Автор: Сидорова Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназия с углублённым изучением иностранных языков №21 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Конспект занятия кружка. ФГОС.
Тема: Занятие кружка: "Этика – Азбука добра". 3 класс.
Раздел: начальное образование
Конспект занятия кружка. Этика: азбука добра. 3 класс.
Учителя начальных классов, высшей квалификационной категории. МАОУ гимназии с
углублённым изучением иностранных языков №21, г. Тюмени.
Сидоровой Надежды Анатольевны.
Тема: «Услышать сердце человека».
Задачи:
1)
Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформулировать для них
нравственные установки.
2)
Познакомить с понятиями «воспитанность», «такт», «милосердие».
3)
Научить взаимодействовать, находить выход из трудных ситуаций.
Оборудование: Мелодия песни «Услышать сердце человека», памятки для
каждого ребёнка, высказывания великих людей.
Детей разделить на 5 групп.
Ход занятия:
1.Организация класса.
- Сегодня мы собрались для серьёзного и важного разговора. Прочитайте
тему ( «Услышать сердце человека»).
- Как вы её понимаете, объясните.
-В каком значении употреблены эти слова? Как можно услышать сердце
человека? Это просто услышать стук сердца? А если в переносном
значении?
- О некоторых людях говорят: « Это сердечный человек. У него золотое
сердце. Услышать сердцем ».
- Что это значит? Какой человек? ( добрый, отзывчивый, понимающий,
внимательный).
- Прежде, чем продолжить разговор, я предлагаю вам заполнить таблицу.
2. Заполнение таблицы
До
Да – «+»
Нет – «-«
Высказывания
После
Да – «+»
Нет – «- «
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
Мне важно помочь однокласснику, который попал в беду
Нет ничего страшного в том, если я нагрублю неприятному мне
человеку
Если в классе кого-нибудь дразнят, то я тоже буду дразнить.
Мне приятно доставлять людям радость.
Нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
Важно понимать других людей, даже если они не правы
Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание
в мой адрес
3. Воспитанность.
- С каким настроением вы пришли сегодня в школу? Почему?
- У всех вас настроение разное и зависит оно от разных факторов.
( от доброжелательности, приветливости окружающих – хорошее, от их
раздражительности, злости – плохое настроение). Иногда мы слышим:
« Невоспитанный человек, некультурный».
- А какого человека, можно так назвать?
(Работа в группах) Запишите какими качествами обладает невоспитанный
человек.
Дети, часто дразнят своих ровесников за их физические особенности - худых
– толстых, высоких – низких. Придумывают им различные прозвища, не
понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство.
Всё это несовместимо с понятием «воспитанный человек».
Любой человек со всеми его достоинствами и недостатками имеет право
жить на Земле, и его внешность зачастую не зависит от желания людей, быть
или не быть такими.
Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры иногда начинаются с
пустяка: толкнул, выхватил, задел.
- Предлагаю решить нравственную задачу ( на листочках, решают в группах)
Ты принёс в школу интересную книгу, чтобы показать другу. Неожиданно
кто-то из ребят выхватывает книгу из твоих рук и не хочет отдавать.
Как ты поступишь?
Условие: книгу нужно получить мирным путём, без драки, ссоры, слёз.
( Разыгрывание ситуаций в группах)
Есть замечательные высказывания: «Власть моих кулаков кончается возле
носа моего соседа». «Моё тело – моя территория, чужое тело – чужая
территория. Я не имею права вторгаться на чужую территорию».
- Как вы понимаете значение этих высказываний?
Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на
здоровье человека. Оказывается пережитая обида, оскорбление делают
человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных заболеваний
– результат хамства, грубости, равнодушия.
- Что же такое воспитанность? ( Вежливость, культура, любезность).
Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого, зло родится.
( Выставляется на доску слово «воспитанность»)
Правила воспитанного человека надо выполнять всегда - и даже тогда когда
вас никто не видит. По тому, как вы ведёте себя в школе, дома , на улице,
судят о ваших родителях, о вашей семье, о школе. Всегда помните об этом.
