Напоминание

Методический материал (программа)


Автор: Рамазанова Виктория Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 "Семицветик"
Населённый пункт: г. Гаджиево Мурманская область
Наименование материала: программа " Умение общаться детей старшего дошкольного возраста"
Тема: Методический материал (программа)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 «Семицветик»

Рабочая программа

« Умение общаться

детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель: Рамазанова В.Г.

Гаджиево 2018 год

Пояснительная записка

Дети, лишенные в силу жизненных обстоятельств семейного тепла, как никто другой

нуждаются в максимально уютном месте, обеспечивающем надежную защиту и поддержку в

трудные минуты и в минуты радости, что, несомненно, учитывается сотрудниками Центра.

В Центре находятся дети со своими проблемами, не всегда осознающие их глубину,

пути и возможности их решения. Я помогаю детям, преодолевать социальные и ситуативные

трудности.

Наблюдая за поведением детей в Центре, могу сказать, что у многих детей недостаточно

развиты навыки общения, они не умеют играть с другими

детьми. Дети ведут себя по-

разному: одни дети пассивны, а другие эмоционально неуравновешенны. Затрону вопрос о

детях с трудностями в общении. Каковы причины их изолированности? Известно, что в таких

случаях не может быть полноценного развития личности ребенка, т.к. обедняется опыт

научения социальным ролям, нарушается формирование самооценки ребенка, способствуя

развитию у ребенка неуверенности в себе. В ряде случаев затруднения в общения могут

вызвать

у

этих

детей

недоброжелательное

отношение

к

сверстникам,

озлобленность.

Причины затруднений в общении с детьми и взрослыми в его прошлом. Эти дети росли в

неблагополучных семьях. Их родители, как правило, злоупотребляют спиртными напитками,

дома дети слышат частые оскорбления, должного внимания родители не уделяют им. Такие

дети требуют к себе особого внимания. Как правило, ведут они себя демонстративно, так как

не имеют навыков общения, необходимых для нормального взаимодействия со сверстниками.

Здесь нужна длительная коррекция личностных свойств, которые препятствуют общению,

коррекция самооценки, снижение значимости неудачных поступков и действий.

Я создаю

ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставлю перед ними

все

более

сложные

задачи,

развиваю

их

волю,

поддерживаю

желание

преодолевать

трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливаю на поиск новых, творческих решений.

С

детьми

провожу

доверительные

беседы

на

волнующие

темы,

обучаю

их

навыкам

самопомощи в напряженных ситуациях, формирую волевую регуляцию поведения: провожу

подвижные игры, релаксационные упражнения, активные действия, применяю элементы

сказкотерапии,

чтение

художественных

произведений,

социально-поведенческий

тренинг,

продуктивную деятельность, применяю в работе музыку, как средство успокоения, терапии.

Игра для ребенка — это и одна из форм “самотерапии”, благодаря которой могут

быть отреагированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой

ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения.

В

коммуникативно-игровой

деятельности

детей

старшего

дошкольного

возраста

расширяются социально-нравственные ориентации и чувства детей:

обогащаются

представления

дошкольников

о

людях,

их

взаимоотношениях,

эмоциональных и физических состояниях;

дошкольники

учатся

прочитывать

эмоции

в

мимике

и

жестах,

интонации

речи

и

соответственно реагировать. Я побуждаю детей к активному проявлению эмоциональной

отзывчивости:

пожалеть

обиженного,

утешить,

угостить,

разделить

переживаемые

чувства;

углубляются представления о семье, родственных отношениях. Дети приучаются активно

выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким. Речь детей обогащается

вежливыми речевыми оборотами. Дети осваивают разные формы приветствия, прощания,

выражения признательности, обращения с просьбой;

развиваются

умения

элементарного

самоконтроля

и

саморегуляции

своих

действий,

взаимоотношений с окружающими;

углубляются представления старшего дошкольника о себе, о своих личностных качествах,

возможностях, достижениях. Я постепенно развиваю в детях чувство самоуважения,

собственного достоинства, направляю сознание, чувства и действия детей на совершение

положительных

поступков,

движимых

благородными

мотивами

гуманности

и

справедливости.

В

результате

целенаправленной

коррекционной

работы,

ребенок

начинает

понимать

эмоциональное состояние сверстников, выраженных в мимике, пантомимике, действиях,

интонации, речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение),

узнает

некоторые

особенности

характера

и

поведения

детей

в

группе,

понимает

необходимость учитывать настроение сверстников в общении с ним, понимает, что нельзя

смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища.

Таким образом, формирование коммуникативно-игровых навыков позволяет не только

закладывать мощный фундамент для дальнейшего успешного обучения, но и успешной

коммуникации и в целом адаптации ребенка в обществе. При этом ведущей ролью является

роль взрослого, который помогает ребенку развить соответствующие навыки.

Это свидетельствует о необходимости проведения работы с детьми по формированию

у детей навыков коммуникативно-игровой деятельности, коррекционно-развивающих

занятий, направленных на преодоление трудностей общения, а также недостаточность

развития навыков коммуникативно-игровой деятельности ведет к повышению уровня

тревожности.

Для коммуникативно-игровых навыков детей старшего дошкольного возраста

требуется целенаправленная коррекционная работа по их формированию. Коррекционная

работа с детьми должна осуществляться последовательно и систематически. На занятиях

важно использовать беседы, дидактические игры, ролевые игры, помогающие детям

получить знания и представления о различных средствах коммуникации.

Включение в занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

материалов разработанной психологической программы: «Умение общаться» для детей

старшего дошкольного возраста, будет способствовать формированию представлений детей о

различных способах коммуникации. Дети смогут усвоить нормы и правила этикета,

разговора, беседы. В содержание программы я включила четыре раздела: Эмоциональный

блок «Знакомство детей с некоторыми базовыми эмоциями» (обиды, гнева, радости),

(обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств); Когнитивный блок (игры-

упражнения, направленные на гармонизацию осознания имени), (игры-упражнения,

направленные на гармонизацию притязания на признание), (игры-упражнения, направленные

на гармонизацию осознания детьми прав и обязанностей); игры «Давай никогда не

ссориться» (формировать у детей понятие о причинах возникновения ссор, конфликтов,

соблюдение правил поведения во время разговора); «На меня в обиде мама» (учить детей

находить правильный выход из конфликтных ситуаций), «Умение владеть собой» (развитие

творческой фантазии, речи, умения расслабляться»; Поведенческий блок (умение вежливо

общаться друг с другом и с окружающими взрослыми); игры «Как Буратино стал вежливым»

(учить детей культуре общения, чуткому, доброжелательному отношению к сверстникам); «Я

вам пишу» (формирование навыков письменного общения); Актуализация темного и

светлого начала в персонаже «Баба-Яга», «Волк», «Медведь» (беседы о добрых и злых

поступках, конкурсы, рисование). По завершении каждого раздела необходимо контрольное

занятие, которое позволяло бы оценить эффективность обучения.

Для развития навыков общения у детей, необходимо проведения работы с родителями с

целью ознакомления об особенностях общения детей, преодоление трудностей общения, а

также подготовка родителей к полноценному, адекватному взаимодействию с детьми

(анкетирование, беседы, консультации и др.)

Это свидетельствует о необходимости проведения работы с родителями с целью

совершенствования их коммуникативных умений, углубления знаний об особенностях

общения детей. Анализ результатов исследования показал недостаточную разработанность

системы работы по формированию у детей навыков коммуникативно-игровой деятельности,

методик коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление трудностей

общения, а также недостаточную готовность педагогов и родителей к полноценному,

адекватному взаимодействию с детьми.

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является

ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно на этом основании она становится

не только целью, но и может быть использована, как метод коррекции эмоциональных

нарушений дошкольников. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может

пережить

травмирующий

опыт,

избавиться

от

негативного

стресса,

и,

как

следствие,

преодолеть тревожность.

