Автор: Мельникова Александра Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №29 г.Владивостока"
Населённый пункт: город Владивосток Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Тематика и проблематика искусства.Классификация тематики и типы проблематики".
Раздел: среднее образование
«ТЕМАТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА ИСКУССТВА»
ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОВ.
ТЕМЫ «ВЕЧНЫЕ» И НАЦИОНАЛЬНО –
ИСТОРИЧЕСКИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ
ТЕМАТИКИ И ТИПЫ ПРОБЛЕМАТИКИ .
Владивосток 2018
Тематика искусства
Слово «тема» («тематика»), широко бытующее в новоевропейских
языках, произошло от др. — гр. thema — то, что положено в основу. В
искусствоведении и литературоведении оно используется в разных
значениях, которые правомерно (с долей приблизительности) свести к двум
основным.
Во-первых, темами именуют наиболее существенные компоненты
художественной структуры, аспекты формы, опорные приемы. В литературе
это — значения ключевых слов, то, что ими фиксируется. Так, В.М.
Жирмунский [Жирмуновский 1977, с.30] мыслил тематику как сферу
семантики художественной речи: «Каждое слово, имеющее вещественное
значение, является для художника поэтической темой, своеобразным
приемом художественного воздействия. В лирике нередко целое поэтическое
направление определяется по преимуществу своими словесными темами;
например, для поэтов-сентименталистов характерны такие слова, как
«грустный», «томный», «сумерки», «печаль», «гробовая урна» и т. п.
Другое значение термина «тема» насущно для разумения познавательного
аспекта искусства: оно восходит к теоретическим опытам прошлого столетия
и связано не с элементами структуры, а впрямую с сущностью произведения
как целого. Тема как фундамент художественного творения — это все то, что
стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки. Данный
феномен Б.В. Томашевский [Томашевский 1996, с.176-178 ] назвал главной
темой произведения. Говоря о тематике он называл темы любви, смерти,
революции. Тема, утверждал ученый, — это «единство значений отдельных
элементов произведения. Она объединяет компоненты художественной
конструкции, обладает актуальностью и вызывает интерес читателей». Ту же
мысль выражают современные ученые: «Тема есть некоторая установка,
которой подчинены все элементы произведения, некоторая интенция,
реализуемая в тексте».
Художественная тематика сложна и многопланова. На теоретическом
уровне ее правомерно рассмотреть как совокупность трех начал. Это, во-
первых, онтологические и антропологические универсалии, во-вторых —
локальные (порой весьма масштабные) культурно-исторические явления, в-
третьих — феномены индивидуальной жизни (прежде всего — авторской) в
их самоценности. Перспектива подобного истолкования тематики искусства
намечена М.М. Гиршманом [Гришман 1996, с.11], по словам которого, «в
произведениях как художественной целостности равно несомненными и
равнодостойными являются человечество, народ и конкретная человеческая
личность».
Вечные темы
2
В художественных произведениях неизменно запечатлеваются (по воле
автора или независимо от нее) константы бытия, его фундаментальные
свойства. Это прежде всего такие вселенские и природные начала
(универсалии), как хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и
смерть, свет и тьма, огонь и вода и т. п. Все это составляет комплекс
онтологических тем искусства.
Неизменно значим и необычайно богат, далее, антропологический аспект
художественной тематики. Он включает в себя, во-первых, собственно
духовные начала человеческого бытия с их антиномиями (отчужденность и
причастность, гордыня и смирение, готовность созидать или разрушать,
греховность и праведность и т. п.); во-вторых, сферу инстинктов, связанную с
душевно-телесными устремлениями человека, каковы либидо (половая
сфера), жажда власти, влечение к материальным благам, престижным вещам,
комфорту и т. п.; в-третьих, то в людях, что определяется их полом
(мужество, женственность) и возрастом (детство, юность, зрелость,
старость); и наконец, в-четвертых, это надэпохальные ситуации человеческой
жизни, исторически устойчивые формы существования людей (труд и досуг,
будни и праздники; конфликтные и гармонические начала реальности,
мирная жизнь и войны либо революции; жизнь в своем доме и пребывание на
чужбине либо странствия; гражданская деятельность и частная жизнь и т. п.).
