Напоминание

"Сложное предложение с разными видами связи"


Автор: Кириллова Ирина Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа №77"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: конспект
Тема: "Сложное предложение с разными видами связи"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Сложное предложение с разными видами связи»

I.

Приветствие.

- Здравствуйте, садитесь. Запишите число, классная работа, оставьте место

для темы урока. Мы её запишем чуть позже.

- Перед вами предложение

. 1 слайд

(я читаю его вслух).

Несмотря

на

большие

трудности,

которые

встретились

нам

в

туристском походе, который состоялся во второй половине июня, когда

закончились все экзамены, мы провели его с успехом: все участники были

хорошо подготовлены к тому, чтобы не смущаться лишениями, которые

неизбежны в каждом походе.

Ваша задача:

исправить в нём ошибки, связанные с неумелым употреблением сложных

конструкций,

заменив

придаточные

предложения

синонимичными

конструкциями.

Проверяем.

-

Почему

вы

заменили

придаточные

предложения

причастными

оборотами? (так как придаточные предложения по типу являются

определительными, то причастные обороты им синонимичны,

так как выполняют одинаковые функции: отвечают на вопрос

какой? и указывают на признак определяемого слова).

- Запишите исправленное предложение в тетрадь.

2 слайд.

Несмотря на большие трудности, встретившиеся нам в

туристском походе, который состоялся во второй половине

июня,

когда

закончились

все

экзамены,

мы

провели

его

с

успехом: все участники были хорошо подготовлены к тому,

чтобы не смущаться лишениями, неизбежными

в каждом

походе.

- Найдём грамматические основы в этом предложении (который состоялся,

экзамены закончились, мы провели, участники были подготовлены, не

смущаться).

- Сколько грамматических основ? (5)

- Какое перед нами предложение? (сложное, состоящее из 5 простых)

- Найдём границы всех предложений. Графически их обозначим.

3 слайд.

1. [Несмотря на большие трудности, встретившиеся

нам в туристском походе, 2. (который состоялся во

второй половине июня ), 3. (когда закончились все

экзамены ), мы провели его с успехом ]: 4. [все участники

были хорошо подготовлены к тому ], 5. (чтобы не

смущаться лишениями, неизбежными в каждом походе

).

- Теперь определим, чем связаны между собой простые предложения в

сложном.

1 и 2 интонацией и С.С.

который

1 и 3 интонацией и С.С.

когда

1 и 4 интонацией

4 и 5 интонацией и союзом

чтобы

- Сделайте вывод, какие виды связи встретились в данном предложении?

(союзная и бессоюзная)

- Следовательно,

тема

нашего урока «Сложное предложение с разными

видами связи». Запишите её в тетрадь.

-

Цель

нашего урока сегодня: научиться находить в тексте сложные

предложения с разными видами связи, составлять их схемы, попутно

повторяя темы раздела «Синтаксис», для того чтобы успешно выполнить

задания Единого государственного экзамена по русскому языку.

- Прочитаем теоретический материал о сложном предложении с разными

видами связи в учебнике на стр. 330.

Составим схему нашего предложения. (самостоятельно)

Проверяем. 4 слайд.

[1.сущ, (2.который…

сущ), (3.когда...),]:

[4.ук.слово], (5.чтобы… ).

- Поднимите руки, кто справился с заданием. Хорошо опустите руки.

- Определим структурно-смысловые части предложения.

I часть СПП с послед. подчинением придаточных определительных.

(прочитаем её)

II часть СПП с придаточным изъяснительным. (прочитаем её)

- Чем эти части связаны между собой? (бессоюзной связью)

- Объясните постановку двоеточия. (2 часть поясняет первую =

а именно

)

- Сделаем вывод: какая связь является ведущей в предложениях с разными

видами связи? (сочинительная или бессоюзная, в нашем предложении -

это бессоюзная связь).

- С целью закрепления темы урока обратимся к

типовым заданиям Единого государственного экзамена.

1.

прочитаем текст.

2.

определим стиль речи. (научный)

- Обратите внимание на то, что сложные синтаксические конструкции

используются в научном и публицистическом стилях.

- Как вы думаете, почему их нет в разговорной речи? (громоздкие, сложные)

- Выполним задания к тексту. Проверяем.

