Автор: Елисеева Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ " Алагарская СОШ им. Г.Д. Протодьяконова"
Населённый пункт: Республика Саха ( Якутия), Чурапчинский улус, с. Чыаппара
Наименование материала: Разработка урока
Тема: " Без грамматики нет и математики" ( Простые и составные имена числительные)
Раздел: среднее образование
Двадцать шестое февраля.
Классная работа.
" Без грамматики нет и математики"
(Пословица).
Грамматическая разминка.
1. Найдите в каждом ряду только числительные и определите
их разряд.
А) Один, одинокий, одинаковый, первый, первостепенный,
первенство.
Б) Два, двойка, двойной, удвоить, второй, вторник,
второстепенный.
В) Тройной, три, третий, тройка, утроить.
Г) Четыре, четырехзначный, четверка, четверть,
четвероногий, четвертый.
Д) Пятый, пятиминутка, пятёрка, пять.
2. Выбрать предложения с именами числительными и
определить, каким членом предложения они являются?
А) Кто сегодня получит пятерку?
Б) Двоек нам не надо.
В) Пять да пять
–
десять.
Г) Лена сидит на второй парте у окна.
Д) Две подружки заблудились в лесу.
Е) Позвони мне между шестью и семью часами.
Ж) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
З) Разделите шесть на три.
И) Встретимся у седьмого вагона.
Имя числительное как часть речи.
Вопрос
Имя числительное
Что обозначает?
На какой вопрос
отвечает?
На какие
разряды
делится?
Как изменяется?
Каким членом
предложения
является?
Вопрос
Имя числительное
Что обозначает?
Количество предметов, число, порядок
прдеметов при счете
На какой вопрос
отвечает?
Сколько? Какой?
На какие
разряды
делится?
Количественные и порядковые
Как изменяется?
Изменяется по падежам
Каким членом
предложения
является?
Имена числительные могут быть разными
членами предложения.
Имя числительное как часть речи.
Откуда произошли имена числительные?
В древнерусском языке первоначально было всего
12 слов,обозначающих количество: одинъ, два, три,
четыре, пять, шесть,семь, осемь, девять, десять,
съто, тысяча.
С XIII в. появляется слово сорок. Все остальные
счетные слова образовались из комбинации
приведенных выше слов.
(Н. М. Шанский. Краткий
этимологический словарь.)
Начертите таблицу из трех колонок,
распределите данные имена числительные.
Как вы назовете эти колонки? По каким
признакам разделите числительные?
Два, пятьдесят, сорок,тридцать три,
двадцать девять, шесть, восемь,
пятнадцать, десять, пятьсот, сто
семьдесят три, пятисот тысячный,
семьдесят, одиннадцать, сто двадцать
пятый.
Двадцать шестое февраля.
Два
пятьдесят
тридцать три
шесть
пятнадцать
двадцать девять
восемь
пятьсот
сто семьдесят три
Сорок
семьдесят
пятисот тысячный
десять
одиннадцать
сто двадцать
пятый
Простые, сложные и составные имена числительные.
Прочитайте следующие примеры:
13+6= 252: 3=
156 - 56= 62+13=
38*10= 29 - 21=
К первому сентября учащимся
раздавали учебники. После того как 7
ребятам выдали по 6 учебников,
осталось ещё 13 учебников. Сколько
было учебников первоначально?
В субботу в музее побывало 26
учеников из 2 класса, а в
воскресенье — на 8 человек больше
из 3 класса. Чему равно количество
учеников , побывавших в музее за
субботу и воскресенье?
Рефлексия.
Какую оценку поставил бы я себе сегодня?
Я поставил бы себе оценку……, так как …………
Домашнее задание.
С. 46. Упр. 398. ( Письм.)
Упр. 400. ( Подготовить к чтению текст с
именами числительными.)