Цель коррекционно-развивающей программы:

сотрудничество детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности

к группе, положительного эмоционального фона, умения понимать свое эмоциональное

состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков;

Задачи:

- создание условий для наиболее полного общего развития ребенка с учетом его

возрастных особенностей и потребностей;

- развитие познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка;

- развитие навыков общения и познания с тем, чтобы способствовать развитию черт

личности и поведения;

- развитие произвольности поведения;

- информирование родителей о развитии у детей умений понимать друг друга,

взаимодействовать со сверстниками.

Целевая группа:

дети старшего дошкольного возраста.

Сроки реализации программы:

в течение реабилитационного периода (6 месяцев).

Форма занятия:

каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная, заключительная.

Формирование и закрепление социально-коммуникативных умений и навыков детей,

обогащение их коммуникативного опыта осуществляется через включение занятий, которые

проводились бы в игровой форме один раз в неделю в течение 30 минут во второй половине

дня со всеми детьми.

Методы:

- игровые;

- рисование;

- речевое общение;

- труд;

- анкетирование родителей.

Основная часть:

выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры,

направленные на коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка.

Заключение:

создание у каждого воспитанника чувства принадлежности к группе и закрепление

положительных эмоций от работы на занятии.

Ожидаемые результаты:

- сформировать у воспитанников эмоционально-мотивационные установки по

отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;

- приобретение навыков, необходимых для адекватного поведения в обществе,

способствующих наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к деятельности;

- воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

Список литературы:

1.

Хухлаева

О.В.

Практические

материалы

для

работы

с

детьми

3

9

лет.

Психологические игры, упражнения, сказки.

2.

Минаева В.М.Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. М. – 1999.

3.

«Азбука общения» - Шипицына Л.М.

Приложение

Эмоциональный блок

Знакомство детей с некоторыми базовыми эмоциями

Первичное знакомство с чувством радости, (обиды), гнева:

Занятие 1

1.

Приветствие

Дети встают в круг и поочередно здороваются, называя имя своего соседа и передавая

ему мяч.

2.

Упражнение «А просто так»

Работа начинается с рассказа или чтения ведущим эпизода из сказки или рассказа, в

которой герои испытывают какое – то определенное чувство (радость, обида и др.,

приложение 1). Детям предлагается «угадать», что чувствуют герои сказки в той или иной

ситуации. А затем выполнить эпизоды, из других сказок или рассказов, когда герой

испытывает то же чувство.

Например, при работе с радостью, можно вспомнить эпизод из мультфильма «А

просто так».

«Гулял по лесу пёс. Вдруг навстречу ему идёт лисёнок с огромным букетом цветов и

поёт песенку. Увидел лисёнок пёсика, подошёл к нему и подарил ему букет. Удивился пёсик и

спросил лисенка: «А за что?»

- Да просто так, - ответил лисёнок и побежал дальше. Постоял, постоял пёсик и тоже

побежал по лесу».Ведущий говорит детям, что они, наверное, тоже иногда испытывают это

чувство и предлагает детям закончить предложение: «Радость (обида, страх и др.) – это

когда…

Ведущий говорит, что другие люди тоже испытывают чувство радости (обиды и др.).

И дети с большим интересом заканчивают предложение: «Для мамы радость (обида и др.) –

это когда…», а затем – для учительницы (воспитателя) радость – это, когда…

3.

Рисование: «Радость»

После работы с неоконченными предложениями ведущий просит детей выполнить

рисунок на тему «Радость» (обида и др.). Затем выслушивается рассказ каждого ребенка о

своем рисунке. Рисунки в конце занятий наклеиваются в групповой альбом.

4.

Упражнение «Салют»

Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько цветных листов бумаги, затем

в течение 5 минут мелко нарезать их, подготовив, таким образом, материал для салюта.

После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а

остальные ему хлопают. Обсуждается, какой салют оказался самым красивым и почему.

Обсуждение чувств, которые дети испытывают, когда показывают салют.

5.

Итог занятия

6.

Прощание

Занятие 2

1.

Приветствие

2.

Упражнение « Два брата лисенка»

При изучении чувства обиды также необходимо учитывать некоторые детали. Нужно

подчеркнуть право детей на переживание обиды, а затем обучить конструктивным способам

работы с этим чувством, это можно сделать с помощью следующей сказки:

« Жили – были два брата лисёнка – старший и младший. Друзья так их и называли:

старший лисёнок и младший лисёнок. Вот однажды пришёл к лисятам несчастливый день.

Утром по дороге в школу, они помогли старушке нести из магазина сумки и опоздали на

урок, а учительница им поставила в дневники «2».

Обиделись на неё лисята, но по – разному: старший лисёнок старался не показывать

виду, что обиделся, а младший – весь день ходил надутым. Вечером мама пришла с работы

усталой, не разобравшись, надавала им шлепков. Ещё больше обиделись лисята. Но

старший, как и прежде, делал вид, что ему всё нипочём, а младший ещё больше дулся. А к

вечеру у лисят от обиды поднялась t, забеспокоились родители, вызвали доктора. А доктор,

разобрался, что дело в обиде и дал лисятам такой совет: если обиделся, не надо долго терпеть

обиду или дуться. Лучше рассказать о ней обидчику, и обида растает тогда сама собой, как

мороженое тает в жаркий день. Тогда рассказали лисята о своей обиде маме, а утром – своей

воспитательнице. Извинились перед лисятами взрослые. А лисята с тех пор твёрдо

запомнили правило: «Ты обиду не «держи», поскорее расскажи».

3.

Упражнение «Дождик»

Материал: белая бумага.

Детям предлагается по листу белой бумаги, им предлагается мелко нарезать эту

бумагу, подготовив материал для дождика. Затем поочерёдно подбрасывают вверх свои

«капельки», стараясь «намочить» как можно больше окружающих. В конце игры

определяется победитель.

Обсуждается, какие чувства испытывают дети, когда они попадают под дождь

(моросящий, ливень и т.д.).

4.

Упражнение «Животное»

Материал: набор маленьких пластмассовых животных – диких и домашних.

Ведущий расставляет животных на столе. Затем он называет то или иное чувство и

просит детей выбрать животное, которое ассоциируется с данным чувством, взять это

животное в руки и по возможности объяснить свой выбор.

5.

Итог занятия

6.

Прощание

Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств

Занятие 3

1.

Приветствие

2.

Игра «Море волнуется»

Ведущий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три:

фигура радости, страха, стыда и т.д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее

яркую фигуру.

3.

Игра «Скульпторы»

Для выполнения этого упражнения потребуются тонкие, сухие веточки и немного

пластилина. Детям предлагается представить себя скульпторами и, загадав чувство, создать

соответствующую скульптуру «Гнев» или скульптуру «Радость».

4.

Игра «Покажи дневник маме»

Из числа участников выбираются «мама» и «ученик». Ученик пишет на листочке

оценку и показывает её так, чтобы видела только «мама». Мама должна без слов выразить

своё чувство так, чтобы остальные дети догадались, какую оценку получил «ученик».

5.

Ситуация «Нечаянная радость»

Детям предлагается обсудить ситуацию: Бабушка входит в комнату и говорит: -

Собирайся, Ванюша, сейчас мы пойдем с тобой в цирк. Вспомните ребята, были ли у вас

неожиданные, внезапные радости? Кто вам их дарил?

6.

Итог занятия

7.

Прощание

Обучение конструктивному разрешению конфликтов. Обучение детей умению владеть

своими чувствами

Занятие 4

1.

Приветствие

2.

Сказка «Три сына»

«В одной семье жили три сына: двое умных, а третий - дурак. Двое работали, и денег

подкопить сумели, так, что собирались вскоре жениться и невест присматривали. А третий,

Иван, как мы уже говорили, был дурак дураком, битым столько раз, на день бывал, что и не

сосчитаешь. По всей округе расскажет, на каких девушек братья посмотрели, то в драку

влезет, то услышит, кто резкое слово скажет, так скорее кулаком учить его начинает. Чтобы

неповадно было: оправдывается потом Иван. То хозяйству урон нанесёт. Попросят его братья

помочь чем – нибудь: лошадь запрячь или такую малость, как яйца куриные с гнёзд собрать, -

так Иван и рад помочь, мигом с места срывается, да либо что – нибудь второпях не так

сделает, либо разобьёт, либо сам упадёт – лечи его потом. «Так я же скорее хотел сделать», -

оправдывается.

