Автор: Богатова Ольга Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ № 56
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Рабочая программа.
Тема: Рабочая программа в соответсвии с ФГОС
Раздел: среднее образование
Нормативные документы.
Рабочая программа составлена на основании примерной рабочей программы по литературе. Предметная линия учебников Примерной программы по
учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект - М.: Просвещение, 2013г. и в соответствии с Программой курса «Литература». 5 – 9 классы /авт.-
сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин - М.: «Русское слово - учебник» 2013. – (ФГОС. Инновационная школа) .
Авторы : Г. С. Меркин, С. А. Зинин - М.: «Русское слово - учебник» 2013. – (ФГОС. Инновационная школа) .
1. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12. 2012 года.
2. Федеральный Государственный Стандарт Основного Общего Образования от 17.12.2010 года.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию
а образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитаци, на 2015-2016 учебный год» от 31 марта 2014 года № 253.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О Федеральном перечне учебников».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».
6. ООП МБОУ СШ № 56 на 2017-2018 учебный год.
7. Учебный план МБОУ СШ № 56 г. Ульяновска.
8. Положение о порядке утверждения и структуре рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогических работников МБОУ
СШ № 56 от 28.08.2016 г.
9. Примерные программы по учебным предметам. «Литература». 5 – 9 классы /авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин - М.: «Русское слово - учебник» 2013. –
(ФГОС. Инновационная школа)
10. Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. /автор-составитель Г.С. Меркин. -4-ое издание — М.: ООО «Русское
слово — учебник», 2016. - 432 с. ил. - (Иновационная школа).
Целями и задачами изучения литературы являются:
На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения литературы в основной школе являются:
•
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви
и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
•
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской
культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
•
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-
литературных понятий;
•
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования
русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими
потребностями имеет литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания,
историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий
теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими
выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
Воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к
литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской
культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы,
эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
Освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей. Их жизни и
творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории
литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучение литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа
литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и
историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества
чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой осовы на всех этапах
изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать
эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении.
Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать стремлением каждого ученика. Это зависит от степени эстетического, историко-
культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать
художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу
художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям. Которые давно и всенародно признаны
классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель
литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,
обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими
высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений,
развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов в фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской
литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-7 классах эго освоение различных жанров фольклора, сказок,
стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов
биографии писателя (вертикаль) Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Чтение
произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.
Достижение целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
•
Активные и интерактивные методы обучения;
•
Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
•
Метод проектов;
•
Технология уровневой дифференциации;
•
Информационно-коммуникационные технологии;
•
Игровые технологии;
•
Исследовательская технология обучения;
•
Здоровьесберегающие технологии и др.
•
Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под
руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от
однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий. Для пробуждения
познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования
языковых явлений, их взаимосвязь.
Учебно-тематическое планирование.
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
Введение
1
Уроки Уроки Р.Р.
Контрольные работы
Из устного народного творчества
3
Из древнерусской литературы
3
Из литературы XVIII века
5
Г.Р. Державин 2
Н.М. Карамзин3
Из литературы XIX века
33
Поэты пушкинского круга.
3
А.С. Пушкин.
1
1
М.Ю. Лермонтов.
3
1
Н.В. Гоголь.
5
И.С. Тургенев.
3
1
Н.А. Некрасов. 1
А.А. Фет.
1
А.Н. Островский.
3
Л. Н. Толстой
3
1
1
Из литературы XX века
18
М. Горький.
1
1
В. В. Маяковский
1
О серьезном – с улыбкой (сатира начала XX века)
2
Н.А. Заболоцкий.
1
М.В. Исаковский.
1
А.Т. Твардовский.
2
М.И. Цветаева.1
В.П. Астафьев.
2
В.Г. Распутин 3
1
В.М. Шукшин.
1
1
Из зарубежной литературы 5
У. Шекспир.
2
М. Сервантес.
3
Итого
Рабочая программа предназначена для занятий в общеобразовательной школе на базовом уровне.
На изучение предмета отводится 68 часов, т.е при 35 учебных неделях - 2 часа в неделю.