Подобные ситуации составляют сферу действий и усилий, нередко —
поисков и приключений, стремлений человека к осуществлению
определенных целей.
Названные (и оставшиеся неназванными) бытийные начала, приходя в
искусство, составляют богатый и многоплановый комплекс вечных тем,
многие из которых «архетипичны», восходят к ритуально-мифологической
древности (архаике). Эта грань художественного творчества является
достоянием всех стран и эпох. Она выступает либо как явный центр
произведений, либо присутствует в них подспудно, а то и остается не
осознаваемой авторами (мифопоэтический подтекст).
3
В своем обращении к вечным темам искусство оказывается сродным и
близким онтологически ориентированной философии и учениям о природе
человека (антропологии). Преломление в искусстве бытийных констант стало
предметом пристального рассмотрения философами эпохи романтизма, а
также учеными школ мифологических (Гримм в Германии, Ф.И. Буслаев в
России) и неомифологических. (Н. Фрай), психоаналитического
искусствоведения, ориентирующегося на труды 3. Фрейда и К. Г. Юнга.
Культурно-исторический аспект тематики
Наряду с универсалиями вселенского, природного и человеческого
бытия (и в неразрывной связи с ними) искусство и литература неизменно
запечатлевают культурно-историческую реальность в ее многоплановости и
богатстве. Человечество едино, но это не однородная глыба, не монолит.
Бытию людей присуща пространственно-временная разнокачественность,
которая (как и универсалии) неизменно преломляется в произведениях
искусства.
Литературой постигаются черты племен, народов, наций, религиозных
конфессий, свойства государственных образований и крупных
географических регионов, обладающих культурно-исторической спецификой
(Западная и Восточная Европа, Ближний и Дальний Восток,
Латиноамериканский мир и т. п.). Присущий подобным общностям тип
сознания (менталитет), укорененные в них (в жизни как народа в целом, так и
«образованного слоя») культурные традиции, формы общения, бытовой уклад
с его обычаями неизменно отзываются в плодах художественной
деятельности. В художественных произведениях преломляется также
национально специфичная ритуально-обрядовая сторона жизни, ее
этикетность и церемониальность, имеющая место как в древности и
средневековье [Лихачев 1979, с. 80-102], так и в близкие нам эпохи, яркие
свидетельства чему — романная дилогия П.И. Мельникова-Печерского и
«Лето Господне» И.С. Шмелева.
Присутствие в искусстве культурно-самобытных начал было ясно и
4
«программно» осознано эстетикой романтизма, которому присущи интерес к
традициям национальных культур, принцип «народности и местности» ,
неприятие установок классицизма, по преимуществу универсалистского,
ратовавшего за античные художественные ценности как абсолютные и
всеобщие. Присутствие в произведении атмосферы данного места и времени
считал неотъемлемым свойством подлинного, рожденного жизнью,
органического искусства . О том, что для упрочения и обогащения культуры
народа важно обращение писателей к «национальным темам» и мыслям о
«родном крае», говорил один из ведущих американских критиков середины
XIX в. Э.О. Дайкинк [Дайкинк 1977, с. 373, 375].
Художественные произведения запечатлевают не одни только особенности
жизни той страны и того народа, которым принадлежит автор. В творениях
искусства так или иначе ощутим воздух мировой культуры, дает о себе знать
интерес художников и, в частности, писателей к бытию разных народов,
стран, регионов. Так, в литературе укоренен жанр путешествий в чужие
земли, чертами которого в какой-то мере обладает уже гомеровская
«Одиссея». Национальная экзотика стала одним из предметов воссоздания в
поэзии романтизма.
