Автор: Думлер Светлана Викторовна
Должность: педагог доплнительного образования
Учебное заведение: ЧДОУ " Детский сад №99 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г.Новороссийск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия " Радужная фантазия"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия.
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
«Радужная фантазия»
Думлер Светлана Викторовна
Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни).
Вид деятельности: коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская,
самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, художественно –
эстетическое развитие, познавательное развитие
Цель: познакомить с основными и смешанными цветными (хроматическими) оттенками.
Формировать устойчивый интерес к расширенному познанию о свойствах цветовых
оттенков (цветоведении).
Задачи:
- способствовать развитию тяги к экспериментам;
- дать практический навык в смешивании цветовых оттенков и применению их в
изобразительном творчестве;
- развивать воображение и творческую активность;
- создавать условия для реализации самостоятельной творческой (изобразительной)
деятельности;
- продолжать формировать привычку завершать работу над изображением до конца.
Предварительная работа: создание незаконченного цветного рисунка «В небе Радуга –
дуга».
1 этап: способствовать формированию у детей внутренней мотивации к
деятельности.
Содержание
Обратная связь на высказывание детей
Педагог берет папку со своими рисунками и
присаживается к детям. Раскрывает ее и
начинает перелистывать свои работы.
Вызывает этим интерес у детей.
Некоторые работы можно обсудить с
детьми. Среди завершенных работ
находятся одна незавершенная. Это
работа под названием «Радуга – дуга».
- У меня оказывается есть одна
незавершенная работа. Вот про такую
работу и написал стих Николай Солоненко:
- Незаконченный рисунок долго на столе
лежал.
В том рисунке грустный клоун
Нераскрашенный стоял.
Где ж ты маленький художник.
Разукрась мне колпачок.
Нарисуй арену, мячик.
Нарисуй цветной флажок.
Я тебя стаю и жду.
Я картинкой стать хочу.
- Ребята как вы думаете. Нужно мне до
конца дорисовать этот рисунок? Может
быть он превратится в красивую картинку?
Ожидается ответ: «Хороший рисунок, я
бы его дорисовал», «Да, можно красивую
картину нарисовать».
- А вы ребята часто оставляете свои работы
незавершенными? Какое время вы можете
найти для завершения незаконченных
работ?
Высказывания детей.
А) Я так же думаю. Любой рисунок лучше
заканчивать до конца, тогда он будет
настоящей картинкой.
- Отлично. Это ты хорошо придумал. Если
рисунок сделать с душой, он обязательно
всем понравится.
А) Ты большой молодец, если ты
стараешься завершать свой рисунок до
конца.
Б) Меня радует. Что вы находите время,
чтобы поработать над незавершенными
работами.
- Ребята как хорошо, что вы меня убедили
доработать рисунок до конца. Может быть
вы мне в этом поможете? Что, если бы мы
его дорисовали бы вместе?
Ожидаются высказывания: « Да, я хочу
помочь дорисовать», « Я умею рисовать
Радугу».
А) Я очень рада, что вы будите моими
помощниками.
Б) Вместе работа пойдёт веселее.
2 этап: способствует планированию детьми их деятельности
Содержание
- Ребята, у меня с собой только три краски –
красная, жёлтая и синяя. Остальных красок у
меня с собой пока нет. Скажите, как вы
думаете с таким набором красок, нам можно
уже что-то разукрасить в нашей работе?
Ожидается ответ: «Да, в радуге есть
дорожки такого цвета, можно этими
красками закрасить их».
( Педагог закрашивает до конца дорожки в
Радуге соответствующих цветов).
- Вот хорошо, что у нас именно эти три
цвета. Жёлтый, красный и синий
называются основными цветами. Вы знаете,
что художник смешивает краски на палитре,
чтобы получить нужные ему цвета. Но
жёлтый, красный и синий цвет невозможно
смешать из красок других цветов. При этом
сами эти краски, смешиваясь друг с другом,
превращаются в другие цветовые оттенки.
Хотите это сами увидеть? Мы сейчас
смешаем имеющиеся краски по очереди и
узнаем какие получатся цвета. Вы готовы к
эксперименту?
Ожидается ответ: « Да, я хочу узнать, что
получится».
Обратная связь на высказывания
детей
А) Отлично. Значит можно с этими
красками начинать работу.
Б) Верно заметили. Такие цвета есть в
нашей Радуге.
А) Отлично. Я рада, что вы
заинтересовались моим предложением.
Б) Сейчас мы всё увидим сами.
Педагог готовит палитру для смешивания
красок и спрашивает у детей.
- Какие два цвета мы смешаем первыми?
Какой цвет у нас получился? Какие два цвета
смешаем вторыми? Какой цвет получился?
Какие два цвета осталось смешать еще?
Какой цвет получился?
Педагог на палитре по подсказке детей
смешивает поочередно оранжевый, зеленый
и фиолетовый цвета
- Ребята, мы получили оранжевую, зелёную
А) Отлично. Я так и сделаю.
Б) Эти два цвета я тоже смешаю и мы
увидим, что получится.
и фиолетовую краски. Новые цветовые
оттенки можно назвать смешанными.
- Полученные краски пригодятся нам в
работе над рисунком Радуги?
Ожидается ответ: «Да я вижу, какие
дорожки в Радуге нужно закрасить этими
цветами», « Я могу подсказать, какие
дорожки в Радуге можно закрасить».
( Педагог закрашивает дорожки в Радуге
полученными цветами).
А) Хорошо. Что ты это заметил.
Б) Мы воспользуемся твоей подсказкой.
- Ребята у нас осталась еще одна не
раскрашенная дорожка. Какого она цвета?
