Автор: Полякова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Ямало–Ненецкий АО город Муравленко
Наименование материала: Экологический проект во второй младшей группе
Тема: «Веселый огород на окне»
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект
«Веселый огород на окне»
во второй младшей группе «Почемучки»
Полякова Ю.В.
Хуснутдинова Р.А.
Тип проекта: познавательный-исследовательский
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы,
родители.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и
родителей, создание условий для познавательного развития детей
через проектно-исследовательскую деятельность и организацию
художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Основные мероприятия проекта:
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по
изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению
особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Презентация проекта «Огород на окне».
Продолжительность проекта: краткосрочный октябрь-декабрь 2017 года.
Цели проекта
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и
родителей, создание условий для познавательного развития детей
через проектно-исследовательскую деятельность и организацию
художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности,
экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и
родителями.
Этапы проекта
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок,
песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по
теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка семян гороха, пшеницы, лука, укропа в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование
томатов.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Огород на окне»
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
• «Семена»
• «Первые всходы»
• «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений,
которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг».
• Лепка «Овощи большие и маленькие».
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Оформление альбома
«Наш лук от всех недуг».
9. Консультация для родителей
«Помощь ребенка на огороде».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т. д.
V. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (февраль)
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки,
стихотворения)
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (март)
1. Рассматривание семян (пшеницы, овса, гороха, укропа, петрушки, ,
тыквы, томата, чеснока,) посадка семян и луковиц.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению
особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (август)
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно
вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, и
другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они
смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из
жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их
роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в
ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями
– это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за
выполнение поручения, за полученный результат, обязательность,
целеустремленность.