Существенным звеном художественной тематики оказываются, далее,
явления исторического времени. Искусство (от эпохи к эпохе все в большей
степени) осваивает жизнь народов, регионов и всего человечества в ее
динамике. Оно проявляет пристальный интерес к прошлому, нередко весьма
далекому. Таковы сказания о подвигах, былины, эпические песни, баллады,
историческая драматургия и романистика [Кормилов 1979 №4]. Предметом
художественного познания становится также и будущее (жанры утопии и
антиутопии). Но наиболее важна для искусства современность автора: «Жив
только тот поэт, — утверждал Вл. Ходасевич, — который дышит воздухом
своего века, слышит музыку своего времени» [Ходасевич 1997, с. 371]. Ту же
по сути мысль в 1860-е годы выражал лидер культурно-исторической школы
И. Тэн, настойчиво соотносивший художественное произведение с «общим
5
состоянием умов и нравов окружающей среды» [Тэн 1996, с. 30].
Современность писателя — это своего рода художественная «сверхтема»,
давшая о себе знать и в пьесах Аристофана и Мольера, и в «Божественной
комедии» А. Данте, но безусловно возобладавшая в литературе XIX в.,
которая была склонна создавать широкие художественные панорамы и при
этом обращаться к насущнейшим вопросам своего времени, к его
отличительным чертам и болевым точкам. Об этом свидетельствуют романы
Стендаля, О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Г. Флобера и Э. Золя; А. С. Пушкина и
М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева и И.А Гончарова и др.
Эта традиция не исчерпала себя и в XX столетии, хотя многое в его
искусстве шло и идет вразрез с ней. Так, литература символистской и
акмеистской ориентации оказалась в значительной мере замкнутой в
салонно-кружковой, внутрихудожественной сфере, отторгнутой от жизни
народа, от большой современности, если можно так выразиться. Об этом с
сожалением и тревогой говорил в 1916 г. В.М. Жирмунский.
Художественные произведения разных стран и эпох с неотразимой
убедительностью свидетельствуют о богатстве, разнообразии, «многоцветье»
человеческой реальности. Будучи ее зеркалом, искусство оказывается
сродным таким областям научного знания, как этнография и история.
Художественная тематика как целое
В составе реальности художника и, в частности, писателя интересует не
столько ее эмпирическая поверхность (чисто единичное, случайное), сколько
глубина. Р.М. Рильке призывал молодого поэта: «Ищите глубину предметов»
[Рильке 1977, с. 330]. Глубины внехудожественной реальности составляют
едва ли не главный объект художественного познания. В творчестве больших
писателей устремленность подобного рода играет решающую роль.
Но в составе художественной тематики есть и иная сторона. Искусство
порой сосредоточивается на самом себе. Об этом свидетельствуют, во-
первых, литературные произведения о художниках и их созданиях. К теме
искусства настойчиво обращались писатели эпохи романтизма: И.В. Гете и
Э.Т.А. Гофман; А. С. Пушкин («Египетские ночи»), Н.В. Гоголь («Портрет») и
6
ряд других русских литераторов [Маркович 1989]. Эта традиция живет и в
XX веке (вспомним романы «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Доктор
Фаустус» Т.Манна, поэтическую книгу Р.М. Рильке «Сонеты к Орфею»).
Во-вторых, в произведениях стилизационного и пародийного характера,
которые были весьма влиятельны в первые десятилетия нашего века,
внимание писателей сосредоточивается на предшествовавших словесно-
художественных формах. По словам А.К. Жолковского и Ю.К. Щеглова, здесь
имеют место «внутрилитературные» темы, реализующиеся в качестве «игры
на конструкциях и формулах». Предметом постижения и воссоздания при
этом становятся «инструменты художественного творчества, каковы
поэтический язык, сюжетные конструкции, традиционные формулы»
[Жолковский, Щеглов 1975 с.144, 149].