И вот надоело Ивану битым быть, и пошел он в лес, куда глаза глядят. Шёл он, шел и

устал, сел не пенёк, ногами болтает. Глядь, откуда ни возьмись. старушонка с гриб

величиной, а глаза у неё большие и добрые. «Знаю, знаю про беду твою, - говорит ему

старушонка, - не можешь сдержать ты ни радость, ни гнев, ни усердие, нет у тебя крепких

запоров, чтобы чувства твои из тебя не выскакивали, когда это не надобно». «Правильно ты

говоришь, бабушка, - отвечает Иван, радость тут же на язык скачет, а гнев кулаки чесать

начинает, да так, что невтерпёж становится». «Помогу я тебе, - молвит старушонка, слушай

внимательно. Дам я тебе три совета…

Перво-наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на Мать –

Сыру Землю. Встань и пяткой, и всеми пальцами, чтобы Земля силу дала.

Второй – когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и, пока что – нибудь маленькое

не найдёшь – муравья, комара, муху, или цветочек махонький, чувство наружу не выпускай.

А третий – это вдохни глубоко – глубоко полной грудью и тихонечко выдохни, чтобы

ты сам своего выдоха не услышал.

И когда три моих совета выполнишь, то сразу поймёшь – надо ли сейчас смеяться или

плакать, кулаками махать или спокойный разговор повести». Сказала так старушонка и

исчезла.

Огорчился Иван, что не всё он понял, хотел ещё спросить – порасспросить, но потом

встал на ноги крепко, рассмотрел божью коровку, которая на травинку лезла, вдохнул полной

грудью, и захотелось ему домой вернуться. «Братья уж волнуются, меня ищут», - подумал он.

И зашагал Иван домой. Но три совета старушонкиных всю жизнь помнил и им следовал. А

звать его с тех пор стали уважительно – Иваном Ивановичем. А когда женился и детишки у

него пошли, наказал детишкам советам этим следовать».

Сказку обсуждать не нужно. Но необходимо научить детей выполнению трёх советов

старушки. И затем возвращаться к ним как можно чаще на последующих занятиях. Можно

также поделиться советами с воспитателем и попросить их напоминать эти советы детям и

периодически выполнять, используя их в качестве «минутки расслабления».

3.

Упражнение «Я очень хороший»

Цель: способствовать повышению самооценки детей.

Ведущий предлагает детям поспорить вслед за ним несколько слов, каждый раз ведущий

произносит слово с разной громкостью: шёпотом, громко, очень громко. Таким образом, все

дети прошёптывают, затем проговаривают, затем кричат слово «я», затем – слово «очень»,

потом слово «хороший».

4.

Упражнение «Кричалки»

Ведущий вслух читает тексты разнообразных нелепиц, при этом совершает некоторые

движения (постукивания, похлопывания, притопывания). Дети вслед за ведущим, повторяют

его движения и слова – всё громче и громче, в конце все дружно кричат их.

5.

Итог занятия

6.

Прощание

Занятие 5

1.

Приветствие

2.

Чтение и обсуждение сказки «О еноте Тёме».

«В одном лесу, на краю большой поляны, в глубокой и темной норе жил – был енот по

имени Тёма. В этой норе он родился, в ней он и жил. Когда другие зверята прыгали и играли,

греясь в ласковых лучах весёлого солнца, Тёма сидел в своей норе, закопавшись в бурые

прошлогодние листья, и думал. Думал Тёма о солнце, о зелёной листве, о легком ветре.

Думал о том, что все играют вместе, а он здесь один сидит в темноте… И становилось еноту

грустно и очень жалко себя, бедного и одинокого. Снова закапывался он в старые листья и

закрывал глаза. Лучше уж сидеть здесь, чем вылезать наружу: мало ли что там может

случиться! Да и привык наш енот к темноте. Страшно вылезти, страшно!

Но однажды утром Тёма проснулся и услышал громкое щебетание птиц, услышал

ласковый шелест листвы. В нору заглянул тонкий золотистый лучик солнца и погладил

темную шерстку енота. Тема принюхался. С поляны доносился запах цветов и трав. И тут

Тёма решился и осторожно высунул нос из норы. В глаза ему ударил яркий свет. Привыкнув

к нему, Тёма увидел, что на поляне идёт игра: зайчонок, лисёнок и волчонок бросали друг

другу большой разноцветный мяч. Ах, как захотелось Тёме присоединиться к ним! Как

захотелось потрогать этот прекрасный мяч, а может быть, даже поиграть с ним! Вот сейчас

лисёнок бросит его зайчонку, а зайчик заметит Тему, скромно выглядывающего из норы, и

бросит мяч ему!

- Ну же, зайка, кидай мне! – крикнул волчонок.

Зайчонок размахнулся и… И вдруг большой мяч с размаху ударил Тёму по носу! Тёма

пугливо отпрянул и залез поглубже. Из самого темного угла он смотрел, как зайчонок

подходит к его норе, подбирает мяч и идет к своим друзьям. Слёзы потекли по щекам енота.

Как больно ему было, как обидно!

«А я ещё хотел с ними поиграть! Вон они какие – меня даже не заметили. Да еще

мячом ударили! Наверное, они не хотят видеть. И правильно, зачем я им нужен, такой

пугливый и неуклюжий…» Вытер Тёма слёзы и решил никогда больше не вылезать из норы.

Так прошло лето, потом осень и зима. А енот всё сидел в своей норе. Только глубокой

ночью вылезал он, чтобы пополнить запасы еды. А потом быстрее бежал обратно – прятаться

от своего страха.

Но вот пригрело солнце, стал подтаивать снег. Наступила весна. Теперь с поляны

часто доносился звон ручейка, пока ещё тихий и неуверенный. И решил Тёма устроить

уборку – выбросить старые листья из норы. А мимо пролетала сорока. Видит – возле старой

берёзы листья сами собой шевелятся. Подлетела она поближе и увидела Тёму.

- Здравствуй, енот. Давно я тебя не видела. Пошли к ручью. Там кораблики пускают.

- Правда?! – обрадовался Тёма, но вспомнил прошлое лето и нахмурился. – Нет, не

пойду. Там меня всякий обидеть может. Мне и так хорошо.

- И совсем не хорошо тебе так! – не унималась сорока. Пошли, иначе ты просидишь в

своей норе всю весну!

«Да я могу и всю жизнь в ней просидеть!» - испугался енот и решил вылезти, а там

будь что будет.

И вот идет Тема, озираясь, к ручью. А там лисёнок, волчонок и зайчонок сидят,

кораблики из коры делают и по ручью пускают. Испугался Тёма, попятился. А лисёнок его

заметил и воскликнул: - Эй, смотрите, это же настоящий енот! А почему мы тебя раньше не

видели?

Рассказал им енот свою грустную историю. Удивились зверята, а зайка сказал:

- Так ты живешь у старой берёзы? А я – то думал всегда, что наш мяч о кочку

споткнулся! Ты уж прости меня, Тёма, за то, что я тебе по носу попал.

- Это вы меня простите, - сказал Тёма, - я думал, вы со мной играть не хотите.

- Это мы – то не хотим?! – воскликнул волчонок. – Да нам как раз ещё один помощник

нужен! Смотри, сколько мы ещё можем корабликов сделать! За работу!

Так у Тёмы появились верные друзья, и зверята были рады новому товарищу. А

тёмная нора напрасно ждала енота целыми днями, Тёма приходил сюда только вечером,

поправлял свою мягкую подушечку из золотистого сена и думал: «Какой же я молодец, что

вышел тогда из норы!»

