Автор: Савенкова Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ "Должанская сош"
Населённый пункт: пгт Долгое, Орловская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ И МЯГКИЕ ЗНАКИ"
Раздел: начальное образование
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ И МЯГКИЕ ЗНАКИ
Педагогические
цели
Способствовать развитию умения правильно писать слова с разделительными твердым и мягким знаками,
создать условия для знакомства с правилами переноса слов с твердым знаком
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые
результаты
(предметные)
Знают и применяют орфограмму «Написание слов с разделительным твердым и мягким знаком»
Личностные
результаты
Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Познавательные: строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают
выводы, формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и
несущественных признаков; самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее
для выполнения учебных заданий.
Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу; учитывают правило в планировании и контроле
способа решения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание, адекватно
используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Основное
содержание темы,
понятия
и термины
Орфограмма и орфографическое правило «Написание слов с разделительным твердым и мягким знаком»;
приставка, корень, окончание
Образовательные
ресурсы
Учебник
О р г а н и з а ц и о н н а я
с т р у к т у р а
у р о к а
Этапы урока
Формы,
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы
методы
методические
приемы
контроля
осуществляемые
действия
формируемые умения
I.
Мотивирование
к учебной
деятельности
(организационн
ый момент)
Фронтальный.
Словесный.
Слово учителя
Приветствует учащихся.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют
учителя. Организуют
свое рабочее место,
проверяют наличие
индивидуальных
учебных
принадлежностей
на столе
Л – проявляют
эмоциональную
отзывчивость
на слова учителя
II.
Актуализация
знаний.
Чистописание
Орфографическа
я минутка.
Фронтальная,
индивидуальна
я.
Практический.
Письмо
Индивидуальная работа.
1Спишите.Вставьте
пропущенные буквы. Разберите
предложение по частям речи.
Выполняют
индивидуальную
работу у доски.
Правильное
напи-
сание
Фронтальн
ый (беседа
по во-
М . р о з н а я
з в . з д н а я
н о ч ь
праз.нично украсила з.млю.
2 Разобрать слова по составу.
Сапожок, солнышко, тоненький,
беззвёздный, подосиновик
– Запишите пословицу и
объясните ее смысл.
Н а
д о с к е:
Посеешь привычку – вырастишь
характер.
– В чем же смысл пословицы,
которую вы записали?
Выработать привычку – дело
трудное, этим надо заниматься
изо дня в день.
Выполняют письмо
по образцу
Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк
П – строят несложные
рассуждения,
устанавливают причинно-
следственные связи, делают
выводы,
формулируют их.
Р – адекватно
воспринимают оценку
своей работы учителями,
товарищами.
К – строят монологическое
высказывание с учетом
поставленной
коммуникативной задачи
просам).
Индивидуал
ьный
(устный
монологиче
ский ответ,
правильное
выполнение
письменног
о
задания)
III
Самоопредел
ение к
деятельности
Групповая
работа.
Фронтальный.
Словесный.
Чтение,
слушание,
беседа
Разрешение проблемной
ситуации.
-
У вас на столах лежат необычные
тексты. Что в них необычного?
Догадайтесь и ответьте через минуту.
Каждая группа детей читает и
обсуждает один из текстов.
1 Вюга замела лес. Суча деревев
покрыты снегом. Лишь
взерошенные вороби сидят на
ветках, да зайка сёжился под елю.
2
. Обявление.
Третего декабря, в воскресене,
состоится лыжная прогулка. Сбор у
подезда школы. Отезд в девять
часов.
Вывод: - Что необычного нашла в
тексте каждая группа?
Работа в группе.
Слушают стихотво-
рение, отвечают
на вопросы учителя,
анализируют слова,
предложенные
для наблюдения.
Делают выводы
о роли мягкого
и твердого знаков
Пр. – знают о месте в
слове разделительных
мягкого и твердого знаков.
П – воспринимают смысл
читаемых текстов,
выделяют существенную
инфор-
мацию; находят языковые
Пр. – применяют
орфограмму «Написание
слов с раз-делительным
твердым
знаком».
П – анализируют
изучаемые языковые
объекты
с выделением их сущест-
Устные
ответы на
поставленн
ый
учителем
вопрос
Фронтальн
ый (беседа
по во-
просам).
Индивидуал
ьный
(устный
монологиче
ский ответ,
правильное
выполнение
В чём было затруднение?
- С какими орфограммами не
знакомы?
- Исправим ошибки. (каждая группа
обсуждает, а один учащийся
записывает на листке).
— Сформулируйте тему урока
поставим цель. (Повторить и
сравнить правила написания
разделительных Ъ и Ь знаков, уметь
различать знаки при написании слов
с ними)
- А моя цель – помочь вам лучше
понять и усвоить эти правила
правописания.
– Послушайте стихотворение
о мягком и твердом знаке.