В составе литературного процесса темы внутрихудожественные весьма
существенны, но это все-таки частность. Центр и доминанту тематики
искусства составляет внехудожественная реальность. Художественное
творчество в его высоких образах, как правило, не замыкается на самом себе.
Из вышесказанного следует, что важнейшую, неизменно доминирующую
«сверхтему» искусства и литературы составляет человек в различных его
ипостасях. Здесь и его универсальные (антропологические) свойства, и
черты, сформировавшиеся культурной традицией и окружающей средой, и
неповторимо индивидуальные начала. Постигая «человеческую реальность»,
искусство настойчиво и упорно избегает абстракций, составляющих язык
науки и философии, и неизменно запечатлевает эстетическую явленность
бытия.
Проблематика
Проблематика – система вопросов, поставленных писателем в
произведении, область осмысления, понимания писателем отраженной
реальности; сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и
человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где
тема рассматривается под определенным углом зрения.
Типы проблематики
7
Вопросы типологии художественной проблематики стали разрабатываться
литературоведами довольно давно. Разграничение некоторых типов
проблематики и их подробное описание мы можем найти в работах Гегеля,
Шиллера, Белинского, Чернышевского и других эстетиков и литературоведов
XVIII–XIX вв. Однако системной научной разработке эта проблема
подверглась только в XX в. Одной из первых плодотворных попыток
разграничить типы художественной проблематики была попытка М.М.
Бахтина, который выделил романную и нероманную концепции
действительности. В типологии М.М. Бахтина они различались прежде всего
по тому, как подходит автор к пониманию и изображению человека [Бахтин
1975, с. 447-483 ]. Однако и та и другая группа оказывались внутренне
неоднородными, что делало необходимым дальнейшую разработку типологии
художественного содержания в направлении большей дифференциации
типов. Дальше всех здесь пошел, вероятно, Г.Н. Поспелов, который выделил
уже четыре типа проблематики: «мифологическую», «национально-
историческую», «нравоописательную» (иначе – «этологическую») и
романную (в терминологии Г.Н. Поспелова – «романическую») [Поспелов
1972 ]. Эта типология не свободна от существенных недостатков, однако на
нее уже вполне можно опереться.
Мифологическая проблематика
Мифологическая проблематика – это «фантастико-генетическое
осмысление» «тех или иных явлений природы или культуры» [Поспелов
1972, с. 167 ]; объяснение, которое дает автор произведения возникновению
тех или иных явлений. Так, например, автор «Метаморфоз» Овидий дает,
опираясь на фольклорную легенду, объяснение, откуда и каким образом
появился на земле цветок нарцисс.
Мифологическая проблематика была очень развита на ранних стадиях
литературы, а также в долитературном творчестве – фольклоре. Многие
современные писатели используют мифологические модели для воплощения
совсем иной (чаще всего философской) проблематики (например, рассказ Л.
Андреева «Иуда Искариот», роман Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесы
8
Ж. Ануя), но и собственно мифотворчество актуально для литературы XX в.
Прежде всего оно проявляется в таких важных для современного
художественного мышления течениях, как научно-фантастическая литература
и в особенности литература «фэнтези».
Национальная проблематика
Следующий тип, выделенный Г.Н. Поспеловым, – проблематика
национально-историческая. Создатели произведений, в которых воплощался
этот тип проблематики, «интересовались в основном историческим
становлением и судьбой целых народностей», «национальной судьбой» [там
же с. 170].
Здесь сразу необходимо уточнить, что понимание Г.Н. Поспеловым
данной проблематики несколько узко. К ней ученый относит лишь те
произведения, которые посвящены или вызваны к жизни переломными
моментами в истории народа, нации. Однако если учесть, что важнейшей
проблемой в произведениях данного типа является проблема сущности
национального характера – более глубинная, нежели проблема внешнего
исторического бытия нации, народа, – то круг произведений, входящих в
данный тип, придется существенно расширить. Наряду с национальными
поэмами, отражающими складывание национальной государственности
(«Илиада» Гомера, «Слово о полку Игореве», «Витязь в тигровой шкуре» Ш.