Дети обсуждают сказку. В процессе обсуждения ведущий помогает им понять, что

Тёма нашел в себе силы выйти из норы, то есть в первую очередь изменил себя. И это

привело к изменению ситуации – у него появились друзья, появилась радость.

3.

«Хочукалки»

Ведущий кончиком карандаша рисует в воздухе очень медленно какую – либо букву.

Детям предлагается угадать букву (но не кричать тут же правильный ответ), а, преодолев своё

«хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

4.

Упражнение «Щекоталки»

Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий медленно

считая до десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не

рассмеяться при этом и сохранить неподвижность. При повторном выполнении водит один из

детей.

5.

Упражнение «Шепталки»

Это упражнение является вариантом «кричалок», только текст, все вместе говорят всё

тише и тише, а в самом конце шепчут.

Обучение детей принятию на себя ответственности за свои чувства.

6.

Итог занятия

7.

Прощание

Когнитивный блок

Игры – упражнения, направленные на гармонизацию осознания имени

Занятие 6

1.

Приветствие

2.

«Паровозик»

(Дети сидят кругом). Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозика

не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу,

громко приговаривая «чух – чух – чух». Потом «паровозик» соскучится и подъедет к любому

мальчику или девочке со словами: Паровозик «чух – чух – чух», и назовёт своё имя. Тот

ребенок, к которому подъехал «паровозик» в ответ называет своё имя и становится новым

«паровозиком», а первый – его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжит

движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: «Паровозик чух – чух –

чух, и назовет своё имя и имя своего «вагона».

Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети. Если

«паровозик» ломается, то есть кто-то из детей забывает имя своего вагона, то игру нужно

начать сначала.

3.

Упражнение «Поступки»

Ведущий показывает сюжетные картинки с изображением различных поступков и

предлагает одному из детей - водящему - найти картинку с изображением плохого

поступка, показать ее остальным участникам и объяснить свой выбор. Затем педагог

предлагает водящему найти картинку с изображением хорошего поступка и показать ее.

После этого детям предлагается обсудить, как следует поступать в данной ситуации, а

затем придумать рассказ-продолжение.

4.

«Ласковое имя»

Дети сидят кругом, за столиками.

Инструкция: «Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. Теперь пусть каждый

представит своё имя, написанное на листе бумаги. Попробуйте получше рассмотреть своё

имя, увидеть какого цвета буквы, какие они высокие или низкие, на что они похожи. А теперь

откройте глаза и нарисуйте своё имя так, как вам захочется. Если рядом с именем вам

захочется нарисовать что – нибудь ещё, то это можно сделать» (перед каждым ребенком

лежат цветные карандаши и лист бумаги).

Когда дети закончат рисование, они показывают свои рисунки группе. Ведущий может

попросить объяснить выбор цвета для имени.

5.

Итог занятия

6.

Прощание

Игры – упражнения, направленные на гармонизацию притязания на признание

Занятие 7

1.

Приветствие

2.

«Подарок»

Дети сидят кругом. Инструкция: Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить?

А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и

получать подарки, только выдуманные. Вполне вероятно, что выдуманные подарки почти так

же интересны, как и настоящие. Итак, давайте представим себе, что мы стали всемогущими и

можем подарить любой подарок соседу справа. Посмотрите на него внимательно, попробуйте

угадать, какой подарок ему захотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди

«подарим» друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А тот,

кто получит подарок, не забудет поблагодарить.

После того, как дети «подарят» друг – другу «подарки», можно спросить их, какие

«подарки» им понравились больше и почему, что было приятно делать, дарить или получать

подарки?

3.

«Угадай - ка»

Дети сидят кругом.

Инструкция: «Давайте поиграем в игру, «Угадайка». Посмотрите внимательно на

своего соседа справа и попробуйте угадать, что нравится в вашем соседе его маме.

Все по очереди проговаривают вслух свои догадки. Затем предлагается определить

детей, правильно угадавших. Хотя чаще всего дети, о которых угадывают, затрудняются

отметить правильность или неправильность отгадок.

После первого круга может быть организован, в котором дети угадывают, что нравится в

соседе его друзьям, далее третий круг – что нравится (учительнице в школе). Ведущий

помогает детям угадывать, особенно в третьем круге.

4.

«Любимый сказочный герой»

Дети сидят кругом.

Инструкция: «Попробуйте вспомнить ваши любимые сказки, любимых сказочных

героев, на которых вам хотелось бы быть похожими. Конечно, это может быть и герой из

мультфильма.

Попробуем превратиться в наших сказочных героев и по очереди представиться от

имени героя, например: «Я – золушка» и др., а потом войти в круг и подвигаться, как

двигается ваш герой, немного пожить его жизнью.

5.

Итог занятия

6.

Прощание

Занятие 8

1.

Приветствие

2.

«Поздравляю»

Дети сидят кругом.

Инструкция: «Сегодня мы будем учиться сочинять поздравительные открытки.

Молча, только глазами выберите себе партнёра: глазами договоритесь, что вы будете

придумывать открытки друг – другу. Никто не остался без пары. Тогда давайте, представим

себе, что у вашего партнёра день рождения и вам хочется придумать ему интересную

открытку, пожелать ему что – то очень хорошее».

Далее по кругу передают друг – другу чистый лист бумаги – «открытку» и дети вслух

«зачитывают» свои поздравления. Можно провести второй круг, в котором детям

предлагается представить на месте своего партнёра самого себя и придумать открытку

самому себе. Интересно закончить обсуждением.

3.

«Волшебники»

Дети сидят кругом.

Инструкция: «Давайте теперь попробуем сами стать волшебниками. Кто хочет

попробовать? Кандидату в волшебники мы завяжем глаза и предложим догадаться, кто из

детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребенка: «Посмотрим, кому

действительно удастся стать настоящим волшебником».

Ведущий подводит к кандидату в «волшебники» по очереди 3 – 4 детей. Затем

выбирают другого «кандидата» в волшебники».

После завершения упражнения можно обсудить, как детям удавалось правильно

догадаться, на какие признаки они ориентировались.

Игры – упражнения, направленные на гармонизацию осознания детьми прав и обязанностей.

4.

«Крокодил в синей шляпе»

Дети сидят кругом.

Инструкция: «Попробуем представить себе, что мы будем делать, если к нам сейчас постучит

в дверь и зайдёт большой крокодил в синей шляпе с полями».

Дети по очереди придумывают свои варианты. Затем предлагаются для обсуждения

следующие ситуации:

«Прозвенел звонок. Все встали у своих парт. И вдруг учительница не входит, а впрыгивает на

одной ножке».

«Вы открываете свой пенал, а оттуда выпрыгивает мама, маленькая, размером с

ластик! Можно предложить детям самим придумывать ситуации.

5.

Итог занятия

6.

Прощание

Занятие 9

1.

Приветствие

2.

«Фантазёры»

Дети сидят кругом.

Инструкция: «Многие из вас, наверное, читали рассказ Н.Носова.

«Фантазёры». Давайте мы тоже поиграем в фантазёров. Каждый, попробует придумать и

рассказать, какой – нибудь самый невероятный случай, который с ним произошёл. А потом

мы определим, кому же удалось лучше всех соврать.

3.

Упражнение «Чудесный мешочек»

Дети встают полукругом напротив ведущего.

Ведущий предлагает им рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складывает в мешочек.

Дети поочередно ощупывают одну из находящихся в мешочке игрушек, называют ее, а затем

вынимают и показывают игрушку всем участникам группы.

Примечание. Задание можно усложнить, предложив детям:

-достать определенную игрушку;

- предварительно припомнить и назвать какую-либо игрушку, азатем найти ее и достать.

4.

Упражнение «Родители и дети»

Дети сидят кругом.

Инструкция: «Представим себе, что мы превратились в родителей. Мы очень любим

своего ребенка, хотим, чтобы он был хорошим, и поэтому даём ему советы, каким ему

следует быть. Так же, как и в предыдущих упражнениях, каждый последующий «родитель»

отрицает совет предыдущего и даёт свой собственный. Это может быть, например, так:

- Будь всегда честной.

