Напоминание

Занятие кружка: "Этика – Азбука добра". 3 класс.


Автор: Сидорова Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназия с углублённым изучением иностранных языков №21 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Конспект занятия кружка. ФГОС.
Тема: Занятие кружка: "Этика – Азбука добра". 3 класс.
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект занятия кружка. Этика: азбука добра. 3 класс.

Учителя начальных классов, высшей квалификационной категории. МАОУ гимназии с

углублённым изучением иностранных языков №21, г. Тюмени.

Сидоровой Надежды Анатольевны.

Тема: «Услышать сердце человека».

Задачи:

1)

Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформулировать для них

нравственные установки.

2)

Познакомить с понятиями «воспитанность», «такт», «милосердие».

3)

Научить взаимодействовать, находить выход из трудных ситуаций.

Оборудование: Мелодия песни «Услышать сердце человека», памятки для

каждого ребёнка, высказывания великих людей.

Детей разделить на 5 групп.

Ход занятия:

1.Организация класса.

- Сегодня мы собрались для серьёзного и важного разговора. Прочитайте

тему ( «Услышать сердце человека»).

- Как вы её понимаете, объясните.

-В каком значении употреблены эти слова? Как можно услышать сердце

человека? Это просто услышать стук сердца? А если в переносном

значении?

- О некоторых людях говорят: « Это сердечный человек. У него золотое

сердце. Услышать сердцем ».

- Что это значит? Какой человек? ( добрый, отзывчивый, понимающий,

внимательный).

- Прежде, чем продолжить разговор, я предлагаю вам заполнить таблицу.

2. Заполнение таблицы

До

Да – «+»

Нет – «-«

Высказывания

После

Да – «+»

Нет – «- «

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

Мне важно помочь однокласснику, который попал в беду

Нет ничего страшного в том, если я нагрублю неприятному мне

человеку

Если в классе кого-нибудь дразнят, то я тоже буду дразнить.

Мне приятно доставлять людям радость.

Нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

Важно понимать других людей, даже если они не правы

Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание

в мой адрес

3. Воспитанность.

- С каким настроением вы пришли сегодня в школу? Почему?

- У всех вас настроение разное и зависит оно от разных факторов.

( от доброжелательности, приветливости окружающих – хорошее, от их

раздражительности, злости – плохое настроение). Иногда мы слышим:

« Невоспитанный человек, некультурный».

- А какого человека, можно так назвать?

(Работа в группах) Запишите какими качествами обладает невоспитанный

человек.

Дети, часто дразнят своих ровесников за их физические особенности - худых

– толстых, высоких – низких. Придумывают им различные прозвища, не

понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство.

Всё это несовместимо с понятием «воспитанный человек».

Любой человек со всеми его достоинствами и недостатками имеет право

жить на Земле, и его внешность зачастую не зависит от желания людей, быть

или не быть такими.

Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры иногда начинаются с

пустяка: толкнул, выхватил, задел.

- Предлагаю решить нравственную задачу ( на листочках, решают в группах)

Ты принёс в школу интересную книгу, чтобы показать другу. Неожиданно

кто-то из ребят выхватывает книгу из твоих рук и не хочет отдавать.

Как ты поступишь?

Условие: книгу нужно получить мирным путём, без драки, ссоры, слёз.

( Разыгрывание ситуаций в группах)

Есть замечательные высказывания: «Власть моих кулаков кончается возле

носа моего соседа». «Моё тело – моя территория, чужое тело – чужая

территория. Я не имею права вторгаться на чужую территорию».

- Как вы понимаете значение этих высказываний?

Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на

здоровье человека. Оказывается пережитая обида, оскорбление делают

человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных заболеваний

– результат хамства, грубости, равнодушия.

- Что же такое воспитанность? ( Вежливость, культура, любезность).

Добро и зло творить

Всегда во власти всех людей,

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго - добро,

От злого, зло родится.

( Выставляется на доску слово «воспитанность»)

Правила воспитанного человека надо выполнять всегда - и даже тогда когда

вас никто не видит. По тому, как вы ведёте себя в школе, дома , на улице,

судят о ваших родителях, о вашей семье, о школе. Всегда помните об этом.

