маша: Ребята, я все поняла и больше так не буду делать,
« Давайте будем беречь природу,
Другой такой на свете нет,
Развеем над нею и тучи и дым
В обиду ее никому не дадим.
Украсим всю землю садами, цветами
Такая планета нужна нам всем с вами!»
Вот и умница Маша, поняла, что нужно беречь и охранять природу. А чтобы ты не
забыла, давай вместе с ребятами повторим правила поведения на природе.
Закрепление.
Знаете ли правила поведения в лесу. (работа с карточками)
2. Нельзя разорять муравейники (потому что они исчезнут, питаются птицы)
3. Не шумите в лесу (птиц и зверей напугают)
4. Не повреждайте кору деревьев. (Не вырезайте надписи на деревьях, она может
погибнуть)
5. Нельзя брать яйца из гнёзд. (не будет птенцов)
6. Не разводите костёр в лесу. (потому что будет пожар)
7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные. (грибы служат едой для животных)
8. Не оставляйте мусор в лесу. (потому что они гниют, засоряют лес)
9. Не бей стекло в лесу. (потому, что животные могут пораниться, также может вызвать
пожар, через стекла нагревается трава, может вспыхнуть пожар)
10. Не забирай из леса домой животных. (потому что они дома не выживут)
Наше занятие подходит к концу, давайте мы вспомним о чем сегодня говорили.
дети называют чего нельзя делать в лесу.
И мне хочется закончить наше занятие такими словами:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса,
Мы хотим, чтоб солнце горело,
И березка зеленела.
Рефлексия. Вам понравилось занятие?
Если все поняли, поднимите солнышки с улыбкой, а если нет – грустную.