Руставели), с произведениями в новой литературе, вызванными к жизни
моментами межгосударственных и внутринациональных конфликтов
(«Клеветникам России» Пушкина, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого,
«Василий Теркин» Твардовского и др.), существуют и произведения, в
которых проблемы национального характера, национальной самобытности
ставятся и решаются на совершенно «мирном», даже бытовом материале. К
таким произведениям можно отнести стихотворение Тютчева «Умом Россию
не понять…», цикл М.Е. Салтыкова-Щедрина «За рубежом», рассказы
Лескова «Левша» и «Железная воля», рассказы Чехова «Глупый француз»,
«Дочь Альбиона», «Перекати-поле»; «Русские сказки» Горького, «Балладу о
русской игрушке» и «Балладу о печерском Муромце» Е. Евтушенко и т. п.
9
Социокультурная проблематика
Следующим типом проблематики, выделение которого имеет
принципиальное для всей системы значение, является в типологии Г.Н.
Поспелова нравоописательная, или этологическая проблематика.
«“Этологическая” литература заключает в себе осмысление гражданско-
нравственного уклада социальной жизни, состояния общества и отдельных
его слоев» [там же с. 176]. Само выделение данного типа, безусловно,
обоснованно и очень полезно для практики анализа. Однако в конкретной
трактовке этой проблематики сказалась присущая методологии Г.Н.
Поспелова излишняя социологизация. Кроме того, введенные ученым
термины «этология» и «нравоописательная проблематика» в
литературоведческом обиходе не прижились, а с другой стороны – для
характеристики именно этого типа достаточно широко применяется
выражение «социокультурная проблематика», которое вполне может стать
литературоведческим термином.
Итак, специфический аспект действительности, осмысляемый в системе
социокультурной проблематики, – устойчивые общественные отношения;
условия и образ жизни той или иной части общества; сложившиеся в сфере
массового, обыденного сознания мнения, привычки, организация быта и т. п.
Основной признак социокультурной проблематики – акцент на устойчивые,
сложившиеся, повторяющиеся черты бытия и сознания людей; здесь важна не
динамика, а статика жизни. Второй существенный признак произведений с
этой проблематикой – то, что в них осмысляются, как правило, такие
свойства и качества, которые характерны для очень широкой группы людей,
иначе говоря, осмысляется состояние среды, множества, а не индивидуальная
неповторимость отдельной личности. Это не значит, впрочем, что здесь не
могут появляться герои в той или иной мере исключительные, но
исключительность их носит, так сказать, количественный характер: качества,
присущие в принципе всем представителям данной среды, в характере героя
возводятся в некую степень, гиперболизируются (таков, например, характер
10
гоголевского Плюшкина, приобретающий временами гротескные очертания).
Однако при этом герою никогда не свойственны такие качества, которых нет
в массе, в людях той социальной среды, которую он представляет.
Социокультурный тип объединяет весьма широкую группу
произведений, конкретная направленность проблематики в них может быть
различной. Писатели могут акцентировать в своих произведениях
политический момент («История одного города» Щедрина, сатирические
стихотворения Катулла, высмеивающие тогдашних правителей Рима, ода
«Вольность» Радищева и др.); моральное состояние общества (средневековый
«Роман о Розе», повесть Чулкова «Пригожая повариха», цикл очерков
Щедрина «Помпадуры и помпадурши»); собственно социальные отношения
различных слоев общества («Волк и ягненок» Крылова, «Ревизор» Гоголя,
«Мещанское счастье» Помяловского); черты повседневного быта и культуры
(«Мертвые души» Гоголя, «Мелочи архиерейской жизни» Лескова, романы
Золя).