4. Такт.

Одной внешней культуры недостаточно, нужна внутренняя культура. Можно

выучить правила хорошего тона, знать как себя вести в любой ситуации,

вежливо улыбаться, говорить «спасибо» и всё-таки оставаться некультурным

и невоспитанным человеком, если ваше поведение будет лишено такта.

-Что такое такт?

- Посмотрите значение этого слова в толковом словаре ( работа в группах).

Такт – это внутренняя чуткость, умение вести себя в какой-либо ситуации так,

чтобы не сделать человеку больно, не обидеть его, это лёгкое прикосновение

к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что человеку в

данный момент: сочувствие, жалость или внимание.

Прочитайте отрывок из рассказа В. Сухомлинского.

У маленькой Кати большая радость поправился её папа. Больше года он

болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали.

Не раз бывало – проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет. А

сегодня отец уже на работе. Здоровый, бодрый!

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и

поделилась своей радостью:

- Мой папа выздоровел.

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего

не сказав, побежали гонять мяч.

Катя подошла к своим подружкам, которые играли в классики.

- Наш папа выздоровел, - сказала она.

Одна из девочек, Нина с удивлением спросила:

- Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжёлый комок, дышать ей стало

трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала.

- Почему девочка заплакала?

Девочке в этот момент было необходимо, чтобы кто-нибудь вместе с ней

порадовался, для неё это было очень важно и даже близкие подружки этого

не сделали, Катя почувствовала себя очень одинокой.

Мальчики повели себя нетактично, можно было просто порадоваться вместе

с ней. Поэтому, прежде, чем сказать что-либо неприятное другим, нужно

взвесить, стоит ли это говорить, подумать как это можно сказать, выбрать

подходящий момент. Это очень трудно, но этому необходимо учиться,

потому что мы живём в обществе людей, и совсем неприятно прослыть

бестактным человеком. Чтобы этого не произошло, стоит знать некоторые

правила:

Тактичный человек:

Не хвастается;

Не выясняет отношения в присутствии посторонних;

Не поставит другого человека в неловкое положение, сделает

вид, что не заметил оплошности;

Терпим к недостаткам других людей;

Никогда не рассказывает другим чужие тайны;

В разговоре с человеком, имеющим какой-либо недостаток,

избегает всего, что могло бы ему об этом напомнить;

Не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна;

Слово - очень сильное оружие. Иногда случайно оброненное слово

переворачивает жизнь человека, запоминается им на всю жизнь и причиняет

много страданий. Обращайте внимание на позы людей, их мимику, жесты-

часто они говорят о внутреннем состоянии человека больше , чем слова.

Позвоните заболевшему однокласснику, спросите о его здоровье.

Проявляйте больше сочувствия людям. Разговаривая с человеком, смотрите

ему в глаза , ведь глаза - это зеркало души.

Такт –это чувство меры, сочувствие, чуткость и деликатность

(слово «такт» выставляется на доску).

5. Милосердие:

Следующее понятие, без которого человеческое общение было бы

невозможным состоит из сложения двух слов - милое сердце. Милосердие.

Что это слово обозначает? Подберите синоним ( сострадание).

Раньше медицинских сестёр называли сёстрами милосердия. Если врач

оказывал больному физическую помощь, то сестра милосердия помогала

заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление,

давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем- добрым,

жалостливым , чутким. Во время ВОВ в здании нашей гимназии находился

военный госпиталь, в котором проходили лечение раненые бойцы красной

армии. Целыми сутками без сна и отдыха боролись за жизнь наших воинов

врачи и медсёстры. Много сил и сострадания было в этих женщинах и совсем

юных девушках.

Война была очень страшная, много людей погибло, много искалечено. Ни

одну семью не обошла беда. Несмотря на это, у наших людей не

ожесточились сердца.

Послушайте рассказ.

- А вы в этом случае, на чьей стороне? Тёти или девочки?

