Автор: Емельянова Евгения Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДС№58
Населённый пункт: город Озерск, Челябинская область
Наименование материала: конспект комплексного занятия для детей 4–5 лет
Тема: "Путешествие в осенний лес"
Раздел: дошкольное образование
Конспект комплексного занятия в средней группе
Тема: Путешествие в осенний лес
Подготовила воспитатель Емельянова Е.Г.
Цель: формирование представлений об осени, как о прекрасном времени года с
существенными признаками сезона.
Задачи:
1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с
речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных
деревьев, ловкость.
2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании
разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование
множественного числа существительных), активизация обогащения словарного
запаса по теме осень.
3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе,
интерес и заботливое отношение к растительному миру.
4. Вызвать интерес к собственному созданию образов, развивать мелкую моторику
пальцев рук.
Словарная работа: осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит,
стонет, льёт, идёт, моросит.
Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев,
наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой
природы. Рассматривание репродукций картин и иллюстраций об осени, ,
заучивание стихов об осени, прослушивание музыкальных произведений,
дидактические игры «С какого дерева листок?».
Оборудование: ширма, кукла-Осень, ободки овощей, руль, осенние листья по два на
каждого ребенка, сюжетные картины с изображением времён года, раскладной
зонтик, корзина с муляжами фруктов и овощей, лист картона размером А3 с
изображением двух корзин, клей-карандаш, вырезанные из цветной бумаги силуэты
овощей и фруктов, мольберт, салфетки на каждого ребёнка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята здравствуйте, я так рада, что вы пришли в детский сад.
Сегодня вы узнаете много интересного.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в лес. Вот только лес далеко, на
чем же можно до него добраться?
Дети: На машине, на автобусе, на трамвае
Воспитатель: К нам приехал сверхскоростной автобус, проходите, занимайте
места.
«Логоритмическое упражнение «Автобус»
Воспитатель: вот мы и приехали в волшебный осенний лес, присаживайтесь на
пенечки-стульчики.
Воспитатель обращает внимание детей на красивую, украшенную листочками
ширму. Из-за ширмы появляется кукла-Осень.
Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я .... (Осень)
Осень: Молодцы! А сейчас какое время года?
Дети: Осень.
Осень: Расскажите, какие признаки осени вы знаете? (при необходимости
обратить внимание на иллюстративный ряд)
Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет
мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее.
Осень: Ребята, вы знаете приметы осени. Поиграем в игру «Осенние приметы».
Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к
другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да). Дайте правильный
ответ:
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто — часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Воспитатель: А
самое
красивое
осенью
это
листопад.
Ребята,
а
что
такое
листопад?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно,
листопад
это
когда
много
разноцветных
листьев
падает с деревьев. Какого цвета бываю осенью листочки?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Да, и желтые, и красные, а бывает, что и зеленые листочки
падают. Это очень красиво – разноцветные листочки кружатся в воздухе. Сейчас я
хочу предложить вам поиграть.
Отгадайте осеннюю загадку: «Падают с ветки золотые монетки?» (это листья).
Посмотрите, какое чудо этот осенний букет из листьев (воспитатель раздаёт
листья детям). Листья осины красные. Значит, что они сделали? (покраснели).
На что похожи листья осины? (на монетки).
Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? (пожелтели).
Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (на ладошку).
А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? (рябина).
Листья рябины золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это
слово (проговаривают хором).
Хороводная игра с листочками «Листики дубовые, листики кленовые»
Воспитатель: Вы красиво танцевали, а теперь почитаем стихи об осени.
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Дни осенние настали,
Лето красное прошло.
Только мы грустить не стали,
Осень - тоже хорошо!
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
Молодцы! Вы знаете приметы осени и стихи про осень знаете, а сможете ли вы
угадать загадку? Слушайте внимательно.
«Появилась в небе клякса,
Если клякса заревёт,
Разбежится весь народ» (туча).
Осенью часто идут дожди. А что делает дождь? (моросит, идёт, шумит, льёт).
Посмотрите, стало пасмурно, кажется дождик начинается (воспитатель раскрывает
зонтик).
Танец-игра «Виноватая тучка»
Дождик прошёл. Выглянуло солнышко. Присаживайтесь на лесную полянку
(ковёр). «Нынче, друг, не зевай, собирай урожай».
Дидактическая игра «Один — много».
Давайте поиграем, Осень принесла нам корзину. Я вынимаю из корзины один
овощ или фрукт, а вы говорите, как назвать много овощей или фруктов (огурец —
огурцы, помидор — помидоры, яблоко — яблоки).
Посмотрите, Осень приготовила для нас творческое задание «Разложи в
корзинки».
Нам с вами нужно «разложить» весь урожай по корзинкам. В желтую корзинку –
овощи, а в коричневую – фрукты (Дети приклеивают заранее вырезанные силуэты на
нужную корзинку).
Воспитатель: В огород мы пойдем, урожай весь соберем.
Песня-игра «Огородная»
По окончании дети «уезжают» на поезде, отвозят «урожай» в группу.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
- Что интересного вы сегодня узнали?
- Что вам больше всего понравилось?