Автор: Задачина Светлана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 43 "Жар–птица"
Населённый пункт: Республика Марий Эл. г. Йошкар – Ола
Наименование материала: статья
Тема: "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА"
Раздел: дошкольное образование
Задачина С.В. , воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 43
г. Йошкар-Олы «Жар-птица»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СРЕДСТВАМИ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
К л юч е в а я
у с т а н о в к а
Ф е д е р а л ь н о го
г о с уд а р с т в е н н о г о
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
-
поддержка
разнообразия
детства
через
создание
условий
социальной
ситуации
содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В
образовательной
области
«Художественно-эстетическое
развитие»
предполагает
развитие
предпосылок
ценностно-смыслового
восприятия
и
понимания
произведений
искусства
(словесного,
музыкального,
изобразительного),
мира
природы;
восприятие
музыки,
фольклора;
реализацию
само стоятельной
творче ской
деятельно сти
д е т е й
(изобразительной, музыкальной и др.).
Наш
проект
посвящён
укреплению
эмоционально-психического
и
физического
здоровья
детей
и
родителей
средствами
различных
видов
музыкальной
деятельности,
среди
которых
почётное
место
занимает
вокально-хоровое пение.
Новизна
заключается
в
модульной
технологии
обучения,
которая
позволяет конкретизировать и структурировать содержание, предоставляет
возможность
для
развития
творческих
способностей
обучающихся.
В
образовательном
процессе
программы
используются
инновационные
технологии:
групповой
деятельности,
личностно-ориентированные
на
игровые технологии.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что развитие певческих
навыков
и
музыкальных
способностей
детей
способствует
улучшению
фонематического
слуха,
устранению
речевых
дефектов,
формированию
правильного речевого дыхания у ребенка, интонации голоса, развитию речи.
Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что
дает возможность развивать его музыкальную и художественную культуру.
Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению
в сольном исполнении, что поможет детям преодолеть робость, зажатость,
страх
на
сцене,
и
выработать
такие
качества,
как
уверенность
и
целеустремленность.
В программе «Жемчужинка» представлены материалы по обучению
дошкольников
вокалу
с
детьми
3-7
лет.
Предлагается
перспективное
планирование для детей дошкольного возраста, рассчитанное на три года
обучения. В программе дано примерное тематическое планирование.
Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных
образовательных
учреждений,
руководителям
кружков
дополнительного
образования, а также родителям, интересующихся вопросами музыкального
развития детей дошкольного возраста.
Цель: Развитие музыкальных способностей и певческих навыков у
дошкольника.
Задачи:
—
Формирование устойчивого интереса к пению
—
Обучение певческим навыкам
—
Развитие слуха и голоса детей.
—
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-
слуховых представлений, чувства ритма.
—
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
—
Приобщение к концертной деятельности (совместное участие детей и
родителей в конкурсах и фестивалях детского творчества).
Объект: вокально-хоровое пение в дошкольном учреждении.
Предмет: взаимодействие
родителей
и
воспитанников
в
процессе
музыкально-слуховых представлений в ДОУ.
Гипотеза: создание в детском саду творческих групп родителей и детей
положительно
повлияет
на
здоровье
детей,
как
физическое
и
психологическое.
Для организации вокально-хорового пения была создана творческой
группа
педагога
и
родителей,
распределили
обязанности
по
реализации
проекта,
проведен
выбор
средств
и
методов
по
реализации
проекта,
разработали
сценарии
детского
досуга,
конкурса
хорового
пения.
Для
родителей
были
проведены
консультации:
«Здоровье
и
музыкальное
развитие ребенка», «Почему дети не поют?», «Значение пения и охрана
голоса
ребенка»,
«Влияние
музыки
на
психику
ребенка»,
составлена
презентация
«Музыка
лечит».
Родители
привлекались
к
изготовлению
костюмов для выступлений, проведена беседа с родителями о привлечении
детей к обучению в музыкальной школе, домашние задания творческого
характера
выполнялись
совместно
с
детьми,
приглашались
на
занятия
дополнительного образования.
С
детьми
прочитали
произведения
С.Маршака
и
А.
Барто
и
использовали
песенные
импровизации
на
заданный
текст.
Продуктивная
деятельность:
слушали
и
смотрели
видео
с
пением
взрослых
и
детей,
концерты с пением учащихся школы искусств. Провели совместные встречи с
использованием пения / с детьми соседних групп/; встречу с интересным
человеком «Споёмте, друзья!» /из числа родителей воспитанников ДОУ/;
этическую
беседу
на
тему:
«Петь
как
дышать»,
«С
песней
по
жизни».
Изучали методическую литературы по теме «Пение – путь к здоровью»;
провели мониторинг, с целью определения желаний детей по пению детских
песен. Выбирали музыкально-песенный репертуар для исполнения детьми
хором, сольно и в ансамбле.
Подобрали
дидактические
игры
«Угадай
песенку?»,
«Концерт»,
«С
песенкой
по
лесенке»;
распевок
для
дыхания,
дикции;
речевых
и
пальчиковых игр. С детьми выполняли упражнения на развитие певческих
навыков (чувства ритма, дикции, правильного дыхания и т.д.), правильному
положению корпуса во время пения. Пополнили музыкально – развивающую
среду в группах: «Игровой центр»,
музыкальные инструменты, «Центр
искусства», картотека детских песен (фонограммы + и -) для пения в группе.
В перспективе работы запланированы встречи с интересными людьми,
с
заслуженным
работником
культуры
Республики
Марий
Эл.
Их
песни
разнохарактерные: лирические, заставляющие задуматься о жизни, о любви;
ритмичные,
создающие
хорошее
настроение,
также
патриотического
характера, которые пробуждают у молодого поколения любовь к родному
краю, матери, родителям.
В качестве ожидаемых результатов для детей от 5 до 7 лет: выступают
умения
детей
проговаривать
скороговорки,
потешки,
прибаутки,
слова
выученных песен; петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах
ре-си; самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение
года; исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании целые фразы;
уверенно
прохлопать
ритм
простейших
песен;
импровизировать
голосом
короткую
фразу;
достаточно
эмоционально
передать
содержание
песни;
выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета);
выступать на сцене с другими участника коллектива.