4. Такт.
Одной внешней культуры недостаточно, нужна внутренняя культура. Можно
выучить правила хорошего тона, знать как себя вести в любой ситуации,
вежливо улыбаться, говорить «спасибо» и всё-таки оставаться некультурным
и невоспитанным человеком, если ваше поведение будет лишено такта.
-Что такое такт?
- Посмотрите значение этого слова в толковом словаре ( работа в группах).
Такт – это внутренняя чуткость, умение вести себя в какой-либо ситуации так,
чтобы не сделать человеку больно, не обидеть его, это лёгкое прикосновение
к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что человеку в
данный момент: сочувствие, жалость или внимание.
Прочитайте отрывок из рассказа В. Сухомлинского.
У маленькой Кати большая радость поправился её папа. Больше года он
болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали.
Не раз бывало – проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет. А
сегодня отец уже на работе. Здоровый, бодрый!
Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и
поделилась своей радостью:
- Мой папа выздоровел.
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего
не сказав, побежали гонять мяч.
Катя подошла к своим подружкам, которые играли в классики.
- Наш папа выздоровел, - сказала она.
Одна из девочек, Нина с удивлением спросила:
- Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжёлый комок, дышать ей стало
трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала.
- Почему девочка заплакала?
Девочке в этот момент было необходимо, чтобы кто-нибудь вместе с ней
порадовался, для неё это было очень важно и даже близкие подружки этого
не сделали, Катя почувствовала себя очень одинокой.
Мальчики повели себя нетактично, можно было просто порадоваться вместе
с ней. Поэтому, прежде, чем сказать что-либо неприятное другим, нужно
взвесить, стоит ли это говорить, подумать как это можно сказать, выбрать
подходящий момент. Это очень трудно, но этому необходимо учиться,
потому что мы живём в обществе людей, и совсем неприятно прослыть
бестактным человеком. Чтобы этого не произошло, стоит знать некоторые
правила:
Тактичный человек:
Не хвастается;
Не выясняет отношения в присутствии посторонних;
Не поставит другого человека в неловкое положение, сделает
вид, что не заметил оплошности;
Терпим к недостаткам других людей;
Никогда не рассказывает другим чужие тайны;
В разговоре с человеком, имеющим какой-либо недостаток,
избегает всего, что могло бы ему об этом напомнить;
Не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна;
Слово - очень сильное оружие. Иногда случайно оброненное слово
переворачивает жизнь человека, запоминается им на всю жизнь и причиняет
много страданий. Обращайте внимание на позы людей, их мимику, жесты-
часто они говорят о внутреннем состоянии человека больше , чем слова.
Позвоните заболевшему однокласснику, спросите о его здоровье.
Проявляйте больше сочувствия людям. Разговаривая с человеком, смотрите
ему в глаза , ведь глаза - это зеркало души.
Такт –это чувство меры, сочувствие, чуткость и деликатность
(слово «такт» выставляется на доску).
5. Милосердие:
Следующее понятие, без которого человеческое общение было бы
невозможным состоит из сложения двух слов - милое сердце. Милосердие.
Что это слово обозначает? Подберите синоним ( сострадание).
Раньше медицинских сестёр называли сёстрами милосердия. Если врач
оказывал больному физическую помощь, то сестра милосердия помогала
заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление,
давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем- добрым,
жалостливым , чутким. Во время ВОВ в здании нашей гимназии находился
военный госпиталь, в котором проходили лечение раненые бойцы красной
армии. Целыми сутками без сна и отдыха боролись за жизнь наших воинов
врачи и медсёстры. Много сил и сострадания было в этих женщинах и совсем
юных девушках.
Война была очень страшная, много людей погибло, много искалечено. Ни
одну семью не обошла беда. Несмотря на это, у наших людей не
ожесточились сердца.
Послушайте рассказ.
- А вы в этом случае, на чьей стороне? Тёти или девочки?