Содержание тем учебного курса
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии
страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как
повыше было города Смоленска...»). Периоды создания русских исторических песен. Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в
народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен; репродукция картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября
1581 года»
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
«Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра
Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта,
открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы
житийной литературы; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература, агиография; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; икона святых благоверных князей-страстотерпцов Бориса и Глеба; древнерусская миниатюра;
репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Из русской литературы XVIII века
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа»
(служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте; ода.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Связь с другими искусствами: портрет Г.Р. Державина.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» – новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип
героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное течение, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр
сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата
«Карамзин на страницах романа Ю.Н. Тынянова “Пушкин”».
Связь с другими искусствами: портрет Н.М. Карамзина.
Из русской литературы XIX века
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Невыразимое», «Море».
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических
произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование – дума, песня, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «Завещание Кюхельбекера», «19 октября», «И.И. Пущину», «Бесы». Роман «Капитанская
дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, честь, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система
образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: эпиграмма, послание, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями; портрет Екатерины II (художник В.
Боровиковский).
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы;
художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис (риторические
фигуры); романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукции картин М.Ю.Лермонтова.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в
сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и
авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие»
фамилии.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих
работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час
эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы
героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум». Человек и
природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной
речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей; репродукции картин А. Рылова «Зеленый шум» и А. Венецианова «Крестьянка с
косой и граблями».
А.А. Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты...», «Учись у них: у
дуба, у березы...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: портрет А.А. Фета; репродукция картины И.Шишкина «Дубы в Старом Петергофе».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Гнедич. «Осень»;
П.А. Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Майков. «Весна! Выставляется первая рама…»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
А.К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ
Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая, сценическая история пьесы.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: эскизы декораций и костюмов к пьесе «Снегурочка», выполненные В. Васнецовым; прослушивание грамзаписи,
музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ «После
бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы
рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: портрет Л.Н. Толстого; работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из русской литературы XX века
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.
Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода – по Руси».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В.Маяковский – художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном – с улыбкой
(сатира начала ХХ века)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»;
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык», «Галоша».
Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетону, от
фельетона – к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, красоты,
духовноcти. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950 – 60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В. Исаковский
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения
«Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность
художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России – с болью и любовью (выставка произведений А.Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля...»;
В.С. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.П. Астафьев
Основные вехи биографии писателя. Фронтовой опыт Астафьева. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. Рассказ «Фотография, на
которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;
Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»;
М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое
раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания,
справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в
условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В.Г. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и
детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и
действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные:
•
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
•
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
•
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
•
осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
•
ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
•
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая
толерантность;
•
потребность в самовыражении через слово;
•
устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
•
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология
продуктивного чтения.
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
•
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
•
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
•
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
•
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
•
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
Познавательные УУД:
•
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и
дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
•
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
•
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
•
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
•
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
•
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
•
пользоваться словарями, справочниками;
•
осуществлять анализ и синтез;
•
устанавливать причинно-следственные связи;
•
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
•
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
•
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
•
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
•
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
•
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
•
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
•
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
•
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи, различными видами монолога и диалога;
•
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
•
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
•
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•
задавать вопросы.
Предметные результаты:
•
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам,
поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других
искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
•
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для
формирования представлений о русском национальном характере;
•
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях
народного эпоса;
•
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
•
использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
•
выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
•
пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
•
выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную
сказку от фольклорной;
•
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
•
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
•
воспринимать художественный текст как произведение искусства;
•
определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
•
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные
ориентации;
•
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
•
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
•
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Система оценивания знаний умений и навыков учащихся по литературе
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ
на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в
9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных
самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с
учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять
взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение
пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации
своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение
объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение
привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить
взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке
ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и
характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание
элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных
средств языка.
Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных
программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из
идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для
раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих
сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Оценкой «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для
ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Оценкой «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме
сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Оценкой «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее
или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Оценкой «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных
событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых
ошибок.
Оценкой «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее
большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.