Напоминание

Духовно–нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках реализации ФГОС


Автор: Косолапова Галина Петровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 30 "Золушка"
Населённый пункт: п. Первомайский
Наименование материала: статья
Тема: Духовно–нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках реализации ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках

реализации ФГОС

В

дошкольном

возрасте

закладываются

основы

личности;

именно

дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное

восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и

духовного воспитания.

Духовно-нравственное

воспитание

дошкольников

позволяет

правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные

ценности и нравственные ориентиры.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс

формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения.

Содержанием

нравственного

воспитания

является

формирование

таких

нравственных

качеств

дошкольника,

как:

уважение

к

старшим,

дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться

на

горе

и

радость

других

людей,

добиваться

действенного

проявления

гуманных

чувств

и

отношений,

их

общественной

направленности,

воспитание

начал

ответственности.

Необходимо

создать

такие

условия,

чтобы

у

ребенка,

основываясь

на

примерах

из

опыта,

складывалось

осознание

и

понимание

того,

что

хорошо,

а

что

плохо,

чтобы

он

мог

самостоятельно

сформировать

и

иметь

представления

о

нравственных

качествах, таких как: жадность, дружба и многих других.

Такое

отношение

к

основополагающим

понятиям

нашей

жизни

продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным

помощником

ребенка

на

этом

пути

является

взрослый,

который

конкретными

примерами

своего

поведения

и

закладывает

в

ребенка

основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка,

его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него

развитых высоких нравственных качеств не приходится.

Первейшая

задача

взрослых

заключается

в

том,

чтобы

помочь

дошкольнику определиться с объектами его чувств , разобраться в этом

непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без

обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей,

персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения

его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.

Духовно-нравственное

воспитание

дошкольников

осуществляется

с

помощью различных методов, приемом и средств.

В работе выделяются следующие направления:

1 . Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение детям, беседы,

устные

поуч ения ,

об сужд ение

по ступков

геро ев

и

д е т е й . )

2 . Воспитательно-оздоровительное

направление

(праздники,

подвижные

и г р ы ,

п р о г у л к и ,

э к с к у р с и и ,

п о х о д ы . )

3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и

мультфильмов,

прослушивание

аудиозаписей,

участие

в

православных

п р а з д н и к а х )

.

4

. Нравственно-трудовое

направление

(труд

по

самообслуживанию,

изготовление подарков, атрибутов для игр).

Для

успешной

работы

в

данном

направлении

используются

разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод использую во время:

- чтения произведений устного народного творчества;

- наблюдений;

- показа сказок и других произведений вместе с детьми;

- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

- проведения дидактических игр;

- целевых прогулок, экскурсий;

- моделирования сказок.

Словесные

методы

представляются

наиболее

эффективными

в

процессе:

- рассказа или беседы;

- чтения произведений;

- заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

- рассказывания произведений устного народного творчества детьми;

- бесед с элементами диалога;

-

проведения

разнообразных

игр

(подвижных,

малоподвижных,

дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

- загадывания загадок;

- рассматривания наглядного материала;

- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

- разбора житейских ситуаций;

- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.

Важное значение имеет практический метод, который используется,

когда необходимо:

- изготовить с детьми наглядные пособия;

- организовать вечера с родителями;

-

провести

игры

(подвижные,

малоподвижные,

дидактические,

инсценировки);

- приготовить с детьми различные блюда народной кухни;

- изготовить поделки на выставки;

- организовать постановку сказок;

- провести экскурсии различной направленности;

-

нарисовать

или

слепить

из

пластилина

иллюстрации

к

сказкам,

потешкам, пословицам и поговоркам.

Ребёнок

подражает

поведению

взрослых.

Дети

гораздо

охотнее

принимают

наши

указания,

советы,

подсказки

и

следуют

им,

когда

совершенно уверены, что мы любим их.

В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении

изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши

указания — это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или

отсутствие нашей любви.

Единственный способ преодолеть подобную трудность — постараться

поменьше

читать

им

мораль

и

больше

наблюдать

за

ними.

Пройдет,

возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если

мы

сумеем

сохранять

спокойствие

и

терпение,

все

это

даст

хорошие

результаты. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он

поверил в наше доброе отношение к нему.

Одной

из

важных

задач

детского

сада

по

духовно-нравственному

воспитанию

является установление

тесной

связи

с

семьёй.

Семья

и

дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И

хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития

ребенка необходимо их взаимодействие.

Необходимость

подключения

семьи

к

процессу

ознакомления

дошкольников

с

социальным

окружением

объясняется

особыми

педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не

может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям,

эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а

не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия

для воспитания высших нравственных чувств.

В работу с родителями входит:

-собрания на духовно- нравственные темы;

-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной

педагогики;

-лектории для родителей;

-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных мероприятий;

-собеседования на диалоговой основе;

-анкетирование и тестирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей,

стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр,

литературы);

-визиты домой;

-экскурсии;

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и

открытых занятий;

-привлечение родителей к подбору произведений устного народного

творчества определенной тематики;

-выставки совместного творчества.

Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного

воспитания дает заметные результаты.

Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и

привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного

поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.

Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь

семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества

и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их,

ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их

жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка

играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить

важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно.

Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком

и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Для

повышения

эффективности

духовно-нравственного

воспитания

дошкольников

необходима

системная

организация

работы,

включающая

учебную,

досуговую,

трудовую,

спортивную,

повседневную

сферу

жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и

активных

методов

приобщения

дошкольников

к

истокам

национальной

культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении

основ народной педагогики.

Вывод:

Духовно-нравственное

воспитание

дошкольников

это

целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно

жить в современной драматической и противоречивой социальной среде.

Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в

соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить

детей

противодействовать

современным

социальным

опасностями,

разрушительным

тенденциям,

сформировать

своего

рода

духовно-

нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в

окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.



В раздел образования