Напоминание

Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников


Автор: Ямбаршева Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 38 Приморского района Санкт–Петербурга отделение дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ямбаршева Наталья Васильевна,

воспитатель ГБОУ школа № 38 отделения дошкольного образования

детей Приморского района Санкт-Петербурга

Начиная

с

самого

раннего

детства,

мы

учимся

общению.

И

на

протяжении

всей

жизни

приобретаем

коммуникативный

опыт,

совершенствуем

свои

умения

и

навыки

общаться.

Человек

становится

личностью

в

результате

взаимодействия

с

другими

людьми.

Понятие

«общение» тесно связано с понятием «коммуникация».

Коммуникация - это процесс передачи осмысленной информации, ее

эмоционального

и

интеллектуального

содержания

от

отправителя

к

получателю, т.е. от человека, группы или организации другому человеку,

группе или организации. Общение - это процесс установления и развития

контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание

л юд ь м и

д ру г

д ру г а ,

о бм е н

и н ф о рма ц и е й ,

в з а и м о д е й с т в и е .

Взрослым

следует уделять особое внимание развитию коммуникативных

способностей у детей дошкольного возраста. От того, насколько успешно

ребенок - дошкольник научится общаться со сверстниками и взрослыми,

будет зависеть его последующие умение держаться в обществе, налаживать

отношения в коллективе, вести диалог и т.п. Ребенок, который мало общается

со

сверстниками

и

не

принимается

ими

из-за

неумения

организовывать

общение,

быть

интересным

окружающим,

чувствует

себя

уязвленным,

отвергнутым.

Это

может

привести

к

резкому

понижению

самооценки,

возрастанию робости в конфликтах, замкнутости.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в

Р о с с и й с ко й

Ф е д е р а ц и и

о д н и м

и з

в е д у щ и х

п р и о р и т е т о в

является коммуникативная

направленность

учебного

процесса,

так

как

формирование

личности,

способной

к

организации

межличностного

взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную

ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг

с другом, не обусловив речевое действие и поведение, научить их не только

отвечать

на

вопросы

взрослого,

но

и

самому

их

задавать,

инициативно

высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими

доверительные,

личностные,

эмоционально

положительные

контакты,

вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

Играодно

из

ведущих

средств

воспитания

и

формирования

коммуникативных

умений

и

способностей.

А

так

же

важнейшая

форма

организации жизни и строится на основании учёта ведущей деятельности

дошкольного возраста – игровой.

В дошкольном возрасте развитие коммуникативной сферы ребенка будет

успешно осуществляться в процессе использования специальных игр на

о б щ е н и е

к а к

с о

в з р о с л ы м и ,

т а к

и

с о

с в е р с т н и к а м и .

Игры на общение позволяют выявить задатки ребёнка и превратить их в

способности,

развить

умения

и

навыки,

научить

выражать

свои

эмоции

вербальными

и

невербальными

способами.

Игра

-

традиционный,

признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное

средство

ненасильственного

воспитания

маленьких

детей.

Игра

соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с

ее помощью он будет учиться с удовольствием.

Нужно отметить, что основная задача игр на общение - это развитие

коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Также игры на

общение направлены на формирование эмоционального контакта и доверия

детей

к

окружающим.

Эмоциональное

общение

возникает

на

основе

совместных

действий,

сопровождаемых

улыбкой,

ласковой

интонацией,

проявлением заботы к каждому ребёнку. Ребенок дошкольного возраста в

силу своих психологических особенностей лучше всего воспринимает новые

знания и усваивает навыки, если они были поданы в игровой форме. Именно

поэтому обучение приемам общения должно проводиться с использованием

игр,

направленных

на

развитие

эмоций,

формирование

умений

избегать

конфликтных ситуаций.

В

процессе

игровой

деятельности

на

развитие

коммуникативных

навыков ребенок учится:

-

внимательно

слушать

собеседника,

переспрашивать,

если

что-то

непонятно; - проявлять уважение к говорящему, не перебивать его;

- уметь выражать свое отношение к предмету разговора - излагать свое

мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или

отвечать;

- ясно и последовательно выражать свои мысли;

- уметь ориентироваться в ситуации общения;

- уметь договариваться, планировать совместные действия;

- уметь завершать общение, используя этикетные формулы.

Такие качества, приобретенные в играх на общение помогут ребенку

успешно социализироваться в обществе взрослых и сверстников, налаживать

контакты с другими детьми и договариваться в случившихся конфликтах и

т р у д н ы х

с и т у а ц и я х .

Игры

на

развитие

общения

несут

очень

важную

функцию

в

процессе

воспитания и развития ребенка. Коммуникативные игры позволяют выявить

задатки ребёнка и превратить их в способности, развить умения и навыки,

научить выражать свои эмоции вербальными и невербальными способами.

Коммуникативные игры в воспитании и развитии дошкольника имеют

колоссальное

значение.

Многие

дети

учатся

налаживать

отношения

и

решать конфликты мирным способам, а также правильно выражать свои

негативные чувства. Проведение игр на общение способствует развитию

коммуникативных

навыков

(вербальные

и

невербальные),

улучшает

отношения

между

детьми,

повышает

уровень

комфортности

и

эмоционального

состояния

детей

в

группе,

а

также

способствует

всестороннему

гармоничному

развитию

личности

детей

дошкольного

возраста.

Итак,

понимание

коммуникации,

как

смыслового

стержня

общения,

подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании

и

развитии

у

дошкольников

коммуникативных

умений

и

навыков

элементарных

единиц

довольно

сложного

процесса.

Данная

потребность

усиливается осознанием того, что старший дошкольный возраст – это не

только

сенситивный

для

развития

детской

коммуникации

период,

но

и

своеобразный

«мостик»

между

детским

садом

и

школой,

когда

перед

ребёнком встают новые требования к организации собственного общения.



В раздел образования