5 слайд.

Проверь себя:

1.Укажите предложение, в котором верно передана ГЛАВНАЯ информация,

содержащаяся в тексте. Запишите номер этого предложения.

Ответ: 3

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Ответ: в случае

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ЯВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

приведённом фрагменте словарной статьи.

Ответ: 3

- Переходим к следующему заданию. Самостоятельно работаем с текстом:

составляем схемы предложений, определяем виды связи, обозначаем

структурно-смысловые части предложений. Перед вами алгоритм, который

поможет вам в работе.

6 слайд.

Алгоритм:

1.

Прочитайте предложение с правильной интонацией

2.

Выделите грамматические основы предложений

3.

Определите количество простых предложений в составе сложного

4.

Графически обозначьте границы простых предложений

5.

Посмотрите, с помощью чего связаны простые предложения в

составе сложного (союзы, союзные слова, интонация)

6.

Составьте схему

7.

Проверьте правильность постановки знаков препинания.

Проверяем у доски. (3 уч.)

- Поднимите руки, кто все схемы сделал правильно?

- У кого ошибка в одном предложении? У кого в двух? Кто не справился с

заданием?

- Ребята, подведём итог нашего урока.

- Достигли ли мы целей урока?

Рефлексия.

– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям.

“А” – Задания были мне понятны, я легко справился.

“Б” – Некоторая консультация учителя мне бы не повредила.

“В” – Я старался, но большинство заданий вызвали у меня затруднения.

- Запишите выбранную букву на полях.

Домашнее задание.

Тому,

кто

выбрал

букву

А,

написать

сочинение-рассуждение

на

лингвистическую

тему

«Знаки

препинания

в

предложениях

с

разными

видами связи».

– Тот, кто записал букву Б, читает стр. 330 и выполняет упражнение № 464.

– Тот кто записал букву В, читает стр. 330 и выполняет упражнение № 465 .

- Понравился ли вам урок? Что понравилось больше всего?

Выставление отметок.

Приложение

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задание 1-3

1.

Укажите

предложение,

в

котором

верно

передана ГЛАВНАЯ

информация,

содержащаяся в тексте. Запишите номер этого предложения.

1.

Случается,

что

отдельные

киты

или

целые

стаи

дельфинов

выбрасываются на берег и погибают, и происходит это в одних и тех же

местах. 2. Долгое время учёные не могли объяснить такое явление, но

впоследствии было выяснено, что киты и дельфины посылают звуковые

волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт

кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и

обходит препятствие. 3. <...>, когда дно повышается к берегу постепенно,

по правилам физики (угол падения равен углу отражения) звуковые волны,

посылаемые животным, ударяясь о пологое дно, не возвращаются к нему, а

уходят в воздух, и, не получая «эха», киты и дельфины плывут вперёд и

оказываются на мели.

1.

Киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от

каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы,

усиливает их отражения и обходит препятствие.

2.

Учёные

выяснили,

что

целые

стаи

дельфинов

выбрасываются

на

берег

и

погибают в одних и тех же местах, потому что звуковые волны уходят в воздух.

3.

Когда

дно

повышается

к

берегу

постепенно,

посылаемые

китом

или

дельфинами звуковые волны, ударяясь о пологое дно, уходят в воздух, поэтому

животные, не улавливая их отражения, плывут вперёд, оказываются на мели и

погибают.

4.

Согласно правилу физики, угол падения всегда равен углу отражения, поэтому

отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают

в одних и тех же местах.

Ответ:_____

_____________________________________

2.

Какое

из

приведённых

ниже

слов

(сочетаний

слов)

должно

стоять

на

месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому

Во-вторых

Поэтому

В случае

Лишь если

Ответ:__________________________________________

3.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ЯВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

приведённом фрагменте словарной статьи.

ЯВЛЕНИЕ -, -я, ср.

1. см. явиться.

2.

в философии: проявление, выражение сущности, то, в чём она обнаруживается. Я и

сущность.

3.

Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-н. Физическое я. Явления

природы. Социальные явления.

4.

Событие, случай. Странное, загадочное я.

5.

В пьесе: часть акта, в к-рой состав действующих лиц не меняется.

Ответ:____________________________________________________



В раздел образования