Романная проблематика
Четвертый тип проблематики, который Г.Н. Поспелов называет
«романической» и которую чаще называют романной, – это идейные
интересы писателей к «“личностному” началу и в себе самих, и в
окружающем их обществе» [там же с. 194]. В том, что важнейшая проблема
романного мышления есть проблема личности, сходятся практически все
исследователи этого типа проблематики. Еще одной важнейшей чертой
романной проблематики, отличающей ее прежде всего от проблематики
социокультурной, является акцент не на статике, а на динамике, на
различного рода изменениях – либо во внешнем положении человека, либо в
его эмоциональном мире, либо в его «философии», точке зрения на
действительность.
Два названных аспекта – интерес к личностному началу и акцент на
динамике – наиболее общие, интегрирующие признаки романной
проблематики. Однако широта этих признаков такова, что они позволяют
объединить в один тип весьма несхожие между собой произведения – такие,
11
например, как «Эфиопику» Гелиодора и «Преступление и наказание»
Достоевского, «Тристан и Изольда» и «Мать» Горького и т. п. Тип романной
проблематики оказывается, таким образом, гораздо более широким и
расплывчатым в своем конкретном наполнении, чем любой другой из
рассмотренных выше. А это и теоретически вызывает сомнения, и
практически пользоваться такой типологией не очень удобно. Поэтому в
сфере романной проблематики целесообразно и необходимо выделять
самостоятельные типы . Основанием для такого деления будет служить
различие в специфике осмысления изображенной действительности, особый
проблемный подход к ней.
Действительно, если взять общий для всего романного содержания
проблемный интерес – интерес к личности, к личностному началу, – то легко
можно заметить, что личность сама по себе, так сказать, многоаспектна и
писатели могут подходить к ее осмыслению с нескольких принципиально
различных сторон. Их произведения тогда будут, естественно, сильно
разниться по своей проблематике. Отсюда необходимость и возможность
дальнейшего типологического членения романной проблематики.
В истории литературы мы встречаемся по меньшей мере с двумя
проблемными типами романного содержания. Исторически первым таким
типом можно считать проблематику, в которой писатели делали основной
акцент на динамике внешних изменений в судьбе и положении личности.
Идейный интерес писателей сосредоточивался на том, какие превратности
выпадают на долю человека, как благоприятные и неблагоприятные
случайности стремительно меняют его положение и как сам человек
«держится» в этом потоке несущих его событий. Произведения с такого рода
проблематикой часто называют авантюрными романами; сохраняя термин,
мы будем называть этот подтип романной проблематики «авантюрным».
Истоки такого типа романов мы находим еще в фольклоре на самых
ранних стадиях развития искусства слова: так, «Одиссея» Гомера,
представляющая собой литературную обработку фольклорных источников,
может быть отнесена по своей проблематике именно к этому типу. В так
12
называемой «мифологии» разных народов также встречаются, хотя и нечасто,
сюжеты, воплощающие этот тип проблематики; наиболее известными
примерами будут библейская легенда об Иосифе, проданном в рабство
своими братьями, миф об Эдипе и его позднейшие интерпретации в
древнегреческой трагедии, многие сюжеты «Тысячи и одной ночи» (в
частности, знаменитые путешествия Синдбада); многие русские «волшебные
сказки», в которых герой «без роду без племени» отправляется искать
счастья, попадает в различные переделки и в конце концов обычно получает в
награду царскую дочь и становится царем. Во всех этих сюжетах,
несомненно, присутствует важнейший признак романной проблематики –
специфический интерес к личностному началу, поскольку герой здесь
«освобожден» от фиксированного социального положения, от
профессиональных, корпоративных и иных связей и выступает «сам по себе».
Спецификой романной проблематики ранних стадий было именно
пристальное внимание к судьбе личности, к ее «доле», «року».
Другой признак романной проблематики – акцент на динамике. Правда,
это динамика, осмысленная пока еще очень неглубоко, затрагивающая лишь
наиболее очевидный пласт – изменения во внешнем положении человека.