МЯГКИЙ ЗНАК И ТВЕРДЫЙ
ЗНАК
– Не чересчур ли ты добряк? –
Так
знаку
Мягкому
промолвил
Твердый знак. –
Слова и буквы ты всегда смягчить
стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
–
Кто
б
говорил,
но
ты
б
уж
помолчал! –
Знак
Мягкий
Твердому
на
это
отвечал. –
– Ты тверд и груб, как суковатый
дуб.
Давным-давно
пора,
как
букву
Ять,
Тебя из азбуки изъять…
венных и несущественных
признаков.
Р – принимают учебную
задачу, сформулированную
учителем; планируют свои
действия для решения
задачи.
К – участвуют в диалоге,
общей беседе; строят
монологическое
высказывание
письменног
о
задания)
–
Друзья!
Ваш
разговор
–
никчемные слова, –
Услыша этот спор, сказала буква
А. –
Вы
оба
хороши,
достойны
оба
чести,
Когда стоите в нужном месте.
Какое же место для мягкого и
твердого знаков можно считать
правильным?
IV Работа по
теме урока.
Работа
по учебнику
(упр. 274)
Индивидуальна
я.
Практический.
Письмо
Объясняет задание,
контролирует правильность
выполнения. При необходимости
приводит примеры различных
функций
мягкого и твердого знаков).
Объяснение пословиц..
Слушают задание
учителя, задают
уточняющие
вопросы.
Самостоятельно
выполняют
упражнение в
тетради
Пр. – применяют ранее
изученные орфограммы
(«Правописание
разделительного твердого
знака»).
П – овладевают общими
способами решения
конкретных
лингвистических
задач
Индивидуал
ьный
(правильное
выполнение
письменног
о
задания
в тетради)
Ф и з к у л ь т м
и н у т к а
Коллективная.
Практический
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело
Выполняют
движения по тексту
под руководством
учителя
Л – осуществляют
профилактику утомления,
ориентируются на
здоровый образ жизни,
придерживаются здорового
режима дня, активно
участвуют
в физкультминутке
Правильное
выполнение
движений
VI Закрепление
изученного.
Работа в парах.
Практическая.
Письмо. Работа
Объясняет задание,
контролирует правильность
выполнения. Можно предложить
Анализируют текст
объявления, отвечают
на вопросы
П – воспринимают смысл
читаемых текстов,
выделяют существенную
Индивидуал
ьный
(анализ
по развитию
речи
разноуровневые задания (либо
списать объявление, либо
составить свое
Разделите слова на две группы.
ВЪЕЗД, СЕМЬЯ, ВЬЮГА,
ДЕРЕВЬЯ, ОБЕЗЬЯНА,
ОБЪЯСНИТ, ПОДЪЁМ,
СЪЕМКА, РАЗЪЕЗД, ЛИТЬ.
- По какому признаку вы
разделили слова на группы.
Когда пишется ь и ъ знак. Давайте
попробуем составим схему.
Составление схемы.
Вывод: ь знак бывает
разделительным и смягчающим.
Ъ знак только разделитльный.
по его содержанию.
Записывают объяв-
ление (свое или
данное) в тетрадь,
находят слова с
разделительными
мягким
и твердым знаком,
обозначают орфо-
грамму
информацию из текстов
разных видов; анализируют
изучаемые языковые
объекты
с выделением их сущест-
венных и несущественных
признаков.
К – учитывают разные
мнения и интересы,
высказывают собственную
позицию, аргументируют ее
текста,
ответы на
вопросы,
письменное
выполнение
грамматиче
ского
задания)
VIII. Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
– Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Отгадаем загадки и узнаем, какой
знак прячется в отгадке
Вход в здание (подъезд)
Снежная буря (вьюга)
Служащий, разносящий почту
(почтальон)
Растолковать, сделать понятным
(объяснить)
Пригодный для еды (съедобный)
Что общего в правописании
этих слов?
Почему в этих словах пишется
разделительный ь знак ?
– Какая задача стояла перед нами?
– Удалось ли ее решить?
Отвечают на вопросы
учителя
Р – открыто осмысливают и
оценивают свою
деятельность на уроке
Беседа
по
вопросам.
Само-
регуляция
– Кто справился с задачей
– Кто испытывал затруднения?
Почему?
– Что нового узнали о раздели-
тельном твердом знаке?
Возьмите
карточку
в
которой
нужно
подчеркнуть
фразы,
характеризующие
вашу
работу
на
уроке
по
трем
направлениям. (приложение)
Домашнее
задание
С 139
упр 276,правило
Фронтальная.
Словесный.
Объяснение
учителя
Объясняет содержание и способы
выполнения домашнего задания.
Проверяет соответствующие
записи
Слушают объяснение
учителя. Делают
соответствующие
записи
Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития
Приложение.
Урок
Я на уроке
Итог
Интересный
Работал
Понял материал
Скучный
Отдыхал
Узнал
больше,
чем
знал
Безразличен мне
Помогал другим
Не понял