- Не надо быть всегда честной, а то скажешь что – нибудь не так и можешь обидеть

окружающих. Будь всегда веселой. Далее выбирают одного из детей на роль воспитуемого

ребенка, сажают его в центр круга и по очереди дают ему советы. В конце обсуждаются

чувства детей в обеих ролях.

5.

Итог занятия

6.

Прощание

Поведенческий блок

Занятие 10

Тема «Дружба»

Цель: формировать у детей понятие «друг», «дружба». Учить детей видеть, понимать,

оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения;

Формировать у детей понятие о причинах возникновения ссор, конфликтов; учить детей

правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях; учить находить справедливое

решение в конфликтных ситуациях: поиск компромиссного решения, умение уступать друг –

другу и считаться в игре не только с собственными желаниями, но и возможностями других

детей; учить пользоваться общими игрушками и вещами, делиться ими с другими детьми;

воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

1.

Приветствие

2.

Беседа «Что такое дружба»

Педагог: взрослые часто говорят вам: «нужно быть дружными, дружно жить».

Подумайте хорошенько, и пусть каждый, кто хочет, расскажет, что такое дружить. Вспомните,

кто, как дружит в детском саду или дома, что делает, чтобы дружба была хорошая.

Педагог поощряет правильные ответы детей. Просит подумать, если ребенок

ошибается и обращается к другому ребенку: «А как ты думаешь?».

Педагог говорит, подводит итог:

Многие дети правильно рассказывают, как нужно дружить, кто умеет дружить, тот

заботиться о товарищах, старается сделать им что – нибудь хорошее и не только своему

другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы (педагог напоминает высказывания

некоторых детей, дополняет их сам).

Тот, кто хорошо дружит, не ссорится, делится игрушками, разговаривает с детьми

вежливо. Он старается сам объяснить товарищу, если тот нарушил правило в игре, а не

жалуется воспитателю. Если товарищ тот нарушил правило в игре. Если товарищ не знает,

как правильно поступить, что-то сделать, покажи ему, научи. Когда дети дружат, они заметят,

кто заплакал или грустит, придумывают, как развеселить товарища, поиграют с ним.

Я расскажу вам один случай, а вы подумайте, как поступают настоящие друзья. Три

девочки – Ира, Зина, Лена – дружили. Они вместе играли, смотрели книжки, пели песни.

Однажды Ира нечаянно сломала коробку с кормом для птиц. Корм высыпался, она

испугалась и стала быстро убирать его. Лена ей помогала и говорила: «Как же ты так

неосторожно? У нас нет другой коробки! Пойдём, скажем, Вере Ивановне и попросим

бумагу, чтобы вечером починить коробку». Зина стояла в стороне и говорила: «Всегда ты,

Ирочка, всё ломаешь. Я вот скажу Вере Ивановне. В чём теперь корм хранить?»

Дети, как вы думаете, кто из девочек настоящий друг? Почему? Как поступают

настоящие друзья?

В заключение беседы педагог вместе с детьми встаёт полукругом. Он читает

отрывок из стихотворения И. Модина - «Давайте дружить», а дети сопровождают его

прочтение жестами и движениями»

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица - с небом,

Как травы – с лугом,

Как ветер с морем,

Поля с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами…

3.

Рисование: «Мой лучший друг»

Педагог читает стихотворение:

Жить на свете очень туго

Без подруги или друга

Без тебя и твой щенок

Нестерпимо одинок

Показывают рисунки друзей и предлагают детям нарисовать их лучшего друга,

сказать, как его зовут. В конце дети рассматривают рисунки и рассказывают о своих лучших

друзьях.

4.

Итог занятия

5.

Прощание

Занятие 11

1.

Приветствие

2.

Упражнение «Кого можно назвать другом»

Работы детей «Портрет моего друга», «Кого из сказочных героев ты выбрал бы себе в

друзья», «любимая игрушка моего друга (аппликация, рисунок, поделки из бумаги)»,

«подарок моему другу».

Звучит мелодия песни «Мы дружные ребята…» Педагог предлагает рассмотреть работы

товарищей. Дети рассматривают, высказываются. Музыка кончается, дети садятся на

стульчики, стоящие полукругом.

Ребята, это наш музей «Друзей и дружбы». Как вы думаете, о чём мы будем

разговаривать сегодня? Правильно о друзьях. Вот вы и заулыбались. О друзьях говорить

всегда приятно. Сделаем, чтобы у всех стало хорошее настроение. Давайте поиграем в наши

любимые игры:

«Назови соседа ласково» - Лёшенька, Ленулечка и т.д.

«Скажи ласковое слово соседу» - хорошенький, миленький, добренький, красивенький,

умненький и т.д.

Очень приятно стало у нас. Давайте вспомним, какие рассказы и стихи вы знаете о друзьях и

дружбе.

3.

Чтение рассказа Фоминой «Подруги»

Послушайте ребята, один рассказ «Подруги».

- Зоя, Лиза и Аза – подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют: Зоя, Лиза, Аза –

куклу Машу укладывают спать: забавного зайца укладывают спать, идут с ним гулять.

Позвала мама Зою домой, позвали и Азу. Осталось Лиза одна. Заболели у Лизы зубы.

Завязали она зубы и сидит. Узнала об этом Зоя, принесла Лизе мозаику. Узнала об этом же

Аза, принесла незабудку и поставила Лизе в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть с мозаикой.

Красивый сделали узор из неё. Потом загадывали загадки, забыла Лиза о больном зубе.

Как можно назвать рассказ? «Больной зуб», «Как Зоя и Аза помогли Лизе».

4.

Подвижная игра «Не намочи ноги»

Цель: Дать детям проявить взаимопомощь, взаимовыручку.

Дети сидят на стульчиках или скамейке с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой

чертой болото шириной примерно 4 – 5 метра. Двум детям даётся по две дощечки (40 – 25

см). Обоим надо по этим дощечкам – мостикам перейти на другой берег. Каждый ребенок

кладет одну дощечку на землю, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке,

затем кладет вторую, идёт дальше и т.п. Когда дети подходят к середине болота, создается

ситуация, будто у одного из них сломалась дощечка, она уплывает. Как поступить? По

правилам игры нужно вместе добраться до берега. Дети ищут выход из создавшейся

ситуации.

5.

Итог занятия

6.

Прощание

Занятие 12

1.

Приветствие

2.

Игра «Вспомни имена своих друзей»

Объяснение детям, правил игры, которые заключаются в том, что играющий должен сделать

5 шагов, называя при этом каждом шаге имена друзей – мальчиков или девочек.

Выигрывает тот, кто смог без повторов назвать больше имен.

3.

«Два товарища»

Чтение и обсуждение рассказа:

- Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь, один бросился бежать, влез

на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь

и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать. Он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с

дерева и смеётся: «Ну, что говорит – медведь тебе на ухо говорил?

«А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

4.

Стихи «Дружат дети всей земли»

Ведущий читает детям стихотворение:

Шире круг, шире круг

Музыка зовёт

Всех друзей, всех подруг,

В шумный хоровод!

Дружат птицы в вышине,

Дружат рыбы в глубине,

Дружит с небом океан,

Дружат дети разных стран

Дружат солнце и весна,

Дружат звёзды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей земли!

Ведущий обсуждает с детьми стихотворение и предлагает вместе выучить его.

5.

Игра «Нам не тесно»

Цель: учить детей избегать ссор, вести себя прилично, не толкаться, считаться друг с

другом.

Педагог проводит на земле черту. Он говорит: это будет наш дом. Отсюда наши

поиски побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажут.

Педагог отходит от детей на расстояние 20 – 25 шагов и проводит черту

параллельную первой: «Здесь становятся дети». Вернувшись к детям, педагог помогает им

построиться у первой (стартовой) линии и произнести слова, под которые они будут

выполнять игровые действия. Затем предлагает повторить их вместе, произнося слова:

Ножки, ножки,

Бежали по дорожке.