- Быть злым легко. Легко ответить на хамство- хамством, на подлость-

подлостью. Как ты ко мне, так я к тебе. Но прежде, чем отказать в

милосердии плохим людям, надо понять, что их сделало такими. Жалко злых,

эгоистичных людей, ведь их никто не любит, и мир им кажется враждебным

и холодным. Они больны и требуют неотложного лечения. А чем их лечить?

Добротой, сердечностью, душевностью.

Итак, милосердие - очень ёмкое понятие это человеколюбие,

благотворительность сострадание, отзывчивость, чуткость,

добросердечность.

На одном из классных часов мы говорили о том, что в каждом человеке

живут как бы 2 человечка чёрный и белый. Черный человечек , обладает

отрицательными качествами, а белый – положительными. И от нас зависит,

какой человечек в нас вырастет белый или чёрный.

( Выставляется на доску слово) «милосердие»

На этих трёх китах основывается общение в человеческом обществе.

Заполняем таблицу ( спрашиваю у детей где мнение изменилось)

- Как теперь, вы, понимаете фразу- « Услышать сердце человека»

( выслушиваются высказывания детей)

6. Итог.

- Подведём итог :

Человек! Это высокое звание.

Человек ,как звезда, рождается

Средь неясной туманной млечности.

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается, век за веком

Земля нетленная.

Человек, как звезда рождается,

Чтоб светлее стала Вселенная

Приложение №1

До

Да – «+»

Нет – « - «

Высказывания

После

Да – «+»

Нет – «-

«

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

Мне важно помочь однокласснику, который попал в

беду

Нет ничего страшного в том, если я нагрублю

неприятному мне человеку

Если в классе кого-нибудь дразнят, то я тоже буду

дразнить.

Мне приятно доставлять людям радость.

Нужно уметь прощать людям их отрицательные

поступки

Важно понимать других людей, даже если они не

правы

Я думаю, что можно выругаться на несправедливое

замечание в мой адрес

До

Да – «+»

Нет – « - «

Высказывания

После

Да – «+»

Нет – «-

«

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

Мне важно помочь однокласснику, который попал в

беду

Нет ничего страшного в том, если я нагрублю

неприятному мне человеку

Если в классе кого-нибудь дразнят, то я тоже буду

дразнить.

Мне приятно доставлять людям радость.

Нужно уметь прощать людям их отрицательные

поступки

Важно понимать других людей, даже если они не

правы

Я думаю, что можно выругаться на несправедливое

замечание в мой адрес

Тактичный человек: Приложение №2

Не хвастается;

Не выясняет отношения в присутствии посторонних;

Не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не

заметил оплошности;

Терпим к недостаткам других людей;

Никогда не рассказывает другим чужие тайны;

В разговоре с человеком, имеющим какой-либо недостаток, избегает всего,

что могло бы ему об этом напомнить;

Не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна;

Тактичный человек:

Не хвастается;

Не выясняет отношения в присутствии посторонних;

Не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не

заметил оплошности;

Терпим к недостаткам других людей;

Никогда не рассказывает другим чужие тайны;

В разговоре с человеком, имеющим какой-либо недостаток, избегает всего,

что могло бы ему об этом напомнить;

Не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна;

Тактичный человек:

Не хвастается;

Не выясняет отношения в присутствии посторонних;

Не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не

заметил оплошности;

Терпим к недостаткам других людей;

Никогда не рассказывает другим чужие тайны;

В разговоре с человеком, имеющим какой-либо недостаток, избегает всего,

что могло бы ему об этом напомнить;

Не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна

Тактичный человек:

Не хвастается;

Не выясняет отношения в присутствии посторонних;

Не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не

заметил оплошности;

Терпим к недостаткам других людей;

Никогда не рассказывает другим чужие тайны;

В разговоре с человеком, имеющим какой-либо недостаток, избегает всего,

что могло бы ему об этом напомнить;

Не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна;

Приложение №3

Добро и зло творить

Всегда во власти всех людей,

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго – добро.

От злого – зло родится.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда .

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Доброе дело само себя хвалит.

Добро век не забудется.



В раздел образования