Автор: Кириллова Ирина Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа №77"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: конспект
Тема: "Сложное предложение с разными видами связи"
Раздел: среднее образование
Тема: «Сложное предложение с разными видами связи»
I.
Приветствие.
- Здравствуйте, садитесь. Запишите число, классная работа, оставьте место
для темы урока. Мы её запишем чуть позже.
- Перед вами предложение
. 1 слайд
(я читаю его вслух).
Несмотря
на
большие
трудности,
которые
встретились
нам
в
туристском походе, который состоялся во второй половине июня, когда
закончились все экзамены, мы провели его с успехом: все участники были
хорошо подготовлены к тому, чтобы не смущаться лишениями, которые
неизбежны в каждом походе.
Ваша задача:
исправить в нём ошибки, связанные с неумелым употреблением сложных
конструкций,
заменив
придаточные
предложения
синонимичными
конструкциями.
Проверяем.
-
Почему
вы
заменили
придаточные
предложения
причастными
оборотами? (так как придаточные предложения по типу являются
определительными, то причастные обороты им синонимичны,
так как выполняют одинаковые функции: отвечают на вопрос
какой? и указывают на признак определяемого слова).
- Запишите исправленное предложение в тетрадь.
2 слайд.
Несмотря на большие трудности, встретившиеся нам в
туристском походе, который состоялся во второй половине
июня,
когда
закончились
все
экзамены,
мы
провели
его
с
успехом: все участники были хорошо подготовлены к тому,
чтобы не смущаться лишениями, неизбежными
в каждом
походе.
- Найдём грамматические основы в этом предложении (который состоялся,
экзамены закончились, мы провели, участники были подготовлены, не
смущаться).
- Сколько грамматических основ? (5)
- Какое перед нами предложение? (сложное, состоящее из 5 простых)
- Найдём границы всех предложений. Графически их обозначим.
3 слайд.
1. [Несмотря на большие трудности, встретившиеся
нам в туристском походе, 2. (который состоялся во
второй половине июня ), 3. (когда закончились все
экзамены ), мы провели его с успехом ]: 4. [все участники
были хорошо подготовлены к тому ], 5. (чтобы не
смущаться лишениями, неизбежными в каждом походе
).
- Теперь определим, чем связаны между собой простые предложения в
сложном.
1 и 2 интонацией и С.С.
который
1 и 3 интонацией и С.С.
когда
1 и 4 интонацией
4 и 5 интонацией и союзом
чтобы
- Сделайте вывод, какие виды связи встретились в данном предложении?
(союзная и бессоюзная)
- Следовательно,
тема
нашего урока «Сложное предложение с разными
видами связи». Запишите её в тетрадь.
-
Цель
нашего урока сегодня: научиться находить в тексте сложные
предложения с разными видами связи, составлять их схемы, попутно
повторяя темы раздела «Синтаксис», для того чтобы успешно выполнить
задания Единого государственного экзамена по русскому языку.
- Прочитаем теоретический материал о сложном предложении с разными
видами связи в учебнике на стр. 330.
Составим схему нашего предложения. (самостоятельно)
Проверяем. 4 слайд.
[1.сущ, (2.который…
сущ), (3.когда...),]:
[4.ук.слово], (5.чтобы… ).
- Поднимите руки, кто справился с заданием. Хорошо опустите руки.
- Определим структурно-смысловые части предложения.
I часть СПП с послед. подчинением придаточных определительных.
(прочитаем её)
II часть СПП с придаточным изъяснительным. (прочитаем её)
- Чем эти части связаны между собой? (бессоюзной связью)
- Объясните постановку двоеточия. (2 часть поясняет первую =
а именно
)
- Сделаем вывод: какая связь является ведущей в предложениях с разными
видами связи? (сочинительная или бессоюзная, в нашем предложении -
это бессоюзная связь).
- С целью закрепления темы урока обратимся к
типовым заданиям Единого государственного экзамена.
1.
прочитаем текст.
2.
определим стиль речи. (научный)
- Обратите внимание на то, что сложные синтаксические конструкции
используются в научном и публицистическом стилях.
- Как вы думаете, почему их нет в разговорной речи? (громоздкие, сложные)
- Выполним задания к тексту. Проверяем.
