Автор: Косолапова Галина Петровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 30 "Золушка"
Населённый пункт: п. Первомайский
Наименование материала: статья
Тема: Духовно–нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках реализации ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках
реализации ФГОС
В
дошкольном
возрасте
закладываются
основы
личности;
именно
дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное
восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и
духовного воспитания.
Духовно-нравственное
воспитание
дошкольников
позволяет
правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные
ценности и нравственные ориентиры.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс
формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения.
Содержанием
нравственного
воспитания
является
формирование
таких
нравственных
качеств
дошкольника,
как:
уважение
к
старшим,
дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться
на
горе
и
радость
других
людей,
добиваться
действенного
проявления
гуманных
чувств
и
отношений,
их
общественной
направленности,
воспитание
начал
ответственности.
Необходимо
создать
такие
условия,
чтобы
у
ребенка,
основываясь
на
примерах
из
опыта,
складывалось
осознание
и
понимание
того,
что
хорошо,
а
что
плохо,
чтобы
он
мог
самостоятельно
сформировать
и
иметь
представления
о
нравственных
качествах, таких как: жадность, дружба и многих других.
Такое
отношение
к
основополагающим
понятиям
нашей
жизни
продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным
помощником
ребенка
на
этом
пути
является
взрослый,
который
конкретными
примерами
своего
поведения
и
закладывает
в
ребенка
основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка,
его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него
развитых высоких нравственных качеств не приходится.
Первейшая
задача
взрослых
заключается
в
том,
чтобы
помочь
дошкольнику определиться с объектами его чувств , разобраться в этом
непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без
обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей,
персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения
его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
Духовно-нравственное
воспитание
дошкольников
осуществляется
с
помощью различных методов, приемом и средств.
В работе выделяются следующие направления:
1 . Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение детям, беседы,
устные
поуч ения ,
об сужд ение
по ступков
геро ев
и
д е т е й . )
2 . Воспитательно-оздоровительное
направление
(праздники,
подвижные
и г р ы ,
п р о г у л к и ,
э к с к у р с и и ,
п о х о д ы . )
3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и
мультфильмов,
прослушивание
аудиозаписей,
участие
в
православных
п р а з д н и к а х )
.
4
. Нравственно-трудовое
направление
(труд
по
самообслуживанию,
изготовление подарков, атрибутов для игр).
Для
успешной
работы
в
данном
направлении
используются
разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод использую во время:
- чтения произведений устного народного творчества;
- наблюдений;
- показа сказок и других произведений вместе с детьми;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- целевых прогулок, экскурсий;
- моделирования сказок.
Словесные
методы
представляются
наиболее
эффективными
в
процессе:
- рассказа или беседы;
- чтения произведений;
- заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
- рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
- бесед с элементами диалога;
-
проведения
разнообразных
игр
(подвижных,
малоподвижных,
дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.
Важное значение имеет практический метод, который используется,
когда необходимо:
- изготовить с детьми наглядные пособия;
- организовать вечера с родителями;
-
провести
игры
(подвижные,
малоподвижные,
дидактические,
инсценировки);
- приготовить с детьми различные блюда народной кухни;
- изготовить поделки на выставки;
- организовать постановку сказок;
- провести экскурсии различной направленности;
-
нарисовать
или
слепить
из
пластилина
иллюстрации
к
сказкам,
потешкам, пословицам и поговоркам.
Ребёнок
подражает
поведению
взрослых.
Дети
гораздо
охотнее
принимают
наши
указания,
советы,
подсказки
и
следуют
им,
когда
совершенно уверены, что мы любим их.
В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении
изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши
указания — это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или
отсутствие нашей любви.
Единственный способ преодолеть подобную трудность — постараться
поменьше
читать
им
мораль
и
больше
наблюдать
за
ними.
Пройдет,
возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если
мы
сумеем
сохранять
спокойствие
и
терпение,
все
это
даст
хорошие
результаты. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он
поверил в наше доброе отношение к нему.
Одной
из
важных
задач
детского
сада
по
духовно-нравственному
воспитанию
является установление
тесной
связи
с
семьёй.
Семья
и
дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И
хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития
ребенка необходимо их взаимодействие.
Необходимость
подключения
семьи
к
процессу
ознакомления
дошкольников
с
социальным
окружением
объясняется
особыми
педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не
может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям,
эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а
не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия
для воспитания высших нравственных чувств.
В работу с родителями входит:
-собрания на духовно- нравственные темы;
-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной
педагогики;
-лектории для родителей;
-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;
-вечера вопросов и ответов;
-проведение совместных мероприятий;
-собеседования на диалоговой основе;
-анкетирование и тестирование;
-индивидуальные и групповые консультации;
-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей,
стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр,
литературы);
-визиты домой;
-экскурсии;
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и
открытых занятий;
-привлечение родителей к подбору произведений устного народного
творчества определенной тематики;
-выставки совместного творчества.
Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного
воспитания дает заметные результаты.
Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и
привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного
поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.
Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь
семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества
и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их,
ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их
жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка
играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить
важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно.
Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком
и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Для
повышения
эффективности
духовно-нравственного
воспитания
дошкольников
необходима
системная
организация
работы,
включающая
учебную,
досуговую,
трудовую,
спортивную,
повседневную
сферу
жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и
активных
методов
приобщения
дошкольников
к
истокам
национальной
культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении
основ народной педагогики.
Вывод:
Духовно-нравственное
воспитание
дошкольников
—
это
целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно
жить в современной драматической и противоречивой социальной среде.
Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в
соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить
детей
противодействовать
современным
социальным
опасностями,
разрушительным
тенденциям,
сформировать
своего
рода
духовно-
нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в
окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.