Бежали лесочком

Прыгали по кочкам,

Прыг – скок, прыг – скок,

Прибегали на лужок,

Потеряли сапожёк.

Прыгают на двух ногах, приближаясь к педагогу (всего 4 прыжка). С последним

словом останавливаются, приседают на корточки и поворачиваются, то в одну сторону, то в

другую сторону, будто ищут сапожок.

«Нашли сапожок!»- говорит, педагог и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается

сначала. Все игровые действия выполняются детьми одинаково и одновременно.

6.

Итог занятия

7.

Прощание

Занятие 13

1.

Приветствие

2.

Беседа «На меня в обиде мама»

Цель:

учить детей находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

Педагог рассказывает детям о том, что все дети иногда ссорятся со своими мамами.

Причины бывают разные: не убрал свои игрушки, не слушается маму и пр. Педагог поощряет

высказывания детей:

- Мама вчера рассердилась на меня, а я на маму.

- Что случилось? – выясняет педагог.

- Было ещё не поздно, я хотел посмотреть телевизор, а мама его выключила.

- Почему?

- Не знаю.

- Ты не спросил у мамы, почему она не хотела смотреть телевизор?

- Нет

Педагог в ходе обсуждения сложившейся ситуации помогает понять поступок мамы.

Он говорит детям о том, что мама очень любит дочку (или сына), не жалеет для нее ничего

(и ребенок с желанием подтвердит это), что в данной ситуации мама или просто устала, или

была чем – то огорчена, и что маму нужно понять и пожалеть, а не сердиться на неё.

Педагог рассказывает детям об одном знакомом мальчике, который обиделся на свою

маму.

Вдруг он заметил, что вокруг всё не так: не светит солнце, все не получается, вещи

падают из рук, даже конфеты стали не сладкими. Но он сам понял причину этого и нашел

правильный выход из сложившейся ситуации и читает детям стихотворение: автор А.

Костецкий:

Причина в том,

Скажу вам прямо, что на меня в обиде мама…

Что ж всё исправить не спешу?

Пойду, прощенья попрошу!

Педагог объясняет детям, что надо стараться не ссориться друг с другом, мамой и другими

людьми по пустякам, пытаться найти выход из сложившейся ситуации. В случае

необходимости обращаться за советом к старшим. Не следует обижаться на других.

3.

Игра «Не обзывайся»

Цель: Объяснить детям необходимость соблюдения основных правил общения друг с

другом и отрицательные последствия привычки, давать, клички своим ровесникам.

Ход игры: Педагог предлагает запомнить следующие правила:

Будь вежлив с другими детьми;

Разговаривая, не кричи;

Не забывай говорить вежливо;

Не спорь с товарищами по пустякам;

Не ябедничай;

Не давать другим ребятам прозвищ или кличек.

Педагог спрашивает у детей, у кого бывают клички. Он обсуждает с детьми, какие

клички можно дать кошке, собаке, курам, коровам, козлу. Объясняет, что курицу можно

назвать Хохлаткой.

Затем предлагает детям послушать стихотворение Ю.Черных, а потом сказать, правильно ли

названы клички животных

Жили – были

Дед да баба,

С маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А хохлаткою они

Звали жеребёнка

А ещё была у них

Курица Буренка.

А ещё у них была

Собачонка Мурка,

А ещё – два козла –

Сивка да Бурка!

Если дети затрудняются найти все несоответствия, имеющиеся в стихотворении, то

педагог задает вопросы: «Можно кошку назвать Жучкой?

Кого можно так называть? Можно курицу назвать Буренкой? и т.п.

Педагог объясняет детям, что несоблюдение правил общения друг с другом приводит

к ссорам и конфликтам: кому приятно, когда кто-то ябедничает или дает ребятам обидные

прозвища?

При обсуждении выше изложенных правил общения друг с другом педагог предлагает

конкретные примеры из повседневной жизни детей, поощряет их самостоятельные

высказывания: можно обсудить стихотворение А.Барто «Девушка – рёвушка».

А. Барто.

Девочка – ревушка.

Что за вой? Что за рёв?

Там не стадо ли коров?

Нет там не коровушка –

Это Галя – рёвушка.

Плачет, заливается

Платьем, утирается,

Уу - уу – у!

Вышла рёва на крыльцо,

Рёва сморщила лицо,

- Никогда я не пойду!

Мне не нравится в саду.

Уу – уу - у! Вот вернулась Галя в дом,

Слёзы катятся ручьем:

- Ой, пойду обратно!

Дома неприятно!

Оо – оо – о!

Дали Гале молока

- Эта кружка велика!

В этой не могу я

Дайте мне другую!

Уу – уу – у!...

Дали ревушке в другой,

Рева топнула ногой,

В этой не желаю!

Лучше дайте чаю!

Аа, аа, а…

Уложили Галю спать,

плачет рёвушка опять:

- Ой, не буду спать я!

Ой, наденьте платье!

Уу – уу – у…

Тут сбежался весь народ,

чтоб узнать: кто ревёт?

Кто все время плачет?

Что всё это значит?

Видят – девочка стоит,

Очень страшная на вид:

Нос распух, что свекла,

Платье все промокло.

Оо – оо – 0!...

Уу – уу – у!...

- Что ты плачешь ревушка?

Рёвушка – коровушка?

На тебе от сырости

Плесень может вырасти!

4.

Итог занятия

5.

Прощание

Занятие 14

1.

Приветствие

2.

Упражнение «Умение владеть собой»

Цель: развитие творческой фантазии, речи, умения расслабляться.

Педагог предлагает детям вспомнить, какого цвета море, какое у него бывает

настроение, какой берег, кто обитает в море. Детям предлагается закрыть глаза и представить

себя на берегу моря: послушать, «как разговаривает» песок, волны, ветер.

Затем педагог просит детей рассказать о том, что каждому из них сообщило море,

ветер и волны (возможно использование магнитофонной записи).

3.

Упражнение «На берегу»

Педагог предлагает детям представить, что они оказались на берегу моря (реки).

Для проведения упражнения дети ложатся на ковёр. Педагог просит их представить, что

вокруг них теплый, ласковый, песок. Дети лежат на спине. Им предлагается почувствовать

как тепло и приятно их головам.

Они могут протянуть руки и ощутить в ладонях теплоту песка, пропустить его через

пальцы. Дети могут представить его ласковое и приятное прикосновение. Затем, дети вместе

с педагогом расслабляют тело, ноги. Им предлагается понежиться, как в кроватке, на теплом

песке, ощутив его всем телом. Представить, как ласково греет солнышко. Полное

расслабление проводится в абсолютной тишине не более 1 минуты.

4.

Упражнение «Художники»

Цель игры: развитие коммуникативных способностей, воображения, коллективного

творчества и мышления.

Дети разбиваются на пары и каждой паре предлагается набор карандашей и лист

ватмана. Каждый ребенок произвольно разрисовывает свой угол ватмана. Затем лист

переворачивается на 90 градусов и ребенку предлагается для дорисовки рисунок, сделанный

предыдущим художником. После этого лист снова переворачивается и повторяется то же

самое задание. Таким способом необходимо «заполнить» весь лист. Затем группа

придумывает название картины и демонстрирует.

5.

Итог занятия

6.

Прощание

Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми

Занятие 15

1.

Приветствие

2.

Игра – упражнение «Пожалуйста»

Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их

повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста», кто ошибается –

выбывает из игры.

3.

Игра «Как Буратино стал вежливым»

Цель: учить детей культуре общения, чуткому, доброжелательному отношению к

сверстникам.

Оборудование: Игрушка Буратино.

Подготовка: дать детям задание - понаблюдать за поведением окружающих, запомнить

вежливые слова, которые они используют при общении.

Ход игры: Педагог разговаривает с детьми и с игрушечным Буратино.

Дети, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях!

Буратино!