Как вы думаете, мы сможем так же смешать
этот цвет? Какого цвета краски нам для этого
будут нужны? А у меня как раз с собой есть
еще и белая краска.
Звучат предложения детей по смешиванию
красок.
(Педагог смешивает белую краску с синей и
получает голубой оттенок. Он закрашивает
на радуге дорожку голубого цвета. Также
закрашивает все небо вокруг радуги.)
Вот, ребята, моя работа закончена. Теперь
она стала картинкой.
А)Хорошая идея! Я полностью с тобой
согласна.
Б) Как красиво получается. Мы все делаем
правильно. У нас теперь получится целая
картина.
- Ребята вам понравилось смешивать краски
и получать новые цвета? Этот способ вы
теперь будите применять в ваших работах
над рисунками? Для смешивания красок
какой художественный инструмент нам
понадобился? А можно ли смешать и
получить новые цветовые оттенки не только
красками, но и цветными карандашами, а
восковыми мелками?
Высказывания детей.
А) Чудесно мыслите.
Б) Конечно это подойдет. Будет интересно
попробовать именно твой способ.
- А ведь вы ребята готовы нарисовать свою
прекрасную цветную картинку. Может быть
назовем ее « Радужная фантазия»? Или у вас
есть еще какие нибудь предложения, как
назвать свой цветной рисунок? Получается
ребята вы как самые настоящие художники
придумаете и нарисуете какими хотите
художественными инструментами свою
цветную фантазию?
А) Замечательно. Отличная идея. Вот так
название.
Б) Представляю какое интересное будет
содержание у твоего рисунка.
Высказывания детей.
- Может быть вы сейчас каждый погрузится в
свои фантазии и представит, какие
многоцветные могут получится у вас
рисунки. Наверное, вам понадобится для
этого особое настроение? Какое? Где мы его
возьмем? Что нам может помочь? А может
быть нам поможет музыка?
Высказывания детей.
- Думаю нам удобно будет лечь и
пофантазировать.
А) Здорово! Интересно!
Б) Согласна это нужно
(Звучит романтичная детская мелодия с
разным ритмичным рисунком )
- Представьте себе, что бы вы хотели
нарисовать? Может это будет « Цветик
семицветик»? А может целая поляна разных
цветов? Представьте праздничное
настроение в большом количестве цветных
шаров и конфетти. А может это будет
неизвестная « Радужная планета? А вдруг вы
увидели необыкновенно красивую цветную
бабочку?
- Откройте глаза ребята. Возвращайтесь из
мира фантазий!..
- Ну что, вам удалось найти то самое
настроение?
- Тогда, маленькие художники, расскажите,
пожалуйста, что вы будите рисовать на своей
картине?
Высказывания детей.
А) Это будет чудесно! Думаю получится
здорово!
Б)Как интересно! Как необычно! Ух ты!
Класс!
- Прежде чем рисовать, предлагаю немного
потренироваться на листочке бумаги и
палитре. Смешивайте краски, и проверьте
какие получаются цветные оттенки.
Смешивайте цвета путем закрашивания
пятна одного цветного карандашом или
мелком другого цвета. Как вам такая идея?
В случае, если дети не захотят:
- Какие вы нетерпеливые… Поскорее
хочется приступить к работе над вашим
рисунком? Понимаю…
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание
Обратная связь на высказывание детей
- Мне кажется, вы готовы творить!
Приглашаю вас в уголок изобразительного
творчества! ( Дети сами выбирают себе
инструменты и материалы для работы
над своим замыслом. Они могут взять
цветные карандаши, восковые мелки,
акварельные или гуашевые краски, кисти
жесткие и мягкие, разной величины,
палитры, ёмкости для воды, подставки для
кисти, салфетки.)
- Ребята хотелось бы напомнить вам о том,
что акварельные краски легкие прозрачные,
но очень перетекающие. Вспомните, как с
ними лучше работать. Гуашевая краска
плотная, яркая. Но ее нужно слегка развести
водой. Промывайте и просушивайте кисти
перед тем, как будите брать другой цвет. В
одной картине вы можете использовать все
художественные материалы и инструменты.
При необходимости педагог показывает
пример работы с разными материалами и
инструментами.
- Желаю вам интересной творческой
работы!
( самостоятельная изобразительная
деятельность детей)
А) Что это будет? Какая у тебя идея? Где ты
расположишь это? Как ты это изобразишь?
Б) Необычно! Оригинально! Как забавно!
Вот это находка! Супер1 Мне очень
нравится! Хорошая идея1
- Ребята, для тех кто закончит свою работу,
я могу предложить смешивать кусочки
цветного пластилина. Что получится?
4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам
деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывание детей
-
Мне очень интересно посмотреть, что же у
вас получилось! Предлагаю устроить
выставку ваших работ.
- Какая красота! Полюбуйтесь на работы
друг друга. Какое многообразие радужной
фантазии!
В случае, если дети будут недовольны
результатом:
А) Какое необычное исполнение своего
замысла!
Б) В твоей работе что-то есть
необыкновенное!
В случае, если дети довольны:
А) Мне очень нравится твоя работа!
Б)Твой рисунок наверняка украсит твою
комнату.
-
Ребята вы так много успели сделать. И
нарисовали свои уникальные работы. И мне
помогли дорисовать незаконченный
рисунок. А еще вам наверно уже
понравилось знакомиться со свойствами
цветовых оттенков. Может быть вы еще
хотите узнать больше о цветах? А зачем вам
нужны знания о свойствах цветов, и как
цвета взаимодействуют друг с другом ?
А)
Замечательно. Я вижу, вам интересна эта
тема.
Б) Мы обязательно продолжим наш путь к
познаниям художественного мастерства.