- Быть злым легко. Легко ответить на хамство- хамством, на подлость-
подлостью. Как ты ко мне, так я к тебе. Но прежде, чем отказать в
милосердии плохим людям, надо понять, что их сделало такими. Жалко злых,
эгоистичных людей, ведь их никто не любит, и мир им кажется враждебным
и холодным. Они больны и требуют неотложного лечения. А чем их лечить?
Добротой, сердечностью, душевностью.
Итак, милосердие - очень ёмкое понятие это человеколюбие,
благотворительность сострадание, отзывчивость, чуткость,
добросердечность.
На одном из классных часов мы говорили о том, что в каждом человеке
живут как бы 2 человечка чёрный и белый. Черный человечек , обладает
отрицательными качествами, а белый – положительными. И от нас зависит,
какой человечек в нас вырастет белый или чёрный.
( Выставляется на доску слово) «милосердие»
На этих трёх китах основывается общение в человеческом обществе.
Заполняем таблицу ( спрашиваю у детей где мнение изменилось)
- Как теперь, вы, понимаете фразу- « Услышать сердце человека»
( выслушиваются высказывания детей)
6. Итог.
- Подведём итог :
Человек! Это высокое звание.
Человек ,как звезда, рождается
Средь неясной туманной млечности.
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается, век за веком
Земля нетленная.
Человек, как звезда рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная
Приложение №1
До
Да – «+»
Нет – « - «
Высказывания
После
Да – «+»
Нет – «-
«
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
Мне важно помочь однокласснику, который попал в
беду
Нет ничего страшного в том, если я нагрублю
неприятному мне человеку
Если в классе кого-нибудь дразнят, то я тоже буду
дразнить.
Мне приятно доставлять людям радость.
Нужно уметь прощать людям их отрицательные
поступки
Важно понимать других людей, даже если они не
правы
Я думаю, что можно выругаться на несправедливое
замечание в мой адрес
До
Да – «+»
Нет – « - «
Высказывания
После
Да – «+»
Нет – «-
«
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
Мне важно помочь однокласснику, который попал в
беду
Нет ничего страшного в том, если я нагрублю
неприятному мне человеку
Если в классе кого-нибудь дразнят, то я тоже буду
дразнить.
Мне приятно доставлять людям радость.
Нужно уметь прощать людям их отрицательные
поступки
Важно понимать других людей, даже если они не
правы
Я думаю, что можно выругаться на несправедливое
замечание в мой адрес
Тактичный человек: Приложение №2
Не хвастается;
Не выясняет отношения в присутствии посторонних;
Не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не
заметил оплошности;
Терпим к недостаткам других людей;
Никогда не рассказывает другим чужие тайны;
В разговоре с человеком, имеющим какой-либо недостаток, избегает всего,
что могло бы ему об этом напомнить;
Не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна;
Тактичный человек:
Не хвастается;
Не выясняет отношения в присутствии посторонних;
Не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не
заметил оплошности;
Терпим к недостаткам других людей;
Никогда не рассказывает другим чужие тайны;
В разговоре с человеком, имеющим какой-либо недостаток, избегает всего,
что могло бы ему об этом напомнить;
Не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна;
Тактичный человек:
Не хвастается;
Не выясняет отношения в присутствии посторонних;
Не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не
заметил оплошности;
Терпим к недостаткам других людей;
Никогда не рассказывает другим чужие тайны;
В разговоре с человеком, имеющим какой-либо недостаток, избегает всего,
что могло бы ему об этом напомнить;
Не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна
Тактичный человек:
Не хвастается;
Не выясняет отношения в присутствии посторонних;
Не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не
заметил оплошности;
Терпим к недостаткам других людей;
Никогда не рассказывает другим чужие тайны;
В разговоре с человеком, имеющим какой-либо недостаток, избегает всего,
что могло бы ему об этом напомнить;
Не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна;
Приложение №3
Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго – добро.
От злого – зло родится.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда .
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Доброе дело само себя хвалит.
Добро век не забудется.