Сам же герой при этом остается на протяжении всего произведения
практически одним и тем же. Но это уже специфика авантюрного типа
проблематики, а отчасти – и специфика художественного мышления
породившей ее эпохи; само же наличие динамики не подлежит сомнению.
Второй тип романной проблематики ставит в центр внимания глубинную
основу человеческой личности – идейно-нравственную сущность характера,
поэтому такую проблематику можно назвать идейно-нравственной. В ней
интерес писателя сосредоточен на жизненной позиции человека и на
процессах изменения этой позиции; в центре произведения – философский и
этический поиск, попытки человека ответить на вопросы о смысле жизни, о
добре и зле, правде и справедливости. Процессы нравственного и идейного
13
самоопределения личности, человек в поисках истины – вот что является
важнейшим с точки зрения идейно-нравственной проблематики.
Идейно-нравственная проблематика возникла, вероятно, в поздней
античности, но в связи с гибелью античной культуры не получила
дальнейшего развития. В западноевропейской литературе проблематика этого
типа довольно отчетливо проявляется в эпоху Возрождения .
Философская проблематика
Четыре выделенных типа проблематики не могут исчерпать всего
проблемного многообразия литературы. По крайней мере еще один тип
необходимо вводить в классификацию— философскую проблематику.
Идейный интерес писателей в этом случае направлен на осмысление
наиболее общих, универсальных закономерностей бытия общества и
природы, как в онтологическом, так и в гносеологическом аспектах. Истоки
этого типа лежат довольно глубоко: мы находим их в притчах Ветхого и
Нового завета, в «Сократических диалогах» Платона, в «Диалогах в царстве
мертвых» Лукиана. Впоследствии этот тип, впрочем, нечасто появляется в
литературе, но зато в XIX и особенно XX в. заметно активизируется.
До сих пор проблематика этого рода не выделялась в самостоятельный
тип, а причислялась к одному из уже существующих. Так, Г.Н. Поспелов
относит подобные произведения к этологической группе, а М.М. Бахтин – к
романной. Оба решения, по-видимому, неудачны, потому что существенно
нарушают единство этологического или романного типов. В самом деле,
философская коллизия (если автора интересует ее разрешение, а не
изображение философских систем как таковых) вряд ли может
рассматриваться как одна из разновидностей социокультурной проблематики.
Здесь принципиально иная направленность писательских интересов: не уклад
жизни той или иной социальной группы, а истина «в конечной инстанции».
Поэтому можно смело говорить о принципиальных, типологических
отличиях философской проблематики от социокультурной.
Список литературы
14
1 . Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и
эстетики. М., 1975, С. 447-48
2 .
Гиршман
М.М. Избранные
статьи.
Художественная
целостность.
Ритм. Стиль. Диалогическое мышление. Донецк, 1996, С. 11.
3 .
Дайкинк
Э.О. Национальное
в
литературе
(1847)//Эстетика
американского романтизма. М., 1977, С. 373, 375.
4. Жирмунский В.М. Задачи поэтики (1919, 1923) //Жирмунский В.М.
Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1997, с.30
5. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. К понятиям «тема» и «поэтический
мир»// Ученые записки/ Тартуского гос. ун-та. Вып. 365. Тарту, 1975, 344 С.
6.
Кормилов
С.И. К
общей
теории
художественно-исторической
литературы// Филологические науки. 1979, № 4.
7. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы, 3-е изд. М., 1979,
С. 80–102.
8. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.,
1972, 272 с.
9. Рильке Р.М. Новые стихотворения. М., 1977. С. 330
10. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика (1925). М., 1996. С.
176–178.
11. Тэн И. Философия искусства. М., 1996. С. 30.
12. Ходасевич В.Ф. Собр. соч.: В 4 т. М., 1997. Т. 3. С. 371.
15