5 слайд.
Проверь себя:
1.Укажите предложение, в котором верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте. Запишите номер этого предложения.
Ответ: 3
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Ответ: в случае
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
ЯВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором
предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в
приведённом фрагменте словарной статьи.
Ответ: 3
- Переходим к следующему заданию. Самостоятельно работаем с текстом:
составляем схемы предложений, определяем виды связи, обозначаем
структурно-смысловые части предложений. Перед вами алгоритм, который
поможет вам в работе.
6 слайд.
Алгоритм:
1.
Прочитайте предложение с правильной интонацией
2.
Выделите грамматические основы предложений
3.
Определите количество простых предложений в составе сложного
4.
Графически обозначьте границы простых предложений
5.
Посмотрите, с помощью чего связаны простые предложения в
составе сложного (союзы, союзные слова, интонация)
6.
Составьте схему
7.
Проверьте правильность постановки знаков препинания.
Проверяем у доски. (3 уч.)
- Поднимите руки, кто все схемы сделал правильно?
- У кого ошибка в одном предложении? У кого в двух? Кто не справился с
заданием?
- Ребята, подведём итог нашего урока.
- Достигли ли мы целей урока?
Рефлексия.
– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям.
“А” – Задания были мне понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая консультация учителя мне бы не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий вызвали у меня затруднения.
- Запишите выбранную букву на полях.
Домашнее задание.
–
Тому,
кто
выбрал
букву
А,
написать
сочинение-рассуждение
на
лингвистическую
тему
«Знаки
препинания
в
предложениях
с
разными
видами связи».
– Тот, кто записал букву Б, читает стр. 330 и выполняет упражнение № 464.
– Тот кто записал букву В, читает стр. 330 и выполняет упражнение № 465 .
- Понравился ли вам урок? Что понравилось больше всего?
Выставление отметок.
Приложение
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задание 1-3
1.
Укажите
предложение,
в
котором
верно
передана ГЛАВНАЯ
информация,
содержащаяся в тексте. Запишите номер этого предложения.
1.
Случается,
что
отдельные
киты
или
целые
стаи
дельфинов
выбрасываются на берег и погибают, и происходит это в одних и тех же
местах. 2. Долгое время учёные не могли объяснить такое явление, но
впоследствии было выяснено, что киты и дельфины посылают звуковые
волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт
кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и
обходит препятствие. 3. <...>, когда дно повышается к берегу постепенно,
по правилам физики (угол падения равен углу отражения) звуковые волны,
посылаемые животным, ударяясь о пологое дно, не возвращаются к нему, а
уходят в воздух, и, не получая «эха», киты и дельфины плывут вперёд и
оказываются на мели.
1.
Киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от
каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы,
усиливает их отражения и обходит препятствие.
2.
Учёные
выяснили,
что
целые
стаи
дельфинов
выбрасываются
на
берег
и
погибают в одних и тех же местах, потому что звуковые волны уходят в воздух.
3.
Когда
дно
повышается
к
берегу
постепенно,
посылаемые
китом
или
дельфинами звуковые волны, ударяясь о пологое дно, уходят в воздух, поэтому
животные, не улавливая их отражения, плывут вперёд, оказываются на мели и
погибают.
4.
Согласно правилу физики, угол падения всегда равен углу отражения, поэтому
отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают
в одних и тех же местах.
Ответ:_____
_____________________________________
2.
Какое
из
приведённых
ниже
слов
(сочетаний
слов)
должно
стоять
на
месте
пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Вопреки этому
Во-вторых
Поэтому
В случае
Лишь если
Ответ:__________________________________________
3.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
ЯВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором
предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в
приведённом фрагменте словарной статьи.
ЯВЛЕНИЕ -, -я, ср.
1. см. явиться.
2.
в философии: проявление, выражение сущности, то, в чём она обнаруживается. Я и
сущность.
3.
Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-н. Физическое я. Явления
природы. Социальные явления.
4.
Событие, случай. Странное, загадочное я.
5.
В пьесе: часть акта, в к-рой состав действующих лиц не меняется.
Ответ:____________________________________________________