Автор: Ямбаршева Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 38 Приморского района Санкт–Петербурга отделение дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ямбаршева Наталья Васильевна,
воспитатель ГБОУ школа № 38 отделения дошкольного образования
детей Приморского района Санкт-Петербурга
Начиная
с
самого
раннего
детства,
мы
учимся
общению.
И
на
протяжении
всей
жизни
приобретаем
коммуникативный
опыт,
совершенствуем
свои
умения
и
навыки
общаться.
Человек
становится
личностью
в
результате
взаимодействия
с
другими
людьми.
Понятие
«общение» тесно связано с понятием «коммуникация».
Коммуникация - это процесс передачи осмысленной информации, ее
эмоционального
и
интеллектуального
содержания
от
отправителя
к
получателю, т.е. от человека, группы или организации другому человеку,
группе или организации. Общение - это процесс установления и развития
контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание
л юд ь м и
д ру г
д ру г а ,
о бм е н
и н ф о рма ц и е й ,
в з а и м о д е й с т в и е .
Взрослым
следует уделять особое внимание развитию коммуникативных
способностей у детей дошкольного возраста. От того, насколько успешно
ребенок - дошкольник научится общаться со сверстниками и взрослыми,
будет зависеть его последующие умение держаться в обществе, налаживать
отношения в коллективе, вести диалог и т.п. Ребенок, который мало общается
со
сверстниками
и
не
принимается
ими
из-за
неумения
организовывать
общение,
быть
интересным
окружающим,
чувствует
себя
уязвленным,
отвергнутым.
Это
может
привести
к
резкому
понижению
самооценки,
возрастанию робости в конфликтах, замкнутости.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в
Р о с с и й с ко й
Ф е д е р а ц и и
о д н и м
и з
в е д у щ и х
п р и о р и т е т о в
является коммуникативная
направленность
учебного
процесса,
так
как
формирование
личности,
способной
к
организации
межличностного
взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную
ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг
с другом, не обусловив речевое действие и поведение, научить их не только
отвечать
на
вопросы
взрослого,
но
и
самому
их
задавать,
инициативно
высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими
доверительные,
личностные,
эмоционально
положительные
контакты,
вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
Игра – одно
из
ведущих
средств
воспитания
и
формирования
коммуникативных
умений
и
способностей.
А
так
же
важнейшая
форма
организации жизни и строится на основании учёта ведущей деятельности
дошкольного возраста – игровой.
В дошкольном возрасте развитие коммуникативной сферы ребенка будет
успешно осуществляться в процессе использования специальных игр на
о б щ е н и е
к а к
с о
в з р о с л ы м и ,
т а к
и
с о
с в е р с т н и к а м и .
Игры на общение позволяют выявить задатки ребёнка и превратить их в
способности,
развить
умения
и
навыки,
научить
выражать
свои
эмоции
вербальными
и
невербальными
способами.
Игра
-
традиционный,
признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное
средство
ненасильственного
воспитания
маленьких
детей.
Игра
соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с
ее помощью он будет учиться с удовольствием.
Нужно отметить, что основная задача игр на общение - это развитие
коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Также игры на
общение направлены на формирование эмоционального контакта и доверия
детей
к
окружающим.
Эмоциональное
общение
возникает
на
основе
совместных
действий,
сопровождаемых
улыбкой,
ласковой
интонацией,
проявлением заботы к каждому ребёнку. Ребенок дошкольного возраста в
силу своих психологических особенностей лучше всего воспринимает новые
знания и усваивает навыки, если они были поданы в игровой форме. Именно
поэтому обучение приемам общения должно проводиться с использованием
игр,
направленных
на
развитие
эмоций,
формирование
умений
избегать
конфликтных ситуаций.
В
процессе
игровой
деятельности
на
развитие
коммуникативных
навыков ребенок учится:
-
внимательно
слушать
собеседника,
переспрашивать,
если
что-то
непонятно; - проявлять уважение к говорящему, не перебивать его;
- уметь выражать свое отношение к предмету разговора - излагать свое
мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или
отвечать;
- ясно и последовательно выражать свои мысли;
- уметь ориентироваться в ситуации общения;
- уметь договариваться, планировать совместные действия;
- уметь завершать общение, используя этикетные формулы.
Такие качества, приобретенные в играх на общение помогут ребенку
успешно социализироваться в обществе взрослых и сверстников, налаживать
контакты с другими детьми и договариваться в случившихся конфликтах и
т р у д н ы х
с и т у а ц и я х .
Игры
на
развитие
общения
несут
очень
важную
функцию
в
процессе
воспитания и развития ребенка. Коммуникативные игры позволяют выявить
задатки ребёнка и превратить их в способности, развить умения и навыки,
научить выражать свои эмоции вербальными и невербальными способами.
Коммуникативные игры в воспитании и развитии дошкольника имеют
колоссальное
значение.
Многие
дети
учатся
налаживать
отношения
и
решать конфликты мирным способам, а также правильно выражать свои
негативные чувства. Проведение игр на общение способствует развитию
коммуникативных
навыков
(вербальные
и
невербальные),
улучшает
отношения
между
детьми,
повышает
уровень
комфортности
и
эмоционального
состояния
детей
в
группе,
а
также
способствует
всестороннему
гармоничному
развитию
личности
детей
дошкольного
возраста.
Итак,
понимание
коммуникации,
как
смыслового
стержня
общения,
подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании
и
развитии
у
дошкольников
коммуникативных
умений
и
навыков
–
элементарных
единиц
довольно
сложного
процесса.
Данная
потребность
усиливается осознанием того, что старший дошкольный возраст – это не
только
сенситивный
для
развития
детской
коммуникации
период,
но
и
своеобразный
«мостик»
между
детским
садом
и
школой,
когда
перед
ребёнком встают новые требования к организации собственного общения.