А почему Буратино молчит?

Пришел, не поздоровался с нами, ничего не говорит. Что же с ним случилось? Знаете, что

мне рассказал Буратино?

Сегодня он играл с ребятами из другой группы и поссорился с ними

Буратино, а почему ты поссорился с детьми?

Знаете, сначала Буратино захотел красивую машину, и он сломал ее. Увидел Буратино у

девочки красивую куклу и отобрал ее. Надоело Буратино играть, и стал он потихоньку

дёргать девочек за бантики, а мальчиков за уши. Рассердились ребята на Буратино и прогнали

его из группы.

Ребята, как вы думаете, почему Буратино прогнали и не захотели с ним играть? Ответы детей.

Да, Буратино оказывается, не умеет быть вежливым, добрым, отзывчивым. Когда ты хочешь

поиграть игрушкой товарища, что ты будешь делать, Буратино?

Я отберу эту игрушку.

А что вы будете делать, ребята?

Мы скажем: «Дай, пожалуйста, поиграть».

Буратино, когда тебя угощают, что ты говоришь?

Ничего.

А вы что вы говорите, ребята?

Мы говорим «спасибо».

Буратино, а ты защищаешь слабых? А вы кого защищаете от обид, дети?

Девочек, они слабые, нежные, хрупкие.

А какие волшебные слова вы ещё знаете?

Доброе утро, здравствуйте, извините, благодарим, будьте добры, всего хорошего.

Давайте научим Буратино, как надо входить в группу, как надо просить игрушки, как

надо относиться к девочкам. Ты всё понял, Буратино?

Я все понял! Теперь я везде и всегда буду говорить волшебные слова. Ведь они такие

красивые, и когда их слышат, то все становятся добрыми и приветливыми.

А давайте мы все теперь будем играть, и говорить друг – другу волшебные слова, а вы

увидите, какие вы все добрые и вежливые.

Буратино: Алеша, а у тебя такая красивая машинка. Пожалуйста, можно мне с ней немного

поиграть. Большое спасибо.

Ай да Буратино! Научился – таки у наших детей вежливости. Буратино: Таким я теперь буду

всегда!

В конце игры педагог читает стихотворения И. Токмакова. Дети хором произносят

определенные слова:

***

Мама знала слов немного,

Но одно из них пропало,

А оно – то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если Вас … (благодарят)

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого … (спасибо).

4.

Беседа «Что значит быть вежливым»

Цель: Показать детям, что такое истинно вежливый человек, он не только знает

волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям.

Педагог: Все мамы хотят, чтобы их дети были вежливыми. А кто из вас может

объяснить, что значит быть вежливым? (слушает ответы детей).

Как вы думаете, можно ли считать вежливым мальчика, о котором это стихотворение?

С. Погореловский

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле – Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

- Что с тобой?! – вскочила мать.

- Заболел, сыночек?

- Я забыл тебе сказать:

- Мама, доброй ночи!

Педагог: Почему вежливость мальчика оказалась неуместной? (ответы детей). Сейчас

я вас познакомлю с другим мальчиком. Хотели бы вы с ним дружить?

С. Маршак

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной няней

Она давала тонкое,

ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» - говорил

Педагог: Хотите вы, ребята, дружить с этим малышом? (ответы детей). Но почему же,

никто не хочет дружить с этим мальчиком? Ведь он такой вежливый, всегда говорит

«спасибо».

С. Маршак

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

Педагог: Говорить вежливые слова, конечно же, нужно всегда, но для воспитанного человека

этого мало. Я знаю одного ослика, который знал много вежливых слов. Вот послушайте:

М. Пивоварова

Был ослик очень вежливый,

Воспитанный он был.

Всем улыбался, кланялся

И «здравствуй» говорил.

Потом он отходил на шаг

И говорил:

- Тюлень – тюфяк,

А, заяц – трус,

А лев – дурак,

А слон – обжора и толстяк…

Педагог: Как вы думаете, ребята, можно ли назвать ослика вежливым? (ответы детей).

Правильно дети. Ослик поступал плохо.

И. Пивоварова

Ни разу доброго словца

Он не сказал ни про кого –

И я прошу тебя, дружок,

Не будь похожим на него!

Педагог: Вежливый, воспитанный, ребенок всегда старается сделать приятное другим людям,

помочь им, уметь вести себя культурно в присутствии взрослых.

С.Маршак

Ежели, вы вежливы,

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старушке.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для вида,

В автобус вы поможете

Взобраться инвалиду.

А, ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

А, помощь ей предложите.

Без просьбы –

То есть сами,

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто «послабее»,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Подводя итоги, педагог предлагает послушать стихотворение А.Барто и дать оценку

мальчику, о котором в нем говорится:

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о мальчике одном:

Его зовут…, а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте»,

«Простите», произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече:

«Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово!»

Он вместо «здравствуй!» говорит.

А вместо слова «до свидания!»

Не говорит он ничего.

Иль заявляет на прощание:

«Ну, я пошел, Пока! Всего!»

5.

Итог занятия

6.

Прощание

Занятие 16

1.

Упражнение «Напиши мне письмо»

Цель: Учить детей передавать свои мысли и чувства в письменном виде, формировать

у них навыки грамотного письменного общения.

Оборудование: фланелеграф, доска, мел, листы белой бумаги, карандаши, вырезанные,

из картона; фигурки животных: цыплёнка, петуха, Петрушки, червячков, лягушки, большой

конверт, почтовая марка.

Ход занятия:

Педагог: Дети, сейчас я расскажу вам сказку про цыпленка. Эту сказку очень

услышать хотел Винни – Пух. Но он вместе с кроликом пошел на день рождения к ослику Иа.

Давайте напишем и пошлем ему в конверте эту сказку.

Конечно ж, букв вы еще знаете, поэтому мы попробуем «нарисовать» это письмо. Вы будете,

«писать» его вместе со мной. Я вам читаю сказку К.Чуковского «Цыпленок»», выставляя на

фланелеграфе действующих лиц (в порядке повествования).

«Цыплёнок»

Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. Но он думал, что он большой,

и когда гулял по двору, то важничал и задирал кверху голову. Вот так. И была у него мама.,.

которую звали Пеструшка. Мама была вот такая. Она очень любила цыпленка и кормила его

червячками. И были червячки вот такие.

Как – то раз налетел на Пеструшку злой кот – «обормот» и погнал её к самому озеру.

А был «обормот» вот такой. И цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит – взлетел на

забор петух, вытянул шею, вот так – и во всё горло закричал: «Ку – ка – ре – ку!» - и важно

посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец, я ли не молодец!». Цыпленку это очень

понравилось. Он тоже вытянул шею, вот так. И что, было сил, запищал: «Пи – пи- пи – пи!».

Я тоже удалец, я тоже молодец!». Но он споткнулся и упал в лужу. Вот так. В луже сидела

лягушка! «Она увидела цыпленка и засмеялась! Ква – ква – ква, Ква – ха – ха – ха! Далеко

тебе до петуха!» А была лягушка вот такая. Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и

пригласила его. Вот так.

Педагог: А, теперь возьмите листы бумаги, карандаши и попробуйте вместе со мной

«написать» письмо – сказку – Вини-Пуху. Я буду писать на доске, а вы рисуйте то же самое

на листах бумаги. Педагог задает вопросы: Кто жил на свете?

- Правильно, цыпленок. Вот он какой (рисует на доске) и т.п. Дети вместе с педагогом

«пишут» письмо на своих листах бумаги. В конце занятия рассматривают их и складывают в

один большой конверт. Педагог объясняет детям, как нужно подписать конверт, чтобы письмо

дошло до Винни – Пуха. Наклеивает марку.

2.

Игра «Я вам пишу»

Цель: формирование навыков письменного общения.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Ход игры:

Педагог читает детям стихотворение Е. Стюарт «Писатель»

Зимою, летим иль весной

Был в самом трудном месте

Со старой книжкой записной

И с новой песней вместе!

Сейчас в молчании ночном

Он пишет что-то…

А потом

Девчонки и мальчишки

Прочтут, подпершись кулачком

Им созданные книжки.

И всё, что он увидеть смог

На тысячах больших дорог

Им пройденных на свете,

Расскажут книжки эти.

Делить свое богатство рад

Он с каждым из ребят.

После прочтения педагог предлагает детям вспомнить, кого из писателей они знают.

Дети, не писатели по профессии общаются между собой, когда находятся на большом

расстоянии друг от друга. Как они сообщают о новостях, о своих радостях, горестях?

- Правильно. Посылают друг – другу письма. Письма пишут рукой. Посмотрите, какая рука

изображена на рисунке. Педагог предлагает детям приложить к листу бумаги свою руку и

обвести её карандашом.

3.

Итог занятия

4.

Прощание

Актуализация темного и светлого начала в персонаже

Беседа о персонаже – что он делает, когда он злой.

Занятие 17

1.

Приветствие

2.

Беседа «Баба – Яга»

Педагог предлагает детям вспомнить сказки с Бабой Ягой. В беседе отмечается, что

когда Баба – Яга злая, она: пугает детей (обещает сварить и съесть); наказывает (заставляет

делать тяжелую работу и т.д.); похищает из семьи (с помощью животных и т.д.).

Актуализация светлого начала в персонаже

В беседе отмечается, что Баба – Яга, когда она добрая, то: может помогать (дает советы,

указывает дорогу), может защищать (дает различные волшебные вещи, которые при своих

превращениях оберегают героя), может содействовать торжеству добра (награждает добрых и

наказывает злых).

3.

Рисование «Доброй бабушки Яги»

Педагог предлагает детям нарисовать добрую бабушку Ягу, с которой можно было бы

подружиться.

Разминка. Конкурс на самую страшную Бабу – Ягу

Здесь можно использовать следующую игру по считалке, выбирается Баба – Яга.

Затем в центре комнаты кладется круг, вырезанный из бумаги. Баба – Яга берёт в руки

веточку – помело и становится в центр круга. Дети бегают вокруг круга и дразнят:

Баба – Яга-

Костяная нога

С печки упала,

Ногу сломала

Пошла в огород,

Испугала народ,

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

Баба – Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят, «помелом». Кого

она коснется, тот останавливается и замирает на месте. Продолжается до тех пор, пока не

будут осалены все дети.

4.

Итог занятия

5.

Прощание

Занятие 18

1.

Приветствие

2.

Беседа «Волк»

Детям предлагается вспомнить сказки с участием мифологического персонажа –

Волка. А затем рассказать детям, что это один из наиболее мифологизированных персонажей.

Определяющим в символике Волка является признак «чужой». Волк издавна считался

представителем темного (злого) начала. Для защиты скота от него соблюдались

определенные запреты, существовали заговоры. В то же время глаз, сердце, зубы, когти,

шерсть этого зверя часто служили амулетами и лечебными средствами. Волк, забежавший в

деревню, сулил неурожай, а пробегающий мимо деревни – предвещал удачу. Актуализация

темного начала в персонаже

Беседа строится на том, что когда Волк злой, он:

- похищает скот;

- является источником не всегда понятной опасности (как чужой).

Разминка. Конкурс на самого страшного Волка

Игры. Один из детей выбирается ведущим, он вытягивает перед собой руку ладонью

вверх. Каждый из играющих кладёт свой указательный палец на его ладонь. Ведущий

считает:

Сидит заяц на припеке,

Молвит слово по – турецки:

Эванк, бонк,

Куралон,

Этот – заяц,

Этот – волк.

Участник, на которого пришлось слово «заяц», убегает, а другой, на которого пришлось

слово «волк», ловит его.

3.

Актуализация светлого начала в персонаже

Во время беседы важно отметить, что добрый Волк может:

- помогать герою;

- защищать героя от опасностей;

- лечить людей (знает, где находится живая и мёртвая вода);

- давать герою советы.

4.

Рисование доброго и весёлого Волка

5.

«Праздник»

Детям предлагается вспомнить сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, представить

себе, как иногда страшно было Ивану Царевичу мчаться на волке в неведомые страны, но он

доверял Волку и приобрел с его помощью счастье. Далее дети делятся на пары – Ивана

Царевича и его Волка. Иванам Царевичам завязывают глаза. Затем они встают сзади своих

волков и берут их за локти. Потом по команде ведущего Волки начинают бегать по комнате и

«возить» своих Царевичей, при этом им необходимо не допустить столкновений или падения

Иванов Царевичей.

6.

Итог занятия

7.

Прощание

Занятие 19

1.

Приветствие

2.

Беседа «Медведь»

Он наиболее близок к Волку, с которым его объединяют сходные демонологические

поверья. Медведь считался опасным для человека. Существовало много обрядов,

направленных на то, что бы он не причинил вреда. У южных славян, например, существовали

специальные «медвежьи дни», которые праздновались для защиты от медведя. В то же время

шерстью зверя изгоняли испуг и лихорадку, салом его мазали лоб для улучшения памяти.

Когти и шерсть использовались как амулет для защиты от сглаза и порчи, таким образом,

дуальность восприятия образа Медведя не вызывает сомнений. Предлагается детям

вспомнить сказки с участием мифологического персонажа – Медведя.

3.

Актуализация тёмного начала в персонаже

В беседе можно отметить, что когда Медведь злой, он:

- дружит с нечистой силой;

- нападает на человека;

- похищает скот.

Разминка. Конкурс на самого страшного Медведя

Игры. Играющие помечают на противоположных концах комнаты два участка – дом и

бор. Один из детей изображает Медведя. Он рычит, переваливается с ноги на ногу,

топчется в бору, потом ложится на землю и делает вид, что спит. Дети приходят в бор и

гуляют там со словами:

У Медведя во бору

Грибы – ягоды беру,

А Медведь не спит,

Всё на пол глядит,

А потом как зарычит

И за нами побежит.

После этих слов Медведь вскакивает и начинает гоняться за детьми. Кого поймает,

отводит в бор. Кто из детей успевает убежать в дом, того Медведь не трогает.

4.

Актуализация светлого начала в персонаже

В беседе важно отметить, что Медведь, когда он добрый:

- радуется и горюет, как человек и понимает человеческую речь;

- охраняет скот;

- умеет лечить.

5. Рисование доброго и пушистого Медведя

6. «Праздник»

Участники встают в круг и берутся за руки. Один из ребят изображает медведя. Он

становится в центр круга. Хоровод начинает двигаться, всё поют:

Шёл Медведь по лесу,

По лесу, по лесу,

Нашёл Медведь принцессу,

Принцессу, принцессу,

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

Ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем,

Ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

Ножками потопаем,

Потопаем, потопаем,

Хвостиком помашем,

Помашем, помашем

И опять попляшем,

Попляшем, попляшем!

При словах «Шел Медведь по лесу…» Медведь с закрытыми глазами кружится. А

когда поют «Нашел Медведь принцессу», он останавливается и открывает глаза. Если перед

ним оказывается девочка, то он выбирает ее принцессой и выводит на середину круга. Если

мальчик, первые две строчки повторяются. Вместе мальчик и девочка выполняют то, о чём

говорится в песне, - прыгают, хлопают в ладоши, пляшут и т.д.

После того как дети проигрывают данные условно – отрицательные персонажи,

необходимо обратиться и к условно – положительным персонажам, соблюдая структуру

занятий, указанную ранее, с той разницей, что сначала актуализируется светлая часть героев,

а потом тёмная, я предлагаю обратиться к образам: Иванушки – дурачка, Ильи Муромца,

Елены Прекрасной и Василисы Премудрой. Мне представляется, что нет необходимости

приводить подробные сценарии занятий. Ведущий может справиться с этим самостоятельно

и, более того, получит удовольствие, потому что при подготовке к занятиям придется

перечитать сказки, а также энциклопедический словарь «Славянская мифология», М., 1995.

Приложение 1



В раздел образования